Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ
60, С. 134-138 опубликовано: 25 апреля 2025г. 


РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

[Греч. ῾Ρωμανὸς ὁ Μελῳδός] (кон. V в.- ок. 560), прп., выдающийся церковный гимнограф, автор множества многострофных кондаков.

Жизнь

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись ц. арх. Михаила в с. Кавалариана на о-ве Крит. 1327/1328 гг. (?)
Прп. Роман Сладкопевец. Роспись ц. арх. Михаила в с. Кавалариана на о-ве Крит. 1327/1328 гг. (?)

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись ц. арх. Михаила в с. Кавалариана на о-ве Крит. 1327/1328 гг. (?)
Практически все биографические сведения о Р. С. сводятся к неск. кратким рассказам о нем в визант. синаксарях (см.: Grosdidier de Matons. 1977. P. 159-165). В них сообщается, что преподобный происходил из сир. г. Эмеса (совр. Хомс), затем в г. Берите (ныне Бейрут) принял диаконский сан, а во времена имп. Анастасия (без уточнения, какого именно) переехал в К-поль, где стал клириком ц. Пресв. Богородицы в Кирах. Синаксари связывают начало творчества Р. С. с чудесным явлением ему Богоматери: когда он вернулся в Киры после паннихис во Влахернской ц. накануне праздника Рождества Христова и уснул, ему явилась Пречистая Дева и подала свиток, повелев съесть его; святой так и сделал, а проснувшись, сразу воспел свой знаменитый рождественский кондак: «Дева днесь» (позднейшие источники дополняют этот рассказ: якобы непосредственно перед явлением ему Богоматери Р. С. подвергся порицаниям за неумелое пение в церкви: Ibid. P. 190-191, 196). Впосл., согласно синаксарям, он составил ок. 1 тыс. кондаков, что скорее всего является преувеличением (если только не понимать эту цифру как общее число отдельных строф во всех его произведениях).

Император, во времена к-рого Р. С. поселился в К-поле,- это Анастасий I (491-518), а не Анастасий II (Артемий) (713-715), поскольку исполнение богослужебных песнопений «иже во святых смиренного Романа» (ψάλλων τὰ στίχη τοῦ ἐν ἁγίοις ταπεινοῦ ῾Ρωμανοῦ - подпись «смиренного Романа», характерная для кондаков Р. С.) упоминается в тексте Чудес вмч. Артемия Антиохийского - к-польском памятнике VII в. (чудо 18: Пападопуло-Керамевс А. И. Varia Graeca Sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв. с предисл. и указ. СПб., 1909. С. 20).

Из упоминаний различных событий в жизни К-поля в кондаках Р. С. можно сделать вывод, что он застал, среди прочего, землетрясение 551 г. (см.: Grosdidier de Matons. 1977. P. 178-185); т. о., время его кончины относится примерно к 560 г. Дату рождения Р. С. приблизительно можно определять только если принять во внимание тот факт, что, когда в 518 г. умер имп. Анастасий I, Р. С. должно было быть уже 25 лет, поскольку он имел посвящение в диаконский сан (хотя случаи посвящения и в более раннем возрасте также известны). Дополнительные сведения о биографии Р. можно почерпнуть из канона и кондака в его честь: в них упоминаются его аскетическое рвение с юных лет (что, впрочем, является обычным агиографическим топосом), а также происхождение из евр. семьи (γένος μὲν ἐξ ῾Εβραίων; Ibid. P. 169; это, однако, можно понимать и в том смысле, что Р. был семитом, т. е. сирийцем).

Сочинения

В рукописях сохранилось ок. 60 многострофных кондаков Р. С.: на грехопадение Адама и Евы и о смысле поста, о Ное, на жертвоприношение Авраама, на благословение Иакова, об Иосифе Прекрасном, на искушение Иосифа, о прор. Илии, на покаяние ниневитян (авторство спорно), о Вавилонских отроках, на Рождество Богородицы, на Благовещение, на Благовещение и Рождество Христово, на Рождество Христово (2 полных кондака), на Сретение, о Вифлеемских младенцах и на бегство в Египет, на Крещение Господне, на Богоявление, на брак в Кане Галилейской, на беседу с самарянкой, на исцеление прокаженного, на исцеление бесноватого, на исцеление кровоточивой, на умножение хлебов, на исцеление слепорожденного (авторство спорно), на усекновение главы Иоанна Предтечи, на притчу о блудном сыне (2 полных кондака), на притчу о богатом и Лазаре, на воскрешение Лазаря (2 полных кондака), на Вход Господень в Иерусалим, на притчу о 10 девах (2 полных кондака), на помазание Христа грешницей, на предательство Иуды, на отречение Петра, на стояние Девы Марии у Креста, на Страсти Христовы, на силу Креста, на поклонение Кресту, на победу над адом, на Воскресение Христово (6 полных кондаков), на неверие Фомы, на Вознесение, на Пятидесятницу, на проповедь апостолов всему миру, о Втором Пришествии, о новокрещеном, о всех преподобных (и о монашеской жизни), о всех мучениках, 40 мученикам Севастийским (2 полных кондака), в память землетрясения и пожара в К-поле.

Явление Пресв. Богородицы прп. Роману Сладкопевцу. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 78)
Явление Пресв. Богородицы прп. Роману Сладкопевцу. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 78)

Явление Пресв. Богородицы прп. Роману Сладкопевцу. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 78)

Каждый кондак содержит один или неск. проимиев (вступительная строфа, задающая тему гимна или содержащая краткое прославление события в общем; дополнительные проимии, как правило, принадлежат не Р. С., а иным авторам) и от 11 до 40 строф - икосов, строго следующих единой ритмической модели (в рамках одного кондака: помимо создания изысканной формы песнопения это позволяло исполнять икосы на одну мелодию), в к-рых последовательно раскрывается тема гимна как целого. Строфы подлинных кондаков Р. С. содержат акростих, включающий имя автора с теми или иными дополнениями («песнь Романа», «смиренного Романа» и т. п.).

В печатные богослужебные книги вошли лишь нек-рые из проимиев кондаков Р. С. (именно они получили в позднейшей традиции наименование «кондаки»); эти проимии сопровождаются одним-единственным икосом, к-рый, т. о., содержит лишь начальные рассуждения на тему того или иного праздника: такое сокращение, разумеется, отнюдь не соответствует авторскому замыслу.

Как с т. зр. богословского содержания, так и с т. зр. мастерства владения древнегреч. языком кондаки Р. С. представляют собой выдающиеся произведения визант. церковной лит-ры. Они демонстрируют хорошее знакомство с античным наследием, глубокое знание Библии и строгое Православие автора. Благодаря тому, что Р. С. принадлежал как к греческой, так и к сирийской культуре, он свободно совмещал в своих произведениях лучшие достижения обеих. Его стиль, поэтика и даже лексика оказали огромное влияние на последующее развитие правосл. гимнографии.

Помимо перечисленных выше перу Р. С. приписывается ряд кондаков, ему, по всей видимости, не принадлежащих (изд.: Sancti Romani Melodi Cantica: Cantica Dubia / Ed. P. Maas, C. A. Trypanis. B., 1970), а также многострофный гимн, напоминающий по форме кондак, в честь Рождества Христова - «Ангельские предыдите силы» (в позднейших богослужебных книгах этот гимн разбит на неск. циклов стихир, исполняемых в предпразднство Рождества).

Почитание

Почитание Р. С., как видно из текста Чудес вмч. Артемия Антиохийского, существовало уже в VII в. Его память установлена на 1 окт.- день, когда позднее стал отмечаться праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Фигура Р. С. является частью традиц. иконографии Покрова: он изображен в диаконском облачении, стоящим на амвоне (древний смысл термина - на возвышении в центре храма), со свитком кондака Рождеству Христову в руках.

В Типиконе Великой ц. о памяти Р. С. сказано как о локальном праздновании, совершаемом 1 окт. в мон-ре Пресв. Богородицы в Кирах (Mateos. Typicon. T. 1. P. 56). Там же находились его св. мощи (о мон-ре и его церкви см.: Janin. Églises et monasteres. P. 193-195). Впрочем, архиеп. Новгородский свт. Антоний в описании своего паломничества, состоявшегося в 1200 г., неск. раз упоминал о том, что мощи святого находились в храме Благовещения (ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3. С. 31, 58, 89).

Согласно различным редакциям визант. монастырских Типиконов студийской традиции и Иерусалимского устава, память Р. С. вместе с памятью ап. Анании отмечается 1 окт.; вечерня и утреня - будничные, но с пением «Бог Господь» (в древних уставах это означало повышенный статус дня; в частности, Студийско-Алексиевский Типикон указывает, что на праздник ап. Анании и Р. братия отдыхала после службы до середины дня: Пентковский. Типикон. С. 287) и совершением литургии. Впрочем, примерно с сер. XII в. в рус. традиции служба Р. С. фактически никогда не поется, поскольку в этот же день торжественно отмечается праздник Покрова. Преподобному посвящены особые кондак и седален (тропарь - общий преподобным), неск. стихир и канон.

Изд. и пер.: Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 1-241; idem. Sanctus Romanus Veterum Melodorum Princeps: Cantica sacra ex codicibus mss. Monasterii S. Ioannis in Insula Patmo. R., 1888; Амфилохий. Кондакарий; Цветков С., диак., пер. Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни... М., 1881; он же [Иаков (Цветков), иером.]. Кондаки и икосы разных церковных песнописцев... М., 1885; Цветков П. И., пер. Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную седмицу. М., 1900; Τωμαδάκης Ν. ῾Ρωμάνου τοῦ Μελῳδοῦ ὑμνο ἐκδιδόμενοι ἐκ πατμιακῶν κωδίκων. ᾿Αθῆναι, 1952; Sancti Romani Melodi Cantica: Cantica Genuina / Ed. P. Maas, C. A. Trypanis. Oxf., 1963; Grosdidier de Matons J., ed. Romanos le Mélode: Hymnes. P., 1964-1981. 5 t. (SC; 99, 110, 114, 128, 283).
Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 653-705; idem. Studien zu Romanos. Münch., 1899; idem. Umarbeitungen bei Romanos. Münch., 1899; idem. Miscellen zu Romanos. Münch., 1909; Васильев А. А. Время жизни Романа Сладкопевца // ВВ. 1901. Т. 8. Вып. 3/4. С. 435-478; Maas P. Die Chronologie der Hymnen des Romanos // BZ. 1906. Bd. 15. S. 1-44; idem. Grammatische und metrische Umarbeitungen in der Überlieferung des Romanos // Ibid. 1907. Bd. 16. S. 565-587; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. ῾Ρωμανὸς ὁ Μελῳδός κα τὰ ποιητικὰ αὐτοῦ ἔργα // ΕΕΒΣ. 1939. Τ. 15. Σ. 182-255; 1955. Τ. 25. Σ. 210 -283; Mitsakis K. The Language of Romanos the Melodist. Münch., 1967; Успенский Н. Д. Кондаки Св. Романа Сладкопевца // БТ. 1968. Сб. 4. С. 191-201; Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. P., 1977; Асмус М. В. Творчество Романа Сладкопевца (кон. V в.- ок. 560 г.) // Вестн. РГНФ. 2000. № 3. С. 189-200; Arentzen Th. The Virgin in Song: Mary and the Poetry of Romanos the Melodist. Phil., 2017; Gador-Whyte S. Theology and Poetry in Early Byzantium: The Kontakia of Romanos the Melodist. Camb., 2017.
Свящ. Михаил Желтов

Иконография

Сщмч.Игнатий Богоносец, прп. Роман Сладкопевец и донатор. Роспись диаконника церкви в с. Айвалы-Кёй в Каппадокии. XI в.
Сщмч.Игнатий Богоносец, прп. Роман Сладкопевец и донатор. Роспись диаконника церкви в с. Айвалы-Кёй в Каппадокии. XI в.

Сщмч.Игнатий Богоносец, прп. Роман Сладкопевец и донатор. Роспись диаконника церкви в с. Айвалы-Кёй в Каппадокии. XI в.
Иконография святого связана с памятниками визант. столицы. В Ватиканском Минологии (Vat. gr. 1613. P. 78, 1-я четв. XI в.) миниатюра на 1 окт. работы к-польского мастера Мины представляет явление Пресв. Богородицы Р. С.; он, средовек с короткими и волнистыми локонами, небольшой бородкой, спит на ложе, положив руку под голову. На Р. С. диаконские одежды: белый стихарь, короткая темная риза. Пресв. Богородица подносит к его закрытым устам белый свиток (Лазарев. 1986. Ил. 108; Визант. миниатюра. 2012. С. 192, 194. Ил. 160). В храмовой декорации: в росписи пещерной ц. во имя вмц. Варвары в Соганлы, Каппадокия (1006 и 1021), вместе с архидиак. первомч. Стефаном он изображен на вост. стене (и поименован с эпитетом), примыкающей к арке алтарной апсиды в нижнем ярусе, на фланге святительского чина (Therry N. La Cappadoce medievale: image et spiritualité. P., 2001. P. 179-181. Fishe 37; Захарова. 2011. С. 214); по мнению Гийома де Жерфаньона, это редкий для Каппадокии пример следования столичным образцам (Захарова. 2011. С. 214. Примеч. 44), хотя и в росписи каппадокийской церкви в Айвалы-Кёе (XI в.) Р. С. и первомч. Стефан фланкируют нишу диаконника с полуфигурой сщмч. Игнатия Богоносца (Jolivet-Lévy. 1991. Р. 153). Р. С. показан в желтом стихаре, с белым орарем на левом плече, с поднятой правой рукой, к-рой он держит кадило на цепях, на левой у него - 2-ярусная пиксида с рельефной крышкой. Рядом с Р. С., как и с архидиак. Стефаном в Айвалы-Кёе, написаны уменьшенные фигуры мирян-донаторов.

Появление в храмовой декорации изображений Р. С. вне диаконского чина могло быть обусловлено патрональной темой, как считает В. Д. Сарабьянов. Он отметил, что с Р. С. можно соотнести наполовину сохранившуюся фигуру молодого диакона в белом стихаре, с опущенной рукой (святой без бороды, с короткими темными волосами) в росписях собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) - на сев. стене близ алтаря сев. придела на хорах (Сарабьянов. 2014. С. 402, 403. Ил. 3; Он же. 2015. Ил. 8). Учитывая назначение хор как пространства для княжеской семьи и двора, а также архитектурное оформление их вост. концов в боковых компартиментах для служения литургии, Сарабьянов связывает появление его образа в этом месте храма с возможным посвящением Р. С. придела в память о св. князе-страстотерпце Борисе (Романе), брате строителя храма, блгв. вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (ныне на этом месте придел во имя свт. Николая Чудотворца, появившийся, вероятно, не ранее сер. XVII в.). Если такое предположение справедливо, то выбор имени в княжеской правящей родне в Др. Руси отличался от того, как нарекали имена в Византии, где императоры с именем Роман имели св. покровителем кого-то из одноименных мучеников, возможно из числа тех, чьи мощи были перенесены в столицу империи (см. ст. Константинополь, каталог храмов и мон-рей).

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись кафоликона мон-ря Ахтала в Армении. Между 1205 и 1216 гг. Фото: В. Е. Сусленков
Прп. Роман Сладкопевец. Роспись кафоликона мон-ря Ахтала в Армении. Между 1205 и 1216 гг. Фото: В. Е. Сусленков

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись кафоликона мон-ря Ахтала в Армении. Между 1205 и 1216 гг. Фото: В. Е. Сусленков

В дальнейшем место Р. С. в храмовом декоре определялось размещением чина св. диаконов, т. е., как правило, его пишут в алтаре или на прилегающих стенах (помимо минейных циклов). Его облик варьируется. Так же как в ц. вмц. Варвары в Соганлы, прямоличные изображения Р. С. есть в ц. свт. Николая в Вароше, в черте Прилепа (Сев. Македония, после 1298), но здесь в правой руке у него свиток; в росписи собора Драглевского мон-ря (Болгария, кон. XIV - нач. XV в.) в правой руке он держит крест (в такой же иконографии представлен в ц. арх. Михаила в с. Кавалариана, Крит; И. Спатаракис относит росписи этого храма к 1327/28, но, возможно, изображения диаконов более ранние (Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001. P. 73)). Во фресках посл. четв. XII в. ц. св. Бессребреников в Кастории чин диаконов занимает нижний ярус вост. стены, а точнее узкие простенки по сторонам апсиды алтаря и перехода к жертвеннику; Р. С. помещен в сев.-вост. углу, близ архидиак. первомч. Стефана. В росписях Ахталы (Армения, между 1205 и 1216) Р. С. представлен на сев. грани юго-вост. опоры (столпа?) на уровне нижнего ряда святительского чина в алтаре, его фигура меньше по высоте, чем другие, обращена влево, к алтарю, в правой руке - свиток, левая - в жесте моления. В ц. Асину (Панагии Форбиотиссы) (1105-1106), близ Никитари на о-ве Кипр, его изображение вместе с неизвестными святыми украшает сев. нишу, верхнюю ее часть занимает композиция «Рождество Пресв. Богородицы». В росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) Р. С. в чине св. диаконов написан в своде юго-вост. компартимента (Ibid. P. 184); в алтаре - в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия, сер. XIII в.) и в алтарной апсиде жертвенника (вместе с архидиак. Стефаном) - в Кралевой ц. того же мон-ря (1314), в ц. Богородицы Левишки в Призрене (ок. 1310-1313, мастера Михаил Астрапа и Евтихий); в небольшой нише-апсиде в ц. свт. Николая Чудотворца (Николая Каснициса) в Кастории (1160-1180) - прямолично, так же, как и в более крупной боковой нише ц. вмч. Никиты в Чучере близ Скопье (ок. 1320; здесь Р. С. сопоставляется с прп. Феофаном Исповедником, творцом канонов, к-рый как диакон изображен в аналогичной нише); фигуры Р. С. и архидиак. сщмч. Евпла Катанского фланкируют аркосолий в стенке, разделяющей алтарную апсиду и диаконник в ц. Одигитрии Печской Патриархии (ок. 1337); в ц. мон-ря Христа Антифонита на Кипре Р. С. представлен в слое росписи кон. XV в. с раскрытым кодексом; в составе Небесной литургии - в Никольской ц. в Ламбиотесе (дим Амари; ок. 1400; Spatharakis I., Essenberg T, van. Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2012. Vol. 3: Amari Province. fig. 340; Zarras N. Artistic production in centres and the periphery of the Byzantine Peloponnese: Aspects of monumental painting in the late palaiologan period // ΔΧΑΕ. 2016. Τ. 37. Σ. 50).

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись церкви в Нузале, Сев. Осетия. 2-я треть XIV в. Фото: Д. В. Белецкий
Прп. Роман Сладкопевец. Роспись церкви в Нузале, Сев. Осетия. 2-я треть XIV в. Фото: Д. В. Белецкий

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись церкви в Нузале, Сев. Осетия. 2-я треть XIV в. Фото: Д. В. Белецкий

В облике Р. С. могла появляться такая деталь, как гуменцо,- в обеих церквах мон-ря Студеница (Кралевой и Богородичной), в Одигитриевской ц. в Пече и в храмах о-вов Кипр и Крит, напр. в Богородичных церквах в Кавалариане, в Кадросе, Селино (подобл. Ханья) (между 1325 и сер. XIV в.; Ξανθάκη. 2016. Σ. 80, 107. Πιν. 19, 20), в Какодики, в том же Селино (XIV в.); он в белых одеждах, пряди заправлены за уши. Его атрибуты варьируются: в Какодики - с кодексом и кадилом на цепях, в белом, под грудью завязанном стихаре, в Селино - с высокой пиксидой, увенчанной крестиком.

Вариативность внешности и атрибутов Р. С. присуща ряду груз. росписей 2-й трети XIV в.: в храмах в Нузале в Сев. Осетии (в подписи нет уточнения, но Д. В. Белецкий предполагает, что это именно Р. С., см.: Белецкий. 2004. С. 29, 38-39), в Зарзме и в Сори он изображен с раскрытой перед собой ладонью правой руки и с закрытым кодексом в левой, в то время как в Убиси (кон. XIV в.), Цаленджихе (1384-1396, мастер Кир Мануил Евгеник) и Ананури (1688-1689) традиционно - с кадилом и пиксидой. В росписях Убиси, Зарзмы и, возможно, в Успенской ц. мон-ря Дирби (XIV в.), как предполагает Н. Чихладзе (Gagoshidze G., Chikhladze N. The monastery of Dormition at Dirbi. Tbilisi, 2006. P. 94-95), Р. С. изображен в алтарной апсиде, после святителей в Службе св. отцов (Поклонение жертве), в нузальском храме - на юж. стене алтаря (не в виде апсиды), напротив архидиак. Стефана.

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись в алтаре Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. 1689 г., под записью. Фо-то: А. С. Зверев
Прп. Роман Сладкопевец. Роспись в алтаре Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. 1689 г., под записью. Фо-то: А. С. Зверев

Прп. Роман Сладкопевец. Роспись в алтаре Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. 1689 г., под записью. Фо-то: А. С. Зверев

В росписях афонских храмов палеологовского и поствизант. времени Р. С. занимает разное положение в алтаре. В Протате (ок. 1300) - в проходе из вимы в диаконник, напротив архидиак. сщмч. Лаврентия; на юж. стороне вимы в кафоликоне Ватопеда (1320) - рядом с тем же святым в чине св. диаконов; в кладбищенской ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Хиландар (ок. 1320) - в нише жертвенника; в сев. нише алтарной части парекклисиона во имя вмч. Димитрия (2-я пол. XIV в.) при старом кафоликоне мон-ря Ксенофонт; в нише, соответствующей жертвеннику, в наосе келлии Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисьи) в Карее (1537-1541, мон. Макарий); в арке перехода между восточными ячейками в юж. части наоса кафоликона монастыря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас); в нише с юга, соответствующей диаконнику, в кафоликоне парекклесиона Акафиста Пресв. Богородицы (1546/47, Дзордзис Фукас); в наосе храма Св. Троицы (скит Спасова Вода мон-ря Хиландар, ок. 1682-1685) в нише сев. стены, прилегающей к жертвеннику (Τουτός, Θουστέρης. 2010. Σ. 56, 121, 218, 223, 230, 239, 252, 409).

В минейных циклах изображения Р. С. встречаются: в росписях ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18, Македония), в нартексе Печской Патриархии (1561; без кадила, только с пиксидой); рядом может быть изображен ап. Анания, имеющий тот же день памяти.

Вероятно, святой изображен в апсиде жертвенника собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502) среди 5 фигур св. диаконов, что представляется возможным, т. к. главной темой росписи является литургическое прославление Богоматери (судя по фигурам гимнографов прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского над входом в собор), но надписи у фигур в диаконнике не сохранились. В XVII в. Р. С. присутствует в росписях алтарей ц. Николы Надеина в Ярославле (1640, поновлен в 1888), ц. Спаса на Сенях в Ростове (1675), Троицкого собора Ипатьевского мон-ря (1684) и Преображенского собора Новоспасского мон-ря (1689); его образ мог иметь патрональное значение, если он был святым покровителем деда патриарха Филарета (Романова), боярина Р. Ю. Захарьина-Кошкина.

В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота Р. С. включен в раздел св. диаконов, где указано, что он «юный, с бородою едва показавшеюся» (Ерминия ДФ. С. 163), и в раздел песнотворцев, где назван «песнопевцем» и где помимо указаний на его юный возраст даны первые слова созданного им кондака Рождеству Христову («Дева днесь Пресущественнаго раждает»; Там же. С. 176). В Сводном иконописном подлиннике Филимонова указаны приметы возраста («брада невелика»), диаконское облачение и атрибуты, кадило и книга с зачалом того же гимна (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 164), что достаточно редко для иконописных подлинников, где в основном Р. С. упоминается в иконографии Покрова Пресв. Богородицы (Большаков. Подлинник иконописный. С. 35).

Единолично на рус. иконах XVIII-XIX вв. Р. С. изображается как диакон, стоящий на амвоне с поднятым орарем в правой руке во время возглашения ектении и со свитком в левой; свиток может быть свернут или раскрыт на тексте Рождественского кондака; фоном могут служить открытый проем царских врат и алтарь (ряд икон из частных собраний). В ряде рус. икон XIX в. святой представлен в паре с прп. Иоанном Дамаскином, как на иконе 1-й пол.- сер. XIX в. (Энгельсский краеведческий музей) и на иконе XIX в. (ЦМиАР), что подчеркивает гимнографическое творчество Р. С. Также преподобный изображался на иконах семейных святых, напр. на золотофонной с тиснением «Прп. Роман Сладкопевец и мц. Акулина» 2-й пол.- кон. XIX в. (Музей изобразительных искусств, Тула).

Р. С. в композиции Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресв. Богородицы, с явлением Пресв. Богородицы прп. Роману Сладкопевцу. Икона. 2-я пол. XVII в. (ЦМиАР)
Покров Пресв. Богородицы, с явлением Пресв. Богородицы прп. Роману Сладкопевцу. Икона. 2-я пол. XVII в. (ЦМиАР)

Покров Пресв. Богородицы, с явлением Пресв. Богородицы прп. Роману Сладкопевцу. Икона. 2-я пол. XVII в. (ЦМиАР)
Р. С. в композиции Покрова Пресвятой Богородицы появляется не сразу. Его нет в т. н. новгородском изводе, если судить по фрескам и иконам из этого епархиального и художественного центра. Древнейшим мог быть плохо сохранившийся фрагмент этой композиции в росписи 1313 г. Рождественского собора в Снетогорском мон-ре близ Пскова; он находился на зап. стене сев. рукава планового креста, в составе протоевангельского цикла и опубликован в зарисовке В. В. Филатова 1948 г. (Лазарев. 1970. С. 162). Центральная часть этого сюжета не сохранилась, и была ли там фигура Р. С., мы не знаем. Соседнюю композицию в нижнем ярусе того же цикла В. Н. Лазарев считал протографом буд. иконографии «О Тебе Радуется...» (Там же. С. 161), отмечая детали архитектуры, одеяний, нимбы вокруг голов клириков. Л. И. Лифшиц рассматривал эту сцену как иллюстрацию к 12-му икосу Акафиста Пресв. Богородице («Поюще Твое Рождество»), к его мнению присоединились Сарабьянов и Т. Ю. Царевская (подробнее см.: Царевская. 2007. С. 322. Примеч. 593). Между тем в композиции, если судить по фрагментам, по зарисовке Филатова и словесной характеристике Лазарева, одним из главных героев является молодой безбородый человек, облаченный в длинный подрясник и короткую фелонь, молитвенно поднявший лик и руку к образу Божией Матери, помещенному в особый сегмент-славу. Рискнем предположить, что этот фрагмент снетогорской росписи - иллюстрация чуда (или явления) Пресв. Богородицы о Р. С., представленного не как сонное видение, а как часть богослужения в одной из посвященных Пресв. Богородице церквей К-поля (вероятнее всего, ц. Панагии Кириотиссы, т. е. в Кирах, ныне Календерхане-джами, в которой святой был похоронен, или Влахернской ц.; оба храма известны как места «пятничного чуда» Пресв. Богородицы). По-новому можно рассматривать мнение исследователей о том, что в композиции Страшного Суда того же Снетогорского мон-ря в зап. рукаве планового креста проиллюстрировано еще одно произведение Р. С.- кондак на Неделю мясопустную, содержащий текст пророчества Захарии Серповидца (Зах 12. 10), включенный в посвященные Страшному Суду богослужения этой недели (Лифшиц. 1974. С. 37; Сарабьянов. 1999. С. 236). Разделение к-польских чудес Пресв. Богородицы - видения во сне Р. С. и в храме прп. Андрею Юродивому с отроком Епифанием - в Новгороде было устойчивым: несохранившаяся древнейшая праздничная икона Покровского собора новгородского Зверина монастыря (1335), храмовая икона из того же монастыря (1399, НГОМЗ; Лаурина В. К. Две иконы новгородского Зверина монастыря: К вопросу о новгородской иконописи 1-й пол. XIV в. // Сообщ. ГРМ. Л., 1964. Вып. 8. С. 105-112, 118), икона из собрания И. С. Остроухова (сер.- 2-я пол. XV в. ГТГ) (Лазарев В. Н. Рус. иконопись от истоков до нач. XVI в. М., 2000. С. 60, 241-242, № 46), иконы «северных писем» в частном собрании в Осло (Kjellin H. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo. Stockh., 1956. S. 100. Taf. 32), в Музее изобразительных искусств в Петрозаводске (Ямщиков С. Живопись древней Карелии. Петрозаводск, 1966. № 1) и в ГРМ (Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV-XVI вв. Л., 1967. Рис. 24). Во фрагментарно сохранившейся композиции «Покров Пресв. Богородицы» в росписях Покровского придела (освящен до 1396) на хорах новгородской ц. во имя вмч. Феодора Стратилата на Ручью (80-е гг. XIV в.) среди боковых фигур диаконов Царевская атрибутирует фигуру с книгой в руке как Р. С., в то же время допуская, что это может быть Епифаний (Царевская. 2007. С. 137. Ил. 78). В ростово-суздальском изводе иконографии «Покрова Пресв. Богородицы», судя по храмовой иконе Зачатьевской ц. суздальского Покровского мон-ря (60-е гг. XIV в., ГТГ), центральная фигура, стоящая на амвоне с поднятой рукой и развернутым вверх свитком,- это Р. С.; он облачен в темно-синюю тунику с длинными рукавами, ниже к-рых видны красные рукава с золотыми поручами, красную короткую диаконскую фелонь (древний предмет облачения, известный по иконографии Покрова Пресв. Богородицы и по диаконским облачениям на Украине, напр.- до XVII в. см.: Покров Пресв. Богородицы разд. Иконография). Лик святого сохранился плохо, видны только коричневые короткие волосы. Р. С. стоит под фигурой Пресв. Богородицы, в то время как св. Андрей Юродивый и Епифаний - по сторонам амвона (лик реконструирован на храмовой иконе (ок. 2015) московской Покровской ц. в Ясеневе, являющейся вольной копией иконы из ГТГ). Такое расположение Р. С. станет типичным с кон. XV-XVI в., его облачения будут красного цвета, с золотым шитьем, как, напр., на иконе 30-40-х гг. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва, ныне в ГРМ,- красный стихарь Р. С. украшен лентами, перекрещенными на груди, а моложавый облик, с кудрявыми короткими волосами, безбородым ликом, роднит его со св. воинами. Вероятно, под влиянием подобных сложных композиций, характерных для лицевых рукописей, в композиции «Покрова Пресв. Богородицы» появляется сцена ночного видения Богоматери Р. С.: Она со свитком стоит у его одра - икона из Воскресенского Горицкого мон-ря (3-я четв. XVI в., ЧерМО; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: [Альбом]. М., 1995. Кат. 45), что сближает икону с образцами средневизант. времени, такими как Ватиканский Минологий. Стоящий тут же на амвоне Р. С. облачен в белый стихарь, он поднимает на вытянутых вверх руках свиток, ему сослужат 2 ангела, также в белом, т. о. чудо Пресв. Богородицы о святом и его служение оказываются воплощением торжества Церкви. Сочетание этих сюжетов на иконе Покрова - явления Богоматери в тонком сне и возглашения Р. С. на амвоне - было известно сир. автору сер. XVII в. архидиак. Павлу Алеппскому, к-рый описал ее как визант. по происхождению, но неизвестную грекам; в его восприятии свиток, вкладываемый в уста Р. С., сравнивается с халвой, текст на свитке Р. С. соответствует кондаку празднику Рождества Христова (Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 277; Царевская. 2007. С. 322. Примеч. 573). Под влиянием московской традиции композиция «Покрова Пресв. Богородицы» с Р. С. распространяется в памятниках Балкан, в Косове и Молдовлахии, напр. фреска ок. 1570 г. в притворе мон-ря Грачаница (Moran. 1986. Ill. 84), фрагмент наружной росписи в мон-ре Сучевица (после 1586).

Лит.: Лазарев В. Н. Снетогорские росписи // Он же. Рус. средневек. живопись: Ст. и исслед. М., 1970. С. 150-178; он же. История визант. живописи. М., 1986; Лифшиц Л. И. Программа росписи собора Снетогорского мон-ря // Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конференций 1972-1973 гг. / ГТГ. М., 1974. Вып. 3. С. 36-41; Moran N. Singers in late Byzantine and Slavonic painting. Leiden, 1986; Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. P., 1991; Сарабьянов В. Д. Иконогр. программа росписей собора Снетогорского мон-ря (по мат-лам последних раскрытий) // ДРИ. 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь. С. 229-259; он же. Помещения 2-го этажа в древнерус. церквах, их функция и иконография // В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 396-439; он же. Чтимые святые домонг. Руси в росписях Софии Киевской: К вопросу о формировании локальной традиции // Искусствознание. 2015. № 3/4. С. 22-46; Белецкий Д. В. Заметки о нузальской церкви // Ист.-филол. архив. Владикавказ. 2004. № 2. С. 22-57; Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Τουτός Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημεαχις ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010; Захарова А. В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии // ХЧ. 2011. № 6(41). С. 194-222; Визант. миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. / Авт.: О. С. Попова, А. В. Захарова, И. А. Орецкая. М., 2012; Ξανθάκη Θ. The wall paintings of the Church of the Panagia at Kadros Selino, Prefecture of Chania // ΔΧΑΕ. 2016. Τ. 36. Σ. 79-110.
О. А. Зверева, М. А. Маханько
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Гимнографы сирийские Роман Сладкопевец (кон. V в.- ок. 560), преподобный, выдающийся церковный гимнограф, автор множества многострофных кондаков
См.также:
АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)
ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский
ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)