Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ ГЛИКИС
Т. 12, С. 715-716 опубликовано: 3 августа 2011г.


ГРИГОРИЙ ГЛИКИС

Григорий Глики́с [Глика; греч. Γρηγόριος Γλυκύς] (1-я пол. XIV в.), прп. (пам. греч. 1 окт.), иером., визант. мелург, доместик. Вероятнее всего, согласно указаниям в рукописях, он был доместиком ц. св. Апостолов в К-поле, а не служил в Великой ц. В наиболее ранней рукописи (Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.) он упоминается как «Григорий Гликис, иеромонах, доместик», но в более поздних его называют только «Григорий доместик» и реже «Григорий Глика». В нек-рых рукописях песнопения, к-рые приписываются Г. Г., надписаны именем Григорий Агиорит (напр., стихира вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 4-го гласа (Ath. Doch. 363. Fol. 344v, 2-я пол. XVIII в.)) по той причине, что Г. Г. подвизался в Великой Лавре на Афоне во время Патриаршества Каллиста I. По преданию, когда Каллист I в первый раз занял К-польскую кафедру (1350-1353), он направил на Афон постановление петь на литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» «О Тебе радуется», но его преемник свт. Филофей Коккин отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия. Во время 2-го пребывания на Патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление. Г. Г. приписывается сочинение мелоса «О Тебе радуется» 4-го плагального гласа с обозначением «древний» (ἀρχαῖον) (Ath. Xenoph. 189, 1893 г.). Согласно преданию, накануне Богоявления Г. Г. спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресв. Богородицу, Которая поблагодарила его за песнопение в Ее честь и подарила золотую монету. С тех пор утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть» (см.: Ath. Xenoph. 189. F. 208r; Порфирий (Успенский). С. 184-185). Нек-рые исследователи считают, что Г. Г. называли также Григорием Кукузелем, уподобляя его прп. Иоанну Кукузелю (Καράς Σ. ᾿Ιωάννης Μαΐστωρ ὁ Κουκουζέλης καὶ ἡ εποχή τοῦ. ᾿Αθῆναι, 1992. Σ. 40-41).

Деятельность Г. Г. в качестве мелурга относится к периоду расцвета калофонического пения. Наиболее часто в рукописях встречаются его калофонические стихи полиелея λατρινός «Раби Господа» 1-го гласа (Ath. Сutl. 399, сер. XIV в. (с надписанием имени Γληγορίτζη; Пс 134. 12a); 436, XVI в.; 457, 2-я пол. XV в. (Пс 134. 16a); Ath. Philoth. 122, 1-я пол. XV в.; 125, XV-XVI вв.; Ath. Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; 987, после 1731 г.; 993, сер. XVII в.; Lesb. Leim. 459, ок. XVIII в. (Пс 134. 12b); РНБ. Греч. № 130, нач. XVIII в. (Пс 134.12b, 13a, 13b, 14a, 14b, 15a); № 132, посл. треть XVIII в., № 711, XVIII в.), стихи полиелея Николая Кукумы 1-го гласа (Ath. Ivir. 974, 1-я пол. XV в.; Ath. Konstamon. 86, 1-я пол. XV в. (Пс 134. 16a); Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в. (Пс 134. 15a)), а также полиелея Халивуриса (Χαλιβούρης) 1-го плагального гласа (Ath. Ivir. 985, 1425 г. (Пс 134. 7)). Г. Г. составил мелос антифонов на Богородичные и Господские праздники «Слово благо» (Пс 44. 2a) 1-го гласа (Ath. Philoth. 123, кон. XIV в., 122; Ath. Ivir. 973, нач. XV в.; Lesb. Leim. 273, 2-я пол. XVI в.; 238, ок. XVIII в. (Пс 44. 2a, 2b, 2c, 3a, 3b, 3c, 8c); Ath. Doch. 336, 1764 г.; РНБ. Греч. № 126, 2-я пол. XV в.; № 130, 132, 711), стихов антифонов в дни памяти святителей «Блажен муж, бояйся Господа» 4-го гласа (Ath. Ivir. 974, 1-я пол. XV в.; 949; РНБ. Греч. № 126, 130, 132, 711 (Пс 111. 2а, 2b, 3a, 3b, 4b, 9b); Lesb. Leim. 8 (Пс 111. 2a); 459, ок. XVIII в. (Пс 11. 2b); 238, ок. XVIII в. (Пс 111. 4b)), иногда с указанием «фессалоникийские» (θεσσαλονικαία) или «городской» (πολιτικός) (Ath. Konstamon. 86; Ivir. 985), антифонов «Блаженни непорочнии» 2-го гласа (Ath. Сutl. 457; Ath. Ivir. 1120, 1458 г.). Г. Г.- автор множества матим и кратим. Так, ему приписываются кратимы ὁμόνοια 4-го плагального гласа (Eεερετερε) в песнопении «Cвыше пророцы» (Ath. Cutl. 456, 1443 г.), стихиры арх. Михаилу «Чиноначальник вышних сил» 1-го гласа (Lesb. Leim. 231, ок. XVIII в.), стихиры вмц. Анастасии Узорешительнице «Живоноснаго Воскресения тезоимените» 2-го гласа (Lesb. Leim. 8), стихиры свт. Василию «Всех святых собрал еси добродетели» 1-го гласа (Ath. Ivir. 975, сер. XV в.; 991, 1670 г.; РНБ. Греч. № 126; Ath. Paul. 128, сер. XVIII в. (здесь - «украшенная» (καλλωπισμός) Кукузелем)), стихира вмч. Феодору Тирону ἔξω «Богодарованную благодать» (Τὴν θεοδώρητον χάριν) 2-го гласа (Ath. Ivir. 975). Впосл. калофонические стихи Г. Г. «Слово благо» были транскрибированы хартофилаксом Хурмузием в нотацию Нового метода (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. 1819 г.).

Г. Г. упоминается в службе, составленной прп. Никодимом Святогорцем в честь св. отцов, во Св. Горе Афонской просиявших (2-е воскресенье по Пятидесятнице). Мощи святого пребывают в Великой Лавре.

Ист.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 263; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 2. С. 207-208.
Изд.: Χαλδαιάκης Α. ῾Ο Πολυελέος στὴν Βυζαντινὴ καὶ μεταβυζαντινὴ μελοποία // ῞Ιδρυμα βιζαντινῆς μουσικολογίας̇ Μελέται. Τ. 5 / ᾿Εκδ. παρὰ τοῦ Γ. Στάθη. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 397-398 [Стихи полиелея λατρινος, Николая Кукумы, 136-го псалма, «Слово благо» и др.].
Лит.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3/2; Γεράσιμος Μικραγιαννανίτης. Γρηγόριος ὁ ῾Αγιορείτης // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 707-708; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 100; ᾿Αθανάσιος (Παναγιώτης), μον. ῾Η Πλατυτέρα τῶν οὐρανῶν: Τὸ ῞Αγιον ῎Ορος χριστιανικὸς κόσμος: Προσκυνητάριον τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. ᾿Αθήνα, 1989. Σ. 62; PLP. N 4275, 93387; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1-3; idem. ᾿Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 75, 105, 108; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 286-287; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1; Demetriou Chr. Das Sticherarion kalophon: kon Machairas A4 und die musikalischer Werke des Manuel Chrysaphes: Diss. W., 2001. S. 158-159.
Э. П. М.
Ключевые слова:
Мелурги византийские Преподобные Греческих Православных Церквей Калофоническое пение, греческий певческий стиль Доместик, в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе Святые Греческих Православных Церквей Григорий Гликис (1-я пол. XIV в.), преподобный (пам. греч. 1 окт.), иеромонах, византийский мелург, доместик Иеромонахи Константинопольской Православной Церкви Церковное пение византийское
См.также:
ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ (сер. XV в.), иером., визант. мелург
ГАВРИИЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ КСАНФОПУЛОВ (1-я пол.-сер. XV в.), иеромонах, доместик, византийский музыкальный теоретик, мелург
ГЕОРГИЙ СГУРОПУЛ доместик, визант. мелург периода калофонического пения
ГРИГОРИЙ СИЛИВРИЙСКИЙ (1-я пол. XV в.), иером., визант. мелург
ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АКАКИЙ прп. Латрский (пам. греч. 3 янв.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)