Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ
12, С. 714-715 опубликовано: 4 августа 2011г.


ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ

[греч. Γρηγόριος Μπούνης ᾿Αλυάτης] (сер. XV в.), иером., визант. мелург. Вероятно, мирское имя Г. Б. А.- Георгий (Ath. Dionys. 401, 1434 г.). В нек-рых рукописях есть указания на его происхождение из Силимврии (побережье Мраморного м.) (Brux. IV. 515. Fol. 18r, XVIII в.; РНБ. Греч. № 132. Л. 27 об.). Сохранились автографы Г. Б. А. 1433-1447 гг., к-рые, судя по ремаркам, относятся к времени его пребывания на Афоне (указаны афонские мон-ри Эсфигмен, Ватопед и Великая Лавра; см.: Sinait. gr. 1262, 1437 г.). Согласно Хрисанфу из Мадита, Г. Б. А. был последним протопсалтом собора Св. Софии до падения К-поля (Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων. Θεωρητικὸν Μέγα τῆς Μουσικῆς. Τριέστε, 1832. ᾿Αθῆναι, 1995r. Σ. 35). Кроме того, во мн. рукописях он упоминается как «монах из Константинополя» (см. подзаголовок ркп. Sinait. gr. 1262, ремарки в ркп. Athen. Bibl. Nat. 710, 1817 г.). Из его автографов наиболее важные - калофонический Кондакарь 1437 г. (Sinait. gr. 1262) и некалофонический Стихирарь 1445 г. (Dionys. 564).

Деятельность Г. Б. А. относится к периоду развития калофонического стиля. Из песнопений суточного круга ему приписываются стихи «Блажени непорочнии», вероятнее всего, 1-го плагального гласа (Пс 118. 26: Vatop. 1495, XV в.), стихи антифонов на Преображение на глас βαρύς (Athen. Bibl. Nat. 2406, 1453 г.) и стихи полиелея на глас βαρύς (Пс 134.16: Xeropot. 273, кон. XVI в.). Именем Г. Б. А. надписаны также ирмосы 4-й песни канона на Рождество Богородицы «Пою Тя, слухом бо Господи» 2-го гласа ἔξω (Ath. Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. № 237, посл. четв. XVII в.; № 130, нач. XVIII в.; № 564, нач. XVIII в.; Lesb. Leim. 245, 1649 г.; Ath. Xeropot. 329, 1-я пол. XVIII в.) и ирмосы канона Пасхи 1-го гласа - песни 3 (на 1-й глас τετράθωνος), 4 (2 варианта, 2-й - 1-го гласа ἔξω), 5 и 7 (Ath. Ivir. 991, кон. 1670 г.). В прокимне вечерни «Господь воцарися, в лепоту облечеся» 2-го плагального гласа (Аthen. Bibl. Nat. 2406) использован прием эпифонимы (фраза калофонического мелоса в виде анаграмматизма, повторяющаяся неск. раз).

В певч. сборниках часто встречаются матимы Г. Б. А.: калофонические стихиры и анаграмматизмы на праздники всего года (Ath. Ivir. 976, 1-я пол. XVI в.; Ath. Dionys. 569, 1685 г.; Ath. Pantel. 925, кон. XVII - нач. XVIII в.). Так, ему принадлежат: стихира св. вмч. Георгию «Разумнаго адаманта» 4-го гласа (Ath. Ivir. 991; Ath. Pantel. 1017, нач. XVI в.; Ath. Doch. 379, 1-я пол. XVII в.; Lesb. Leim. 231, ок. 1700 г.), стихира св. Критским мученикам (23 дек.) «Крит празднует днесь» (Κρήτη προεορτάζει σήμερον) 2-го гласа (Ath. Cutl. 438, XVI в.), стихира св. Марии Магдалине «Первее видевше» 2-го плагального гласа, стихиры Преображению «Петра, Иакова и Иоанна» 2-го плагального гласа (Ath. Ivir. 964, 1562 г.; 975, сер. XV в., 991), Успению «Взыде Бог в воскликновении» 2-го плагального гласа (Ath. Paul. 128, cер. XVIII в.), анаграмматизм Вознесению «Но посли якоже обещал еси нам» (᾿Αλλ᾿ ἀπόστειλον ὡς ὑπέσχου ἡμῖν) (из стихиры «Господи, апостоли») 2-го плагального гласа (Ath. Ivir. 975; Ath. Doch. 379, 1-я пол. XVII в.), осмогласник Τεριτο (РНБ. Греч. № 132, посл. треть XVIII в.).

Из песнопений литургии Г. Б. А. приписываются «Вкусите и видите» 2-го плагального гласа νενανο (Ath. Doch. 357, нач. XVII в.; Ivir. 993, сер. XVII в.) и Херувимская 4-го плагального гласа (Ath. Doch. 315, кон. XVI - нач. XVII в.).

В рукописях содержится также множество различных кратим Г. Б. А. к песнопениям всего года (Ath. Doch. 314, XVI в.; Ath. Gregor. 3, кон. XVII в.), в т. ч. ψαλτήρα 4-го плагального гласа (Lesb. Leim. 258, 1527 г.), φθορικόν 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 277, 2-я пол. XVI в.; CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Lesb. Leim. 350, нач. XVII в.; 459, ок. 1700 г.; РНБ. Греч. № 130), гласа βαρὺς и 4-го плагального (Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. № 711, кон. XVIII в.), πρόλογος (вид т. н. вступительной кратимы) Ετετερρε 4-го гласа, Νενενεανε 4-го плагального гласа (Ath. Сutl. 455, кон. XV - нач. XVI в.; Ath. Ivir. 1120, 1458 г.).

В одной из рукописей XVII в. Г. Б. А. представлен как достойный учитель последующих мелургов (Ath. Xeropot. 308, 1676 г.). Он считается автором неск. дидактических песнопений, относящихся к корпусу упражнений Пападики - «метода составления параллаги метрофонии и мелоса, всеполезнейшего» (Μέθοδος τῆς συνθέσεως τῆς παραλλαγῆς μετροφωνίας τε καὶ μέλους πάνυ ὠφέλιμως), демонстрирующего многочисленные варианты мелодического движения вверх и вниз по ступеням и со скачками: «Так поднимаешься, так спускаешься» (Νε, οὕτως οὖν ἀνάβαινε, οὕτω καὶ κατάβαινε) 4-го плагального гласа (Ath. Karakal. 237, 2-я пол. XVII в.; Ath. Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.; 998, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. № 237, посл. четв. XVII в.; Ath. Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.; Cutl. 397, cер. XVIII в.; 449, ок. 1700 г.; Ath. Ivir. 983, 1762 г.; Ath. Xeropot. 317, нач. XVIII в.), «Святая Троице, помози мне» (῾Αγίας Τριὰς βοήθησόν μοι) 2-го плагального гласа νενανο (Ath. Ivir. 987, после 1731 г.; Ath. Xen. 123, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг.; РНБ. Греч. № 132, посл. треть XVIII в.; № 711), «Начало гласов здесь» (῎Αρχου τῶν ἤχων ἐνταῦθα) 4-го плагального гласа (Ath. Ivir. 987, 1731 г.; Ath. Ath. Laur. Μ 45, XVIII в.), «Владычице Богородице, помози мне» (Δέσποινα Θεοτόκε βοήθησόν μοι) 2-го плагального гласа (Ath. Laur. Ε 128, 1741 г.). В рукописи XVI в. (Ath. Laur. E 6) Г. Б. А. назван «мудрейшим» (σοφώτατος).

Его сочинения характеризуются современниками как «превосходные, искусные, сложные, чудесные», многие из них переписывались в поствизант. период. Впосл. кратимы Г. Б. А. 2-го плагального и 4-го плагального гласов, стихиры вмч. Георгию, св. Марии Магдалине, Преображению, Успению были переписаны хартофилаксом Хурмузием с помощью нотации Нового метода (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 711, 1817 г.; 722, 1819 г.; 731, s. d.; 732, s. d.; 734, s. d.).

Лит.: Vogel M., Gardthausen V. Die griechische Schreiber des Mittelalters und der Renaissance. Lpz., 1909. Hildesheim, 1966r. S. 92; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ᾿Ιωάννης ὁ Κουκουζέλης ὁ μαΐστωρ καὶ ὁ χρόνος τῆς ἀκμῆς αὑτοῦ // ΕΕΒΣ. 1935. Τ. 14. Σ. 26-27; Πατρινέλης. Πρωτοψάλται. Σ. 71; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας; idem. ῾Η ἐκκλησιαστικὴ μουσικὴ τοῦ ῾Ελληνισμοῦ μετὰ τὴν ῞Αλωση (1453-1820): Σχεδίασμα ἱστορίας. ᾿Αθῆναι, 1999. Σ. 18; Στάθης. Χειρόγραφα; Παπαδόπουλος Γ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1977r. Σ. 292, 370; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1; Χαλδαιάκης Α. ῾Ο Πολυελέος στὴν Βυζαντινὴ καὶ μεταβυζαντινὴ μελοποιΐα // ῞Ιδρυμα βυζαντινῆς μουσικολογίας̇ Μελέται. Τ. 5 / ᾿Εκδ. παρὰ τοῦ Γ. Στάθη. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 436, 714.
И. В. Старикова, М. Александру
Ключевые слова:
Мелурги византийские Калофоническое пение, греческий певческий стиль Иеромонахи Константинопольской Православной Церкви Церковное пение византийское Григорий Бунис Алиат (сер. XV в.), иером., визант. мелург
См.также:
ГРИГОРИЙ ГЛИКИС (1-я пол. XIV в.), прп. (пам. греч. 1 окт.), иером., визант. мелург, доместик
ГРИГОРИЙ СИЛИВРИЙСКИЙ (1-я пол. XV в.), иером., визант. мелург
АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.
АМБЕЛОКИПИОТ (не позднее XIV в.), визант. свящ. и мелург
ГАВРИИЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ КСАНФОПУЛОВ (1-я пол.-сер. XV в.), иеромонах, доместик, византийский музыкальный теоретик, мелург
ГЕОРГИЙ СГУРОПУЛ доместик, визант. мелург периода калофонического пения
АВАСИОТ Николай (нач. XIV в.), византийский мелург
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АГАПИЙ СТАРШИЙ (в миру Леонард Асимакис; 1741–1815), иером., греч. просветитель
АГАФОН КОРОНИС визант. мелург 1-й пол. XIV в.