Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗЕДАЗЕНИ
Т. 20, С. 43-45 опубликовано: 10 января 2014г.


ЗЕДАЗЕНИ

Зедазе́ни [Зедазенский; Иоанно-Зедазнийский; груз. ზედაზენი, от ზედა - Верхний и ზადენი - Задени, название горы по имени древнегруз. языческого божества], во имя прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на склоне относящейся к Сагурамскому хребту одноименной горы (2-е название - Кухети), в 8 км к северо-западу от г. Мцхета.

Кафоликон во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря Зедазени. VIII в.
Кафоликон во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря Зедазени. VIII в.

Кафоликон во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря Зедазени. VIII в.
О горе Задени, где позже был основан монастырь, сложены народные легенды о том, что здесь обитал сказочный дэв, к-рый сторожил древнюю столицу Грузии Мцхету. На заходе солнца он спускался к реке и пил воду. По свидетельству исторических источников, гора носила имя одного из древнегрузинских языческих божеств - Задени. Четвертый царь династии Парнавазиани Парнаджом (Фарнаджом) (112/109-99/90 гг. до Р. Х.) «построил крепость Задени и создал идола по имени Задени» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 29; Вахушти Багратиони. 1941. С. 93; Такаишвили. 1900. С. 10-12). Г. А. Меликишвили считает, что культ Задени, так же как и культ Арма (Армази), был занесен в Картли из малоазийского мира расселившимися здесь мушками (месхами), одним из древнейших груз. племен. Задени занял первенствующее положение в древнегрузинском языческом пантеоне (Меликишвили. 1959. С. 316, 317). В дохристианскую эпоху Армази и Задени приносили жертвы. Идолы были сокрушены просветительницей Грузии св. равноап. Ниной после Крещения Грузии (326).

Появление мон-ря З. связано с основателем монашеской жизни в Грузии прп. Иоанном Зедазнели, к-рый пришел вместе с 12 учениками, т. н. сир. отцами из Антиохии по повелению явившейся ему во сне Пресв. Богородицы. Василий Зедазнели, ученик преподобного и автор «Жития и подвижничества святого отца нашего Иоанна Зедазнели и учеников его, которые просветили страну эту северную» рассказывает об обстоятельствах прихода монахов в Картли (Вост. Грузия) и основании З. (Sinait. iber. 50 (нет окончания), X в.; 1-я метафрастическая ред. кон. XI в.: НЦРГ. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.; 2-я метафрастическая ред. предположительно XII в.:НЦРГ. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.).

Груз. католикос Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) и груз. царь Парсман (Фарсман) (вероятно, Парсман V (540-558)), извещенные ангелом о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии», встречали монахов близ Мцхеты. Католикос проводил путников в мцхетский кафедральный собор Светицховели, выстроенный на месте, где был сокрыт хитон Господень. Старцы проповедовали и исцеляли, «обходили все места, где блаженная Нина учила вере Христовой». Наконец прп. Иоанн стал молиться, дабы Господь явил ему место, где должно основать монастырь. Духовному взору преподобного открылась гора Задени «в окрестностях восточнее Мцхеты, с северной стороны Животворящего Крестового монастыря (мон-ря Джвари.- Авт.)», вокруг к-рой вились демоны. В «Житии...» указано, что после проповеди св. Нины это место вновь стало средоточием бесов, к-рые умерщвляли всех людей, прикасавшихся к горе, кроме идолопоклонников и магов. Путники по молитве прп. Иоанна «немокрыми ногами» перешли разлившуюся по весне р. Арагви. Преподобный «зашел на высокую гору, которая именуется Зеда-Задени», расчистил от капищ могилу легендарного праотца грузин Картлоса, «нашел... небольшие пещеры и основал в них святую церковь и обосновался там». В «Житии...» уточняется, что преподобный «по правилу затворничества» не стал возводить для себя келью, а «нашел небольшую пещеру возле расселины в скале, в которой подвизался и в которой исполнил иноческое житие по вере своей» в течение 30 лет.

К подвижникам приходило много больных, получавших исцеления. По просьбе католикоса прп. Иоанн благословил своих учеников Иессея Цилканского и Авива Некресского, ставших святителями, занять опустевшие Цилканскую и Некресскую кафедры. Братия мон-ря умножалась. Однажды преподобный увидел во сне Пресв. Богородицу и св. равноап. Нину, повелевших ему разослать учеников для проповеди в разные уголки Грузии. Каждый из них, кроме ревнителя отшельнической жизни прп. Шио Мгвимского, взял с собой послушника, и они разошлись по Картли и Кахети, где основывали мон-ри. В З. остались только прп. Иоанн и диак. св. Илия. Ученик прп. Иоанна прп. Фаддей Степанацминдский (в источнике - Тата) основал мон-рь у подножия горы в т. н. Н. Задени - считается, что это может быть 3-церковная базилика «Касури» (от груз.- оселок), во имя вмч. Георгия. Место, где подвизался прп. Иоанн, стали называть Зеда-Задени (груз. В. Задени), позже - З.

В «Житии...» рассказывается, что св. Илия был вынужден носить воду в З. из Арагви. Прп. Иоанн испросил в молитве «подать» на горе источник воды, к-рая впосл. оказалась целебной. Позже для ее сбора в 5 м от церкви был сооружен небольшой резервуар.

Прп. Иоанн получил откровение о времени своей кончины и завещал св. Илии, принявшему настоятельство в З., и прп. Фаддею похоронить его в пещере на горе, там, где он совершал духовные подвиги. Однако ученики «соорудили честную раку» для мощей преподобного и погребли святого в основанном прп. Фаддеем мон-ре Н. Задени. Случилось землетрясение, и ученики решили выполнить завещание прп. Иоанна: «с большими почестями отнести раку на место его подвижничества и положить там его святые мощи в той же самой раке». Предположительно в кон. VI - нач. VII в. на этом месте была выстроена церковь, при к-рой был погребен св. Илия.

Согласно «Житию...», «спустя многие лета святой католикос Климент по восточную сторону от церкви воздвиг другую церковь - во имя св. Иоанна Предтечи». Очевидно, речь идет о ныне существующем храме, поскольку его архитектура позволяет датировать церковное здание VIII в., что совпадает со временем правления католикоса Картли Климента (70-е гг. VIII в.). Новая церковь занимала большую площадь, чем предыдущая, и т. о. мощи прп. Иоанна оказались погребенными под спудом возле жертвенника. Согласно письменным источникам, в 1-й пол. IX в. настоятель Гавриил пристроил к храму притвор. «Житие...» свидетельствует, что строительство в монастыре продолжалось при настоятеле Михаиле (была построена ризница, «вместе с усыпальницей выстроен придел»), настоятель Захария «возвеличил храм», Самуил «воздвиг каменный винный погреб».

В IX в. на территории З. арабами был убит сщмч. Иоанн Зедазнийский. С 1479 г. З. и мон-рь Шиомгвиме были семейными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе и Гурамишвили; в центре церкви погребен Гиви Гурамишвили, дядя супруги прав. Илии Чавчавадзе Ольги. Предположительно в XVII в., после разорения Вост. Грузии иран. шахом Аббасом I (1587-1629), З. окончательно пришел в упадок. В кон. XVII - XVIII в. на горе Задени обосновались представители северо-кавк. племен, совершавшие набеги в долину р. Арагви с целью увести людей в рабство и захватить скот. В 1705 г. сильно пострадала церковь в З. В 1-й четв. XVIII в. в зедазенских лесах был захвачен в плен и увезен в Дагестан груз. поэт Д. Гурамишвили (1705-1792), чей родовой дом находился поблизости, в с. Сагурамо.

Мон-рь дважды обновлялся при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони; 1705-1741). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони писал, что из-под фундамента церкви З. «струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась... и этой водой лечат недуги».

К 1849 г. З. был отреставрирован, но затем вновь подвергся разрушению. М.-Г. Сабинин в «Рае Грузии» писал, что во 2-й пол. XIX в. ц. во имя св. Иоанна Крестителя в З. находилась «в плачевном состоянии». Он также сообщал, что с древности в день памяти прп. Иоанна Зедазнели случается «дивное знамение Божие - течение воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого». Зедазноба (престольный праздник З.) часто посещали прав. Илия Чавчавадзе, совершавший из своего поместья в Сагурамо пешие прогулки до З., а также гостивший у него нем. литератор Артур Лейст, познакомивший западноевроп. читателя с нек-рыми произведениями груз. лит-ры.

В 1885-1889 гг. настоятель мон-ря Шиомгвиме свт. Александр (Окропиридзе) реставрировал З. на личные средства (11 тыс. р.), 10 янв. 1888 г. он «принял монастырь Иоанна Зедазенского» (Иверия. 1888. Янв.) по благословению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева). Монашеская жизнь возобновилась, но ввиду труднопроходимости зедазенских лесов, ставших прибежищем для разбойников, З. редко посещали богомольцы. Поскольку мон-рь не владел ни земельными угодьями, ни иными источниками дохода, насельники вскоре вновь покинули обитель.

С 1929 по 1944 г. З. стал убежищем для исп. Евфимия (Кереселидзе), к-рый хранил здесь ценные нотные рукописи Ф. И. Коридзе, продолжая писать музыку для духовных песнопений и работать над церковным календарем. В годы Великой Отечественной войны он был единственным насельником мон-ря; здесь же святой преставился и похоронен у вост. стены церкви.

Архим. Рафаил (Карелин) в соч. «Тайны спасения: Беседы о духовной жизни» приводит рассказ одного гурийца, к-рый «во время гонений» встретил в заброшенном З. подвизавшегося там в подвиге молчания архим. Парфения (Апциаури); после Великой Отечественной войны Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) перевел архим. Парфения из З. в Светицховели (погребен в мцхетском жен. монастыре Самтавро). В 1946 г. гора Зедазени и окрестные леса общей площадью 500 га были объявлены гос. заповедником, крепость и мон-рь - историческими памятниками.

Монашеская жизнь в З. возродилась в нач. 90-х гг. XX в., З. был освящен Католикосом-Патриархом Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили). Был построен церковный дом (1992-1995), отреставрированы церковь (1994-1995) и рака с мощами прп. Иоанна Зедазнели (1995). К 2009 г. в мон-ре подвизались 5 насельников.

По народному выражению, которое цитирует Б. Канделаки, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». О З. писали М. Ю. Лермонтов («Мцыри»), Н. А. Заболоцкий («Сагурамо»), Б. Ахмадулина («В Зедазени»), Р. Амашукели («Луна Зедазени») и др.

Известные настоятели З.: прп. Иоанн Зедазнели (VI в.); св. диак. Илия (кон. VI - нач. VII в.); Гавриил (1-я пол. IX в.); Михаил (кон. XI в.); Захария (после XI в.); Самуил (после XI в.); свт. Александр (Окропиридзе) (с 1888); исп. Евфимий (Кереселидзе) (1929-1944); игум. Савва (Кучава) (с нач. 90-х гг. XX в.).

Г. Марсагишвили, Н. Т.-М.

Архитектура

Мон-рь расположен на плоском участке склона, ограниченного с юга, со стороны Мцхеты, отвесной скалой, на северо-западе от к-рой размещена военно-оборонительная башня, на востоке - руины крепости. Между ними по всей длине мон-ря (до 140 м) сохранилась ограда (XVII в., с более древними фрагментами); вход на территорию находится между малой и военно-оборонительной башнями.

Древний храм представляет собой небольшую зальную церковь (площадь 10,1 кв. м) с прямоугольным алтарем и конхой на тромпах. Предположительно вход был сделан в сев. стене храма. Триумфальная арка конхи, равно как и цилиндрический свод вимы, имеет подковообразное очертание. Капители, подпорка, арка, триумфальная арка сделаны из гладкотесаного камня; снаружи на уровне внутренних капителей проходит 2-ступенчатый карниз из того же материала. Стены возведены из камня грубой обработки. Единственное окно алтаря имеет традиц. для народной архитектуры Картли и Кахети прямоугольную форму.

При строительстве 3-нефной базилики католикос Климент включил древнюю церковь в вост. часть сев. нефа новой, в результате чего зап. стена и значительная часть юж. стены древней церкви были разобраны; полностью сохранились сев. стена др. храма, алтарь, могила прп. Иоанна Зедазнели (у сев. стены перед алтарем) и колодец в зап. части.

Базилика католикоса Климента широкая и короткая, ее план близок к квадрату (13,7×13,3 кв. м; сев. стена длиннее южной); она имеет 2 входа - с юга и запада (зап. врата пробиты, по-видимому, в позднесредневек. период). Нефы разделены между собой 2 парами массивных столпов, со стороны среднего нефа украшенных прямоугольными уступчатыми пилястрами. Главный неф заметно выше боковых, с востока в него через виму открывается полукружие апсиды с каменным синтроном в центре. Подпорки, декоративные арки вдоль стен и разделительные арки между нефами сделаны из кирпича, своды выполнены с помощью забутовки. Проем в вост. стене юж. нефа ведет в пастофорий.

Фасад строения возведен из булыжника и рваного камня, отделан равноугольными квадрами. Три асимметричных окна алтаря украшены небольшими полуциркульными бровками. Над окном центральной апсиды высечено изображение креста. С юга к храму пристроен открытый притвор с восьмериковой колокольней (XVI-XVIII вв.).

В 1-й пол. XI в. в 3-нефной базилике был возведен каменный иконостас. В 1927-1928 гг. его фрагменты были перенесены в Тифлис (хранятся в ГМИГ). На одной из плит изображен прп. Симеон Столпник, на другой - 2 фигуры царей, один из них - царь Кахети Квирике III (1010-1029). Там же сохранилась высеченная надпись асомтаврули: «Руками смиренного Закарии» - редкий образец подписи мастера по камню.

Храм был полностью расписан. Сохранившиеся фрагменты фресок частично позволяют судить о программе росписи, большая часть которой относится к XVII в. В конхе алтаря находился Деисус. В верхнем регистре алтаря с трудом различимы голова св. Иоанна Предтечи, часть трона Спасителя и опора для Его ног, в нижнем регистре - фигуры отцов Церкви красновато-кирпичного цвета. Фрагменты фигур святых сохранились также на косяках окон, на юж. стене юж. нефа и на зап. стене главного нефа. В вост. части сев. нефа находилось конное изображение вмч. Георгия, пронзающего дракона.

К юго-востоку от храма сохранились 2 кельи, высеченные в отвесной скале. Юж. стена большей, прямоугольной (4×4,4 кв. м) возведена из камня и кирпича; в ней имеются кирпичный камин и каменный стол. Малая келья расположена западнее большой.

Г. Марсагишвили

Зедазенская крепость

сохранившаяся в руинах, расположена в 150 м от З. В источниках названа «вратами в Кахети». До XI в. сдерживала натиск иранцев и лезгинских племен, считаясь неприступной. При груз. царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125), объединившем Грузию, в систему укрепления крепости входила также Херкская (Сагурамская) крепость; здесь находились гарнизоны хорепископа Кахети Квирике IV (1084-1102) и союзных ему турок. В 1101 г. св. царь, выиграв битву у р. Арагви, взял крепость. В течение года овладев Кахети, св. Давид смог за 2 последующих года освободить и занятый турками Тбилиси.

Крепостные сооружения сложены из кирпича и тесаного камня, в юго-зап. части крепости имелись 2-этажные ниши. Площадь позволяла укрыться 6 тыс. чел. Сохранились фрагменты жилых помещений, за оградой найдены врытые в землю квеври - кувшины для хранения вина.

Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-58 (на груз. яз.); ПДГАЛ. Т. 1. 1963. С. 3-68, 191-217; 1971. Т. 3. С. 83-107.
Лит.: Dubois Er. Voyage autour du Caucase, cher les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et Crimée. P., 1839. Vol. 2. P. 43; 1840. Vol. 4. P. 239, 244; Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С. 254-262; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 55-56; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджары. Тифлис, 1881. С. 97-109; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 10-14; Такаишвили Е. Хроника Месхийской псалтири // СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 10-12; Рункевич С. Г. Груз. экзархат // ПБЭ. 1903. Т. 4. С. 747; Амиранашвили Ш. Я. Зедазенский мон-рь // Тифлис и его окрестности. Тифлис, 1925. С. 332-333; Микеладзе Д. Зедазени // Там же. С. 327-331; Меликишвили Г. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1959. С. 97-109 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 111-115; Шмерлинг Р. О. и др. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 268-273; Канделаки Б. Зедазени. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Вольская А. Рельефы Зедазени // Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 1971. № 26. С. 11-16 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Г. Зедазени, Кликис Джвари, Гвиара // Ars Georgica. Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1971. Т. 7. С. 27-66; ОИГ. 1989. Т. 1. С. 259-260, 395-399; Андгуладзе Н., Девдариани Ф. Зедазени: Опись истории Грузии и памятников культуры. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 284-287 (на груз. яз.); Гуниа И. Груз. мон-ри: Энцикл. справочник. Тбилиси, 2005. С. 68-69 (на груз. яз.).
Н. Т.-М.
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Зедазени, во имя преподобного Иоанна Зедазнийского мужской монастырь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия