Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРСЕНИЙ
Т. 3, С. 385-387 опубликовано: 11 февраля 2009г.


Содержание

АРСЕНИЙ

(† 2.03.1409), свт. (пам. 2 марта и в 1-ю неделю после 29 июня - празднование перенесения мощей А. и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской (с 1390), основатель Жёлтикова в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Житие А. известно в большом количестве списков, редакции отличаются в основном количеством чудес, в наиболее ранней (РГБ. Унд. № 286, 90-е гг. XVI в.; ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 1103, 2-я пол. XVII в. и др.) описаны 2 чуда (1566 и 1594). В житии сказано, что оно было составлено через много лет после преставления святого. Источниками для жития послужили краткие записи о святом, хранившиеся в Жёлтиковом мон-ре и неполно отражавшие деятельность святителя: называя А. преподобным, житие рассказывает преимущественно о событиях его жизни, связанных с историей мон-ря. Житие дополняют летописные известия о закладке и освящении святителем храмов, Крещении и венчании княжеских детей, миротворческой деятельности в конфликтах между тверскими князьями и кашинским кн. Василием Михайловичем и др.

Свт. Арсений Тверской и св. блгв. кн. Михаил Тверской. Икона. Кон. XVIII в. (ТКГ)
Свт. Арсений Тверской и св. блгв. кн. Михаил Тверской. Икона. Кон. XVIII в. (ТКГ)

Свт. Арсений Тверской и св. блгв. кн. Михаил Тверской. Икона. Кон. XVIII в. (ТКГ)

В нач. XVI в. независимо от пространного жития было составлено проложное житие А. (РГБ. Рум. № 397. Л. 418-418 об.; ГИМ. Увар. № 1001. Л. 8 об. и др.). Сообщаемые им сведения отличаются от фактов, приводимых в пространном житии, и представляются менее достоверными. Существует также житие А., написанное в 1764 г. архим. Макарием (Петровичем), ректором Тверской ДС (ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. № 26, 1017; ГИМ. Щук. № 106 и др.), этот текст представляет собой беллетризированную обработку пространного жития с добавлением сведений из проложного жития.

Пространное житие говорит, что о происхождении святителя сведения не сохранились (РГБ. Унд. № 286. Л. 9об.), в проложном житии А. назван тверитянином. После смерти родителей А. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, это дает основание предположить, что он скорее всего был уроженцем Юж. Руси. На основании ошибочного свидетельства святцев XVII в. (РГБ. Больш. № 249. Л. 267) А. называли также греком (Клибанов. С. 240). Подвизаясь в Киево-Печерском мон-ре, А. вскоре стал образцом для др. монахов, и на него обратил внимание буд. митр. свт. Киприан, взявший его с собой в Москву. После поставления Киприана на митрополию А. был возведен в сан протодиакона.

В 1390 г. А. вместе с митр. Киприаном, греч. митрополитами Матфеем и Никандром и рус. епископами Михаилом Смоленским и свт. Стефаном Пермским приехал в Тверь для суда над Тверским еп. Евфимием (Висленем). Суд был не только церковный, но и мирской: Евфимия обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» (ПСРЛ. Т. 11. C. 125). Суть обвинений не вполне ясна: в летописях говорится о «мятеже церковном», причиной к-рого был Евфимий, в житии А. Евфимий обвинен в ереси, Никоновская же летопись называет «жалобы» на него «клеветами». Так или иначе, митр. Киприан был вынужден забрать Евфимия в Москву и в ответ на просьбу тверского кн. св. блгв. Михаила Александровича 24 июля 1390 г. поставил А. на Тверскую кафедру. О епископской хиротонии А. 24 июля 1390 г. сообщают Рогожский летописец (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 160), Симеоновская летопись (Т. 18. С. 147), а также запись на бумажной вклейке в пергаменном Уставе: ГИМ. Син. 387, XV в. В Никоновской же летописи (ПСРЛ. Т. 11. С. 125-126) и исторических сборниках (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1129 и № 1554 и РГБ. Фадеев. № 24) поставление А. на Тверскую кафедру излагается иначе: в июле Киприан, низложив Евфимия, «даде» вел. кн. Михаилу Александровичу А., «мужа дивна, и нарочита, и добродетелна суща», однако А., испугавшись вражды и несогласия, к-рые он увидел в Твери, не будучи хиротонисан во епископа, уехал вместе с митр. Киприаном и Евфимием в Москву. Кн. Михаил Александрович вновь просил Киприана о поставлении А., и митрополит вторично поехал с А. в Тверь в сопровождении тех же архиереев, к к-рым присоединились еп. Звенигородский Даниил и еп. Рязанский Иеремия. Согласно Никоновской летописи, А. был хиротонисан на Тверскую кафедру 15 авг. 1390 г. Пространное житие, не рассказывая о 2 приездах А. в Тверь, тем не менее сообщает, что первоначально А. «не восхоте и отнюд» принять епископскую кафедру, «недостоина себе нарицая таковаго начинания смирения ради» (РГБ. Унд. № 286. Л. 15).

Свт. Арсений Тверской. Икона. Сер.— 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА)
Свт. Арсений Тверской. Икона. Сер.— 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА)

Свт. Арсений Тверской. Икона. Сер.— 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА)

Возглавив Тверскую епархию, святитель приложил много усилий для устроения церковной жизни и прекращения междоусобных раздоров в княжестве. В 1390-1391 гг. был обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери, в 1393-1394 гг. А. основал Жёлтиков мон-рь на р. Тьмаке с теплой ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в 1404 г. в мон-ре была заложена, в 1406 г. освящена каменная ц. в честь Успения Богородицы - четырехстолпный трехапсидный храм с 2 приделами; в 1398 г. освящена ц. во имя арх. Михаила в Городце, в 1403 г. там же освящена ц. во имя свт. Николая. В 1399 г. А. встретил и поместил в Спасо-Преображенском соборе икону Страшного Суда, присланную К-польским Патриархом, спустя нек-рое время совершил монашеский постриг тяжелобольного кн. Михаила Александровича и вскоре отпел почившего князя. Годы святительства А. были временем расцвета тверской иконописи и тверского книгописания, в частности, в Твери была переписана Лествица со списка, составленного свт. Киприаном во время пребывания его в К-поле. По инициативе А. в 1406 г. была создана древнейшая из дошедших до нас редакция Киево-Печерского патерика, к-рому святитель постарался придать общерус. звучание. При А. в Тверских землях оживилось летописание, следы к-рого сохранились в Рогожском летописце, Никоновской и др. летописях.

Неск. раз митр. Киприан вызывал А. в Москву: в 1396 г.- на поставление Ростовского архиеп. свт. Григория Премудрого, в 1401 г.- на Собор по делу Новгородского архиеп. Иоанна и Луцкого еп. Саввы, в дек. 1403 г.- по неизвестному поводу.

О преставлении святителя сохранился подробный рассказ в Новгородской IV (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 408-409) и Никоновской (Т. 11. С. 211-212) летописях и в «Летописи Авраамки» (Т. 16. С. 318-319), автором его, по-видимому, был один из близких к святителю клириков. Рассказ жития о преставлении святого отличается от летописного и содержит ошибки, в частности в сообщении, что в погребении А. участвовал кн. Михаил Александрович († 1399),- святого хоронил сын Михаила Александровича Иван Михайлович. А. погребен рядом с Успенским собором в Жёлтиковом мон-ре. В 1483 г. были обретены нетленные мощи А., от к-рых начались чудотворения. В том же году по повелению еп. Вассиана (Оболенского) и по благословению игум. Геронтия иноком Жёлтикова мон-ря Феодосием были составлены стихиры и канон А. (имя автора указано в списке службы: РГБ. Рум. № 397. Л. 146, сер. XVI в.); в Похвальном слове А. также есть указание на составление службы в 1483 г. Местное празднование святителю было установлено на Соборе 1547 г.

Свт. Арсений Тверской. Хромолитография. 1893 г.
Свт. Арсений Тверской. Хромолитография. 1893 г.

Свт. Арсений Тверской. Хромолитография. 1893 г.

Первое датированное чудо А. относится к 1556 г. Это чудо воскрешения из мертвых рыбака Терентия, к-рый, хотя и прибегал с верою в молитве к А., однако умер от чрезмерного винопития. Родители, сокрушаясь, упрекали святого в том, что он попустил Терентию умереть в обители, созданной святым. Услышав молитвы родных, А. «вложы в мертваго ч(е)л(о)в(е)ка д(у)шу» (РГБ. Унд. № 286. Л. 22об.). Автор повествования о чуде, инок Феодосий (не тот, к-рый составил службу), говорит, что сам видел воскресшего и слышал от него рассказ о чуде. О воскрешении Терентия стало известно Тверскому еп. Акакию, к-рый совершил крестный ход в мон-ре и по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению митр. Московского Афанасия учредил в мон-ре архимандритию. Др. чудо совершилось в 1594 г.: с верою приложившись к раке святителя, излечился от паралича бывш. певчий Спасо-Преображенского собора Михаил Лаптев. В 1654 г., по сообщению одной из редакций пространного жития (ГА Тверской обл. Рук. Кол. Оп. 1. № 1122), Святейший Патриарх Никон освидетельствовал мощи А. Обнаружив их нетленными, Патриарх благословил изготовить для них новое облачение и по просьбе архиеп. Лаврентия прислал деревянную раку, в к-рой из Соловецкого мон-ря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа II (Колычёва). В 1655 г. мощи А. были перенесены из деревянной ц. святых Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в обновленный Успенский собор Жёлтикова мон-ря и положены в раку, присланную Патриархом Никоном. В 1655-1656 гг. была составлена служба на перенесение мощей, что можно считать установлением общецерковного почитания А. В Москве на Тверском подворье (совр. Кузнецкий мост, 11) с 1690 г. существовала ц. во имя Арсения.

В 1734 г. мощи А. переложили в серебряную раку, деревянная была передана в Отроч мон-рь. В XIX - нач. XX в. в Жёлтикове мон-ре хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, святителем (Димитрий (Самбикин). С. 76). В нач. XX в. Вениамин (Федченков), бывший тогда ректором Тверской ДС, осмотрев мощи А., подтвердил их нетленность. В 1904 г. по благословению Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) было установлено празднование Собору Тверских святых в 1-ю неделю после 29 июня, когда праздновалось перенесение мощей А., в этот день в Твери совершался крестный ход в Жёлтиков мон-рь; празднование Собору возобновилось в 1979 г. по благословению архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва).

Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. № 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя.

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах, в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552).

Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 11, 15, 16 (по указат.); Житие Арсения Тверского // Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 218-238; Конявская Е. Л. Житие св. Арсения, еп. Тверского // Древняя Русь: Вопр. медиевистики. 2001. № 3 (5). С. 66-94.
Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 171-173, 181; Первухин Г. П., прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 44-47; Колосов В. И. Родина свт. Арсения, еп. Тверского // Тверские ЕВ. 1904. № 3. С. 77-81; № 7. С. 251-262; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 47-48; Виноградов И. А. Св. Арсений, еп. Тверской. Тверь, 1909; Яцимирский А. И. Опись библиотеки и части ризницы Жолтикова Тверского мон-ря в 1636 г. // Библиогр. летопись ОЛДП. Пг., 1917; Клибанов А. И. Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв. // Вопр. истории религии и атеизма. М., 1958. Вып. 6. С. 231-260; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в. // Проблемы отеч. истории. М., 1973. Ч. 1. С. 45-65; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери ХIV - XVI вв. М., 1979. С. 98, 346; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // ВМУ: Филол. 1983. № 2. С. 3-11; она же. Книжная культура Твери XIV-XV веков // Русская речь. 1984. № 5. С. 106-109; она же. Житие Арсения Тверского // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 248-249; Конявская Е. Л., Прохоров Г. М. Арсений // Там же. С. 68-70; Дмитриева Р. П. Феодосий // Там же. Вып. 2. Ч. 2. С. 460-462; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 224-227; Тверская область: Энцикл. справ. Тверь, 1994. С. 46, 261, 280, 296; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 123-124; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст. / Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 332. R-99.
Е. Л. Конявская

Иконография

В иконописных подлинниках содержатся разные предписания об изображении А.: его внешность уподобляется облику прп. Сергия Радонежского (Большаков. С. 76), святителей Иоанна Новгородского (ИРЛИ. Бобков № 4. Л. 82 об. 2 марта), Филиппа Московского, Гурия (Руготина), архиеп. Казанского. В памятниках кон. XVII-XVIII в. А. часто изображался вместе с блгв. вел. кн. Михаилом Ярославичем на фоне Твери, как на иконе кон. XVII в. (ТКГ): святитель представлен слева, в архиерейской мантии, омофоре и схимническом куколе, с седой бородой средней величины, на левой руке Евангелие, правая - в молении; в центре вверху - образ Преображения Господня, внизу - вид Твери с пятиглавым Спасо-Преображенским собором и колокольней. Образы А. и Михаила Ярославича помещены на водосвятной чаше 1687 г. (ТГОМ), происходящей из Спасо-Преображенского собора; на прориси с иконы XVIII в. (ГРМ), где святые предстоят Господу Иисусу Христу в облачном сегменте; на иконе нач. XIX в. (ЦМиАР); иконе 1802 г. (частное собрание. Москва), происходящей из Твери, где, вероятно, представлен вид Жёлтикова мон-ря. В архиерейской мантии, омофоре и митре, с жезлом в левой руке, на фоне пейзажа А. изображен на иконе 1738 г., выполненной Егором Греком (ЦМиАР),- вместе со сщмч. Феодотом, еп. Киринейским (память к-рого также празднуется 2 марта); с Евангелием в руках - в правой части складня-мощевика 2-й пол. XVIII в. (ГММК); в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре, палице и митре, с панагией и крестом на груди, жезлом в руке) - на иконе-мощевике кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР), к-рой в 1803 г. была благословлена кнж. А. Гагарина. Редкий образ А. в полной схиме, с окладистой бородой, имеется на деисусной иконе сер. - 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), а также на прориси с иконы 1814 г. «Русские святые» (Маркелов. С. 461), где А. назван «преподобным». К небольшим паломническим иконам относится поясной образ святого, кон. XIX в. (ЦМиАР). Преставление святителя помещено на Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК), выполненных в технике финифти. На хромолитографии 1893 г. (РГБ), изданной в Москве, А. изображен в молении Пресв. Богородице, вокруг - 15 клейм его жития. В храме Воскресения Христова («Спас-на-крови») в С.-Петербурге (1894-1907) есть мозаика с образами прп. Антония Сийского и А.

Лит.: Попов Г. В. Тверская икона XIII - XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276. Кат. 182; Сорок сороков. Т. 4. С. 492; Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., 1996. С. 86; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 61, 362-363.
Я. Э. Зеленина
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) Епископы Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Иконография святителей Арсений († 1409), епископ Тверской, святитель (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Собор Киевских святых (28 июля)
См.также:
ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)
АРКАДИЙ († 1163), еп. Новгородский, свт. (пам.18 сент. и в Соборе Новгородских святых)
ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ДИОНИСИЙ († 15.10.1385, Киев), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
ДИОНИСИЙ († 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий
ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)