Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 6, С. 515-520 опубликовано: 19 ноября 2009г.


ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Новгородской и Старорусской епархии), на одном из о-вов Валдайского оз. в 3 км от г. Валдай Новгородской обл.

XVII в.

Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2002 г.
Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2002 г.

Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2002 г.
Замысел основания монастыря в честь Иверской иконы Пресв. Богородицы («Портаитиссы») возник у буд. Патриарха Никона, вероятно, в годы настоятельства в Новоспасском московском мон-ре. В 1648 г. архим. Никон просил посетившего Москву архим. Иверского мон-ря на Афоне Пахомия выполнить список с чудотворной иконы и прислать его в Москву вместе с планом Иверской обители, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиак. Павла Алеппского, Никон предполагал выстроить мон-рь в афонских архитектурных традициях, облачения братии хотел сшить по «греческим обычаям». В нач. 50-х гг., уже будучи Новгородским митрополитом, во время одной из поездок в Москву Никон обратил внимание на благоприятные для устроения мон-ря окрестности Валдайского оз. В 1652 г., путешествуя на Соловки за мощами сщмч. митр. Филиппа, Никон имел видение - сщмч. Филипп благословил Никона построить на одном из о-вов Валдайского оз. обитель. После поставления на Патриарший престол Никон рассказал царю о своем намерении основать мон-рь в честь Иверской иконы и получил поддержку. Вскоре был выбран остров («не особенно большой, но очень красивый, окруженный рыбными ловлями»), и в авг. 1653 г. Патриарх направил на Валдай «достойного старца-строителя» - архим. новгородского Свято-Духова мон-ря Иакова и «с ним боярского сына из своего Патриаршего дома и других людей, нужных для строительства, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители» (Шушерин. С. 52).

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. № 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др.

Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского. Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским.

Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г.
Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г.

Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г.

В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим. Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь» (Акты. № 21). Посетивший В. м. Антиохийский Патриарх Макарий III 19 авг. 1656 г. назнаменовал кресты на месте буд. престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресв. Богородицы (главный престол), во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и во имя прав. Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы был освящен 16 дек. 1656 г. Патриархом Никоном в сослужении Новгородского митр. Макария, Крутицкого митр. Питирима, Тверского архиеп. Лаврентия, настоятелей крупнейших рус. мон-рей. К этому дню из Москвы была привезена и поставлена в соборе выполненная на Афоне копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства Патриарха ко дню освящения собора государевым мастером А. Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона.

В архитектурном облике Успенского собора В. м. сочетаются традиции зодчества Рус. Севера (Новгорода) и правосл. Востока, прежде всего Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор В. м. с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; возможно, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях сев. зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединенные аркой (в наст. время - только на фасадах башен-крылец с сев. и юж. входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по вост. граням средней пары столпов. Собор хорошо освещается окнами и световыми барабанами глав, во время богослужений зажигались светильники на паникадиле желтой меди, привезенном из «франкских земель», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами» (свидетельство Павла Алеппского). Внутри собор украшали росписи и резные дубовые иконостас, хоры, двери. Резьбу 5-ярусного золоченого иконостаса (сквозные резные колонки, увитые виноградной лозой) выполнили мастера, работавшие также в Новоиерусалимском мон-ре: Герасим Окулов, белорус Андрей Фёдоров, Яков Иванов из Витебска, Осип Андреев и Клим Михайлов. Собор был расписан в 1688-1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». Важное место в росписи уделено событиям из истории афонского Иверского мон-ря, представлена история принесения в В. м. списка с Иверской иконы - с портретами Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Образы святых на столпах, возможно, являются работой белорус. мастеров.

Галерея вокруг собора «с двумя палатками в виде часовен», охватывающая здание со всех сторон, в т. ч. восточной, сообщалась с алтарем и служила местом захоронения настоятелей и почитаемых старцев; в боковых палатках размещались ризница и б-ка. Замысел создания галереи принадлежал Патриарху Никону (Акты. № 41, 62), ее замкнутость вокруг храмового здания находит параллель в композиции архитектурного ансамбля храма Воскресения Господня в Иерусалиме, палатки на боковых сторонах родственны бесстолпным приделам кафоликона Иверского афонского монастыря.

Валдайский мон-рь. Вид с северо- запада. Гравюра А. Степанова. Рисунок архит. А. Макушева. 1824 г.
Валдайский мон-рь. Вид с северо- запада. Гравюра А. Степанова. Рисунок архит. А. Макушева. 1824 г.

Валдайский мон-рь. Вид с северо- запада. Гравюра А. Степанова. Рисунок архит. А. Макушева. 1824 г.

В сент. 1653 г. в строящийся монастырь Патриарх направил первых насельников - Димитрия и Владимира - с поручением строителю мон-ря архим. Иакову постричь их в монашество с именами Диодор и Варух; к янв. 1654 г. в В. м. жили 26 монахов и 26 трудников. Ок. янв. 1654 г. архим. Иаков был возвращен в новгородский Духов мон-рь, первым настоятелем В. м. стал архим. Дионисий. В нач. 1655 г. он был назначен в др. обитель, а в В. м. перевели братию (более 70 чел.) упраздненного Кутеинского оршанского мон-ря во главе с иером. Иоилем (Труцевичем) скончавшимся в дороге и похороненным по завещанию в В. м.; среди прибывших в обитель монахов был Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого. Настоятелем В. м. «по общему согласию кутеинской братии» был избран иером. Дионисий II, в февр. 1655 г. в Москве возведенный в сан игумена. 21 марта 1655 г. казначей мон-ря мон. Нифонт писал Патриарху о конфликте между новоприбывшими и прежней братией: «Наша русская грамота с кутеинскою не сойдется, с ними вместе по их пети и чести не умеют, и они наших крылосных людей, священников и дьяконов поставили под стеною и их не возлюбили, и они, заплакав, пошли из твоего государева богомолья вон: кои к Москве к тебе, государю, а иные по розным монастырям... а священника у нас нашея русския веры нету ни единаго». В апр. 1655 г. соборные старцы - прежние насельники монастыря также писали Патриарху о «гонении от игумена» на них (Акты. № 57. 58). В мае мон. Нифонт оставил послушание казначея, нек-рые монахи намеревались, покинув монастырь, «по островом кельи ставить» (Там же. № 59). В грамоте Патриарха архим. Дионисию 18 нояб. 1657 г. упоминаются пустынники, живущие при мон-ре в отдельных кельях.

Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в В. м. начала работу типография, за 8 лет существования к-рой было издано 11 книг, в т. ч. «Рай мысленный» (1658), 2 издания Часослова (1657, 1658), «Брашно духовное» (1661), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665). В В. м. начали работать «справщики», переводчики, переплетчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В февр.- марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митр. Питирима (впосл. Патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митр. Питирима в В. м. перевели на рус. язык соч. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского). В нояб. 1665 г. Никон перевел типографию в Новоиерусалимский истринский Воскресения Господня мон-рь.

Вместе с кутеинскими иноками на Валдай из Орши, Мстиславля, Копоса (Копыси) и др. переехало множество мастеровых людей, к-рые в 1655 г. начали производить для В. м. из местной глины цветные изразцы; во главе этого производства стоял «мещанин из Копоса» Игнат Максимов. Изразцы продавали, в частности в тихвинский Большой и Зеленецкий мон-ри, новгородский архиерейский дом. В 1658 г. лучшие из мастеров были переведены в Новоиерусалимский мон-рь, однако в 1663-1666 гг. изразцовое дело в В. м. было продолжено. До наст. времени частично сохранились изразцы на одном из наличников настоятельского корпуса, возведенного в 80-х гг. XVII в.

Церковь в честь Богоявления Господня с трапезной. 1657 г. Фотография. 2002 г.
Церковь в честь Богоявления Господня с трапезной. 1657 г. Фотография. 2002 г.

Церковь в честь Богоявления Господня с трапезной. 1657 г. Фотография. 2002 г.

В годы первосвятительства Никона В. м. находился под его особым покровительством. В марте 1654 г. Патриарх прислал в обитель уставную грамоту (не сохр.), в том же году настоятелю был дарован сан архимандрита и право совершать богослужение «в служебной шапке, с полицею, и с сулком, с рипидами, и с ковром, и с осенением» (Акты. № 40), Патриарх делал многочисленные вклады в мон-рь: книгами (Творения свт. Григория Богослова и Синодик - в 1655), богослужебной и хозяйственной утварью (потир, набор из 6 серебряных стаканов, серебряная и вызолоченные стопы, ныне хранящиеся в музее «Новый Иерусалим»). Известны также вклады в В. м. царя Алексея Михайловича (серебряные кадило и звездица, ныне - в музее «Новый Иерусалим»), Патриарха Иоакима (напрестольное Евангелие, изд.: М., 1681). Монастырские крестьяне и слуги были изъяты из судебной власти поместных приказов и земских начальников и были подсудны настоятелю мон-ря во всех делах, кроме убийства, разбоя, воровства, эти тяжкие преступления разбирались в приказе Большого дворца, туда же поступали пошлины, собиравшиеся с монастырских вотчин. Все монастырские строения в городах и селах были освобождены от казенного постоя и подвод, мон-рь не платил торговых пошлин. В 1-й пол. 60-х гг. XVII в. число братии В. м. возросло до 200 чел. После низложения Патриарха Никона на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. все основанные им мон-ри, в т. ч. и В. м., были переданы в ведение епархиальных архиереев, затем закрыты, как организованные «не по уставам святых отцов», братию разослали по др. обителям, вотчины поступили в казну. Но уже в 1668 г. в В. м. был возвращен его настоятель архим. Филофей с братией, обитель вновь получила все привилегии и земельные владения.

На протяжении 2-й пол. XVII в. в мон-ре шло активное строительство. В мае 1657 г. началось возведение 2-го каменного монастырского храма - в честь Богоявления Господня с трапезной, в паперти храма находился придел во имя прп. Нила Столобенского; расположенная справа от собора трапезная замыкала монастырскую площадь с севера. В 1668-1669 гг. к Богоявленской ц. с севера были пристроены хозяйственные помещения. В 1670-1671 гг. к югу от деревянной ц. свт. Филиппа (1653) с трапезной (с 1672 именовалась больницей) была построена деревянная ц. св. Иакова Боровичского, к-рая в 1700 г. сгорела вместе с больницей, и на ее месте (в сев.-вост. углу) к 1708 г. была возведена каменная одноименная церковь с 2-этажным корпусом больничных келий. Филипповскую ц. перенесли на зап. св. врата (построены в 1656, перестроены в 1874-1875). К югу от Богоявленской ц. поставили каменную 3-ярусную колокольню (1679-1689) с 13 колоколами; слева от нее - 2-этажный каменный флигель братских келий (1679-1689); в зап. части мон-ря - 2-этажный братский корпус на погребах («Никоновский»); 2-этажный каменный корпус гостинных келий, примыкавший к Патриаршей башне (1683-1689). В 1684-1689 гг. к востоку от колокольни возвели каменный настоятельский корпус, к западу - Архангельские ворота с надвратной каменной ц. арх. Михаила (1683-1689); в 1685-1689 гг.- Михайловскую (Патриаршую) башню, в к-рой устроили хозяйственные службы, в 1686-1688 гг.- казначейский корпус, соединивший Михайловскую башню с Михайловской ц.

XVIII - нач. XX в.

К нач. XVIII в. В. м. пришел в упадок, в 1712 г. был приписан к строившейся Александро-Невской лавре, в 1730 г. вновь получил самостоятельность (часть имущества В. м. осталась в лаврской ризнице: 4 золотых напрестольных креста, священнические облачения с жемчужными оплечьями, митры, украшенные алмазами и жемчугом, 2 больших колокола и множество предметов быта). К сер. XVIII в. В. м. владел 7113 крестьянами и 4275 дес. пахотной земли; в 1764 г. все имения мон-ря отошли Коллегии экономии, В. м. был отнесен к 1-му классу. К мон-рю было приписано 5 обителей, мон-рь имел подворья в Москве и Новгороде.

Надвратная ц. во имя арх. Михаила. 1683–1689 гг. Фотография. 2002 г.
Надвратная ц. во имя арх. Михаила. 1683–1689 гг. Фотография. 2002 г.

Надвратная ц. во имя арх. Михаила. 1683–1689 гг. Фотография. 2002 г.

В XVIII-XIX вв. в мон-ре продолжались активные строительно-реставрационные работы. В пожаре 11 мая 1704 г. пострадал Успенский собор. Иверская икона Божией Матери и мощи св. Иакова Боровичского были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до полного восстановления собора в 1710 г. В сер. XVIII в. старые росписи были сбиты и собор расписали заново. В 1747 г. Богоявленский храм был перестроен и разделен на 2 этажа, на 2-м этаже освятили ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1-й трети XVIII в. был возведен братский корпус, примкнувший с юга к ц. арх. Михаила. К этому времени мон-рь оказался разделен постройками на 2 части: вост. (монастырская площадь с храмами и основными зданиями) и зап. (хозяйственные дворы). В 1731-1763 гг. вместо деревянных монастырских стен были сооружены каменные с башнями: Поваренной, Квасоваренной, Кузнечной и Юго-Вост.

После пожара 1825 г. в мон-ре были проведены строительные и ремонтные работы, изменившие первоначальный облик мн. построек. Во время ремонта Успенского собора в 30-х гг. XIX в. значительная часть росписи оказалась утраченной, новая роспись была выполнена в технике масляной живописи осташковскими мастерами И. и А. Митиными; во 2-й пол. XIX в. проводились еще 2 ремонта храма с поновлением живописи. В 1830-1831 гг. на месте зап. стены был построен гостиный корпус, а затем корпус конюших келий. В 60-х гг. XIX в. в юго-зап. углу мон-ря на месте стены построили каменный странноприимный корпус. В 1873-1874 гг. была разобрана каменная надвратная ц. свт. Филиппа и на ее месте выстроен новый одноименный храм. В кон. XIX в. в монастырском саду возвели каменную надгробную часовню-склеп. В XIX в. были выстроены также заново каменные Конная и Странноприимная башни и система дворовых стен.

Надвратная церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского. 1873–1874 гг. Фотография. 2002 г.
Надвратная церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского. 1873–1874 гг. Фотография. 2002 г.

Надвратная церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского. 1873–1874 гг. Фотография. 2002 г.

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин), Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский), Феофилакт (Русанов), Иустин (Вишневский), Амвросий (Протасов), Амвросий (Рождественский-Вещезеров), Владимир (Ужинский). Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры. Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора.

К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ.

1917-2003 гг.

Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г.
Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г.

Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г.
Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители был архим. Иосиф (Невский), хиротонисанный в 1921 г. во епископа Валдайского, викария Новгородской епархии. В июне 1918 г. братия и прихожане В. м. оказали сопротивление отряду милиции, пытавшемуся описать и изъять монастырские запасы продовольствия, архим. Иосифу удалось предотвратить кровопролитие. Осенью 1918 г. из В. м. были изъяты золотая риза с чудотворной Иверской иконы, др. старинная драгоценная утварь, вещи Патриарха Никона, но по распоряжению комиссара Наркомпроса 1 янв. 1919 г. ценности были возвращены в обитель. Вскоре монастырские рабочие, объединившиеся в «рабочий комитет», захватили ключи от монастырских кладовых и начали хозяйничать в мон-ре. В 1919 г. В. м. был преобразован в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях зап. стены был размещен «Никоновский музей», которым заведовал археолог Д. Д. Франц, с 1924 г.- И. Ф. Лукашевич (в 1920 был издан путеводитель по музею). Постановлением коллегии Петроградского отдела по делам музеев 22 февр. 1921 г. здания В. м. «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительное исторически-бытовое и художественное значение». В то же время состоялось публичное вскрытие мощей св. Иакова (их совр. местонахождение неизвестно). В 1927 г. трудовую артель при В. м. ликвидировали за «связь с Иверской чудотворной иконой». Настоятель был арестован и сослан в Рыбинск, затем жил в г. Валдае, 6 бывш. насельников В. м. в кон. 30-х гг. служили в селах Валдайского р-на. В монастырских помещениях разместились музей, мастерские, в 1941-1945 гг.- госпиталь, затем дом инвалидов - участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом, с 70-х гг.- база отдыха. К началу реставрационных работ 1959 г. большинство построек В. м. находилось в аварийном состоянии, автором проекта реставрации и научным руководителем работ был архит. Л. Е. Красноречьев.

В 1991 г. В. м. был передан Новгородской епархии, первым наместником стал игум. Стефан (Попков). В том же году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейший Патриарх отслужил молебен в Успенском соборе перед Иверской иконой Божией Матери. Богослужения начали совершаться в Богоявленском храме. К авг. 2003 г. в В. м. отреставрированы Успенский собор, Богоявленский храм, в к-ром освящены 2 престола: в честь Богоявления Господня и прп. Нила Столобенского, надвратный храм свт. Филиппа Московского, колокольня, Никоновский корпус, братские кельи. Находящаяся в наст. время в мон-ре Иверская икона Божией Матери - один из списков с чудотворной иконы, к-рый сохранялся в валдайской ц. апостолов Петра и Павла и был передан в мон-рь (совр. местонахождение древней чудотворной иконы неизв.). К сент. 2003 г. в В. м. жили ок. 30 насельников, обязанности наместника исполнял иером. Никандр (Степанов). В мон-ре создается музей истории обители.

Арх.: СПбФИРИ РАН Ф. 181 [Архив Валдайского Иверского мон-ря]; ГА Новгородской обл. Ф. 481. Оп. 1. Д. 427, 956 // РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 203 [Офицерская опись Валдайского Иверского мон-ря 1763 г.].
Ист.: Никон. Рай мысленный: Слово благополезное о создании мон-ря Пресв. Богородицы Иверские иже на Святе озере / Изд. Валдайского Иверского мон-ря. [Б. м.], 1659. СПб., 1999п; Акты Иверского Святоозерского мон-ря (1582-1706) / Собр. архим. Леонидом. СПб., 1878. (РИБ; Т. 5); Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 4; Новгородский хронограф XVII в. // Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 294-295; Шушерин И. Повесть о рождении, воспитании и жизни святейшего Никона, патр. Московского. М., 1997.
Лит.: Иверский Валдайский мон-рь - былое и современность. Б. м., б. г.; Описание первоклассного Иверского Богородицкого мон-ря Новгородской епархии. СПб., 1844; Дубинин. Колокольное производство на Валдае // Тр. комис. по исследованию кустарной промышленности в России. 1882. Вып. 8. Отд. 4. С. 146-149; Биография и письма в Бозе почившего отца архим. Лаврентия настоятеля первоклассного Иверского Богородицкого Валдайского мон-ря. М., 1887; Силин П. М. Торжество освящения соборного храма в Валдайском Иверском мон-ре. Новгород, 1898; он же. Валдайский Иверский Богородицкий мон-рь. СПб., 1892; он же. Ист. описание Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мон-ря. Новгород, 1889. Боровичи, 19123; Ильин М. А. К истории архитектурной композиции рус. мон-рей XVII в. // Ежег. Ин-та истории искусств. М., 1954. С. 279-297; Алферова Г. В. К вопросу о строительной деятельности патр. Никона // Архитектурное наследство. 1969. № 18. С. 30-34; Сивак С. И. Иван Исаев - строитель Иверского мон-ря // ПКНО, 1978. М., 1979. С. 456-458; она же. Подмастерье каменных дел Афанасий Фомин // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1984. С. 236-246; Белоненко В. С. Из истории книжности Иверского мон-ря в XVII в. // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-207; Истомина Э. Г., Красноречьев Л. Е. Иверское чудо. Л., 1982; Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мон-рь / Автор-сост. Н. Н. Жервэ. СПб., 2002; Вдовиченко М. В. Собор Валдайского Иверского мон-ря // Новгородские древности. М., 2002. С. 256-279; Рогожкина Е. И. Личные вещи и вклады Патриарха Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2002. С. 47-56.
Н. Н. Жервэ
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Новгородская и Старорусская епархия Русской Православной Церкви (21 ноября 1891 - 1943; 1956 - 7 окт. 1967; с 20 июля 1990) Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь Новгородской и Старорусской епархии
См.также:
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)
БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, осн. в нач. XIV в.
БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии
БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ярославской и Ростовской епархии