Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРИЙ
Т. 3, С. 226-227 опубликовано: 7 февраля 2009г.


АРИЙ

Арий. Раскрашенная гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)
Арий. Раскрашенная гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)

Арий. Раскрашенная гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)
[греч.̓´Αρειος] (256, Ливия (?) - 336, К-поль), Александрийский пресвитер, еретик, с его именем связано возникновение в IV в. лжеучения (см. Aрианство).

А. появился в Александрии во время гонений на христиан при имп. Галерии (305-311). Ревность в вере сделала его сторонником Мелития Ликопольского, к-рый придерживался крайне ригористической позиции в вопросе о принятии в Церковь тех христиан, кто из страха перед мучениями или смертью отрекся от Христа, но желал возвратиться в Церковь. Мелитий выступал в этом вопросе против архиеп. Александрийского Петра I, более снисходительно относившегося к падшим (см. Мелитианский раскол). По одним источникам, А. был рукоположен во диакона еп. Мелитием, по др.- архиеп. Петром (Sozom. Hist. eccl. I 15). Впосл. А. был отлучен архиеп. Петром от церковного общения за то, что публично осуждал его противоборство со сторонниками Мелития: он отлучал приверженцев еп. Мелития или отказывал им в Крещении. После мученической кончины архиеп. Петра (311) А. соединился с Александрийской Православной Церковью. Александрийский еп. Ахила рукоположил его во пресвитера и определил к городской ц. Бавкалеос (Epiph. Adv. haer. 68. 4; 69. 1), ему было поручено толкование Свящ. Писания (Theodoret. Hist. eccl. I 2).

А. принадлежал к школе антиохийского экзегета и богослова Лукиана Антиохийского, к-рый, в свою очередь, в значительной степени испытал влияние ереси динамистического монархианства Антиохийского еп. Павла I Самосатского. А. не был оригинальным мыслителем и в значительной степени опирался на богословие своего учителя Лукиана. Определенное влияние на его еретические воззрения оказали также нек-рые элементы богословия Александрийской школы (см. Богословские школы древней Церкви). В числе его сторонников и покровителей были как епископы, вышедшие из школы Лукиана, так и та часть последователей Оригена, к-рая отрицала его учение о вечности мира. Причиной для возникновения арианских споров стало столкновение А. с еп. Александрии Александром (в 318) относительно вопроса о Божестве Христа и Его равенстве с Отцом, к-рое он отрицал, полагая, что Христос имел иную сущность и был созданием Отца, хотя и сотворен был раньше мира.

"Первый Вселенский Собор", "Видение свт. Петру Александрийскому" и "Арий в темнице". Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)
"Первый Вселенский Собор", "Видение свт. Петру Александрийскому" и "Арий в темнице". Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)

"Первый Вселенский Собор", "Видение свт. Петру Александрийскому" и "Арий в темнице". Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА)

А. публично утверждал свое исповедание - еп. Александр осудил его и изгнал из Церкви (Epiph. Adv. haer. 69. 3). Противники А. предполагали, что действительной причиной его противодействия Александру было личное недовольство тем, что его не избрали епископом (Theodoret. Hist. eccl. I 2, 3). В споре с еп. Александром за А. последовала треть александрийского клира. Осужденный Александрийским Собором (320/21), он оставил город и был дружески принят влиятельными при дворе имп. Константина I Великого епископами Евсевием Кесарийским и Евсевием Никомидийским. Его идеям сочувствовали довольно многие в Азии. Между ним и Александром достигнуто было примирение, но едва он возвратился в Александрию, как спор с еще большим ожесточением разгорелся вновь. Для разрешения спора имп. Константином был созван Всел. I Собор в Никее (325). На Соборе А. был осужден и изгнан в Иллирию. Вскоре после Собора еп. Евсевий Кесарийский открыто встал на сторону А. и через Констанцию, сестру императора, сумел добиться его возвращения из изгнания. А. скончался внезапно в К-поле. О его злокознях и о «приговоре, какой он получил от праведного Судии», рассказывает свт. Афанасий, рассказ этот неоднократно приводится историками (Athanas. Alex. Ep. Serap. 3; Theodoret. Hist. eccl. I 14).

Главное сочинение А. «Талия» (Θάλεια) было написано во время его пребывания у еп. Евсевия Никомидийского. Оно представляло собой апологию его учения в популярной, наполовину поэтической, наполовину прозаической, форме; за исключением неск. фрагментов в творениях свт. Афанасия I Великого, оно не сохранилось (Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 5-6, 9). Известны его письма к епископам Евсевию Никомидийскому (Theodoret. Hist. eccl. I 5) и Александру Александрийскому (Epiph. Adv. haer. 69. 7).

А. в гимнографии А. часто упоминается в гимнографических текстах святых отцов 6 Всел. Соборов, память к-рых празднуется в воскресенье, ближайшее к 16 июля, и святых отцов I Всел. Собора, память к-рых празднуется в неделю 7-ю по Пасхе (см. Триодь). Упоминания А. сопровождаются в основном или изложением его учения («                 ;        » - стихиры на Господи воззвах в неделю 7-ю по Пасхе), или описанием духовно-нравственных и физических последствий уклонения в ересь для самого А. («      » - славник стихир на стиховне 16 июля; «       » - тропарь 6-й песни канона утрени в неделю 7-ю по Пасхе; «       » - тропарь 3-й песни канона утрени 16 июля). К А. во множестве прилагаются различные эпитеты, характеризующие глубину падения и степень отступления его от Церкви («             …    »).

А. упоминается также в текстах Православия недели, т. к. христологический аспект в иконопочитании является основным («    » - стихира на стиховне малой вечерни).

Многократно упоминается А. в гимнографических текстах святых, явившихся наиболее ревностными борцами с арианской ересью: свт. Афанасия, Патриарха Александрийского («        » - тропарь 4-й песни канона утрени), свт. Евстафия, Патриарха Антиохийского («     » - 2-я стихира на Господи воззвах), свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (« …      » - 3-я стихира на стиховне), свт. Спиридона, еп. Тримифунтского («       » - славник стихир на стиховне вечерни), и нек-рых др.

Лит.: Kouns N. C. Arius the Libyan. San Francisco, 1914; Williams R. Arius: Heresy and Tradition. L., 1987; Kannengiesser C. Arius and Athanasius: Two Alexandrian Theologians. [Aldershot] (Hampshire, GB); Brookfield (Vermont, USA), 1991; Stead C. Doctrine and Philosophy in Early Christianity: Arius, Athanasius, Augustine. Aldershot (GB); Burlington (Vermont, USA), 2000.
Свящ. Владимир Шмалий

А. в иконографии. В визант. и древнерус. искусстве А. изображен в композиции «Первый Вселенский Собор», согласно «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 20), «в священническом облачении», стоящим перед имп. Константином и святыми отцами Собора напротив свт. Николая Чудотворца, и обычно также в отдельном сюжете «Смерть Ария» (как правило, вместе с сюжетом «Видение свт. Петру Александрийскому») - в мирских одеждах, напр. в Минологии на ноябрь, 1055-1056 гг. (Paris. gr. 580. Fol. 3v); в росписи Мануила Евгеника ц. Спаса в Цаленджихе (Грузия), 1384-1396 гг.,- повержен ниц, в хитоне, с покровенными руками; в ц. Св. Креста «του Αγιασμα* τι» в Платанистейе (Кипр), 1494 г.; в клеймах «Заушение Ария» и «Первый Вселенский Собор» в житийных иконах свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XIV в., из с. Павлово (ГТГ); 2-я пол. XVI в., из Боровичей (НГОМЗ)); в росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г., в росписи Архангельского собора Московского Кремля, 1652-1666 гг.; на иконе «Символ веры» (3-я четв. XVII в. ЦМиАР), на иконе «Первый Вселенский Собор» (2-я пол. XVII в. ГМЗРК); на минейной иконе на июль, кон. XIX в. (ЦАК МДА). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., сказано: «Арий зрит на Спаса, утроба его излияся, ризы дичь, сед, брада покороче Власиевы» (Большаков. С. 117).

Лит.: Веретенников П., диак. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский // ЖМП. 1979. № 10. С. 63-70; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. Табл. Ил. 541; Малков Ю. Г. Тема Вселенских соборов в древнерусской живописи XVI- XVII вв. // ДанБлаг. 1992. № 4. С. 62-72; Ерминия ДФ. С. 178; Большаков. Подлинник иконописный. С. 117. Ил. 185.
Ключевые слова:
История Древней Церкви (313 - 1054 гг.) Арианство, ересь, появившаяся в Александрии в период между 315-320 гг., связанная с именем пресвитера Ария Арий (256?-336), Александрийский пресвитер, еретик
См.также:
АНОМЕИ арианская секта, члены кот. настаивают на неподобии Отца и Сына
АРИАНСТВО ересь, появившаяся в Александрии в период между 315-320 гг., связанная с именем пресвитера Ария
АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР (359 г.)
ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства
ЕВЗОИЙ († 376), еп. Антиохийский с 360 г., один из ближайших последователей Ария
ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.)