Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕРЕЗОВСКИЙ
Т. 4, С. 650-652 опубликовано: 12 мая 2009г.


БЕРЕЗОВСКИЙ

Максим Созонтович (16.10.1745 (?), Глухов, Малороссия - 22.03.1777, С.-Петербург), рус. композитор. Творчество (особенно духовная музыка) Б., ставшего первым композитором среди мастеров екатерининской эпохи - В. А. Пашкевича, И. Е. Хандошкина, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина,- сыграло важную роль для утверждения стиля классицизма на рус. почве.

Б. род. в дворянской семье. В. И. Аскоченский писал о домашнем образовании Б., сменившемся обучением в Киевской академии (С. 276-277). Большое влияние на развитие личности буд. композитора оказала существовавшая с 1738 г. в Глухове певч. школа, славившаяся своими традициями, имевшая великолепный хор и поставлявшая малолетних певчих в петербургскую Придворную певческую капеллу.

В 1758 г. Б. переехал в С.-Петербург (возможно, благодаря протекции фаворита имп. Елизаветы Петровны гр. К. Г. Разумовского) и попал в штат музыкантов наследника престола - буд. имп. Петра III Феодоровича. Благодаря прекрасному голосу Б. поручили исполнение ответственных партий в операх Ф. Арайи и В. Манфредини. Педагогами Б. считаются Ф. Цоппис (композиция) и Нунциани (вокал). После восшествия Петра Феодоровича на имп. престол (1761) Б., числясь в итал. труппе, принимает участие в выступлениях Придворной певч. капеллы (духовные концерты во время постов, службы в имп. домовой церкви, пение во время званых обедов, прогулок, балов и карнавалов и т. п.). В те годы появились первые духовные сочинения Б.: концерты «Бог ста в сонме Богов», «Вси языцы, восплещите руками», «Господь, воцарися», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Тебе, Бога, хвалим», «Хвалите Господа с небес» (по свидетельству современника Б., историка искусства Я. фон Штелина).

«Литургия» М. С. Березовского. Партия баса (ГЦ ММК). Фрагмент
«Литургия» М. С. Березовского. Партия баса (ГЦ ММК). Фрагмент

«Литургия» М. С. Березовского. Партия баса (ГЦ ММК). Фрагмент

Для совершенствования композиторского мастерства Б. был направлен в качестве «пенсионера» в Италию (по последним изысканиям, в мае 1769 (М. Рыцарева), ранее считалось, что в авг. 1764 или осенью 1766). В Болонской академии он занимался под рук. выдающегося теоретика и педагога католич. свящ. Дж. Б. Мартини. 15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чеш. композитором Й. Мысливечеком экзамен на звание «accademico compositore», Б. был принят в число членов Болонской академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно Б. написал свою первую и, вероятно, единственную оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио), премьера к-рой прошла с успехом в присутствии рус. посланника гр. А. А. Орлова. Знакомство Б. с графом дало повод биографам композитора связать постановку «Демофонта» и возвращение Б. в Россию с пленением Орловым кнж. Таракановой, что опровергается документальными источниками. В Италии композитором была сочинена Соната для скрипки и чембало, а также «Литургия св. Иоанна Златоуста» (отослана в качестве муз. отчета в С.-Петербург).

19 окт. 1773 г. Б. покинул Италию и возвратился на родину (Рыцарева. С. 101), где не получил должности, соответствующей званию академика. Ему предложили место рядового служащего в Придворной певч. капелле. Сблизившись с кн. Г. А. Потёмкиным, Б. рассчитывал занять место в штате предполагаемой Музыкальной академии в Екатеринославе (наряду с Дж. Сарти и Хандошкиным), однако потемкинские муз. проекты так и остались нереализованными. 3 последних года жизни Б. много сочинял, именно в этот период, судя по всему, был создан духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Ощущение одиночества, безысходности положения при дворе привели Б. к «употреблению горячительных напитков, следствием чего была сначала ипохондрия, а потом белая горячка» (так описывают исследователи последние дни Б.). В одном из приступов болезни, в марте 1777 г., композитор покончил жизнь самоубийством.

Большинство духовных сочинений Б. хранилось в виде рукописей в архиве Придворной певч. капеллы и было сожжено в 20-х гг. XX в., в период идеологических «чисток». Из церковных произведений сохранились лишь «Литургия», концерты на тексты псалмов («Господь, воцарися» и «Не отвержи...»), концерт на нем. текст молитвы Господней «Unser Vater» (Отче наш), причастны («Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся, праведнии, о Господе», «Хвалите имя Господне» № 1-3). К числу последних находок принадлежит концерт «Бог ста в сонме богов», считающийся ныне первым по времени создания из сохранившихся концертов Б. (М. Юрченко).

«Литургия» Б. имеет важное историческое значение как первый музыкально-литургический цикл эпохи рус. классицизма. Его «Верую» имело огромную популярность в кон. XVIII-XIX в. По музыке оно почти полностью совпадает с аналогичными песнопениями В. Виноградского и Б. Галуппи - вероятно, Б., как и его предшественники, отразил устную певч. традицию исполнения «Верую» прихожанами.

Особое место среди сохранившихся сочинений Б. занимает духовный концерт «Не отвержи мене во время старости», имеющий более счастливую судьбу по сравнению с др. его сочинениями,- он был напечатан Капеллой в 1818 и 1842 гг., впосл. много раз переиздавался. И. А. Гарднер считал, что «по причине своей длины (258 тактов) концерт этот в целом виде в России почти что не исполнялся - да и не может быть исполнен за обычным богослужением». Звучал ли данный концерт при жизни Б., неизвестно, но о популярности его в XIX в. свидетельствует факт многократного издания по разрешению духовной цензуры, в т. ч. в церковнопевч. сборниках. Влияние мелодики этого концерта, его полифонической техники, гармонии и образного строя прослеживается в творчестве младших современников композитора - Бортнянского, С. А. Дегтярёва, А. Л. Веделя.

В разных источниках упоминаются следующие несохранившиеся произведения Б.: концерты на 4 голоса - «Вси языцы, восплещите руками», «Милость и суд воспою Тебе», «Не имамы иныя помощи», «Отрыгну сердце мое», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Суди, Господи, обидящие мя», «Тебе, Бога, хвалим»; концерты на 8 голосов - «Внемлите, людие мои», «Вскую мя отринул еси», «Не отвержи мене во время старости», «Услышите сия вси языцы»; хоры на 4 голоса - «Ныне силы небесные», «Херувимская»; хоры на 8 голосов - «Вкусите и видите», «Херувимская». Причастны «В память вечную», «Во всю землю», «Творяй ангелы», «Чашу спасения прииму» считаются утерянными, а одноименные сочинения, изданные П. И. Юргенсоном под именем Б. (Духовно-муз. соч. разных авт. Сер. 4. М., [1887]), на самом деле принадлежат перу его однофамильца - М. А. Березовского, композитора кон. XIX в. (Е. М. Левашев).

По муз. стилю духовные сочинения Б., равно как и произведения для правосл. службы его современника Галуппи, относятся к первому этапу муз. классицизма екатерининской эпохи. Даже по скудным сохранившимся материалам видны изменения, происшедшие в стилистике и форме сочинений: если в барочных композициях ведущая роль в формообразовании отводилась риторическим закономерностям, а композиторское решение в большинстве случаев следовало строфическому разделению текста, то концерты Б. утверждают четырехчастный классицистский цикл, опирающийся на муз. логику развития. Большое значение приобретает система полифонических приемов - от канонических имитаций до развернутых фуг. Мелодика сочинений Б. впитала в себя интонации как укр., так и рус. народной песенности: по наблюдению Левашева, начальная интонация концерта «Не отвержи...» совпадает с мелодией рус. протяжной песни «Не шуми, мати, зеленая дубровушка» и укр. думы «Гей, як на славнiï Украïнi».

Муз. соч.: «Не отвержи мене во время старости» (d-moll): Концерт на 4 голоса. СПб., 1818; «Unser vater» (g-moll). Лпц., 1813; «Господь воцарися» (B-dur): Концерт на 4 голоса // Историческая хрестоматия церковного пения / Под ред. прот. М. Лисицына. СПб., 1903; Литургия св. Иоанна Златоуста (4 голоса) // Сборник духовно-музыкальных песнопений / Под ред. Е. С. Азеева [перелож. для муж. хора]. Пг., 1914. Вып. 8; То же // Березовьский М. Хоровi духовнi твори / Под. ред. М. Юрченко. К., 1995. С. 6-28; «Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся праведнии о Господе», «Хвалите Господа с небес» № 1-3: Причастны на 4 голоса // Там же. С. 30-72; «Бог ста в сонме Богов»: Концерт (4 голоса) // Там же. С. 74.
Лит.: Бантыш-Каменский Д. Словарь достопамятных людей русской земли. М., 1836. Ч. 1; Воротников П. Березовский и Галуппи // Б-ка для чтения. СПб., 1851. Янв.-февр. Т. 105; Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 2; Лебедев Н. Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения. СПб., 1882; Штелин Я. фон. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. М., 1935. Вып. 1. С. 94-198; Рыцарева М. Г. Композитор М. С. Березовский. Л., 1983; Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История рус. музыки. М., 1985. Т. 3. С. 132-160; Юрченко М. Невiдомий концерт Максима Березовського // Музика. К., 1995. Вип. 5.
А. В. Лебедева-Емелина
Ключевые слова:
Композиторы церковные русские Композиторы русские Березовский Максим Созонтович (1745-1777), русский композитор
См.также:
АФАНАСЬЕВ Николай Яковлевич (1820-1898), скрипач, композитор, педагог
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
БАХМЕТЕВ Николай Иванович (1807-1891), рус. композитор и скрипач
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825), рус. композитор
ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского
АВДЕЕВ Владимир Александрович (1862-1914); автор духовно-музыкальных сочинений