Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАРСОВ
Т. 4, С. 358-360 опубликовано: 13 апреля 2009г.


БАРСОВ

Тимофей Васильевич (11.06.1836 - 7.01.1904), д-р церковного права, заслуженный ординарный проф. СПбДА. Род. в семье причетника в Смоленской губ. По завершении курса Смоленской ДС первым учеником в 1859 г. продолжил обучение в СПбДА, к-рую окончил 10 нояб. 1863 г. в 1-м разряде со степенью магистра богословия. Оставлен при академии помощником инспектора и бакалавром по классу греч. языка в младшем классе. 13 окт. 1865 г. к этому добавилось преподавание церковного законоведения. Тогда же начинается сотрудничество (пока нештатное) Б. в Святейшем Синоде, продлившееся до выхода на пенсию. В основном оно сводилось к переводам с греч. языка служебных бумаг и переписки. С 10 мая 1866 г. переведен на должность библиотекаря, а 30 сент. 1867 г. снова на должность помощника инспектора академии. С преобразованием академии по новому уставу назначен доцентом (15 авг. 1869), одновременно уволен с прежних должностей помощника инспектора, библиотекаря и преподавателя греч. языка. Отныне научные и профессиональные интересы Б. сосредоточились на изучении канонического права. Он принял участие в последнем этапе церковных реформ имп. Александра II: 10 дек. 1869 г. Святейший Синод включил Б. в состав Комитета для разработки основных положений преобразования судебной части по духовному ведомству под председательством архиеп. Макария (Булгакова).

Т. В. Барсов. Фотография. XIX в.
Т. В. Барсов. Фотография. XIX в.

Т. В. Барсов. Фотография. XIX в.
Помимо участия в Комитете по реформе церковного суда Б. исполнял и др. подобную работу. Так, в 1870 г. по поручению Синода он состоял членом временного ревизионного Комитета для проверки отчетов по С.-Петербургской епархии за 1869 г. 4 мая 1871 г. Совет академии делегировал его для участия в заседании Совета министра народного просвещения по вопросу о присвоении университетским преподавателям церковной истории и канонического права профессорского звания. Являлся членом Комиссии по выработке положения об архиве и б-ке Святейшего Синода, Комиссии для разбора документов архива Святейшего Синода.

12 нояб. 1870 г. Совет СПбДА избрал Б. экстраординарным профессором; он трижды (в 1873, 1877 и 1881) избирался в члены собраний Совета академии от церковно-практического отд-ния. 31 дек. 1888 г. ему была присуждена ученая степень д-ра канонического права за исследование «О каноническом элементе в церковном управлении», опубликованное еще в 1882 г. С 11 янв. 1889 г., по выслуге 25 лет, удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора. 6 нояб. 1889 г. Б. достигает вершины преподавательской карьеры: он избран и утвержден в звании заслуженного ординарного профессора.

Приобрело др. форму и многолетнее сотрудничество Б. с ведомством Святейшего Синода. 25 янв. 1879 г. обер-прокурор причислил его сверх штата к своей канцелярии и тем же числом прикомандировал к канцелярии Святейшего Синода обер-секретарем по III отделению, к-рое ведало делами о церковных землях, расколе и сектах. Утвержден в должности Синодом 11 мая 1879 г. и пребывал в ней до выхода в отставку, одновременно служил в СПбДА. Несмотря на перемену статуса, Б. продолжал заниматься переводами с греч. на рус. язык и с рус. на греч. синодальной переписки и корреспонденции С.-Петербургского митр. Исидора (Никольского). В этот период он принимал участие в реформировании ведомства военного духовенства. 12 апр. 1884 г. Синод включил Б. членом и делопроизводителем в состав Комиссии об устройстве управления церквами и духовенством военного ведомства.

Б. много писал; за поздние работы «Святейший Синод в его прошлом» (1896) и «Синодальные учреждения прежнего времени» (1897) ему были присуждены премия им. митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) и Уваровская премия имп. АН.

В сочинениях Б. рассматривались самые разнообразные вопросы: от проблем древнего канонического права до актуальных проблем церковно-гос. отношений совр. ему России. Он развил теорию, согласно к-рой К-польская патриаршая кафедра и Римский престол являлись 2 главными центрами греко-рим. мира, имели равное значение и равные права. Эта т. зр. вызвала критику др. канонистов, окрестивших ее «теорией восточного папизма». Относительно церковно-гос. отношений Б. придерживался модели «равноправного союза», согласно к-рой «Церковь, нисколько не изменяя своим догматам веры... становится под охрану государства и покровительство его власти и законов», а гос-во, «удерживаясь от вмешательства своею властию в вопросы веры... охраняет свободу ее действий и силу распоряжений». Но при этом гос-во вправе действовать в интересах общественной жизни, принимая те или иные законы «для своих собственных целей». Суть рассуждений Б., т. о., сводилась к тому, что запретно лишь такое вмешательство гос-ва в дела Церкви, к-рое покушается собственно на веру.

Теоретические и исторические взгляды Б. на характер отношений Церкви и гос-ва в России оказали непосредственное воздействие на его деятельность в должности обер-секретаря Синода, члена синодальных Комиссий по реформе церковного суда и управления военным духовенством. Так, работая в Комиссии митр. Макария, он проводил жесткую линию тогдашнего обер-прокурора Д. А. Толстого на трансформацию духовного суда по подобию светских судов образца 1864 г., не смущаясь тем, что его проект находился в вопиющем противоречии с каноническим правом, напр., изымал из юрисдикции Церкви дела о браках и разводах, вводил институт прокурорского надзора, замыкавшийся на обер-прокуроре Синода, значительно сокращал каноническую власть епархиального архиерея в области церковного суда. Одобренный обер-прокурором, проект вызвал почти единодушное «нет» правосл. иерархии. Однако по прошествии неск. лет, когда страсти немного улеглись, Б. снова вернулся к теме преобразования духовного суда, отстаивая прежние взгляды и вопреки фактам утверждая, что значительное число архиереев осознавало необходимость реформы.

При разработке нового закона об управлении военным духовенством Б. выступал за укрепление сомнительного с канонической т. зр. института Главного священника армии и флотов, оправдывая это особым положением военного духовенства.

Научные воззрения и практическая деятельность Б. вызвали устойчивое негативное отношение к нему в среде профессуры духовных академий. Его претензия на докторскую степень в стенах родной СПбДА была отклонена. Лишь после многолетних и усиленных ходатайств и при содействии нек-рых влиятельных иерархов ему удалось добиться от Святейшего Синода степени д-ра богословия. По ведомству Синода Б. дослужился до чина действительного статского советника (9 апр. 1889). Был награжден орденами св. Анны 3-й степени (16 апр. 1872), св. Станислава 2-й степени (20 мая 1876), св. Анны 2-й степени (20 июня 1880), св. Владимира 4-й степени (24 марта 1885). Незадолго до кончины Б. вышел в отставку, покинув и должность обер-секретаря и профессорскую кафедру в академии. Он намеревался посвятить остаток жизни детям (его супруга умерла) и ученой деятельности, но скоропостижно скончался.

Ист.: РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 476; [Формулярный список за 1891 г.].
Соч.: О вселенских соборах // ХЧ. 1869. Т. 2. С. 191-242, 378-417, 795-829, 981-1011; Замечания на журнал 8-го заседания не присутствовавшего в нем члена Барсова // Журнал 8-84 заседания Комитета о реформе духовного суда [1870-1872]. СПб., 1870-1872; Христианство и его отношение к жизни и истории человечества // Странник. 1870. Т. 1. № 1. С. 57-83; Вера, надежда и любовь и их значение в истории человечества // Там же. 1870. Т. 1. № 3. С. 265-304; Правила и практика древней Вселенской Церкви относительно принятия неправославных священнослужителей в Православную церковь с повторением и без повторения рукоположения // ХЧ. 1870. Т. 1. С. 876-919; О духовном суде // Там же. 1870. Т. 2. С. 462-510, 587-626; Процессы духовного суда в древней Вселенской церкви // Там же. 1871. Т. 2. С. 242-303; Различные системы взаимных отношений Церкви и государства // Странник. 1872. № 1. Ч. 1. С. 50-52; № 2. С. 141-178; Об участии обвинительной и административной власти в решении вопросов о предании суду и прекращении дела // Странник. 1873. № 10. Ч. 1. С. 62-98; Программа науки православного церковного права. СПб., 1874. Литогр.; О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающим духовных лиц светскому суду // ХЧ. 1875. Т. 1. С. 450-490 (отд. отт.: СПб., 1875); О преподавании церковного права в наших университетах // Там же. 1876. Т. 1. С. 529-540, 730-754; О правилах Карфагенских соборов // Там же. 1876. Т. 2. С. 405-439; 1877. Т. 2. С. 683-708; 1879. Т. 1. С. 192-224; По вопросу о слиянии духовно-учебных заведений со светскими // ЦВ. 1876. № 32. С. 5-8; Об участии государственной власти в деле охранения древней Вселенской церкви и ее веры // ХЧ. 1877. Т. 1. С. 785-820; О трудах комиссии для разбора дел архива Святейшего Синода // ЦВ. 1877. № 7. С. 7-9; Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878; О светских фискалах и духовных инквизиторах, учрежденных Петром I // ЖМНП. 1878. № 2. С. 307-400; Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. Отт. из ХЧ; О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния // ХЧ. 1882. Т. 1. С. 799-842 (отд. оттиск: СПб., 1882); О каноническом элементе в церковном управлении. М., 1882; О началах развития епархиального управления в древней Русской церкви // ЦВ. 1882. № 51/52. С. 6-8; 1883. № 1. С. 5-8; Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Т. Барсов. СПб., 1885. Т. 1; О втором браке для священнослужителей // ЦВ. 1887. № 47. С. 815-817; № 48. С. 836-838; № 49. С. 859-860; Конспект для экзамена по церковному праву в 1899/1900 учебном году. СПб., 1900; Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств // ХЧ. 1892. Т. 1. С. 459-473; Т. 2. С. 538-557; 1893. Т. 2. С. 435-475; Обозрение предметов науки «православного церковного права», преподанных студентам III и IV курсов СПбДА в течение 1892/93 учебного года. СПб., 1893. Литогр.; Лекции по истории славянских церквей. СПб., 1894; Конспект лекций, прочитанных в 1893/94 году по предмету церковного права: Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896; Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897; О собрании духовных законов // ХЧ. 1897. Т. 2. Ч. 2. С. 281-319, 754-784 (отд. отт.: СПб., 1898); Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899; Лекции по церковному праву. СПб., 1900. Литогр.; Церковное право: Из лекций Т. Барсова. СПб., 1901.
Пер.: Шагуна А. Краткое изложение канонического права единой, святой, соборной и апостольской церкви / Пер. Т. Барсова. СПб., 1872.
Лит.: Соловьев В. С. Барсов Т. В. // Венгеров. Словарь Т. 2. С. 182-185; Профессор Т. В. Барсов: Некролог // ЦВ. 1904. № 3. С. 75-77.
С. В. Римский
Ключевые слова:
Преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии Церковное и каноническое право Канонисты Русской Православной Церкви Педагоги русские Канонисты православные Барсов Тимофей Васильевич (1836-1904), доктор церковного права
См.также:
БАРСОВ Николай Иванович (1839-1903), богослов, церковный историк
БЕНЕШЕВИЧ Владимир Николаевич (1874-1943), рус. канонист, историк греко-рим. права
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АБРАМОВИЧ Дмитрий Иванович (1873 - 1955), историк русской литературы и языка
АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА
АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
АКВИЛОНОВ Евгений Петрович (1861-1911), протопр., богослов
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич (род. в 1941), рус. филолог, библеист
АЛЕКСИЙ (Лавров-Платонов Александр Федорович; ок. 1830 - 1890), архиеп. Литовский и Виленский, канонист
АЛМАЗОВ Александр Иванович (1859-1920), литургист, канонист, историк Церкви