Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЛЛИСТ II
29, С. 535-542 опубликовано: 7 апреля 2017г.


КАЛЛИСТ II

(ок. 1060 - 13/14.12. 1124, Рим; до избрания папой Гвидо), папа Римский со 2 февр. 1119 г., архиеп. Вьенны (1088-1121), церковный деятель периода борьбы за инвеституру. Сведения о Гвидо до его избрания архиепископом и о его служении на Вьеннской кафедре фрагментарны. Архиепископские картулярии были утеряны, сохранились лишь отдельные документы в списках XVII-XIX вв.; отрывочные сведения встречаются также в картуляриях аббатств Вьеннского архиеп-ства. Так, в гренобльском картулярии, в основе к-рого лежит собрание, составленное св. еп. Гуго Гренобльским (1080-1132), достаточно подробно освещен спор между епископом Гренобля и архиеп. Гвидо Вьеннским по поводу архидиаконии Серморен (ныне в черте Вуарона, деп. Изер) и аббатства Сен-Дона (1091-1107). В картулярии каноников коллегиальной церкви Сен-Барнар в Романе (ныне Роман-сюр-Изер, деп. Дром) отражен конфликт архиепископа с канониками из-за статуса канониката (в картулярии сохр. неск. подложных грамот, изготовленных, вероятно, по приказу архиеп. Гвидо в 1095).

Папы Римские Каллист II (слева) и Анастасий III перед троном Пресв. Богородицы с Мла-денцем. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. А. Эклисси. 1630–1644 гг. (Windsor, Royal Library. 8981)
Папы Римские Каллист II (слева) и Анастасий III перед троном Пресв. Богородицы с Мла-денцем. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. А. Эклисси. 1630–1644 гг. (Windsor, Royal Library. 8981)

Папы Римские Каллист II (слева) и Анастасий III перед троном Пресв. Богородицы с Мла-денцем. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. А. Эклисси. 1630–1644 гг. (Windsor, Royal Library. 8981)
Сохранилось 2 жизнеописания К.: одно, авторства кард. Пандульфа, датируется 30-ми гг. XII в., другое, составленное кард. Бозоном, относится к периоду понтификата папы Римского Александра III. Папские регистры не сохранились (последние упоминания о них в источниках относятся к кон. XII в.), однако до наст. времени дошло ок. 500 папских посланий. Частично сохранились акты Соборов в Тулузе, в Реймсе, во Вьенне, Латеранского I Собора. История отношений Папского престола в правление К. со светскими государями восстанавливается по англ., франц., южноитал. и герм. хроникам.

Гвидо род. в 1-й пол. 60-х гг. XII в., вероятно в фамильном замке графов Бургундских Кенже на р. Лу. Принадлежал к одному из самых могущественных семейств в Европе: отец - Гильом I Великий, гр. Бургундии (1057-1087), был союзником папы Римского Григория VII (1073-1085); мать - Стефания де Лонгви. Один из братьев Гвидо, Гуго, стал архиепископом Безансона. Семья была связана родственными узами почти со всеми могущественными светскими правителями Европы - с англ. кор. Генрихом I (1100-1135), имп. Генрихом V (1111-1125), франц. кор. Людовиком VI Толстым (1108-1137), кор. Галисии, Кастилии и Леона Альфонсо VII (Гвидо был также его учителем), гр. Робертом II Фландрским (1093-1111). Гвидо получил образование при соборе св. Иоанна в Безансоне.

Избрание Гвидо Вьеннским архиепископом (1088) завершило 5-летний период вакации кафедры. Причина столь длительного отсутствия архиепископа во Вьенне неизвестна. Вероятнее всего, были разногласия среди каноников относительно кандидата (М. Маурер, Б. Шиллинг). Известно, что епископское рукоположение Гвидо состоялось намного позже его возведения на кафедру. Папа Римский Урбан II (1088-1099), посетив Вьенну вскоре после избрания Гвидо, попросил молодого архиепископа сопровождать его в путешествии в Рим. Поскольку 1-й известный документ, подписанный Гвидо в архиепископстве, датирован 30 мая 1090 г., пребывание Вьеннского архиепископа при папском дворе могло длиться более года.

О пастырской деятельности Гвидо во Вьенне известно мало. Как и его семья, Гвидо поддерживал движение за реформы Церкви и представлявших его на Римском престоле пап. Архиепископ способствовал монашеской реформе и распространению цистерцианского ордена, реформе каноникатов. При нем была проведена реформа мон-ря Сент-Андреле-Ба во Вьенне, основан цистерцианский мон-рь Бонво, впосл. находившийся под папским покровительством. Известно о проведенном архиепископом провинциальном Соборе (19 нояб. 1108). Архиеп. Гвидо показал себя искусным политиком и администратором: при нем были отвоеваны замки Сесюэль, Мальваль, Монтарно, которые после избрания Гвидо папой Римским были переданы Вьеннскому архиеп-ству «в вечное пользование».

Один из наиболее серьезных конфликтов в период пребывания Гвидо на архиепископской кафедре, осложнивший его отношения с Урбаном II, вырос из территориального спора с епископом Гренобльским. Поводом для конфликта стал находившийся на границе Вьеннского и Гренобльского диоцезов важный в экономическом отношении архидиаконат Серморен, к-рый формально входил в юрисдикцию Вьеннской кафедры, но уже более 100 лет фактически подчинялся епископу Гренобля. Начало конфликта можно датировать 9 сент. 1091 г., когда архиеп. Гвидо и еп. Гуго независимо друг от друга утвердили дарение 2 подчиненных архидиаконату Серморен приходов близ Тюллена вьеннскому монастырю Сен-Пьер. Вопрос поднимался в ходе встреч иерархов (во Вьенне, дважды в Романе (1091 и в авг. 1095 в присутствии папы)) и на Соборах (в Бане, в Отёне (1094), в присутствии папы в Пьяченце (март 1095), в Клермоне (кон. нояб. 1095)), однако урегулировать ситуацию не удалось. История конфликта известна лишь в изложении Гуго Гренобльского, к-рый обвинял Гвидо в использовании фальшивок, взяток и военного давления, в т. ч. непосредственных угроз папе пленением. Этот конфликт стал причиной ухудшения отношений Вьеннского архиепископа и папы Урбана II. На Клермонском Соборе в отсутствие архиепископа дело было решено в пользу Гуго Гренобльского - архидиаконат Серморен и мон-рь Сен-Дона признавались его безоговорочными владениями.

Сохранилось много документов о противостоянии Вьеннского архиепископа и канониката Сен-Барнар в Романе, одной из богатейших общин архиеп-ства. По традиции, должности Вьеннского архиепископа и настоятеля общины каноников совмещались, однако постоянное вмешательство во внутренние дела канониката со стороны архиеп. Гвидо вызывало недовольство каноников, которые желали получить относительную независимость от архиепископа. Каждая из сторон предпринимала попытки легитимировать свою позицию путем подделки грамот. Так, вероятно по приказу Гвидо, были подделаны 25-е и 26-е «спорные» Вьеннские письма (Epistolae Viennenses spuriae), к-рыми от имени папы Римского Григория VII подтверждалось исключительное право архиепископа Вьенны на должность настоятеля канониката Сен-Барнара. Во время визита папы Урбана II в Роман каноники изложили свои претензии к архиепископу и попросили вывести их из его юрисдикции и подчинить Риму. Папа поддержал каноников в их противостоянии архиеп. Гвидо и в послании от 18 авг. 1096 г. даровал им привилегии и подчинил Риму.

После смерти Урбана II ситуация изменилась. Новый папа Римский Пасхалий II (1099-1118), дружественно настроенный по отношению к Гвидо Вьеннскому, в янв. 1107 г. сократил привилегии, дарованные каноникам его предшественником. После того как Гвидо Вьеннский был избран на Римский престол, одним из первых его посланий каноникат был вновь переведен в юрисдикцию Вьеннского архиепископа (привилегия от 28 июня 1119).

С нач. XII в. Гвидо принимал активное участие в папской церковной политике в качестве легата. После избрания папой Римским Пасхалия II Гвидо был вызван к понтифику и назначен папским легатом в Англии. Летом 1100 г. он отправился туда, вероятно, с целью заставить англ. кор. Вильгельма II (1087-1100) отказаться от практики утверждения папских легатов королем (это право было присвоено кор. Вильгельмом I Завоевателем). Неудача папского посланника, вероятно, стала причиной отзыва легатских полномочий. Вскоре (точная дата неизв.) Гвидо был назначен папским легатом в Вост. Франции и Бургундии и неоднократно принимал участие в урегулировании конфликтов между франц. епископами. В 1107-1109 гг. был папским наместником в архиеп-стве Безансон, а позднее разрешил спор между 2 главными церквами Безансона, Сен-Жан и Сент-Этьен, за статус кафедрального собора (и соответственно за право капитула собора избирать архиепископа). После того как имп. Генрих V в послании (предположительно, 1112 или 1113) поддержал каноников ц. Сент-Этьен, конфликт приобрел характер затяжной борьбы между партиями сторонников императора и папы Римского. Противостояние каноников двух церквей в Безансоне обсуждалось на Латеранском Соборе в марте 1116 г., затем на Латеранском I Соборе в 1123 г.

Отношения между Гвидо Вьеннским и папой резко обострились после принятия Пасхалием II документа о признании Церковью права светской инвеституры до епископского рукоположения, к-рый был навязан папе имп. Генрихом V (его уничижительное название «Pravileg» образовано от лат. слов pravus - кривой, неправильный и privilegium - закон, привилегия). Вьеннский архиепископ активно боролся за признание практики светской инвеституры незаконной. Неизвестно, участвовал ли Гвидо в разработке плана созыва Собора франц. духовенства в Ансе (не состоялся), где должны были обсуждать «Pravileg». На Латеранском Соборе в марте 1112 г. только делегат Гвидо, еп. Гало Леонский (Бретань), и еп. Жерар Ангулемский представляли франц. клир. Согласно решению Собора, «Pravileg» отменили как насильственно навязанный Церкви документ. Решения Латеранского Собора не удовлетворили мн. радикальных сторонников григорианской реформы, в т. ч. и Гвидо: светская инвеститура так и не была признана противоречащей каноническому праву, а император не был отлучен от Церкви. Недовольство итогами Латеранского Собора 1112 г. послужило поводом для созыва 16 сентября Собора во Вьенне (его инициатором стал архиеп. Гвидо). Вьеннский Собор не был достаточно представительным: в нем приняли участие 3 франц. и 14 бургундских епископов, но его решения отразили радикальный настрой французского духовенства - светскую инвеституру Собор запрещал как еретическую практику, а Генрих V, за которым не признавалось императорское достоинство, был отлучен от Церкви. Гвидо направил папе Римскому Пасхалию II письмо с призывом утвердить решения Собора. (LP. Vol. 2. P. 373-374). В ответном послании папа согласился признать соборные постановления, однако перефразировал их и представил в весьма обтекаемых формулировках.

Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v)
Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v)

Папа Римский Каллист II на троне в окруже-нии епископов. Копия утраченной фрески (1122–1124) в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 105v)
Архиеп. Гвидо Вьеннский в последние годы правления папы Пасхалия II приобрел большое влияние и сохранил его при папе Римском Геласии II (1118-1119). Впрочем, папа так и не возвел Гвидо в достоинство кардинала, что свидетельствует о том, что архиепископ не был особенно близок к папе и вряд ли рассматривался как возможный преемник. Вероятно, значительную роль в избрании Гвидо сыграла закрепившаяся за Вьеннским архиепископом после 1112 г. репутация решительного сторонника григорианской реформы. Важным аргументом могла стать и вооруженная охрана, в сопровождении к-рой Гвидо Вьеннский прибыл в Клюни (Stroll. Calixtus II. 1980. P. 19). Согласно «Компостельской истории», др. вероятным претендентом на Папский престол, был аббат Клюни Понтий (1109-1122). Там же приводится рассказ о недовольстве приближенных архиеп. Гвидо Вьеннского. Узнав о состоявшихся выборах папы, они ворвались в мон-рь и сорвали с архиепископа папские инсигнии, говоря, что римлянам следует оставить их пастыря и избрать себе др. епископа.

Папская коронация состоялась во Вьенне 9 февр. 1119 г. Место коронации и почти 2-месячное пребывание нового папы во Вьеннском архиеп-стве после избрания свидетельствуют, вероятно, о неустойчивости его позиций. К первым годам понтификата относятся привилегии, изданные папой в пользу Вьеннской кафедры, которую, став папой, К. сохранил за собой. Среди них было и признание юрисдикции Вьеннского архиепископа над Арлем (1120); тем самым был разрешен длящийся с нач. V в. спор между 2 кафедрами за примат над Юж. Францией. 1 марта в Риме состоялось собрание кардиналов, к-рые не присутствовали при избрании папы в Клюни. Кардиналы подтвердили законность избрания К.

Вскоре после этого К. начал подготовку большого Собора, где планировалось решить важнейшие проблемы «спора об инвеституре» и урегулировать существующие конфликты между светскими государями. Серединой апр. 1119 г. датируются первые приглашения на Собор в Реймсе. Новому папе достаточно быстро удалось наладить отношения с оппозиционными императору герм. прелатами. 24 июня 1119 г. на сейме в Трибуре значительная часть герм. высшего духовенства признала К. законным Римским папой и соответственно отреклась от ставленника имп. Генриха V антипапы Григория VIII (1118-1121).

С целью наладить отношения со светскими правителями и духовенством К. решил повторить маршрут путешествия папы Урбана II по франц. землям. 8 июля 1119 г. папа открыл Собор в Тулузе, куда прибыли епископы из Франции и гос-в Пиренейского п-ова. Собор осудил ересь Петра из Брюи (предшествовавшую альбигойской ереси (см. ст. Альбигойцы) и близкую ей), симонию и захваты церковной собственности светскими правителями. В кон. сент. 1119 г. в Страсбурге состоялись переговоры между послами папы К. (в качестве к-рых выступили Вильгельм из Шампо и Понтий, аббат Клюни) и имп. Генриха V. Стороны договорились о продолжении переговоров и о встрече в Музоне.

18 окт. 1119 г. К. прибыл в Реймс, где 20 окт. состоялось открытие Собора. Реймсский Собор - один из наиболее подробно освещенных в источниках XII в.; сохранилось его полное описание хронистом Ордериком Виталием. По своему значению Реймсский Собор не уступал I Латеранскому Собору 1123 г.: на него прибыли 15 архиепископов, более 200 епископов из Италии, Германии, Франции, Англии, Шотландии, Ирландии, стран Пиренейского п-ова; в работе Собора приняли участие франц. кор. Людовик VI и др. светские государи. После начала соборных заседаний К. выехал из Реймса, чтобы 24 окт. встретиться с императором в Музоне. Непримиримость позиций папы и имп. Генриха V, прибывшего в Музон с многотысячным войском, привели к срыву переговоров и предопределили решение Реймсского Собора. 29 окт. 1119 г. Собор подтвердил декреты о запрете светской инвеституры. 30 окт. К. отлучил имп. Генриха V и антипапу Григория VIII от Церкви.

Получив безоговорочную поддержку духовенства на Реймсском Соборе, папа смог более активно действовать против Григория VIII, к тому времени уже не имевшего возможности рассчитывать на помощь императора. Папе удалось переманить на свою сторону рим. знать, на которую ранее опирался Григорий VIII (в первую очередь семейство Франджипани). Антипапа, к 1120 г. удерживавший лишь Трастевере и районы вокруг базилики св. Петра, был вынужден бежать в Сутри. 3 июня 1120 г. состоялся торжественный въезд К. в Рим, где в Латеранской базилике была совершена папская интронизация (завершающий этап церемонии и коронацию в базилике св. Петра провели лишь после возвращения К. из Юж. Италии). Уже в первые недели в Риме К. удалось добиться от влиятельных рим. семейств признания его законным папой и получить от них клятву верности. Затем он направился на юг Италии для решения ряда политических проблем и лишь по возвращении в Рим в дек. 1120 г. смог приступить к подготовке штурма Сутри, где укрепился антипапа Григорий VIII. 17 апр. 1121 г. К. с большим войском подошел к крепости; после 8-дневной осады горожане выдали антипапу. Доставленный к стенам Рима Григорий VIII, одетый в овечьи шкуры, был усажен на верблюда лицом назад и провезен через весь город. После недолгого заключения в замке при Септизонии антипапу отправили в монастырь Ла-Тринита-делла-Кава близ Салерно (впосл. там же провел последние дни своей жизни антипапа Иннокентий III (1179-1180)).

После повторного запрета светской инвеституры Реймсским Собором и церковного отлучения имп. Генрих V в июне 1121 г. предпринял попытку силой укрепить свою власть в Римско-германской империи, выступив против архиеп. Адальберта Майнцского (1111-1137), которого К. назначил папским легатом. Архиеп. Адальберт собрал армию, чтобы противостоять императору, однако войны удалось избежать. На имперском сейме в Вюрцбурге (сент. 1121) состоялись переговоры между императором и сторонниками К. Подписанное по итогам переговоров соглашение предполагало подчинение императора Римскому папе, восстановление мира в империи, возвращение незаконно захваченных в ходе войн владений, однако вопрос об инвеституре там не затрагивался (Conventus Wirceburgensis // MGH. Leges. T. 2. P. 74). Узнав о подписании соглашения, К. отправил в Германию легатов - кард. Ламберто Сканнабекки (буд. Римский папа Гонорий II) и кардиналов Григория и Сасса.

Для окончательного решения вопроса об инвеституре планировалось провести Собор в Майнце, однако в соответствии с интересами императора соборные заседания были перенесены в г. Вормс. Собор в Вормсе состоялся во 2-й пол. сент. 1122 г. в присутствии императора, имперского духовенства и папских легатов. Обсуждение проблемы инвеституры продолжалось в течение недели. Хотя среди участников Собора было много сторонников радикального решения вопроса выборов и инвеституры епископов, возобладала идея компромисса. Заключенный 23 сент. 1122 г. Вормсский конкордат представлял собой 2 грамоты - папскую (Calixtinum) и императорскую (Heinricianum). Папа декларировал право императора присылать на выборы епископов Германского королевства своих представителей, в случае конфликтной ситуации император мог по совету прелатов избрать достойнейшего из двух претендентов, ему принадлежало право до рукоположения епископа совершать инвеституру скипетром в знак передачи ему имперских ленов (regalia). Вне Германии (в Италии и в Бургундии) епископы должны были получать скипетр от императора в течение 6 месяцев после рукоположения. В тех случаях, когда права Римской Церкви не затрагивались, признавалась вассальная зависимость епископа от императора. В свою очередь имп. Генрих V гарантировал право церковных властей на инвеституру кольцом и посохом, на свободные выборы и на рукоположение епископов и аббатов, возвращение всех незаконно отнятых держаний Римской Церкви и церковных князей Германии. Аналогичные компромиссные условия ранее стали основой соглашений папы с французскими и английскими властителями (см. также ст. Инвеститура).

Помимо решения вопроса об инвеституре исследователи выделяют и др. тенденции, нашедшие отражение в Вормсском конкордате. Была официально признана предложенная Иво Шартрским теория разделения власти церковного иерарха на церковную и светскую, вслед. чего светскую инвеституру не следовало рассматривать как прямое вмешательство в дела Церкви и подмену таинства рукоположения. Вормсский конкордат закрепил разделение Свящ. Римской империи на Германское королевство (Teutonicum regnum) и др. части империи (aliae partes imperii), обладавшие разными статусами в отношениях с императором и папой. Принятый в Вормсе документ способствовал сближению папы Римского с императором и англ. королем, что отразилось и на церковной политике: на Латеранском Соборе архиеп. Гамбургский и Бременский Адальберт смог добиться возвращения сканд. территорий (Швеции, Готланда и Норвегии - в 1104 они были переданы архиеп-ству Лунд), а в 1123 г., несмотря на протесты кардиналов, К. вручил паллий архиеп. Вильгельму Кентерберийскому, которого поддерживал король, хотя выборы архиепископа расценивались нек-рыми современниками как неканонические.

В начале понтификата К., действуя в интересах своего союзника, франц. кор. Людовика VI, выступил посредником в урегулировании военного конфликта между Францией и Англией; однако ни вопрос об утверждении (approbatio) англ. королем папских легатов, ни спор о примате между архиепископами Кентербери и Йорка в понтификат К. решены не были.

В начатой в 1116 г. войне на континенте англ. кор. Генриху I до окт. 1119 г. сопутствовал успех: антиангл. коалиция, которую удалось собрать Людовику VI, распалась после поражения союзных войск при Бремюле. В связи с этим участие Людовика VI в Реймсском Соборе традиционно рассматривается как попытка получить дипломатическое преимущество в условиях проигранной войны. Впрочем, на Соборе папа Римский лишь выразил надежду на скорейшее урегулирование военных конфликтов.

Перед началом соборных заседаний в Реймсе К. рукоположил Йоркского архиеп. Турстана (это вызвало недовольство англ. кор. Генриха I, т. к. избранный в 1114 г. Турстан в течение 5 лет не мог добиться рукоположения в Англии из-за своего отказа признать власть архиеп. Ральфа Кентерберийского). Тогда же Йоркской кафедре были подчинены ряд шотл. еп-ств (Оркнейских о-вов, Глазго; впрочем, вскоре епископ Глазго при поддержке шотл. кор. Александра I (1107-1124) объявил о своей независимости от Йорка). Тем самым К. продолжил политику своих предшественников, Римских пап Геласия II и Пасхалия II, пытавшихся использовать спор англ. иерархов о примате как средство политического давления на короля.

Решения Реймсского Собора, затрагивавшие структуру католической Церкви в Англии, сделали необходимым личную встречу папы с англ. королем; встреча состоялась недалеко от г. Жизор, на границе Нормандии. Определенным успехом папской дипломатии можно считать договоренность о мире между Англией и Францией. Однако др. проблемы так и не были урегулированы: кор. Генриху I удалось настоять на своем решении и не пускать Турстана, избранного архиепископом Йоркским, на территорию королевства; К. не смог заставить англ. короля отказаться от права утверждать папских легатов в Англии. 11 марта 1120 г. папа даровал Йоркской кафедре привилегию, согласно к-рой архиепископ Йорка получал независимость от Кентербери (в 1128 привилегия подтверждена папой Гонорием II). Впрочем, и после этого кор. Генрих I запрещал опальному архиепископу въезжать в Англию. Лишь в 1121 г. дело Турстана было рассмотрено на провинциальном Соборе, где архиепископ продемонстрировал папскую привилегию. На I Латеранском Cоборе, в к-ром приняли участие как Турстан Йоркский, так и новый архиепископ Кентербери Вильгельм, спор также не был решен (Вильгельма рукоположили во архиепископа Кентерберийского, однако статус Йоркской кафедры определен не был). К. поручил провести расследование кард. Иоанну Кремскому, назначенному легатом в Англии, однако папа умер прежде, чем легат достиг Англии.

Важнейшим предприятием К. на Пиренейском п-ове стало учреждение нового архиеп-ства с кафедрой в Сантьяго-де-Компостела. В конце своего путешествия по Франции, 27 февр. 1120 г. папа издал буллу о переносе архиепископской кафедры из захваченной арабами Мериды в Сантьяго-де-Компостела и назначении еп. Диего II Хельмиреса архиепископом и папским легатом в архиеп-ствах Мерида и Брага. Архиепископу Сантьяго-де-Компостела должны были подчиняться епископы Коимбры (ранее кафедра Коимбры была предметом спора между архиепископами Браги и Толедо) и Саламанки. Папа поддержал еп. Диего II Хельмиреса, несмотря на то, что создание нового архиеп-ства в Галисии ущемляло интересы архиеп. Бернарда Толедского и арагонского кор. Альфонсо I, ведшего затяжную войну в Галисии. Одной из главных причин этому был, вероятно, тот факт, что епископ Сантьяго-де-Компостела был последовательным сторонником и защитником прав малолетнего Альфонсо Раймундеса (буд. кор. Альфонсо VII), племянника К. Однако стремительное возвышение Диего II вызвало опасения у правительницы Галисии и матери Альфонсо Раймундеса Урраки. В 1121 г. Диего II Хельмирес был схвачен слугами Урраки и заключен в тюрьму. Обращаясь напрямую и через своего легата кард. Бозона к кор. Альфонсо VII, К. добился освобождения архиепископа. Конфликт с архиеп. Бернардом Толедским был улажен подтверждением его статуса примаса Испании. Также К. утвердил привилегии епископов Сеговии и Браги.

В послании от 2 апр. 1123 г. папа, обращаясь ко всем епископам, королям, принцам и графам, а также ко всем верующим, призвал их к участию в реконкисте. Тем самым понтифик подтверждал аналогичные послания предыдущих пап. Крестовый поход на Пиренейский п-ов приравнивался к походу в Палестину, его участники получали индульгенцию.

Особое отношение К. к Сантьяго-де-Компостела способствовало возникновению легенды, согласно которой папе приписывалось авторство т. н. Каллистового кодекса (Codex Calixtinus) - богато украшенной монастырской рукописи XII в., содержащей «Книгу чудес св. ап. Иакова» и ряд др. произведений.

Одной из важных задач политики К. являлось восстановление власти папства на территории Патримония св. Петра. После заключения Вормсского конкордата под управление папы было возвращено аббатство Фарфа, один из оплотов имперского влияния в Центр. Италии. С 1121 г. регулярными стали военные походы папы в Кампанию, права на к-рую папа пытался утвердить в ходе военного противостояния с графами Чеккано, контролировавшими проход к Беневенто (завершить военную кампанию удалось лишь папе Римскому Гонорию II). К. проводил активную политику укрепления влияния в Беневенто, форпосте Папской области в Юж. Италии. Менее успешной была политика в отношении прибрежных городов, где господствовали могущественное семейство Каэтани и граф Террачины Моноальд. Лишь к концу понтификата в ходе сложных переговоров папе удалось добиться усиления своего влияния. На короткое время К. получил контроль над Корсикой - по решению I Латеранского Собора остров был выведен из юрисдикции Пизанского архиепископа и подчинен непосредственно Римскому папе (в 1126 папа Гонорий II восстановил подчинение епископа Корсики архиепископу Пизы).

За время своего правления К. трижды совершал поездки по Юж. Италии: в июле-дек. 1120 г. (через Монте-Кассино, Беневенто, Гаргано и Трою в Бари и обратно в Рим), в июле 1121 - марте 1122 г. (Беневенто, Бари, Тарент, Поликоро, посетил Калабрию (Никастро, Катандзаро, Кротоне, Россано)) и в авг.-нояб. 1123 г. (Веноза). В условиях слабости власти светских правителей в норманнских владениях в Капуа, Апулии и Сицилии после смерти гр. Рожера I в 1101 г. главными задачами папства в этом регионе стали предотвращение усобиц и укрепление союза с норманнами. В 1120 г. в Беневенто К. принял клятву верности от норманнских правителей Жордана II Капуанского (1120-1127), герц. Вильгельма (Гилельмо) II Апулийского (1111-1127) и др. менее значительных князей. В том же году в Трое, во владениях герц. Вильгельма II, папа провозгласил «Божие перемирие» (pax et treuga Dei).

Вторая поездка папы в Юж. Италию была связана с оформлением новой церковной организации на завоеванных норманнами византийских и арабских землях. В правление К. Риму были подчинены еп-ства Аверса, Монтепелозо (Ирсина), епископская кафедра из Ории была перенесена в Бриндизи. Фрагментарно и не всегда достоверно освещено в источниках одно из важнейших предприятий К. в Юж. Италии - основание («восстановление») 14 янв. 1121 г. еп-ства Тре-Таверне (лат. Tres Tabernae). Юрисдикция нового епископа (кафедра к-рого располагалась на территории, контролируемой герц. Вильгельмом II) должна была распространиться и на нек-рые калабрийские владения гр. (впосл. короля) Сицилии Рожера II (1105-1154); т. о., основание еп-ства Тре-Таверне среди прочего имело целью расширить влияние герц. Вильгельма II. Осуществить свои намерения К. не удалось: войска гр. Рожера II заняли все калабрийские крепости на территории нового диоцеза. Переговоры К. с Рожером II в ходе Собора в Кротоне (янв. 1122) не привели к к.-л. результатам. Вскоре, сославшись на болезнь, папа вернулся на север, в Беневенто. Провал переговоров с сицилийским графом оттолкнул от К. бывшего союзника: в февр. 1122 г. вернувшийся из Византийской империи герц. Вильгельм II заключил союз с Рожером II.

Основными тенденциями, определявшими церковную политику К., были курс на усиление епископской власти и особое внимание к новым духовным орденам. Так, 9 мая 1122 г. он утвердил создание общины регулярных каноников св. Мартина в Зальцбургском диоцезе, а 4 нояб. того же года - общину каноников св. Мартина в Аугсбургском диоцезе. Для распространения августинского устава (см. Августина устав) среди каноников Латеранской базилики в Риме К. постепенно перевел туда каноников одного из важнейших каноникатов Италии - Сан-Фредиано в Лукке.

К. приписывалось утверждение 1-го устава цистерцианцев «Carta Caritatis», впрочем, в совр. историографии содержащая это распоряжение папская булла от 23 дек. 1119 г. считается поддельной (Berman C. H. The Cistercian Evolution. Phil., 2010. P. 62). Спустя несколько дней после Реймсского Собора К. одобрил устав премонстрантов, переданный ему св. Норбертом из Ксантена (формальное утверждение устава состоялось 17 февр. 1126). Нек-рые исследователи (Г. В. Клевиц, Ф. Й. Шмале) рассматривают политику К. по отношению к новым орденам - регулярным каноникам, цистерцианцам и премонстрантам - как одну из причин схизмы 1130 г., когда ставшие при К. кардиналами представители «нового» духовенства поддержали папу Иннокентия II, в то время как кардиналы «старой формации» оказались на стороне антипапы Анаклета II. Как полагает Б. Шиллинг, «новый» курс К. в вопросе избрания кардиналов в основном определялся провалом его сицилийской и калабрийской политики, а также сменой союзников папства в Риме - в последние годы понтификата К. главной опорой папства стал род Франджипани, ранее поддерживавший антипапу Григория VIII.

Понтификат К. иногда называют концом эпохи пап-реформаторов (напр., Klewitz. 1939). При нем усилилась власть епископов в диоцезах (этому были посвящены 7, 17-19-й каноны I Латеранского Собора) и были ограничены привилегии мон-рей, монашеских конгрегаций и частных церквей. Так, привилегия мон-рю Клюни и клюнийской конгрегации, данная К. 22 февр. 1120 г., ограничивала лишь мон-рем Клюни право аббата быть введенным в должность любым епископом (ранее это право распространялось на все мон-ри конгрегации). С изменившейся политикой по отношению к мон-рям нек-рые историки связывают отречение от титула и отъезд в Палестину в 1122 г. аббата Клюни Понтия, хотя в течение всего понтификата К. и аббат Клюни (несмотря на соперничество за Папский престол в 1119) сохраняли хорошие отношения: в 1120 г. К. был принят в братство монахов Клюни, а Понтий в том же году возведен в достоинство кардинала.

Незадолго до смерти К. объединил субурбикарные кафедры Сильва-Кандиды и Порто, сократив число кардиналов-епископов до 6.

В конце понтификата К. выступил с инициативой по воссоединению Церквей. Папское письмо визант. имп. Иоанну II Комнину (1118-1143) не сохранилось. В ответном послании (июнь 1124) император интересовался переговорами о церковном воссоединении.

Вормсский конкордат, а также др. достижения политики К. требовали соборного закрепления и утверждения. О начале подготовки Собора католич. Церкви папа впервые объявил в дек. 1122 г. Соборные заседания проходили в Латеранской базилике в Риме, в них приняло участие большинство церковных иерархов Европы (сведения в источниках о точном числе участников Собора разнятся). Значительная часть канонов была посвящена дисциплине клира: 1-й и 2-й каноны запрещали симонию и переход из одной степени посвящения в другую, минуя промежуточные (эти каноны воспроизводили 1-2-й каноны Тулузского Собора 1119 г., где обсуждалась реформа франц. духовенства). В 3-м каноне было названо недопустимым сожительство клириков с женщинами. 21-м каноном запрещались браки клириков, а все совершенные к тому моменту браки объявлялись незаконными. Были запрещены браки между кровными родственниками (5-й канон). Рядом канонов регулировались отношения светской и духовной властей - главный вопрос эпохи борьбы за инвеституру. В 4-м каноне, со ссылкой на Вормсский конкордат, был сформулирован запрет светским лицам вмешиваться в дела Церкви. Отдельными канонами регулировались вопросы церковной собственности: 14-й канон запрещал изъятие светскими лицами пожертвований церкви, обложение податями и фортификацию приходских церквей; 8, 20 и 22-й каноны касались неприкосновенности церковной собственности и, в частности, регулировали претензии папы в Беневенто и Равеннском экзархате. В 6-м каноне говорилось о пастырской деятельности антипапы Григория VIII, все рукоположения, совершенные им, объявлялись незаконными.

Коронация имп. Лотаря III. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 104v — 105)
Коронация имп. Лотаря III. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 104v — 105)

Коронация имп. Лотаря III. Копия утраченной фрески капеллы свт. Николая в Латеранском дворце в Риме. Рис. О. Панвинио. Ок. 1570 г. (Vat. Barber. lat. 2738. Fol. 104v — 105)
Собором последовательно проводилась политика по укреплению епископской власти: 10-й канон гарантировал каноническое избрание епископов; 7-й канон позволял архидиаконам, архипресвитерам, пробстам или деканам осуществлять пастырскую деятельность (cura animarum) и получать церковные пребенды лишь с разрешения епископа; 17-й канон накладывал ограничения на пастырскую деятельность монахов и аббатов. Назначать приходских священников имел право только епископ (18-й канон), в пользу епископа мон-ри должны были выполнять повинности за держания в границах диоцезов (19-й канон). Решение к.-л. епископа об отлучении от Церкви находящегося в его юрисдикции человека являлось действительным для всех епископов и не могло быть проигнорировано (9-й канон).

Нек-рые каноны I Латеранского Собора касались вопросов организации городской жизни в Риме и окрестностях. В 15-м каноне речь шла о церковном отлучении чеканщиков фальшивой монеты, в 16-м - об отлучении от Церкви лиц, к-рые грабили направлявшихся в Рим паломников или торговцев; в 12-м каноне регулировался раздел имущества после смерти «porticani» (вероятно, так называли многочисленных мелких торговцев и клириков-проводников, проживавших вдоль портика собора св. Петра - от ц. Сант-Анджело к площади перед базиликой). Особыми канонами регулировалась практика сохранения имущества крестоносцев, отправившихся в Палестину (11-й канон). 13-м каноном Собор поддержал движение «Божиего мира»: следовало предавать анафеме тех, кто после 3 предупреждений продолжал нарушать «Божие перемирие».

После I Латеранского Собора большую часть времени папа проводил в Риме, в основном занимаясь строительной деятельностью. При К. в Латеранском дворце была возведена капелла во имя свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, рядом с ней - 2 помещения (для заседаний совета (pro secretis conciliis) и опочивальня), которые по приказу понтифика украсили росписями.

Капелла свт. Николая Чудотворца была построена, вероятно, на месте оратория св. Кесария в вестиарии Латеранского дворца. Строительство и украшение капеллы, начатое К., было закончено предположительно антипапой Анаклетом II. В сочинениях рим. антикваров (П. Сабино, О. Панвинио, Я. Гримальди) сохранились подробные описания разрушенной в 1747 г. Бенедиктом XIV капеллы и копии настенных росписей. Капелла задумывалась как монумент завершению борьбы за инвеституру. Апсиду капеллы украшали 2 ряда изображений: в верхнем ряду в центре находилась Богоматерь с младенцем, с 2 сторон ее окружали ангелы. Согласно сохранившимся подписям, далее справа от Богоматери изображен Римский еп. св. Сильвестр I, слева - Римский еп. св. Анастасий I (без тиары). Два Римских понтифика с квадратными нимбами (К. справа и папа Анастасий IV слева) представлены коленопреклоненными перед троном Богоматери. Вероятно, изначально вместо Анастасия I и Анастасия IV на фреске были изображены Римский еп. Анаклет I и антипапа Анаклет II (у ног Богоматери), однако после осуждения антипапы и предания памяти о нем забвению подписи к изображениям изменили. С 2 сторон фрески была посвятительная надпись, в которой сообщалось, что церковь была построена и украшена по повелению К. (о точности копии посвятительной надписи до наст. времени ведутся споры).

В нижнем ряду были изображены Римские папы периода борьбы за инвеституру в хронологическом порядке (Александр II, Григорий VII, Виктор III, Урбан II, Пасхалий II и Геласий II), сгруппированные вокруг свт. Николая Мирликийского и стоящих по бокам от него свт. Григория I Великого и свт. Льва I Великого. Все папы изображены с нимбом и названы в подписях святыми.

Настенные росписи зала советов сохранились в копиях XVI в., выполненных, вероятно, по заказу А. Шакона. По всей видимости, уже в XVI в. представлялось затруднительным разобрать иконографию фресок, что стало причиной нестыковок между эскизами и подписями, сохраненными О. Панвинио. 3 из 4 фресок в капелле, посвященных победам пап над антипапами, имеют схожую композицию: в центре восседает папа, у его ног изображен стоящим на коленях сверженный антипапа (иконографически сцены близки изображениям Христа, восседающего на престоле и попирающего зверей (Пс 90. 13)). Согласно пояснительным подписям, на фресках были изображены папа Римский Александр II и антипапа Гонорий II, папы Григорий VII, Виктор III и Урбан II и антипапа Гильберт (Климент III), папа Пасхалий II с антипапами Теодериком, Альбертом и Сильвестром IV. Композиция последней фрески, на к-рой изображены К. и Григорий VIII, отличается: К. восседает на троне рядом с императором, они держат в руках свиток Вормсского конкордата, у ног К.- антипапа Григорий VIII (на фреске воспроизведена иконография дарения грамоты с привилегиями святому покровителю мон-ря).

6 мая 1123 г. К. освятил алтарь ц. Санта-Мария-ин-Козмедин (об этом свидетельствует надпись на алтаре). В церкви была устроена гробница папского камерария Альфано. Над саркофагом находится настенная роспись с изображениями Богоматери, ангелов и 2 пап (предположительно К. и Геласия II). Папы изображены в палиях и казулах, в тиарах с характерными для XII в. повязками. Известно также о предпринятых в понтификат К. работах по благоустройству города: к Латеранскому дворцу была подведена вода, устроены искусственный водоем и мельница при нем; рядом с мельницей папа распорядился посадить виноград и фруктовые деревья.

В 1120 г. К. утвердил почитание св. Давида Меневийского, приравняв двухкратное паломничество к его могиле в Сент-Дейвидсе в Великобритании к путешествию в Рим. На I Латеранском Соборе обсуждалась беатификация свт. Конрада, еп. Констанцского. К. похоронен в Латеранской базилике. По мнению нек-рых исследователей (М. Боргольте), тем самым было положено начало традиции папских погребений в соборе, характерной для всего XII в.

Соч.: PL. 163. Col. 1093-1338.
Ист.: LP. Vol. 2. P. 376-379; Mansi. T. 21. Col. 73-76, 187-318; Jaffé. RPR. T. 1. P. 526-548; Hesso Scholasticus. Relatio de concilio Remensi // MGH. SS. T. 12. P. 422-428; Bullaire du Pape Calixte II / Hrsg. U. Robert. P., 1891. 2 vol.; Historia Compostelana. Cap. 9-76 / Ed. E. Flórez // España Sagrada. Madrid, 1765. T. 20. P. 270-425; Cartulaires de l'église cathèdrale de Grenoble dits cartulaires de Saint-Hugues / Ed. M. J. Marion. P., 1869. P. 49-58; Epistolae Viennenses spuriae. 25, 26 // MGH. Epp. T. 3. P. 102-105; Eadmeri Historia Novorum in Anglia/ Ed. M. Rule. L., 1884. P. 110; Jaffé Ph. Concilii Tolosani decreta quaedam // Bibliotheca rerum germanicarum. B., 1869. T. 5. P. 352-353; Uodascalcus. De Eginone et Herimano // MGH. SS. T. 12. P. 446; Romoaldus II archiepiscopus Salernitanus. Annales. A. D. 1119-1121 // MGH. SS. T. 19. P. 416-417; Annales Romani // LP. Vol. 2. P. 347-348; Pax Wormatensis cum Calixto II // MGH. Const. T. 1. P. 159-161; Quellen zum Wormser Konkordat / Hrsg. W. Fritz. B., 1955; Cronica di Falcone Beneventano // Cronisti e scrittori sincroni Napoletani editi e inediti. Napoli, 1845. Vol. 1. P. 157-276; Caspar E. Die Chronik von Tres Tabernae in Calabrien // QFIAB. 1907. Bd. 10. S. 1-56 [текст хроники: S. 25-53]; Historiae Ecclesiasticae Orderici Vitalis. Lib. XII. IX-XXV / Ed. A. Prevost. P., 1852. T. 4. P. 334-409; Die Chronik von Montecassino // MGH. SS. T. 34. P. 527-553.
Лит.: Maurer M. Pabst Calixt II. Münch., 1886-1889. 2 Bde; Robert U. Histoire du Pape Calixte II. P., 1891; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 8. P. 139-227; Schieffer Th. Die päpstlichen Legaten in Frankreich vom Vertrage von Meersen (870) bis zum Schisma von 1130. B., 1935; Klewitz H.-W. Das Ende der Reformpapsttums // DA. 1939. Bd. 3. S. 372-412; Ladner G. B. I Ritratti dei Papi nell'Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 202-218, 251-252; White H. V. Pontius of Cluny, the Curia Romana and the End of Gregorianism in Rome // Church History. Chicago, 1958. Vol. 27. N 3. P. 195-219; Tellenbach G. Der Sturz des Abtes Pontius von Cluny und seine geschichtliche Bedeutung // QFIAB. 1963. Bd. 42/43. S. 13-55; Foreville R. Latran I, II, III et Latran IV. P., 1965; Schmale F.-J. Papsttum und Kurie zwischen Gregor VII. und Innozenz II. // Probleme des 12. Jh. Konstanz, 1968. S. 13-31; Chodorow S. H. Ecclesiastical Politics and the Ending of the Investiture Contest: The Papal Election of 1119 and the Negotiations of Mouzon // Speculum. 1971. Vol. 46. N 4. P. 613-640; Walter C. Papal Political Imagery in the Medieval Lateran Palace // Cah. Arch. 1971. Vol. 21. P. 109-136; Stroll M. Calixtus II: A Reinterpretation of his Election and the End of the Investiture Contest // Studies in Medieval and Renaissance History. N. S. 1980. Vol. 3. P. 1-53; eadem. New Perspectives on the Struggle between Guy of Vienne and Henry V // AHPont. 1980. Vol. 18. P. 97-115; eadem. Symbols as Power: The Papacy following the Investiture Contest. Leiden; N. Y., 1991; eadem. Calixtus II (1119-1124): A Pope Born to Rule. Leiden; N. Y., 2004; Herklotz I. Die Beratungsräume Calixtus' II. im Lateranpalast und ihre Fresken Kunst und Propaganda am Ende des Investiturstreits // Zschr. f. Kunstgeschichte. 1989. Bd. 52. H. 2. S. 145-214; idem. Bildpropaganda und monumentale Selbstdarstellung des Papsttums // Das Papsttum in der Welt des 12. Jh. / Hrsg. E.-D. Hehl, H. Seibert, I. H. Ringel. Stuttg., 2002. S. 273-292; Borgolte M. Petrusnachfolge und Kaiserimitation. Gött., 19952. S. 151-157; Jensen B. M. Callixtus II Consecrated the Cathedral of Piacenza in 1123? // Classica et mediaevalia. København, 1997. Vol. 48. P. 389-406; Schilling B. Guido von Vienne - Papst Calixt II. Hannover, 1998; Twyman S. Papal Ceremonial at Rome in the 12th Cent. L., 2002.
Н. А. Ломакин
Ключевые слова:
Папы Римские Каллист II (ок. 1060 - 1124), папа Римский с 1119 г., архиепископ Вьенны
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)