Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
Т. 4, С. 532-534 опубликовано: 1 мая 2009г.


БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

находилась на берегу р. Снежеть в урочище Белые Берега Брянского у. Орловской губ. Поводом для основания послужил указ Петра I 1706 г. об укреплении крепости Брянск в ходе Северной войны. В результате были снесены неск. городских зданий, а часть братии брянского Белопесоцкого мон-ря переведена в брянский во имя апостолов Петра и Павла мон-рь, к к-рому их обитель была приписана еще при Патриархе Иоакиме. Др. насельники Белопесоцкой обители отделились и основали на берегу р. Снежеть в урочище Белые Берега скит, первоначально называвшийся Песоцким. После постройки деревянной часовни братия стала служить вечерню, утреню, часы, монашеское правило, причащались же в Петропавловском мон-ре. В 1712 г. белобережские иноки во главе с иером. Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили (ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Д. 227. Л. 15).

Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева. 1830 г. (ГМИИ)
Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева. 1830 г. (ГМИИ)

Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева. 1830 г. (ГМИИ)

В 1717 г. настоятель брянского Петропавловского мон-ря архим. Питирим поручил управление Белобережским скитом опытному старцу мон. Серапиону (см. Симеон, прп. Белобережский), ранее подвизавшемуся в брянских лесах. Мон. Серапион ввел в Б. п. строгий устав, запретил братии употреблять мед, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжелой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пек на всех хлеб. В февр. 1721 г. архим. Питирим исходатайствовал указ Синодального казенного приказа о строительстве в скиту деревянной ц. Рождества Иоанна Предтечи, к-рая была возведена в 1722 г. Строительство храма в Б. п. явилось поводом для белобережских иноков обособиться от Петропавловского мон-ря, старец Серапион подал прошение в Синод о предоставлении пустыни самостоятельности, что стало полной неожиданностью для архим. Питирима. Одновременно строитель соседней Полпиной пуст., насельником к-рой некогда был мон. Серапион, наблюдая в 6 км от своего мон-ря возрастание новой обители, стал добиваться ее закрытия. Старец Серапион был оклеветан, отстранен от настоятельства и отправлен в Андроников мон-рь в Москву. Б. п. в 1724 г. была приписана к Петропавловскому мон-рю. В деле белобережской братии принял участие настоятель Андроникова мон-ря архим. Герасим. Разобравшись в возводимых на старца Серапиона жалобах, он сообщил 15 июня 1726 г. Духовной декастерии о его невиновности. Мон. Серапион был оправдан и направлен в Одрин мон-рь Орловской губ., а бывш. вкладчики Б. п. подали прошение о ее восстановлении.

Указом имп. Екатерины I от 6 февр. 1727 г. Б. п. была восстановлена, 9 февр. мон. Серапион был утвержден в звании строителя, а Петропавловскому мон-рю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Б. п. пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского у. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 дес. «пустовой благовещенской земли». Впосл. вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др.

В 1732-1735 гг. в Б. п. был возведен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами св. мч. Иоанна Воина и свт. Николая Чудотворца. Главной его святыней стала икона Божией Матери «Троеручица», написанная в 1718 г. московскими иконописцами Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым для Б. п. «по обещанию по родителей своих». Почитались также икона Св. Троицы, Владимирская икона Божией Матери и икона Иоанна Предтечи, пожертвованные в 1728 г. царицей Евдокией Фёдоровной (Лопухиной). После кончины в 1741 г. строителя Серапиона наместником Б. п. стал иером. Антоний (Горский), к-рый начал возводить храм святых Захарии и Елисаветы на св. вратах (освящен 11 авг. 1759). Вместо прежнего Владимирского храма был построен двухэтажный каменный четырехпрестольный Троицкий собор с приделами Владимирской иконы Божией Матери (освящен в окт. 1755), свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Необходимые для этого средства (2 тыс. р.) были пожертвованы имп. Елисаветой Петровной во время ее паломничества в 1744 г. в Киево-Печерскую лавру.

В результате учреждения штатов в 1764 г. Б. п. подлежала упразднению. Однако в это время в соседней Яменской Предтечевой пуст. сгорел храм, и еп. Севский и Брянский Тихон (Якубовский), ранее выбиравший, какую из пустыней назначить к закрытию, упразднил Яменскую. Б. п. была оставлена на своем содержании. Но 6 июня 1770 г. еп. Севский Кирилл (Флоринский) предоставил Святейшему Синоду рапорт, в к-ром указывал, что Б. п. является «недостаточной», якобы за неимением своих земель. В 1774 г. Б. п. была упразднена. Помещики Брянского и Карачевского уездов подали в Синод прошение о пересмотре этого решения, вынесенного на основании неправильного донесения еп. Кириллу игум. пустыни Арсения. В 1777 г., при строителе Серапионе (1774-1778), Б. п. была приписана к Петропавловскому мон-рю и до нач. XIX в. находилась в ведении то Площанской пуст. Орловской губ., то Петропавловского мон-ря, что привело к ее запустению. В 1766 г. братия насчитывала более 30 чел., в 1774 г. в пустыни проживали только настоятель и 8 монахов (4 штатных и 4 заштатных).

С нач. XIX в. происходило духовное и экономическое возрождение Б. п., связанное с деятельностью еп. Орловского Досифея (Ильина), старцев Василия (Кишкина), схим. Феодора, Арсения, иером. Клеопы II († 1817), Мелхиседека, Моисея и др. В янв. 1800 г. настоятелем Б. п. был назначен иером. Василий (Кишкин), прежде подвизавшийся на Афоне, в Нямецком мон-ре, а к моменту назначения - в Коренной Рождества Богородицы муж. пуст. Он ввел в Б. п. афонский общежительный устав, также составил уставы для Кременецкого мон-ря на Дону, Борисовского Тихвинского жен. мон-ря Курской епархии и Медведицкого жен. мон-ря на Дону. Трудами иером. Василия в Б. п. возродилось старчество, его учениками и ближайшими последователями были схим. Афанасий (Захаров), прп. Тихон Белобережский (Ɨ ок. 1844), прп. Лев (Наголкин), иером. Макарий (Ɨ 24.10. 1839), мон. Арсений (Ɨ 7.02.1844), монахи Анастасий, Израиль, Иннокентий и Павел, подвизавшиеся впосл. в Задонском мон-ре. Постриженики Б. п. стали настоятелями мн. обителей: архим. Радовицкого мон-ря Рязанской губ. Серафим, строители Площанской пуст. Виталий, Каллист, Павел и Маркеллин, строитель Никандровой Благовещения Пресв. Богородицы пуст. Мардарий, игум. Одрина мон-ря Серапион, строитель Югской Дорофеевой пуст. Варфоломей, игум. Ордынской пуст. Смоленской губ. прп. Палладий (Коровин), игум. Рыхловского мон-ря Черниговской губ. Мелхиседек (Сокольников), игум. Данковского мон-ря Рязанской губ. Досифей, игум. Глинской пуст. Филарет и мн. др. Все они приносили духовное устроение Б. п. в управляемые ими обители. Выходцами из Б. п. в XIX в. была устроена Белобережская келлия мон-ря Ватопед на Афоне, первым игуменом к-рой был избран из среды белобережских насельников иером. Варсонофий (Вавилов).

Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в.
Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в.

Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в.

8 июля 1804 г. указом имп. Александра I Б. п. была включена в состав мон-рей Орловской и Севской епархии. В сент. 1804 г. о. Василий подал еп. Досифею (Ильину) прошение об увольнении от настоятельства «за слабостью здоровья» с рекомендацией назначить на эту должность иером. Питирима. Иером. Василию было предписано «пребывание иметь в оной же пустыни для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному строителю». Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притеснял о. Василия, потребовала отстранения его от должности. С общего согласия настоятелем был избран постриженик иером. Василия иером. Леонид (Наголкин). По поручению еп. Досифея 17 нояб. 1805 г. иером. Леонид «с согласия всей братии» письменно изложил устав пустыни («общежительное чиноположение»), в его составлении по образу правил афонских и молдав. обителей участвовали иером. Мелхиседек (Сокольников) и ученики прп. Паисия (Величковского): схим. Афанасий, схим. Феодор и иеросхим. Клеопа. Устав Б. п. стал образцом для мн. мон-рей России и впосл. был издан архим. Мелхиседеком (Сокольниковым) при описании Пустынно-Рыхловского мон-ря Черниговской епархии (ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Оп. 1. Д. 22. Л. 42). В 1817 г. в Б. п. проживало 30 насельников.

При иером. Леониде (1804-1808) и последующих настоятелях игум. Мелхиседеке, иером. Моисее был сооружен больничный корпус с ц. в честь иконы Божией Матери «Троеручица» (1809). В 1820-1824 гг., при строителях Амвросии и Серафиме, Б. п. пришла в упадок, житницы опустели, капитал был издержан на содержание братии. В 1824 г. по просьбе братии настоятелем был вновь поставлен иером. (с 1847 архим.) Моисей, благодаря к-рому благосостояние обители улучшилось, в праздники пустынь принимала до 5 тыс. богомольцев. В 1824 г. была построена каменная двухэтажная трапезная, вмещавшая ок. 200 чел., в 1828 г.- каменная ограда с башнями по углам и 3 воротами, в 1837 г. расширен Троицкий собор, на 2-м этаже устроен новый придел в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших», а на 1-м - во имя Трех святителей. Одновременно были построены каменные корпуса гостиницы, братских келий, конного двора, столярной и др. Выстроенная в 1836 г. колокольня при храме 22 сент. 1840 г. из-за непрочности грунта рухнула, в 1847 г. была восстановлена. При игум. Анастасии (1849-1863) в 1861 г. вместо обветшавшего старого больничного корпуса построили новый, с ц. Покрова Пресв. Богородицы. В 1861 г. был заложен, а 2 июня 1878 г. освящен новый пятиглавый каменный собор в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Близ пустыни находился скит с возведенной в 1856 г. двухэтажной церковью: нижней каменной - во имя Всех святых и верхней деревянной - в честь Печерской иконы Божией Матери. Ок. скита находилось монастырское кладбище.

В нач. XX в. число братии Б. п. возросло до 200 чел., в 1916 г.- до 400 чел. Обитель владела 1895 дес. леса, 473 дес. пахотной и луговой земли. При пустыни действовала иконописная мастерская, с 1900 г. на монастырском хуторе при дер. М. Полпино - школа, в 1901 г. преобразованная в церковноприходскую. В неурожайные годы в трапезной мон-ря помимо братии ежедневно кормили по 300-400 чел. Случалось, неимущие матери оставляли у стен обители своих детей. Пустынь отчисляла средства на содержание епархиальных уч-щ, брянского госпиталя Красного Креста, а с 1905 г.- по 150 р. ежегодно в фонд пострадавших в русско-япон. войне, в 1916 г.- 600 р. в имп. канцелярию «на нужды войны», за что имп. страстотерпец Николай II выразил братии благодарность.

Весной 1919 г. на территории Б. п. была устроена дачная колония Московского отдела народного образования, по выезде к-рой часть зданий отошла станции железной дороги Брянск-Тула. 29 дек. 1920 г. последние насельники обители были выселены, но в 1922 г. жители дер. Непряхино приняли в бесплатное пользование имущество монастырских храмов, и богослужения продолжали совершаться. 17 июня 1924 г. заключенные прежде местными властями договоры с верующими были аннулированы, все храмы пустыни закрыли, и к 1941 г. они были разрушены. После освобождения Брянска в 1943 г. кирпич оставшихся зданий обители использовался для восстановительных работ в городе. К 2002 г. сохранилось неск. жилых и хозяйственных зданий и часть ограды с юго-вост. башней. Ведутся переговоры с администрацией Брянской обл. о передаче монастырских построек епархии для возобновления монашеской жизни.

Лит.: Брянский Свенский мон-рь, 1288-1888. СПб., 18882; Пясецкий Г. М. Материалы для истории мон-рей Севской епархии, упраздненных в 1764 г. Орел, 1889. Вып. 4; он же. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и мон-рей. Орел, 1899; Сполохов А. Историческое и совр. обозрение общежительной муж. Брянской Белобережской пустыни Орловской губ. М., 1890; Белобережская пустынь: Ист. очерк. СПб., 1897; Историческое описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1; Сб. Орловского церк.-археол. кабинета. Орел, 1905. Т. 1; 1906. Т. 2; Брянская Белобережская пустынь. Орел, 1910; Брянские святые. Брянск, 1990; Страницы истории г. Брянска. Брянск, 1996. С. 18-25; Свод памятников истории и культуры России: Брянская обл. М., 1998. С. 159-162.
А. Кольцов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Белобережская Брянская мужская пустынь, находилась в Орловской губернии
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле