Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС
2, С. 290-291 опубликовано: 6 апреля 2009г.


АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС

особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «              (греч. Μεγάλης βουλῆς ἄγγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)           » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» (Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения.

Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г.
Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г.

Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г.

Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен. В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «            » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «    » (Октоих. Т. 2. С. 331).

Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия», «Троица Ветхозаветная») и традиция иллюстрировать те места Слова на св. Пасху свт. Григория Богослова, где он цитирует теофанические видения из Книг пророков Иезекииля (Иез 1. 4-28) и Аввакума (Авв 2-3), сценами этих видений. Иллюстрации рукописей Слова на Пасху свт. Григория дают неск. вариантов композиций, среди к-рых ангел с крещатым нимбом (Dionys. 61. F. 4r, XI в.; ГИМ. Син. 146. Л. 4об., XI в.) и ангел в мандорле (Paris. gr. 510. F. 285r., IX в.; Paris. gr. 533 F. 7r, XI в.; Ambros. G. 88. Sup. gr. 416. F. 7r, XII в.; Karakal. 24. F. 6v, 1-я пол. XIV в.). Существуют также изображения, представляющие сочетание разных вариантов. В миниатюрах рукописи 1136-1155 гг. (Sinait. gr. 339. f. 9v) в композиции с прор. Аввакумом и свт. Григорием соотнесены образы Христа Еммануила (на заставке) и ангела в мандорле, окруженного небесным воинством (на полях). В рукописи 2-й пол. XIV в. (Paris. gr. 543. f. 27v) композиция разделена на 2 регистра. В верхнем регистре, среди ангелов во славе, 9-й (в центре) - в красном одеянии, в левой руке держит развернутый свиток, правая - воздета (жест триумфа). Этот ангел представлен на фоне перекрещивающихся ромбов в динамичной позе, характерной для изображения Спасителя в композиции «Сошествие во ад». В нижнем регистре ангел в светлом хитоне с клавом представлен сходящим в ад, вокруг восстающие из гробов люди. Благодаря общему контексту композиции и ее деталям изображение центрального ангела можно понимать как образ Иисуса Христа.

Иконографический тип А. В. С. окончательно сложился в кон. XIII в. в монументальной живописи, несмотря на широкое распространение в миниатюре. Впервые он представлен на фреске центрального свода нартекса ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 г., в композиции «Видение пророков Иезекииля и Аввакума». Спаситель изображен юным, безбородым, с крещатым нимбом и с крыльями, в мандорле, несомой 6 ангелами. В левой руке Он держит развернутый свиток с текстом: «Днесь спасение миру, видимому и невидимому» (Григорий Богослов, свт. Слово 45, на св. Пасху) - и крест, правая - поднята вверх (жест триумфа). На руках и ногах крестные раны. Изображенные в парусах пророки Аввакум и Иезекииль одной рукой указывают на Иисуса Христа, в др. держат развернутые свитки - у Аввакума текст: «Я смотрел, и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий» (Там же), у Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь» (Иез 1. 4). Надпись вдоль свода воспроизводит слова прор. Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв 2. 1).

В XIV в. изображение А. В. С. не получает распространения, что, по-видимому, можно объяснить усложненностью иконографии. Однако Д. Паллас склонен называть фигуру Софии Премудрости Божией на фресках в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г., и в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1313 гг., изображением А. В. С. В XV в. известен единственный пример введения этого образа в роспись храма - изображение в дьяконнике ц. Богородицы в Студенице (Сербия), где А. В. С. представлен с надписью: «IC XC Ангел Великого Совета».

В поствизант. искусстве изображение А. В. С. широко известно в памятниках живописи критской школы XVI в., напр. в росписи ц. Всех святых в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (мастер Ф. Каталанос); собора мон-ря св. Стефана в Метеорах (утрачена, известна по воспроизведению кон. XX в.); собора мон-ря Филантропон на оз. Янина (Памвотис); ц. Апостолов на Агоре в Афинах. А. В. С. представлен также в росписи ц. Архангелов мон-ря Зограф на Афоне, 1692 г., ц. Панагии Фанеромени на о-ве Cаламин (Греция), 1735 г.

Изображение А. В. С. оказало влияние на сложение в рус. искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание».

Дионисий Фурноаграфиот в «Ерминии», нач. XVIII в., рекомендует писать образ А. В. С. «на облаке носимого четырьмя ангелами и держащего хартию со словами: Аз от Бога изыдох и придох, и о Себе не приидох, но той Мя посла (Иоан 7, 28)» с надписью: «IC. Xр., великого совета Ангел» в малом сев.-вост. куполе (§ 4. 1).

Существуют 2 сходных и нуждающихся в различении изображения крылатого ангела: 1-й - как образ 2-й ипостаси Св. Троицы в виде А. В. С. и 2-й - Софии Премудрости Божией. Так, изображение крылатого ангела, имеющего обычно 8-угольный нимб и надпись Ic XC в композиции «Премудрость созда себе дом», напр. в нартексе ц. Богородицы Перивлепты, в циклах «Бытие Св. Троицы» и др., нельзя трактовать как А. В. С.

Ист.: Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию. 9. 27 // Творения. М., 1891; 1993р. Т. 2; Григорий Богослов, свт. Слово 45, на св. Пасху // Собр. творений. ТСЛ, 1994р. Т. 1. С. 661.
Лит.: Ерминия ДФ. С. 224; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и русских // Тр. VII Археол. съезда в Ярославле. М., 1890. Т. 1. С. 234, 239; Флоровский Г. В. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Альфа и Омега. М., 1995. № 1 (4). С. 145-161; Ammann A. M. Slawische Christus-Engel Darstellungen // OCP. 1940. № 6. S. 467-494; Meyendorff I. L'iconographie de la Sagesse divine dans la tradition byzantine // Cah. Arch. 1959. Vol. 10. P. 268; Der Nersessian S. Notes sur quelques images se rattachant au thème du Christ-ange // Cah. Arch. 1962. Vol. 13. P. 209, 213-214; Hamman-MacLean, Hallensleben. S. 19. Plan 9; Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Hominies of Gregory Nazianzenus. Princeton (N. J.), 1969. P. 205. Fig. 357; P. 255. Fig. 379; P. 240. Fig. 455; Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. Η Μονή των Θιλανθρώπων και η πρώτη φάση της μεταβυζαντινής ζωγραφικής. Αθήνα, 1983. Σ. 79; Πάλλας Δ. Ι. Ο Χριστός ως η θεία Σοφία: Η εικονογραφική περιπέτεια μιας θεολογικής έννοιας // ΔΧΑΕ. Σ. 128, 137; Желтов М. С. Паремии праздника Рождества Христова // Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы 1999 г. М., 1999. С. 71-92.
Е . А . Луковникова
Ключевые слова:
Пророки ветхозаветные Иисус Христос, иконография Библейские песни, песни Священного Писания, пророческие песни, несколько вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из Ветхого Завета, а также апокрифического и раннехристианского происхождения Ангел Великого Совета Иисус Христос, особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии Исаии пророка книга
См.также:
АВГАРЯ ПЛАТ - см. Спас Нерукотворный
АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец)
АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека
АЛЬФА И ОМЕГА первая и последняя буквы греч. алфавита, символика
АМОС ветхозаветный пророк VIII в. до Р. Х. (пам. 15 июня)
АНЧИЙСКИЙ СПАС одна из наиболее чтимых грузинских святынь
АХИЯ прор., живший во времена царя Соломона (пам. 12 нояб.)
«БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ» название иконографич. сюжета
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
«БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ» иконнографический образ Спасителя