Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОРМИЗД
Т. 12, С. 119-120 опубликовано: 13 мая 2011г.


ГОРМИЗД

[лат. Hormisdas] († 6.08.523, Рим), св. (пам. зап. 6 авг.), папа Римский (c 20 июля 514). Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впосл. стал папой с именем Сильверий. При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии. Являлся секретарем Собора, происходившего в рим. базилике св. Петра (6 нояб. 502), на к-ром рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой Г. стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Вост. Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Г., императорами Восточной империи, К-польскими патриархами и др. сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243).

Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ)
Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ)

Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ)

Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на К-польскую кафедру патриарха свт. Македония II, в 514 г. имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на к-ром были бы разрешены споры между правосл. и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Г. об организации Собора датировано 12 янв. 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Зап. Церкви последовало лишь после 2-го письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 - Collectio Avellana. 2. N 109). В авг. 515 г. Г. направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Вост. Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Г. подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями др. Собора или имп. декретами (Ibid. N 125). Переписка между императором, Г. и рим. сенатом продолжалась в 516 г., но не привела к к.-л. результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

11 авг. 515 г. Г. подписал «libellus», или вероисповедную формулу (formula Hormisdae), где наряду с анафематствованием Нестория, Евтихия, Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга, Петра Кнафея провозглашалась анафема К-польскому патриарху Акакию и высказывалось требование принятия томоса папы Римского свт. Льва I Великого, а также выражалась идея необходимости пребывания в единстве с Римской кафедрой как хранительницей неповрежденного правосл. вероучения. Подписание формулы всеми вост. епископами являлось для Г. условием восстановления их общения с Римом.

Из вост. епископов «libellus» подписал и вступил в общение с Г. только Никопольский архиеп. Иоанн и подчиненные ему епископы Ст. Эпира, о чем Г. весной 517 г. сообщил имп. Анастасию (Ibid. N 127). Тогда же Г. направил увещательные послания К-польскому патриарху Тимофею, «всем епископам, поставленным в странах Востока», монахам и народу (Ibid. N 128-130, 132). В ответ на недовольство Фессалоникийского архиеп. Дорофея, возмущенного тем, что находившийся в его юрисдикции Никопольский архиеп. Иоанн не уведомил его о своем поставлении, Г. направил послание, где указал на единство Иоанна с Римским престолом и призвал Дорофея вступить в общение с папой, обещая сохранить за Фессалоникийской митрополией данные ей прежними папами привилегии (Ibid. N 133-135).

После смерти имп. Анастасия и вступления на престол имп. Юстина I (10 июля 518) поддерживаемый имп. семьей, клиром и народом К-польский патриарх свт. Иоанн II Каппадокиец созвал в К-поле Собор (20 июля 518), на к-ром было подтверждено почитание 4 Вселенских Соборов, восстановлены в диптихах имена папы Льва I, изгнанных за православие патриархов-исповедников свт. Евфимия и Македония II и всех поддерживавших их епископов и провозглашена анафема монофизитскому Антиохийскому патриарху Севиру. Осознавая необходимость восстановления общения с Римом всей Вост. Церкви, правосл. партия настаивала на повсеместном принятии решений К-польского Собора. 6 авг. того же года его решения были одобрены на Соборе в Иерусалиме, в сент.- на Соборах в Тире и Сирии Второй. В сент. 518 г. имп. Юстин отправил к Г. письмо, приглашавшее его прибыть в К-поль или прислать легатов для восстановления церковного единства. Одновременно с императором К-польский патриарх Иоанн направил Г. послание, в к-ром обещал анафематствовать патриарха Акакия, считавшегося в Риме главным виновником акакианской схизмы.

В нач. 519 г. с согласия кор. Теодориха Великого Г. отправил в К-поль послов (еп. г. Капуи свт. Германа, еп. Иоанна, пресв. Бланда, диаконов Феликса и Диоскора), к-рым было поручено доставить в К-поль «libellus» и добиться ее подписания всеми вост. епископами. Г. добавил в «libellus» анафематствование всех преемников Акакия, в т. ч. правосл. патриархов Евфимия и Македония II как не пребывавших в единстве с Римом, а также всех находившихся с ними в общении епископов (Ibid. N 158), однако не уведомил об этом императора и К-польского патриарха. По пути легатов в К-поль мн. епископы подписали «libellus», но Фессалоникийский архиеп. Дорофей согласился принять «формулу Гормизда» только после ее утверждения в К-поле.

25 марта 519 г. легаты были торжественно встречены в К-поле. На следующий день на приеме у императора в присутствии сената и епископов легаты зачитали «libellus» и потребовали его подписания для восстановления единства с Римской Церковью. 27 марта патриарх Иоанн вступил в спор с легатами по вопросу анафематствования преемников патриарха Акакия, настаивая на изменении текста «формулы Гормизда», но под давлением императора и сената патриарху было позволено только составить краткую преамбулу к папскому документу, не меняющую его смысла. 28 марта, в Великий четверг, в имп. дворце в присутствии императора, сената и клира патриарх подписал «libellus» и позволил легатам вычеркнуть из диптихов имена Акакия и его преемников, а также имена императоров Зинона и Анастасия.

Требование Г. анафематствовать всех епископов, находившихся в общении с Акакием и его преемниками, вызвало недовольство в ряде провинций. Наиболее сильные волнения имели место в Фессалонике, где архиеп. Дорофей проповедовал о грядущих гонениях на веру со стороны императора и Рима. Прибывший в Фессалонику осенью 519 г. легат еп. Иоанн был встречен народными волнениями, во время к-рых он был тяжело ранен. Однако на просьбу Г. о низложении Дорофея и об отправке его в Рим имп. Юстин ответил отказом. В нач. 520 г. на суде в Ираклии архиеп. Дорофей был оправдан и возвращен на свою кафедру.

Легаты оставались в К-поле до 10 июля 520 г., наблюдая за подписанием «формулы Гормизда» всеми епископами империи. В этот период в К-поле возникло дело монахов Максенция и Леонтия из пров. М. Скифия (совр. Добруджа), предложивших для примирения сторонников Халкидонского Собора и монофизитов христологическую формулу «един от Святой Троицы пострадал во плоти» (лат. unus ex Trinitate passus est carne; греч. ἕνα τῆς Τριάδος πεπονθέναι σαρκί). Формула была объявлена еретической монахами к-польского мон-ря акимитов, а легатами признана излишней по причине ее отсутствия в определениях Халкидонского Собора. Не добившись ее принятия в К-поле, скифские монахи направились в Рим. В послании Г. племянник имп. Юстина Юстиниан (впосл. император) предупредил папу об их отбытии и признал, что изложенная монахами формула может быть полезной для примирения противоборствующих партий. В Риме скифские монахи проповедовали свое учение перед народом и сенатом, но Г. отказался сформулировать свое отношение к их формуле. В авг. 520 г. скифские монахи отбыли в К-поль, не дожидаясь возвращения в Рим легатов.

После смерти патриарха Иоанна 25 февр. 520 г. в К-поле был рукоположен его преемник Епифаний, направивший 9 июля того же года Г. послание, заверявшее его единство с Римской Церковью. В ответ Г. выразил недоумение, что патриарх известил его о своем вступлении на престол лишь через 4 с половиной месяца (Ibid. N 205). Одновременно с патриаршим посланием Г. были переданы письма императора, императрицы, Юстиниана и др. Император и Юстиниан поставили папу в известность об отказе мн. епископов Понта, Азии и Востока анафематствовать преемников Акакия и бывших с ними в общении епископов и просили Г. изменить «libellus», ограничившись анафематствованием одного Акакия. В ответе Г., данном в марте 521 г. после повторного напоминания со стороны Юстиниана, подчеркивалось, что папа не допустит отклонения от позиции Римского престола (Ibid. N 236-238).

Г. погребен в соборе св. Петра. Его сын, папа Сильверий, написал эпитафию (Poetae latini aevi Carolini / Ed. E. Dümmler. B., 1881. Vol. 1. P. 114), в к-рой Г. приписывается восстановление правосл. иерархии в Африке после смерти арианского вандальского кор. Трасамунда (523).

Соч.: PL. 63. Col. 367-534; 67. Col. 1285-1287; CPL, N 1683-1684.
Ист.: Collectio Avellana / Ed. O. Günther. Pragae, 1895-1898. Vol. 35. Pt. 1-2. (CSEL; 35); ACO. Vol. 3. P. 62-92; LP. Vol. 1. P. 269-274; Marcellinus Comes. Chronicon / Ed. Th. Mommsen // MGH. AA. Bd. 9. P. 98; PLRE. Vol. 2. P. 1173; Michel le Syrien. Chronique. Brux., 1963. Vol. 2. P. 169; Theoph. Chron. P. 160-165.
Лит.: Болотов. Лекции. Т. 3. С. 302-305; Т. 4. 359-373; Duchesne L. L'Église au VIe siècle. P., 1925. P. 1-65; Caspar E. L. E. Geschichte d. Papsttums von d. Anfängen bis zur Höhe d. Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 164-169; Charanis P. Church and State in the Late Roman Empire: The Religious Policy of Anastasius the First, 491-518. Madison, 1939. P. 56-66; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. T. 2; Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb. (Mass.), 1950. P. 132-212; Capizzi C. L'imperatore Anastasio I (492-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità. R., 1969. P. 100-137; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 29-101; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen (5. bis 7. Jh.). B., 1980. S. 99-101; Speigl J. Die Synode von Heraclea 515. Lib. I // Annuarium Historiae Conciliorum. Paderborn, 1980. Vol. 12. P. 47-61; idem. Die Synode von 536 in Konstantinopel // OS. 1994. Bd. 43. S. 105-153; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg, 1986. Bd. 2/1: Das Konzil von Chalkedon (451): Rezeption und Widerspruch (451-518). S. 359-375; Schwartz Ed. De monachis scythicis // ACO. Vol. 4. Pt. 2. P. V-XII; Uthemann K. H. Kaiser Justinian als Kirchenpolitiker und Theologe // Augustinianum. R., 1999. Vol. 39. P. 7-8.
М. В. Грацианский
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Папы Римские Гормизд († 523), папа Римский (c 20 июля 514), святой (пам. зап. 6 авг.)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
АНАКЛЕТ I (Аненклет), папа Римский, св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля)