Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕРЛЮКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
4, С. 665-667 опубликовано: 13 мая 2009г.


БЕРЛЮКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ)
Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ)

Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ)

находилась на левом берегу р. Вори по правую сторону Стромынского тракта близ дер. Авдотьино Богородского у. Московской губ. (ныне Ногинский р-н Московской обл.).

По преданию, записанному в XIX в. настоятелем Б. п. архим. Венедиктом, ок. 1606 г. в лесу, на берегу р. Вори, поселились насельник сожженного польск. войсками Стромынского мон-ря иеросхим. Варлаам и старицы разоренного Успенского Пречистенского мон-ря (в с. Аристове) игум. Евдокия и казначея Ульяна с послушницами: о. Варлаам на заброшенном кладбище при ветхой деревянной часовне, игум. Евдокия там, где впосл. возникла дер. Авдотьино, названная ее именем, мон. Ульяна - на горе, позже названной Ульяниной. Принесенную с собой чтимую икону свт. Николая Чудотворца подвижники поместили в часовню, где стали служить вечерню, читать Псалтирь. На богослужения приходили окрестные жители. Ок. 1615 г. о. Варлаам с помощью прихожан, к-рые положили начало общине, построил небольшую Никольскую ц. После кончины иеросхим. Варлаама храм опустел. В XVII в. место подвигов подвижников получило название Берлюковского монастырища, предположительно по имени разбойника Берлюка (или Бирюка). Днем он выходил на Стромынский тракт с посохом в руке и иконкой на груди, испрашивая у проезжих милостыню, а ночью грабил. Награбленное Берлюк хранил в пещере на берегу р. Вори. К XVII в. относится первое упоминание в документах Никольской ц. (в писцовых книгах Московского у. 1631 г.: «В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке Воре. Пашни худые земли церковные, что был храм Николая Чудотворца»; в дозорных книгах 1680 г.: «Николая Чудотворца церковная земля, Черноголовской волости в пустоши, что была сельцо Берлино»).

Собор во имя Св.Троицы. Фотография. Нач. ХХ в.
Собор во имя Св.Троицы. Фотография. Нач. ХХ в.

Собор во имя Св.Троицы. Фотография. Нач. ХХ в.

В 1700 г. Берлюковское монастырище было приписано к угодьям Чудова мон-ря. Из Москвы перевели на жительство 2 семьи монастырских крестьян и неск. монахов, к-рые устроили конный и скотные дворы, а купец Вукол Мартынов в 1701/02 г. построил новый каменный Никольский храм. Строителем возрождающейся обители был определен иером. Никифор, ставленник опальной царицы Евдокии Лопухиной. Однако вскоре Никифор бежал, был схвачен в С.-Петербурге, заточен в Богословскую пуст. 27 янв. 1732 г. строителем Б. п. был назначен пострижник Саровской пуст. иером. Иосия (Самгин), братия состояла из ссыльных иеромонахов Иакова, Сильвестра, иеродиак. Боголепа и др. В 1733 г. по доносу Тайная канцелярия обнаружила в Б. п. списки сочинений опального архим. Маркелла (Радышевского) (в т. ч. «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный»). Указом Синода от 17 янв. 1734 г. иеромонахи Иосия, Иаков, Сильвестр и иеродиак. Боголеп были арестованы и 4 апр. 1734 г. отправлены в С.-Петербург. Среди обнаруженных в монастырской б-ке рукописей был уникальный список «Слова понуждаемого к ... царю ... Алексею Михайловичу ...» К-польского Патриарха Афанасия III Пателлария. Разбирательством лично занялся архиеп. Феофан (Прокопович), обвинив братию в антиправительственном заговоре. Главой заговора посчитали действительного тайного советника, президента Коммерц-коллегии А. В. Макарова на том основании, что семья Макаровых исповедовалась у о. Иосии. Указом имп. Анны Иоанновны в дек. 1738 г. монахи Б. п. были расстрижены и сосланы на каторжные работы в Сибирь и Охотск, а иером. Иосия был бит кнутом, подвергся вырезанию ноздрей и был сослан на вечное поселение на Камчатку. Решением Святейшего Синода Б. п. подлежала закрытию, оставшиеся в ней насельники и имущество - переводу в др. мон-ри. В 1759 г. пустынь числилась среди действующих, по описи 1764 г. в ней находились каменный одноглавый двухпрестольный храм во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца, деревянная колокольня, 2 настоятельские кельи, «крытые дранью, при одной через сени - хлебня, при другой - клеть», 4 братские кельи с сенями, сенной и тележный сараи, 2 хлебных амбара, бревенчатая ограда со св. вратами. Рядом с оградой находились скотный двор, конюшня, деревянная изба для конюхов. Вся пустынь занимала 29´ 49 сажен земли. Братии вместе с настоятелем и священником было 8 чел. После представления настоятелем игум. Никоном в Московскую духовную консисторию записки о бедственном положении Б. п. 30 апр. 1770 г. обитель была упразднена, имущество передано подмосковному Екатерининскому мон-рю.

В 1778 г. Московский митр. Платон (Левшин), гостивший в соседнем имении сенатора И. В. Лопухина Савинском, посетил упраздненную Б. п., совершил молебен в обветшавшем храме и решил восстановить обитель. Настоятелем был назначен игум. Лука, затем иером. Иоасаф, началось активное строительство. Митр. Платон лично чертил планы построек. Для увеличения средств на строительство и содержание братии к Б. п. были приписаны часовни в с. Алексеевском, деревни Шалово, Мизиново и Псарьки Богородского у., 2 часовни в Москве у Каменного моста и на Елоховской ул. Из с. Савинского в Б. п. перевезли Никольский храм со всей утварью и колокольней, из дер. Топорково (родины деда митр. Платона) на кладбище мон-ря - деревянную Казанскую ц. Владельцы соседних имений - князья В. В. Долгоруков, П. И. Тюфякин, гр. Я. А. Брюс - вносили большие пожертвования. Указом Святейшего Синода от 2 дек. 1779 г. Б. п. была утверждена заштатным мон-рем Московской епархии на собственном содержании. При иером. Иоасафе (до 1794) на месте старой церкви выстроили теплый трехпрестольный Троицкий храм с приделами свт. Николая и мч. Мины, а также братский и настоятельский корпуса.

Собор во имя Христа Спасителя. Фотография. Нач. ХХ в.
Собор во имя Христа Спасителя. Фотография. Нач. ХХ в.

Собор во имя Христа Спасителя. Фотография. Нач. ХХ в.

1-я пол. XIX в.- период расцвета обители, связанный с обретением в Б. п. в 1829 г. чудотворного образа «Лобзание Христа Иудою». На икону, служившую крышкой для бочек с солениями, обратил внимание монастырский пекарь. О чудесах от иконы по распоряжению свт. Московского Филарета (Дроздова) были сделаны обстоятельные дознания 3 благочинными. Паломники со всей России приходили к берлюковской иконе, получая через нее исцеления. Торжественное празднование иконе совершалось в 10-е воскресенье по Пасхе. Небольшие постройки уже не вмещали богомольцев. Благодаря пожертвованиям дворянских и купеческих семей (к 1835 собрано более 140 тыс. р.) и деятельности строителя (с 1840 игум., с 1853 архим.) Венедикта (1829-1855) были построены каменные пятиглавый собор во имя Христа Спасителя (освящен свт. Филаретом в 1848), надвратная ц. во имя свт. Василия Великого (ок. 1842), Всехсвятская ц. (освящена свт. Филаретом в 1853), двухъярусная колокольня (1851), двухэтажный каменный корпус с братскими кельями (1852), двухэтажный каменный корпус трапезной, келарни, кухни, хлебопекарни (1839), ограда с башнями (1840), каменная баня на берегу р. Вори, вход в к-рую устроили под Западной башней обители. На пожертвование (3 тыс. р.) московского купца Никиты Щеникова над пещерой на берегу р. Вори была выстроена ц. св. Иоанна Предтечи. В 1895-1900 гг. по проекту архит. А. С. Каминского на средства московского купца Самойлова была построена четырехъярусная 104-метровая колокольня. За оградой находились 2 двухэтажные гостиницы, 2 корпуса странноприимного дома, скотный и конный дворы, дома для конюхов и скотников, магазин. При пустыни на полном ее содержании существовала школа. В 1914 г. на пересечении Ладожской и Ирининской улиц Москвы по проекту архит. И. Ф. Мейснера была построена часовня обители (разрушена в 1928). В нач. XX в. мон-рь владел до 600 дес. земли. В 1764 г. в Б. п. было 8 чел. братии, в 1830 г.- 15 чел., в 1834 г.- 33 чел., в 1858 г.- 58 чел., в 1874 г.- 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. Почитались в обители похороненный в склепе собора Христа Спасителя архим. Венедикт († 1855) и сменивший его афонский постриженик иером. Парфений (Агеев), а также ученик валаамского иеросхим. Клеопы иеросхим. Макарий (Брюшков; † 1847), подвизавшийся близ обители в пещере на берегу р. Вори. Мон-рь посещали И. С. Шмелёв, С. И. Танеев и др. Последние известные настоятели - игум. Николай (10-е гг. ХХ в.), общавшийся с архим. Арсением (Жадановским), и архим. Петр (Орлов).

В 1920 г. Б. п. была закрыта, храмы, обращенные в приходские, действовали до 1 мая 1930 г. Часть братии поселились в окрестных деревнях, др. подверглись репрессиям. Один из них, послушник Димитрий Георгиевич Щепакин, был арестован и погиб в ссылке ок. 1932 г. В 30-х гг. XX в. в келейных корпусах размещались дом инвалидов войны и труда, затем санаторий для туберкулезных больных, с 1941 г. госпиталь на 100 мест, с 1945 г. дом инвалидов, с 1961 г. больница № 12, с 1972 г. до наст. времени Московская городская больница № 16 для больных туберкулезом и психическими заболеваниями. Сохранились Спасский собор, надвратный храм свт. Василия Великого, Троицкая ц., храм св. Иоанна Предтечи, часть корпусов, ограда, колокольня (самая высокая в Московской обл.). В 1992 г. был зарегистрирован приход храма Христа Спасителя, но местные власти отказались вернуть РПЦ весь монастырский комплекс, в 1993 г. с монастырской колокольни во время бури сорвало крест. 22 мая 1999 г., в день памяти свт. Николая Чудотворца, клирики Ногинского благочиния у колокольни Б. п. совершили молебен свт. Николаю о возрождении обители.

В 1992 г. при монастырском храме Христа Спасителя была зарегистрированна православная община. В 2002 г. настоятелем храма назначен иером. Евмений (Лагутин). 26 дек. 2006 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о возобновлении монашеской жизни в Б. П. Настоятелем мон-ря определено быть иером. Евмению (18 фев. 2007 г. возведен в игумены).

Арх.: ГАРФ. П-15887. Л. 16, 22; ЦГАГМ. Ф. 709. Николаевская Берлюковская пустынь.
Ист.: Чудеса от иконы Спасителя в Берлюковской пустыни // ХЧ. 1829. Ч. 36; 1830. Ч. 37; Пимен (Мясников), архим. Записки. М., 1875. С. 140-147.
Лит.: Шевелкин И. Поездка в Берлюковскую пустынь // ДЧ. 1864. № 12. С. 259-262; Нил (Сафонов), иером. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. М., 1889; Денисов Л. И., свящ. Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни. М., 1898; Ефремов А. В. Николо-Берлюковская пустынь // Моск. журн. 2000. № 1 (Янв.). Николо-Берлюковская пустынь // Московские ЕВ. 2006. 9/10. С. 196-201.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Берлюковская во имя святителя Николая Чудотвроца мужская пустынь
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле