Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АСА
Т. 3, С. 585-586 опубликовано: 15 декабря 2008г.


АСА

А́СА [евр.  ,  - врачующий], третий царь Иудеи (ок. 911-870 до Р. Х.), сын Авии и правнук Соломона. Повествование о царствовании А. изложено кратко в 3-й Книге Царств (15. 9-24) и более подробно во 2-й Книге Паралипоменон (14-16). А. также упомянут неск. раз в 3-й Книге Царств в связи с приходом к власти израильских царей, в Книге пророка Иеремии (41. 9) и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 7-8). Начало царствования А. ознаменовалось борьбой с языческими культами. Особое рвение А. проявил после речи прор. Азарии, к-рый призывал царя и народ во всех своих делах полагаться на Господа (2 Пар 15. 1-7). А. «поверг мерзости языческие и всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень» при храме (2 Пар 15. 8). На 15-м году своего царствования А. собрал народ не только из Иудеи, но и жителей Израиля в Иерусалиме (2 Пар 15. 9) и обновил завет с Богом (ср.: Нав 24. 25; 2 Пар 34. 29-36), совершив торжественное жертвоприношение в иерусалимском храме. Народ поклялся в исполнении закона (2 Пар 15. 10-15). А. лишил свою мать царского звания (евр.  ) за то, что она сделала изображение Астарты (2 Пар 15. 16; 3 Цар 15. 13). Служения на высотах были запрещены еще в самом начале царствования А. (2 Пар 14. 5), однако полностью этот культ искоренен не был (3 Цар 15. 14; 2 Пар 15. 17). Первые 10 лет правления А. использовал для укрепления городов и создания армии (2 Пар 14. 8), к-рая состояла из «вооруженных щитом и копьями» представителей колена Иуды и Вениамина (2 Пар 14. 8). Полагаясь на помощь Божию, А. смог одержать победу у г. Мареша над многочисленной армией некоего «Зарая эфиоплянина», личность к-рого по-разному интерпретируют исследователи (C. D. Evans). Мн. жители Израиля захотели стать подданными А., «когда увидели, что Господь его с ним» (2 Пар 15. 9). Это привело к конфликту с израильским царем Ваасой (2 Цар 15. 16-22; 2 Пар 16. 1-6), к-рый вошел в пределы Иудеи и стал укреплять г. Раму, чтобы контролировать дороги на Иерусалим и воспрепятствовать переселению народа из своего царства в Иудею (3 Цар 15. 17). А. призвал на помощь царя Дамаска Венадада I, отправив ему дары из своей казны и храмовых сокровищ. Венадад вторгся в сев. пределы Израиля и стал опустошать землю колена Неффалима, заставив Ваасу покинуть Раму. А. использовал оставленные противником строительные материалы для укрепления приграничных городов Массифы и Гивы. Прор. Азария, обличавший А. за то, что он больше надеялся на помощь царя Дамаска, нежели Господа, был по приказу царя посажен в темницу (2 Пар 16. 7-10). На 39-м году царствования А. тяжело заболел. Обращение к врачам не принесло результата. Царь скончался и был похоронен с почестями в Иерусалиме в специально построенной гробнице (2 Пар 16. 12-14; 3 Цар 15. 24).

В Свящ. Писании отмечается благочестие А., чье «сердце было предано Господу» (3 Цар 15. 14), и в то же время прямо указывается на его прегрешения: заточение пророка, притеснение народа в последние годы и упование в излечении болезни не на Бога, а на врачей (2 Пар 16. 10-12). Подобный образ царя отражен и в христ. традиции (Sulpicius Severus. Chronici // PL. 20. Col. 121a). В талмудической традиции основное внимание уделяется причинам болезни А. (Сота 10а; Санхедрин 48b). Совр. библейская критика отдает предпочтение сведениям, изложенным в 3-й Книге Царств как более объективным. Повествование Книги Паралипоменон, в к-ром успехи и неудачи А. ставятся в прямую зависимость от его благочестия, у нек-рых исследователей вызывает скептическую оценку (A. R. Müller; H. G. Williamson).

Лит.: Evans C. D. Аsa // АBD. Vol. 1. P. 468-470; M ller A. R. Asa // NBL. Lfg. 2. S. 179; Williamson H. G. 1-2 Chronicles // New Century Bible Commentary. 1984. P. 256-276; Asa // EJud. Vol. 3. P. 670.
Ключевые слова:
Израиль древний Ветхозаветные персоналии Цари Иудеи Аса, царь иудейский (911-870 гг. до Р. Х.)
См.также:
АВИЯ второй царь Иудеи после разделения царств
АМОН царь Иудеи (642-640 гг. до Р.Х.)
АНТИГОН II (МАТТАФИЯ) ХАСМОНЕЙ царь и первосвященник Иудеи (39-37 гг. до Р. Х.)
АХАЗ (ок. 735 - 715 гг. до Р.Х.), 12-й царь Иудеи
ЕЗЕКИЯ 14-й царь Иудейского царства (ок. 715-687 до Р. Х.), сын и преемник Ахаза
АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула
АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)