[Греч. ῾Ρωμανὸς ὁ Μελῳδός] (кон. V в.- ок. 560), прп., выдающийся церковный гимнограф, автор множества многострофных кондаков.
Практически все биографические сведения о Р. С. сводятся к неск. кратким рассказам о нем в визант. синаксарях (см.: Grosdidier de Matons. 1977. P. 159-165). В них сообщается, что преподобный происходил из сир. г. Эмеса (совр. Хомс), затем в г. Берите (ныне Бейрут) принял диаконский сан, а во времена имп. Анастасия (без уточнения, какого именно) переехал в К-поль, где стал клириком ц. Пресв. Богородицы в Кирах. Синаксари связывают начало творчества Р. С. с чудесным явлением ему Богоматери: когда он вернулся в Киры после паннихис во Влахернской ц. накануне праздника Рождества Христова и уснул, ему явилась Пречистая Дева и подала свиток, повелев съесть его; святой так и сделал, а проснувшись, сразу воспел свой знаменитый рождественский кондак: «Дева днесь» (позднейшие источники дополняют этот рассказ: якобы непосредственно перед явлением ему Богоматери Р. С. подвергся порицаниям за неумелое пение в церкви: Ibid. P. 190-191, 196). Впосл., согласно синаксарям, он составил ок. 1 тыс. кондаков, что скорее всего является преувеличением (если только не понимать эту цифру как общее число отдельных строф во всех его произведениях).
Император, во времена к-рого Р. С. поселился в К-поле,- это Анастасий I (491-518), а не Анастасий II (Артемий) (713-715), поскольку исполнение богослужебных песнопений «иже во святых смиренного Романа» (ψάλλων τὰ στίχη τοῦ ἐν ἁγίοις ταπεινοῦ ῾Ρωμανοῦ - подпись «смиренного Романа», характерная для кондаков Р. С.) упоминается в тексте Чудес вмч. Артемия Антиохийского - к-польском памятнике VII в. (чудо 18: Пападопуло-Керамевс А. И. Varia Graeca Sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв. с предисл. и указ. СПб., 1909. С. 20).
Из упоминаний различных событий в жизни К-поля в кондаках Р. С. можно сделать вывод, что он застал, среди прочего, землетрясение 551 г. (см.: Grosdidier de Matons. 1977. P. 178-185); т. о., время его кончины относится примерно к 560 г. Дату рождения Р. С. приблизительно можно определять только если принять во внимание тот факт, что, когда в 518 г. умер имп. Анастасий I, Р. С. должно было быть уже 25 лет, поскольку он имел посвящение в диаконский сан (хотя случаи посвящения и в более раннем возрасте также известны). Дополнительные сведения о биографии Р. можно почерпнуть из канона и кондака в его честь: в них упоминаются его аскетическое рвение с юных лет (что, впрочем, является обычным агиографическим топосом), а также происхождение из евр. семьи (γένος μὲν ἐξ ῾Εβραίων; Ibid. P. 169; это, однако, можно понимать и в том смысле, что Р. был семитом, т. е. сирийцем).
В рукописях сохранилось ок. 60 многострофных кондаков Р. С.: на грехопадение Адама и Евы и о смысле поста, о Ное, на жертвоприношение Авраама, на благословение Иакова, об Иосифе Прекрасном, на искушение Иосифа, о прор. Илии, на покаяние ниневитян (авторство спорно), о Вавилонских отроках, на Рождество Богородицы, на Благовещение, на Благовещение и Рождество Христово, на Рождество Христово (2 полных кондака), на Сретение, о Вифлеемских младенцах и на бегство в Египет, на Крещение Господне, на Богоявление, на брак в Кане Галилейской, на беседу с самарянкой, на исцеление прокаженного, на исцеление бесноватого, на исцеление кровоточивой, на умножение хлебов, на исцеление слепорожденного (авторство спорно), на усекновение главы Иоанна Предтечи, на притчу о блудном сыне (2 полных кондака), на притчу о богатом и Лазаре, на воскрешение Лазаря (2 полных кондака), на Вход Господень в Иерусалим, на притчу о 10 девах (2 полных кондака), на помазание Христа грешницей, на предательство Иуды, на отречение Петра, на стояние Девы Марии у Креста, на Страсти Христовы, на силу Креста, на поклонение Кресту, на победу над адом, на Воскресение Христово (6 полных кондаков), на неверие Фомы, на Вознесение, на Пятидесятницу, на проповедь апостолов всему миру, о Втором Пришествии, о новокрещеном, о всех преподобных (и о монашеской жизни), о всех мучениках, 40 мученикам Севастийским (2 полных кондака), в память землетрясения и пожара в К-поле.
Каждый кондак содержит один или неск. проимиев (вступительная строфа, задающая тему гимна или содержащая краткое прославление события в общем; дополнительные проимии, как правило, принадлежат не Р. С., а иным авторам) и от 11 до 40 строф - икосов, строго следующих единой ритмической модели (в рамках одного кондака: помимо создания изысканной формы песнопения это позволяло исполнять икосы на одну мелодию), в к-рых последовательно раскрывается тема гимна как целого. Строфы подлинных кондаков Р. С. содержат акростих, включающий имя автора с теми или иными дополнениями («песнь Романа», «смиренного Романа» и т. п.).
В печатные богослужебные книги вошли лишь нек-рые из проимиев кондаков Р. С. (именно они получили в позднейшей традиции наименование «кондаки»); эти проимии сопровождаются одним-единственным икосом, к-рый, т. о., содержит лишь начальные рассуждения на тему того или иного праздника: такое сокращение, разумеется, отнюдь не соответствует авторскому замыслу.
Как с т. зр. богословского содержания, так и с т. зр. мастерства владения древнегреч. языком кондаки Р. С. представляют собой выдающиеся произведения визант. церковной лит-ры. Они демонстрируют хорошее знакомство с античным наследием, глубокое знание Библии и строгое Православие автора. Благодаря тому, что Р. С. принадлежал как к греческой, так и к сирийской культуре, он свободно совмещал в своих произведениях лучшие достижения обеих. Его стиль, поэтика и даже лексика оказали огромное влияние на последующее развитие правосл. гимнографии.
Помимо перечисленных выше перу Р. С. приписывается ряд кондаков, ему, по всей видимости, не принадлежащих (изд.: Sancti Romani Melodi Cantica: Cantica Dubia / Ed. P. Maas, C. A. Trypanis. B., 1970), а также многострофный гимн, напоминающий по форме кондак, в честь Рождества Христова - «Ангельские предыдите силы» (в позднейших богослужебных книгах этот гимн разбит на неск. циклов стихир, исполняемых в предпразднство Рождества).
Почитание Р. С., как видно из текста Чудес вмч. Артемия Антиохийского, существовало уже в VII в. Его память установлена на 1 окт.- день, когда позднее стал отмечаться праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Фигура Р. С. является частью традиц. иконографии Покрова: он изображен в диаконском облачении, стоящим на амвоне (древний смысл термина - на возвышении в центре храма), со свитком кондака Рождеству Христову в руках.
В Типиконе Великой ц. о памяти Р. С. сказано как о локальном праздновании, совершаемом 1 окт. в мон-ре Пресв. Богородицы в Кирах (Mateos. Typicon. T. 1. P. 56). Там же находились его св. мощи (о мон-ре и его церкви см.: Janin. Églises et monasteres. P. 193-195). Впрочем, архиеп. Новгородский свт. Антоний в описании своего паломничества, состоявшегося в 1200 г., неск. раз упоминал о том, что мощи святого находились в храме Благовещения (ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3. С. 31, 58, 89).
Согласно различным редакциям визант. монастырских Типиконов студийской традиции и Иерусалимского устава, память Р. С. вместе с памятью ап. Анании отмечается 1 окт.; вечерня и утреня - будничные, но с пением «Бог Господь» (в древних уставах это означало повышенный статус дня; в частности, Студийско-Алексиевский Типикон указывает, что на праздник ап. Анании и Р. братия отдыхала после службы до середины дня: Пентковский. Типикон. С. 287) и совершением литургии. Впрочем, примерно с сер. XII в. в рус. традиции служба Р. С. фактически никогда не поется, поскольку в этот же день торжественно отмечается праздник Покрова. Преподобному посвящены особые кондак и седален (тропарь - общий преподобным), неск. стихир и канон.
Появление в храмовой декорации изображений Р. С. вне диаконского чина могло быть обусловлено патрональной темой, как считает В. Д. Сарабьянов. Он отметил, что с Р. С. можно соотнести наполовину сохранившуюся фигуру молодого диакона в белом стихаре, с опущенной рукой (святой без бороды, с короткими темными волосами) в росписях собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) - на сев. стене близ алтаря сев. придела на хорах (Сарабьянов. 2014. С. 402, 403. Ил. 3; Он же. 2015. Ил. 8). Учитывая назначение хор как пространства для княжеской семьи и двора, а также архитектурное оформление их вост. концов в боковых компартиментах для служения литургии, Сарабьянов связывает появление его образа в этом месте храма с возможным посвящением Р. С. придела в память о св. князе-страстотерпце Борисе (Романе), брате строителя храма, блгв. вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (ныне на этом месте придел во имя свт. Николая Чудотворца, появившийся, вероятно, не ранее сер. XVII в.). Если такое предположение справедливо, то выбор имени в княжеской правящей родне в Др. Руси отличался от того, как нарекали имена в Византии, где императоры с именем Роман имели св. покровителем кого-то из одноименных мучеников, возможно из числа тех, чьи мощи были перенесены в столицу империи (см. ст. Константинополь, каталог храмов и мон-рей).
В дальнейшем место Р. С. в храмовом декоре определялось размещением чина св. диаконов, т. е., как правило, его пишут в алтаре или на прилегающих стенах (помимо минейных циклов). Его облик варьируется. Так же как в ц. вмц. Варвары в Соганлы, прямоличные изображения Р. С. есть в ц. свт. Николая в Вароше, в черте Прилепа (Сев. Македония, после 1298), но здесь в правой руке у него свиток; в росписи собора Драглевского мон-ря (Болгария, кон. XIV - нач. XV в.) в правой руке он держит крест (в такой же иконографии представлен в ц. арх. Михаила в с. Кавалариана, Крит; И. Спатаракис относит росписи этого храма к 1327/28, но, возможно, изображения диаконов более ранние (Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001. P. 73)). Во фресках посл. четв. XII в. ц. св. Бессребреников в Кастории чин диаконов занимает нижний ярус вост. стены, а точнее узкие простенки по сторонам апсиды алтаря и перехода к жертвеннику; Р. С. помещен в сев.-вост. углу, близ архидиак. первомч. Стефана. В росписях Ахталы (Армения, между 1205 и 1216) Р. С. представлен на сев. грани юго-вост. опоры (столпа?) на уровне нижнего ряда святительского чина в алтаре, его фигура меньше по высоте, чем другие, обращена влево, к алтарю, в правой руке - свиток, левая - в жесте моления. В ц. Асину (Панагии Форбиотиссы) (1105-1106), близ Никитари на о-ве Кипр, его изображение вместе с неизвестными святыми украшает сев. нишу, верхнюю ее часть занимает композиция «Рождество Пресв. Богородицы». В росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) Р. С. в чине св. диаконов написан в своде юго-вост. компартимента (Ibid. P. 184); в алтаре - в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия, сер. XIII в.) и в алтарной апсиде жертвенника (вместе с архидиак. Стефаном) - в Кралевой ц. того же мон-ря (1314), в ц. Богородицы Левишки в Призрене (ок. 1310-1313, мастера Михаил Астрапа и Евтихий); в небольшой нише-апсиде в ц. свт. Николая Чудотворца (Николая Каснициса) в Кастории (1160-1180) - прямолично, так же, как и в более крупной боковой нише ц. вмч. Никиты в Чучере близ Скопье (ок. 1320; здесь Р. С. сопоставляется с прп. Феофаном Исповедником, творцом канонов, к-рый как диакон изображен в аналогичной нише); фигуры Р. С. и архидиак. сщмч. Евпла Катанского фланкируют аркосолий в стенке, разделяющей алтарную апсиду и диаконник в ц. Одигитрии Печской Патриархии (ок. 1337); в ц. мон-ря Христа Антифонита на Кипре Р. С. представлен в слое росписи кон. XV в. с раскрытым кодексом; в составе Небесной литургии - в Никольской ц. в Ламбиотесе (дим Амари; ок. 1400; Spatharakis I., Essenberg T, van. Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2012. Vol. 3: Amari Province. fig. 340; Zarras N. Artistic production in centres and the periphery of the Byzantine Peloponnese: Aspects of monumental painting in the late palaiologan period // ΔΧΑΕ. 2016. Τ. 37. Σ. 50).
В облике Р. С. могла появляться такая деталь, как гуменцо,- в обеих церквах мон-ря Студеница (Кралевой и Богородичной), в Одигитриевской ц. в Пече и в храмах о-вов Кипр и Крит, напр. в Богородичных церквах в Кавалариане, в Кадросе, Селино (подобл. Ханья) (между 1325 и сер. XIV в.; Ξανθάκη. 2016. Σ. 80, 107. Πιν. 19, 20), в Какодики, в том же Селино (XIV в.); он в белых одеждах, пряди заправлены за уши. Его атрибуты варьируются: в Какодики - с кодексом и кадилом на цепях, в белом, под грудью завязанном стихаре, в Селино - с высокой пиксидой, увенчанной крестиком.
Вариативность внешности и атрибутов Р. С. присуща ряду груз. росписей 2-й трети XIV в.: в храмах в Нузале в Сев. Осетии (в подписи нет уточнения, но Д. В. Белецкий предполагает, что это именно Р. С., см.: Белецкий. 2004. С. 29, 38-39), в Зарзме и в Сори он изображен с раскрытой перед собой ладонью правой руки и с закрытым кодексом в левой, в то время как в Убиси (кон. XIV в.), Цаленджихе (1384-1396, мастер Кир Мануил Евгеник) и Ананури (1688-1689) традиционно - с кадилом и пиксидой. В росписях Убиси, Зарзмы и, возможно, в Успенской ц. мон-ря Дирби (XIV в.), как предполагает Н. Чихладзе (Gagoshidze G., Chikhladze N. The monastery of Dormition at Dirbi. Tbilisi, 2006. P. 94-95), Р. С. изображен в алтарной апсиде, после святителей в Службе св. отцов (Поклонение жертве), в нузальском храме - на юж. стене алтаря (не в виде апсиды), напротив архидиак. Стефана.
В росписях афонских храмов палеологовского и поствизант. времени Р. С. занимает разное положение в алтаре. В Протате (ок. 1300) - в проходе из вимы в диаконник, напротив архидиак. сщмч. Лаврентия; на юж. стороне вимы в кафоликоне Ватопеда (1320) - рядом с тем же святым в чине св. диаконов; в кладбищенской ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Хиландар (ок. 1320) - в нише жертвенника; в сев. нише алтарной части парекклисиона во имя вмч. Димитрия (2-я пол. XIV в.) при старом кафоликоне мон-ря Ксенофонт; в нише, соответствующей жертвеннику, в наосе келлии Успения Пресв. Богородицы (Моливоклисьи) в Карее (1537-1541, мон. Макарий); в арке перехода между восточными ячейками в юж. части наоса кафоликона монастыря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас); в нише с юга, соответствующей диаконнику, в кафоликоне парекклесиона Акафиста Пресв. Богородицы (1546/47, Дзордзис Фукас); в наосе храма Св. Троицы (скит Спасова Вода мон-ря Хиландар, ок. 1682-1685) в нише сев. стены, прилегающей к жертвеннику (Τουτός, Θουστέρης. 2010. Σ. 56, 121, 218, 223, 230, 239, 252, 409).
В минейных циклах изображения Р. С. встречаются: в росписях ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18, Македония), в нартексе Печской Патриархии (1561; без кадила, только с пиксидой); рядом может быть изображен ап. Анания, имеющий тот же день памяти.
Вероятно, святой изображен в апсиде жертвенника собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502) среди 5 фигур св. диаконов, что представляется возможным, т. к. главной темой росписи является литургическое прославление Богоматери (судя по фигурам гимнографов прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского над входом в собор), но надписи у фигур в диаконнике не сохранились. В XVII в. Р. С. присутствует в росписях алтарей ц. Николы Надеина в Ярославле (1640, поновлен в 1888), ц. Спаса на Сенях в Ростове (1675), Троицкого собора Ипатьевского мон-ря (1684) и Преображенского собора Новоспасского мон-ря (1689); его образ мог иметь патрональное значение, если он был святым покровителем деда патриарха Филарета (Романова), боярина Р. Ю. Захарьина-Кошкина.
В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота Р. С. включен в раздел св. диаконов, где указано, что он «юный, с бородою едва показавшеюся» (Ерминия ДФ. С. 163), и в раздел песнотворцев, где назван «песнопевцем» и где помимо указаний на его юный возраст даны первые слова созданного им кондака Рождеству Христову («Дева днесь Пресущественнаго раждает»; Там же. С. 176). В Сводном иконописном подлиннике Филимонова указаны приметы возраста («брада невелика»), диаконское облачение и атрибуты, кадило и книга с зачалом того же гимна (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 164), что достаточно редко для иконописных подлинников, где в основном Р. С. упоминается в иконографии Покрова Пресв. Богородицы (Большаков. Подлинник иконописный. С. 35).
Единолично на рус. иконах XVIII-XIX вв. Р. С. изображается как диакон, стоящий на амвоне с поднятым орарем в правой руке во время возглашения ектении и со свитком в левой; свиток может быть свернут или раскрыт на тексте Рождественского кондака; фоном могут служить открытый проем царских врат и алтарь (ряд икон из частных собраний). В ряде рус. икон XIX в. святой представлен в паре с прп. Иоанном Дамаскином, как на иконе 1-й пол.- сер. XIX в. (Энгельсский краеведческий музей) и на иконе XIX в. (ЦМиАР), что подчеркивает гимнографическое творчество Р. С. Также преподобный изображался на иконах семейных святых, напр. на золотофонной с тиснением «Прп. Роман Сладкопевец и мц. Акулина» 2-й пол.- кон. XIX в. (Музей изобразительных искусств, Тула).