Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Т. 4, С. 457-458 опубликовано: 26 марта 2009г.


БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ

[Араб.                      - Краткое изложение истории епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута с 1532 года христианского летосчисления], компилятивный исторический труд, созданный в среде правосл. арабов Бейрута в XVIII-XIX вв. Основную часть летописи (ок. половины объема) составляет повествование о возникновении католич. унии в Сирии, события во времена патриаршества Кирилла V аз-Заима, Афанасия III Даббаса и Сильвестра (с сер. XVII в. до 1757). Изложение связное, не разбитое по годам. Особое внимание автор уделяет событиям в Халебе, эпицентре противостояния Православия и католичества. Б. ц. л., возникшая, видимо, в окружении Патриарха Сильвестра, носит резко антилат. характер, временами изложение событий прерывается религиозно-полемическими отступлениями. Позднее к этому повествованию была добавлена светская бейрутская хроника, охватывающая события с 60-х гг. XVIII в. по 1791 г. и составленная, по мнению А. Е. Крымского, членами правосл. клана Бустросов. В центре ее - фигура бейрутского шейха Юнуса Никулы († 1789), влиятельного политического деятеля и многолетнего лидера правосл. общины города. Жизнеописание шейха Юнуса в одном месте прерывается вставкой из др. светской ливан. летописи, повествующей о политической истории Горного Ливана с правосл. позиций, но иногда резко расходящейся с биографом Юнуса в оценке конкретных исторических деятелей. Все эти произведения были в 1792 г. скомпилированы четвертым автором, выходцем из бейрутского клира, к-рый составил по сохранившимся источникам список епископов Бейрута с 1532 г. (очень неполный), помещенный им в самое начало летописи, добавил к повествованиям своих предшественников ряд сведений, касавшихся церковной истории Бейрута в XVIII в. (о митрополитах и ученых города), а также об Антиохийских Патриархах после Сильвестра (1766). Эта ранняя редакция летописи получила распространение на Ближ. Востоке и дошла до наст. времени в большинстве сохранившихся списков «Краткой истории епископов». В XIX в. была составлена еще одна редакция летописи, включившая ряд поздних продолжений, составивших ок. 20% текста. Они содержат сведения о событиях церковной истории Бейрута, митрополитах, конфликтах с католиками, открытии школ. Авторами дополнений к летописи были правосл. жители города Абдаллах Трад (до 1824) и Халиль Файяд (до 1885). Со 2-й пол. XIX в. в летописи заметны отголоски арабо-греч. противостояния в Антиохийском Патриархате, последняя приписка (свящ. Илии Мжааса о выборах Патриарха Спиридона в 1892) содержит резкие обличения греч. клира. Б. ц. л. сохранила множество уникальных сведений о событиях XVIII-XIX вв. в Сиро-Ливанском регионе и является важным источником по истории христ. Востока в этот период. Начало ее изучения связано с деятельностью еп. Порфирия (Успенского), к-рый в сер. XIX в. вывез в Россию текст ранней редакции летописи и в 1874 г. опубликовал ее рус. перевод. В 1903 г. в Египте был издан араб. оригинал Б. ц. л. в приложении к «Истории Антиохийских патриархов» Михаила Барика. Еще одна рукопись этого сочинения известна в собрании ун-та cв. Иосифа в Бейруте. Все эти тексты представляют собой редакцию 1792 г. и неск. различаются в деталях. До наст. времени Б. ц. л. слабо введена в научный оборот западноевроп. и араб. ученых (возможно, из-за своей резко антикатолич. направленности), ее араб. издание стало библиографической редкостью и неизвестно нек-рым серьезным исследователям. В отечественной историографии Б. ц. л. изучена лучше; помимо издания еп. Порфирия (Успенского) еще один сокращенный перевод летописи был опубликован в 1907 г. Крымским. Он предпринял попытку выявить составные части этой компиляции и определить их авторов. Крымский использовал текст поздней редакции летописи, привезенный им из Ливана в кон. XIX в., однако он опубликовал лишь фрагменты этого сочинения, охватывающие события до 1791 г. О содержании ее неопубликованных частей (приписок XIX в.) можно судить по разрозненным упоминаниям и цитатам в монографии Крымского «История новой арабской литературы».

Изд.: Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский: Сказание о Сир. унии // ТКДА. 1874. Сент. C. 491-552; Из Бейрутской церковной летописи XVI-XVIII вв. / Под ред. А. Е. Крымского // Древности восточные. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 1-89.
Лит.: Крачковский И. Ю. Отчет о командировке в Киев летом 1925 г. // Изв. АН. Сер. 6. М., 1925. С. 92; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 165-166; Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971. С. 44-45, 317, 318, 333-334, 336, 363, 431, 534, 535, 536; Рыбалин В. С. Собрание арабских рукописей ЦНБ АН УССР// Памятники письменности Востока, 1976-1977. М., 1984. С. 163.
К. А. Панченко
Ключевые слова:
Антиохийская Православная Церковь Источники истории Церкви Бейрутская церковная летопись, краткое изложение истории епископов Бейрута
См.также:
АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата
АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)
АФОНСКИЙ СБОРНИК памятн. древнегруз. письм-ти, сост. на Афоне в XI-XII вв.
БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками
ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ (ок. 1187-1259), предполагаемый автор древнейшей «Хроники Ливонии»