Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕНЬЯН
Т. 4, С. 628-630 опубликовано: 12 мая 2009г.


БЕНЬЯН

[Баньян; англ. Bunyan] Джон (11.1628, Элстоу, графство Бедфордшир - 31.08.1688, Сноу-Хилл), св. Англиканской Церкви (пам. 30 авг.), англ. писатель, пуританский теолог, мистик. Учился в деревенской школе, во время гражданской войны служил в армии Парламента (1644-1646). Возвратившись в Элстоу, Б. женился (1648), работал лудильщиком. Под влиянием книг А. Дента «Путь простого человека на небо» (Dent A. The Plain Man's Path-Way to Неаven. L., 1601) и еп. Бангорского Л. Бейли «Практика благочестия» (Beyley L. The Practice of Piety. L., 1638) Б. пережил религ. обращение: он решил, что вся его прежняя жизнь была наполнена грехом, отказался от всех развлечений, к к-рым отнес и свою работу звонарем местной церкви, и стал вести жизнь строгого пуританина. Позже Б. вспоминал, что эти внешние изменения не привели к подлинному внутреннему перерождению. В течение неск. последующих лет он переживал тяжелый духовный кризис: слышал голоса бесов, имел богохульные помыслы; когда открывал Библию, ему казалось, что все в ней говорит о его буд. осуждении. В своих духовных исканиях Б. сблизился с сектами рантеров и квакеров, познакомился с их лит-рой. В 1653 г. он стал членом индепендентской общины в Бедфорде. Там он получил должность диакона (1655) и начал проповедовать, в результате чего оказался в состоянии конфликта с руководством гос. Англиканской Церкви, к-рое запрещало проповедническую деятельность тем, кто не получил духовного сана. К этому времени Б. не только успел отойти от общения с радикальными сектами, но и вел с ними полемику; его первые книги «Некоторые открывшиеся евангельские истины» (Some Gospel-Truths Opened. L., 1659) и «Доказательство некоторых евангельских истин» (A Vindication of Some Gospel-Truths. L., 1657) были направлены против квакеров. Еще через неск. лет Б. написал свой важнейший богословский труд «Раскрытие учения о Законе и Благодати» (The Doctrine of the Law and Grace Unfolded. L., 1659). В 1656 г. скончалась жена Б., оставив 4 детей; в 1659 г. он женился вторично.

Джон Беньян
Джон Беньян

Джон Беньян

После реставрации монархии (1660) в Англии вступили в силу строгие законы против проповедников, не имеющих дозволения гос. Церкви на свою деятельность. Б., отказавшийся оставить проповедь, был арестован (нояб. 1660) и отправлен в бедфордскую тюрьму, в к-рой (с небольшим перерывом в 1666) провел 12 лет. Формально находясь в заключении, он пользовался относительной свободой и мог посещать семью. В эти годы Б. написал 9 книг, в т. ч. свою духовную автобиографию «Изобильная благодать, изливающаяся на главного грешника» (The Grace Abounding to the Chief of Sinners. L., 1666), и начал работать над кн. «Путешествие пилигрима» (The Pilgrim's Progress. L., 1678). Среди проч. сочинений, написанных в эти годы,- небольшая поэма «Тюремные размышления» (Prison Meditations. L., 1665), руководства к духовной жизни «Стану молиться духом» (I Will Pray with the Spirit. L., 16632) и «Христианское поведение» (Christian Behaviour. L., 1672), 2 книги стихов - «Одно только нужно» (One Thing is Needful. L., 1680) и «Гевал и Гаризим» (Ebal and Gerizzim. L., 1680), с размышлениями о смерти, Страшном Суде, рае и аде), и кн. «Святой Град» (The Holy City. L., 1666), повествующая о грядущих временах, когда на земле будет установлена истинная Церковь и христиан не будут преследовать за веру. В 1672 г. Б. получил свободу и вернулся в свою церковь в Бедфорде, где он к тому времени был избран пастором. Согласно изданной кор. Карлом II «Индульгенции», он официально получил от гос-ва дозволение проповедовать, объездил значительную часть Англии, собирая толпы слушателей и часто проповедуя под открытым небом. Его духовный авторитет в народе намного превосходил авторитет местного епископата гос. Церкви, так что простые люди называли Б. «епископом». В марте 1675 г. он вновь оказался в тюрьме, где провел 6 месяцев. Во время второго заточения Б. окончил кн. «Путешествие пилигрима». После освобождения написал еще ряд лит. произведений, в частности аллегорический рассказ «Жизнь и смерть мистера Бэдмана» (The Life and Death of Mr. Badman. L., 1680), повествующий о порочном, лицемерном и бесчестном (впрочем, не слишком удачливом) дельце, прожившем жизнь безбожника и умершем без покаяния, повесть «Священная война» (The Holy War. L., 1680) об освобождении города Души, захваченной Дьяволосом, а также вторую часть кн. «Путешествие пилигрима». В последние годы жизни Б. был окружен лит. славой и народным почитанием. В авг. 1688 г. он отправился в Лондон, по пути в столицу попал под проливной дождь, заболел и через неск. дней умер в доме одного из своих друзей.

Не имея богословского образования, Б. блестяще знал англ. Библию и, кроме того, многое почерпнул, читая «Комментарий на Послание к Галатам» М. Лютера в англ. переводе 1575 г. Несмотря на принадлежность к индепендентской общине, разделявшей мн. вероучительные положения баптистов, религ. воззрения Б. были чужды сектантской узости совр. ему диссентеров. Признавая Крещение в младенчестве, он с пониманием относился к др. мнениям по этому вопросу. Оставаясь кальвинистом в проповеди и богословии, в художественных произведениях Б. далеко отходил от концепций предопределения и избрания, принятых кальвинизмом. Его собственный опыт свидетельствовал против представления о спасении как о некоем событии, после к-рого всякая духовная борьба прекращается. Постоянно критикуя Церковь Англии, Б. всегда ощущал тесную связь с ней: в ответ на обвинения в незаконном проповедничестве он часто говорил, что лишь исполняет за епископов их обязанности. Участие в гражданской войне, к-рую пуритане считали битвой за веру, пришлось, по мнению Б., на то время, когда он был порабощен грехом, и было поэтому лишено для него героического ореола (хотя знание военного дела заметно во мн. книгах Б.).

Наибольшую славу Б. принесла его деятельность в качестве писателя. Его художественные произведения (всего ок. 60) отличаются глубокой религиозностью, однако они основаны не на умозрительных теологических построениях, а на драматическом жизненном опыте автора; мн. книги Б. автобиографичны. Самое известное художественное произведение Б.- аллегорическая повесть «Путешествие пилигрима». Эта книга, отличающаяся необыкновенной живостью повествования, вводит читателя в мир героев, представляющих все слои совр. Б. англ. общества с их пороками и добродетелями. Главный герой книги - Христианин, в руках его - Евангелие, за спиной - бремя грехов. Христианин узнает, что городу Разрушение, в к-ром он живет с семьей, грозит гибель. Он бежит, встречает по дороге Евангелиста, от к-рого узнает, где найти спасение. По дороге Христианин встречается с различными персонажами, преодолевает множество препятствий и наконец добирается до Небесного Града. 2-я часть книги содержит рассказ о путешествии в Небесный Град жены (Христианы) и детей Христианина. «Путешествие пилигрима» еще при жизни автора выдержало 10 изданий, в дальнейшем переиздавалось сотни раз (с нек-рыми переделками и в католич. странах). В наст. время повесть переведена более чем на 100 языков, в т. ч. и на рус., а также экранизирована. Аллегорическим образом «Ярмарки тщеславия» воспользовался в одноименном романе У. Теккерей, вступительная часть книги послужила основой для стихотворения А. С. Пушкина «Странник» (1835), сюжету «Путешествия пилигрима» подражали и др. писатели.

Соч.: Любопытное и достопримечательное путешествие христианина. М., 1782; Буньян, Иоанн. Соч.: В 4 т. М., 1819; The entire works. L., 1859-1860. 4 vol.; The Whole Works / Ed. G. Offor. L., 1862. 3 vol.; Путешествие пилигрима. СПб., 1878, 19032, 19103. М., 1991р; The works. Edinb., 1991r. 3 vol.; Молитва. СПб., 1998; Путь паломника / Пер. Т. Поповой. М., 2001.
Лит.: Froude J. A. Bunyan. L., 1880; Brown J. John Bunyan: His Life, Times and Work. L., 1885, 18862; idem. John Bunyan: A story of his life. L., 1964; Venables E. The Life of J. Bunyan. L., 1888; Harrison F. M. John Bunyan: A Story of His Life. L., 1928; idem. J. Bunyan: A Study in Personality. L., 1928; Lindsay J. John Bunyan: Maker of myths. L., 1937; История английской литературы. М.; Л., 1945. Т. 1. Вып. 2. С. 201-212; Forrest J. F. John Bunyan: A Ref. Guide. Boston, 1982; Batson E. B. John Bunyan: Allegory and Imagination. L., 1984; Hill C. A Tinker and a Poor Man: J. Bunyan and His Church: 1628-1688. N. Y., 1989; Wellman S. John Bunyan: author of The pilgrim's progress. Phil., 1999.
В. В. Чернов
Ключевые слова:
Богословы англиканские Мистики Святые англиканской Церкви Пуритане Писатели английские Беньян Джон (1628-1688), английский писатель, пуританский теолог, мистик, святой Англиканской Церкви (пам. 30 авг.) Богословы английские
См.также:
БАКСТЕР Ричард (1615-1691), пуританск. богослов
БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня)
БАРНС Эрнест Уильямс (1874-1953), англикан. еп. Бирмингемский, теолог и математик
БЕНТЛИ Ричард (1662-1742), англ. богослов, апологет христ-ва, филолог
БИЛСОН Томас (1547 - 1616), еп. Уинчестерский, англикан. теолог
БРАЙТМАН Фрэнк Эдуард (1856-1932), англ. богослов и литургист
ДЖОУЭТТ Бенджамин (1817 - 1893), англикан. богослов и библеист
АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая)
АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой
АЛЬВАРЕС ДЕ ПАС Диего (1560-1620), испан. иезуит, католич. ученый-мистик
АЛЬВАРЫ вишнуистские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в VI-XI вв.
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (I в. по Р.Х.), мистик, философ-пифагореец
АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви
АШЕР Джеймс (1581-1656), архиеп. Арма, англиканский теолог и церк. историк