Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 29 НОЯБРЯ - 2 ДЕКАБРЯ 1994 г.
Т. 3, С. 557-559 опубликовано: 22 февраля 2009г.


АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 29 НОЯБРЯ - 2 ДЕКАБРЯ 1994 г.

Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев.

В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в к-ром нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Свящ. Синодом в авг. 1992 г. решения свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» правосл. Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности правосл. Церкви в Молдавии, принятое на заседании Свящ. Синода в окт. 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и мон-рей РПЦ: ко времени А. С. РПЦ имела 281 мон-рь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15985, в Церкви совершали служение 12841 священник и 1402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных уч-щ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило ок. 4 тыс. чел., вместе с заочным сектором - ок. 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в Василия Блаженного соборе, освящение восстановленного Казанского собора на Красной пл., начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского.

Участники Архиерейского Собора перед Успенским собором Московского Кремля
Участники Архиерейского Собора перед Успенским собором Московского Кремля

Участники Архиерейского Собора перед Успенским собором Московского Кремля

Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в др., как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, касавшийся издательской деятельности Церкви.

Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности РПЦ: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, Патриарх Алексий крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда гос-во практически не принимает мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь. Заключительный раздел доклада посвящен проблеме возрождения правосл. миссии. Патриарх Алексий затронул также вопрос о богослужении, предложив образовать специальную синодальную комиссию, к-рая продолжила бы труд, начатый Поместным Собором 1917-1918 гг., по упорядочению богослужебной практики и завершила бы начатое тогда редактирование богослужебных текстов.

В определении А. С. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» утверждены решения о самостоятельности Церквей в Эстонии, Латвии и Молдавии, об учреждении и восстановлении Владивостокской, Магаданской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Уральской, Чимкентской, Гродненской, Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской, Новогрудской, Кемеровской, Йошкар-Олинской, Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской, Петропавловской, Благовещенской, Белоцерковской, Горловской, Тульчинской, Хустской, Брянской, Барнаульской, Майкопской и Читинской епархий, а также объединение трех епархий - Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской в Берлинскую и Германскую епархию. А. С. принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности в Церкви. Архиереи РПЦ предупредили бывш. свящ. Глеба Якунина и мон. Филарета (см. М. Денисенко), что в случае продолжения ими антицерковных деяний они будут отлучены от правосл. Церкви через анафематствование.

В определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» А. С. подтвердил «непредпочтительность» для Церкви к.-л. гос. строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Собор отметил, что эти запреты не распространяются на мирян. А. С. обратился к гос. органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям РПЦ несправедливо отнятого имущества, прежде всего святынь, храмов, икон, освобождение от налогов и предоставление иных финансовых льгот, решение вопроса о религ. прозелитизме и сектантстве. Собор постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом» (см. Основы социальной концепции РПЦ).

Одним из главных деяний А. С. явилось прославление свт. Московского Филарета (Дроздова), священномучеников протопр. Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и прот. Иоанна Кочурова, убитого в первые дни после Октябрьской революции 1917 г. Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Особое внимание он уделил также подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией имп. Николая II. К числу важнейших документов, принятых Свящ. Синодом в межсоборный период, относятся рекомендации Комиссии по канонизации «О порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне», на основании к-рых в последующие годы проводились мн. прославления местных святых.

Митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Председатель Богословской комиссии при Свящ. Синоде РПЦ, созданной 27 дек. 1993 г. и ставшей преемницей Комиссии Свящ. Синода по христ. единству, образованной в 1963 г., выступил с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». Подробно изложив историю экуменического движения, митр. Филарет четко обозначил как положительные, так и негативные стороны этого процесса, особо остановившись на неоднозначном отношении правосл. священнослужителей и мирян к «экуменической молитве о единстве христиан». В ходе острой полемики по вопросу о взаимоотношениях РПЦ с инославным миром, об участии в ВСЦ, выступавшие отмечали негативные стороны в деятельности ВСЦ, к-рые уводят Совет далеко от задачи, поставленной при создании этой орг-ции,- соединение Церквей на фундаменте наследия древней Церкви. В определении «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» А. С. поручил Богословской комиссии провести историко-богословское исследование как самого экуменического движения, так и вопросов участия РПЦ в его деятельности, а также изучить вопросы, вызывающие особую тревогу у духовенства РПЦ, в т. ч. вопрос о совместной молитве.

В отчетном докладе, посвященном деятельности Богословской комиссии, особое внимание было уделено итоговому документу Смешанной комиссии по богословскому диалогу между правосл. Церковью и Восточными Церквами, принятому в 1990 г.,- «Второму общему заявлению и предложению Церквам». При этом Комиссией был сделан ряд критических замечаний, связанных гл. обр. с христологической терминологией в документе. В принятом на основании этого доклада определении А. С. подчеркивалось, что «Второе общее заявление» не может рассматриваться как окончательный документ, Богословской комиссии поручалась его серьезная доработка.

С отчетными докладами на Соборе также выступили и. о. председателя Учебного комитета еп. Верейский Евгений (Решетников) и председатель Отдела религиозного образования и катехизации игум. Иоанн (Экономцев). В ходе соборной дискуссии неоднократно со стороны архипастырей звучала критика состояния дел в Отделе религ. образования и катехизации и Издательском отделе; высказывались предложения о слиянии Отдела религ. образования с Учебным комитетом; выступавшие поддержали мысль, выраженную в докладе Святейшего Патриарха, о реорганизации порядка церковного управления издательским делом. По итогам обсуждения Собором были приняты соответствующие определения. Принято было также определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы 9 мая (26 апр.)». Собор издал обращение в связи с началом воссоздания храма Христа Спасителя.

Лит.: Архиерейский Собор РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 1994 г.: Док-ты. Доклады. М., 1995.
Прот. Владислав Цыпин, С. Л. Кравец