Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АФРА
Т. 4, С. 182-183 опубликовано: 6 марта 2009г.


АФРА

А́ФРА [Лат. Afra, греч. ̀ρδβλθυοτεΑφρη] († 304), мц. Аугсбургская (пам. зап. в Мартирологе Иеронима 7 авг., в Римском мартирологе 5 авг.). Сохранившиеся Деяния (Acta) А. объединяют «Мученичество св. Афры» (Passio Afrae) в краткой редакции (VII в.), восходящее к оригиналу кон. IV - нач. V в.; возникшие на его основе в VIII в. «Обращение св. Афры» и пространную редакцию «Мученичества» (Conversio et Passio Afrae).

Алтарь ц. святых Ульриха и Афры. Аугсбург. XVII–XVIII вв.
Алтарь ц. святых Ульриха и Афры. Аугсбург. XVII–XVIII вв.

Алтарь ц. святых Ульриха и Афры. Аугсбург. XVII–XVIII вв.
Согласно «Обращению», семья А. переехала в г. Августа Винделиков (совр. Аугсбург) с Кипра. Там А. была посвящена матерью Иларией богине любви Венере. Во время гонений имп. Диоклетиана еп. Нарцисс Жеронский бежал в Аугсбург и нашел убежище в доме А. Он обратил в христианство А., ее родственников и слуг, а также рукоположил во пресвитера (согласно др. редакции Деяний, во епископа) для новой христ. общины ее дядю Дионисия (Зосиму) Аугсбургского. В пространной редакции «Мученичества» говорится о том, что христианка А., отказавшаяся принять участие в языческих обрядах и отречься от своей веры, была заживо сожжена на одном из небольших островов на р. Лех, после казни ее тело было найдено служанками невредимым. На следующий день ее мать и 3 служанки, Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия), погребли тело мученицы в склепе в 2 милях от города. По доносу они были схвачены. Отказавшись участвовать в языческом жертвоприношении и открыто исповедав христ. веру, женщины приняли мученическую смерть. По приказу судьи они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена А. (предполагаемая могила А. находится в базилике святых Ульриха и А. на месте совр. капеллы св. Готхарда). В ряде древних источников, в т. ч. в Иеронимовом мартирологе, в один день с А. отмечалась память Венереи, мц. Антиохийской, имя к-рой было неправильно истолковано как прозвище А. (служительница Венеры). Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что А. до своего обращения была блудницей. Во мн. мартирологах и в аугсбургских календарях XI в. (1010, 1050, 1100) отмечено, что А. почиталась как дева (virgo).

А. является покровительницей Аугсбургского еп-ства наряду со святыми Ульрихом и Симпертом Аугсбургскими. Легенда об А. была достаточно широко известна в Зап. Европе в ср. века, существует также ее арм. версия, сложившаяся предположительно в эпоху крестовых походов, в кон. XII в. В Житии св. Мартина, написанном Венанцием Фортунатом, еп. Пуатье (565), упоминается гробница А. в Аугсбурге, ставшая местом паломничества (Vita S. Martini // MGH. AA. T. 4. P. 368). Ок. 800 г. там возник мон-рь регулярных каноников (до 1006 служил местом захоронения аугсбургских епископов) и над могилой А. была сооружена церковь в ее честь. В 1012 г. Бруно, еп. Аугсбургский, передал мон-рь ордену бенедиктинцев. В 1064 г. при перестройке мон-ря были найдены рим. каменный саркофаг с мощами А. и свинцовый саркофаг с мощами мц. Евпрепии. Во время восстановления церкви и мон-ря после пожара 1183 г. были обнаружены и перезахоронены мощи св. Ульриха Аугсбургского, к-рый стал 2-м патроном мон-ря. В 1474-1500 гг. на месте прежней монастырской церкви была возведена позднеготическая базилика в честь Ульриха и А., перестроенная во 2-й пол. XVIII в. в стиле барокко. После ряда реорганизаций мон-рь был закрыт в 1802 г. В 1804/05 г., при праздновании 1500-летнего юбилея мученичества А., ее мощи были перенесены в новый, мраморный саркофаг и покоятся сейчас вместе с мощами св. Ульриха в крипте базилики.

Почитание А. было распространено по всей Юж. Германии, в нем. Альпах и в Эльзасе, в Кёльне, в Майсене, а также во Франции (в Ле-Мане), в Голландии и Дании. А. считается покровительницей кающихся женщин. В иконографии А. представлена с пальмовой ветвью и короной мученицы, привязанной к дереву и стоящей на горящем хворосте (напр., в Штутгартском пассионалии, ок. 1130).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 39, 55-58; Ruinart. Acta. Р. 482-484; MartHieron. P. 423; MartRom. P. 324; Conversio et passio Afrae // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 41-64; Passio Afrae // MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 192-204 (краткая редакция).
Лит.: Bigelmair A. Die Afralegende. Dillingen, 1910; BHL. Suppl. P. 107-109; Riedner O. Der geschichtliche Wert der Afralegende. Kempten, 1913; Hartig M. Das Benediktiner-Reichsstift St. Ulrich und Afra in Augsburg. Augsburg, 1923; Rosenfeld H. Alamannische Ziukult und SS. Ulrich- und Afra-Verehrung in Augsburg // Archiv f. Kulturgeschichte. 1955. Bd. 37. S. 306-335; Zoepfl F. Die hl. Afra von Augsburg // Bavaria Sancta. 1970. Bd. 1. S. 51-58; Die Ausgrabungen in St. Ulrich und Afra in Augsburg. 1961-1968 / Hrsg. J. Werner. Münch., 1977. 2 Bde. (Münchener Beitr. zur Vor- und Frühgeschichte; 23); Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankreich: Kultur und Gesellschaft in Gallien, den Rheinlanden u. Bayern am Beispiel der monastischen Entwicklung (4. bis 8. Jh.). Darmstadt, 1988. S. 334-336; http://www. ulrichsbasilika.de [Электр. ресурс].
Е. В. Казбекова, О. В. Лосева
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Афра († 304), мученица Аугсбургская (пам. зап. 7 авг., 5 авг.)
См.также:
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)
АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.)
АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.)
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня)