Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АХИЛЛИЙ
Т. 4, С. 206-207 опубликовано: 7 марта 2009г.


АХИЛЛИЙ

[Греч. ̓Αχίλλιος] († ок. 330), прп. (пам. 15 мая), еп. Ларисский. Род. в благочестивой семье, в юности овладел светскими науками, в т. ч. философией. При имп. Константине I Великом за свои добродетели был поставлен епископом г. Ларисса (Фессалия, Греция). Во время своего епископства А. воздвигал церкви и странноприимные дома, разрушал языческие капища. На I Всел. Соборе выступил в числе обличителей Ария и его приверженцев. При жизни А. прославился исцелениями, изгнанием нечистых духов и др. чудесами. Мирно скончался в глубокой старости.

Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в.
Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в.

Свт. Ахиллий Ларисский. Роспись церкви Кремиковского мон-ря. Болгария. XV в.
В 986 г. болг. царь Самуил перенес мироточивые мощи А. из Лариссы в столицу Болгарии г. Преспу (совр. Айос-Ахилиос на оз. М. Преспа), где в честь святого была построена базилика. Ок. 1015 г. часть мощей А. была возвращена в Лариссу, др. часть осталась в Преспе до 1072 г. В средневек. период почитание А. было распространено в Фессалии, Македонии, Сербии и Болгарии. Основным центром в Сербии стал Арилье, куда, по преданию, были перенесены мощи святого из Преспы (в наст. время сохранился только гроб). Пустая каменная гробница А. есть в крепости Лариссы. Мощи А. 14 мая 1981 г. были положены Серафимом, митр. Ларисским, в одноименном кафедральном соборе Лариссы. Часть мощей в наст. время находится в мон-ре Б. Метеоры.

Греч. жития А. IX и XIII вв. изданы Д. Софианосом; краткие содержатся в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 457) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 686). 15 мая в большинстве греч. календарей отмечается день преставления А. Кроме того, в ряде визант. рукописей под 8 февр. также указывается память А., предположительно это день перенесения его мощей (Kulič J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Minei. R., 1992. P. 89, 150-151).

А. особо почитался у юж. славян. Его память отмечена в месяцесловах Ассеманиева Евангелия XI в. (Л. 146), болг. Тырновского Евангелия 1273 г. (Тиханов. С. 12), Драгиина Евангелия 2-й пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 4. (Л. 205об.) и др. Служба А. включена в нек-рые болг. Минеи: Драганову кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 422) и Sin. slav. 25, 1339 г. (Иванова. С. 11-22) и др. Краткое житие А. вошло в состав нестишного Пролога, переведенного на Руси во 2-й пол. XII в. (древнейший рус. список 1-й пол. XIV в.- РГАДА. Тип. № 173. Л. 93об.- 94 и Тип. №174. Л. 67об.), и помещено в ВМЧ. Южнослав. житие в составе Стишного Пролога ошибочно объединяет жития А. и мч. Архилия, «иже в Тривалех убиеннаго».

Гимнография. По греч. рукописям визант. периода известны 3 канона А. Самый ранний, 4-го гласа, датируется X в. и принадлежит гимнографу Арсению, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. IX. P. 176-188, 399-400) с акростихом «̓Αχιλλίου με ἡ χάρις φωτιζέτω τὸν ξένον» (Ахиллия благодать да просветит меня странника). В греч. рукописях XI-XV вв. встречается канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «̓Αχιλλίου με τοῖς λίτοις σώτερ σκέπε» (Ахиллия молитвами мя, Спасе, покрой), гимнографа Иосифа, чье имя вписано в тропари 9-й песни (Ταμεῖον. Ν 606. Σ. 200). Следующий из известных греч. канонов датируется XIV в. и принадлежит Антонию, архиеп. Ларисскому. Он был опубликован в 1761 г. в Венеции в майской Минее (переиздана в Афинах в 1952) вместе с упомянутым каноном Иосифа. В XVIII-XIX вв. в Венеции и Лариссе был осуществлен ряд изданий служб А. (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 1-2).

Перенесение мощей А. в южнослав. земли после XIII в. обусловило появление как местной гимнографии А., так и редакций уже имеющихся текстов; так, напр., варианты канонов Иосифа зафиксированы в серб. (САНУ. № 361, сер. XIII в.) и болг. (Крк. № 19, XIV в.) рукописных Минеях. Известно неск. служб А. южнослав. происхождения. Служба, помещенная в праздничной Минее студийского типа (Sinait. slav. 25, XIV в.), имеет, по мнению К. Ивановой, болг. происхождение и написана для храма, где почивали мощи святого, скорее всего на Преспе. Еще одна, полиелейная, служба сохранилась в майской хиландарской Минее № 230 (XV в.) иерусалимского типа и связана с Арилье. Канон этой службы предположительно написан на рубеже XIV-XV вв. книжником Никодимом из Тисманы. В 1962 г. Дж. Радойчичем по майской Минее (Хиландарь. № 665, XV в.) были опубликованы ранее неизвестные тропарь и кондак А. Позднее было доказано, что лист с этими текстами был изъят из др., более поздней, рукописи Хиландарской коллекции - праздничной Минеи (№ 250, 1670 г.), содержащей полную службу А. В древнерус. рукописях XI-XIII вв. служба А. не зафиксирована.

Со сменой Студийского устава Иерусалимским память А. была постепенно вытеснена памятью св. Пахомия. В совр. богослужебной практике РПЦ и греч. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 мая, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. Μάϊος. Σ. 135).

Ист.: BHG, N 2012, 2013; ЖСв. Май. С. 525; Суботин-Голубовић Т. Нова служба св. Ахилиjу Лариском // ЗРВИ. 1989. № 27-28. С. 149-175; Sophianos D. Z. ῾Ο ῾Αγιος ̓Αχίλλιος Λαρίσης̇ ῾Ο ἀρχικὸς ἀνέκδοτος βίος (Θ´ αἰ.) καὶ ἡ μεταγενέστερη διασκευή του (ΙΓ´ αἰ.): ̓Ανέκδοτα ὑμνογραφικὰ κείμενα (̓Ιωσὴφ ῾Υμνογράφου, Μανουὴλ Κορινθίου, ̓Αναστασίου Γορδίου) // ΜΝΕλλ. 1990. N 3. Σ. 97-213; Иванова К. Неизвестна сръбска служба за св. Ахил Лариски (Преспански) // Старобългарска литература. 1999. № 31. С. 24-40.
Лит.: Тиханов П. Н. Терновский календарь. 1275 г. по списку Франца Миклошича. СПб., 1896. (ПДП; Т. 118); Лопарев Хр. Описание некоторых греческих житий святых. Житие св. Ахиллия Ларисского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 363-364; Радоjичић Ђ. Развоjни лук старе српске књжевности. Нови Сад, 1962. С. 231-234; Васильев. Ариљски прописивачки центар и култ светога Ахилиjа код Срба // Научни састанак слависта у Вукове дане. Реферати и саопштеньа. Београд, 1985. 14/1; Суботин-Голубовић Т. Култ светог Ахилиjа Лариског // ЗРВИ. 1987. № 26. С. 21-33; она же. Ахилиjе - Ахилиjе или о мешању култова // Зборник радова «Богородица Градачка у историjи српског народа». Чачак, 1993. С. 37-46; Иванова К. Служба на св. Ахил Лариски (Преспански) от синайския праздничен Миней № 25 // Palaeobulgarica. 1991. Т. 15. Вып. 4. С. 11-22.
О. В. Л., А. Ю. Никифорова

Иконография. А. обычно изображается как седовласый старец, с седой раздвоенной бородой средней длины, в традиц. для епископов облачении: в стихаре, фелони и омофоре; в руках Евангелие или развернутый свиток. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., он описан как «старец с закрученной бородой» (§ 8. № 36). Изображения его находятся в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 1150-1160 гг.; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, 1296 г.; в ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; в ц. св. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359 г.; в ц. свт. Николая в Псаче, ок. 1354 г. (Македония); в пещерной церкви мон-ря Сретения в Метеорах (Греция), 1366-1367 гг.; в церкви Кремиковского мон-ря (Болгария), XV в. и др. Образ А. встречается также среди отцов Церкви в изображении Никейского Собора.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 161; Chatzidakis M., Pelekanidis S. Mosaics Wall Painting. Kastoria. Kastoria, 1985. P. 68. Pl. 25.
Н. В. Герасименко
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Гимнография преподобных Ахиллий, епископ Ларисский († ок. 330), преподобный (пам. 15 мая)
См.также:
АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ прп. (пам. 20 нояб.)
ДАВИД СОЛУНСКИЙ (448/50-538/40), прп. (пам. 26 июня)
ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.)
ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АНАСТАСИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ († 662), прп., исп. (пам. 21 янв., греч. 13 авг., 20 сент.)
АНИН прп., чудотворец Халкидонский (пам. 13 и 18 марта, пам. греч.16 марта)
АНФИСА СТАРШАЯ († 700-775), игум. Мантинейская, прп. (пам. 27 июля)
АНФУСА ОМОНИЙСКАЯ (757-809), прп. (пам. 12 апр., греч. 17, 18 апр.)
АПОЛЛИНАРИЯ († ок. 470), прп. (пам. 5 янв.)