Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ
Т. 3, С. 70-71 опубликовано: 21 октября 2008г.


АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ

[Аполлон, Аполлос] (IV в.), прп. (пам. 31 марта, копт. 25 паопе (22 окт.) и 5 эмшира (30 янв.)), известный егип. подвижник, основатель мон-ря Бауит в В. Египте. Сведения о нем содержатся в «Истории монахов», «Церковной истории» Созомена, копт. арабо-яковитском синаксаре, а также в копт. описании путешествия аввы Павла из Антинои по егип. мон-рям (фрагменты манускрипта из коллекции Борджа Ватиканской б-ки). Созомен называет автором жития А. Ф. Предстоятеля Александрийской Церкви Тимофея.

Согласно синаксарю, А. Ф.- сын благочестивых родителей Аиси и Амани. В «Истории монахов» говорится, что у него был старший брат, монах, умерший до его рождения, к-рый являлся ему во сне. Это противоречит указанию синаксаря на то, что родители А. Ф. до его рождения оставались бездетными. В возрасте 15 лет А. Ф. удалился в пустыню вместе со своим родственником Абибом. Возможно, что Абиб тождествен Фибу, к-рый, как показывают археологические данные из Бауита, часто изображался вместе с А. Ф. После 14 лет отшельнической жизни А. Ф. сподобился Божественного Откровения: «Аполлоний, чрез тебя Я погублю премудрость премудрых в Египте и разум разумных отвергну. Ты ниспровергнешь тех, кто слывет мудрецами Вавилонскими, и всякое идолослужение. Ступай в места населенные: от тебя произойдет Мне народ, воистину и во всей полноте ревнующий о благе» (Hist. mon. Aeg. 8, ср.: Ис 29. 14; 1 Кор 1. 19; Тит 2.14). После этого преподобный переселился на место, где в наст. время находятся руины мон-ря Бауит. Он основал там монашеское поселение, в к-ром собралось до 500 чел. братии. Дату основания мон-ря следует относить ко времени правления имп. Юлиана Отступника. Вскоре одного из иноков насильно рекрутировали на военную службу и заперли в темнице. А. Ф. вместе с др. монахами посетил его в заключении, утешил и посоветовал сохранять твердость. Имп. сотник, узнав про это, сильно разгневался и заключил А. Ф. и сопровождавших его братьев в тюрьму, приставив многочисленную стражу. Однако в полночь явился ангел Господень, отверз двери темницы и А. Ф. и его спутники беспрепятственно покинули ее. В окрестностях мон-ря было расположено ок. 10 языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям, «неистовствуя наподобие вакханок». По молитвам А. Ф. участники идолослужения остановились и не смогли далее продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за А. Ф., а идол был сожжен. После этого случая мн. язычники стали христианами, а нек-рые даже остались в мон-ре. Как сообщает автор «Истории монахов», скоро в окрестностях мон-ря почти не осталось язычников. Когда в 2 деревнях возник конфликт из-за границ, А. Ф. удалось обратить в Христову веру разбойника, к-рый, вероятно, был зачинщиком ссоры, и восстановить мир. В др. случае А. Ф. также сумел предотвратить кровопролитие между христ. и языческой деревнями, наказав предводителя язычников страшной смертью. Когда в Фиваиде случился голод, А. Ф. снабжал продуктами жителей окрестностей. Вероятно, организация монашеской жизни в мон-ре А. Ф. отличалась и от пахомианских киновий, и от мон-рей Шенуте. Согласно «Истории монахов», братия мон-ря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до самого вечера поучалась в Свящ. Писании, и после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи Богомыслию и размышлению о слове Божием», др. оставались в обители. Часто иноки этого мон-ря вкушали пищу один раз в день. А. Ф. порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы: не стриг волос или носил вериги, полагая, что все это совершается ради тщеславия. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил А. Ф. незадолго до его кончины и прожил в мон-ре ок. недели. По всей видимости, А. Ф. скончался ок. 395 г. в весьма преклонном возрасте.

Копто-араб. синаксарь под 5 эмшира называет А. Ф. «равноангельским». Визант. календари относят его память к 31 марта. Греч. житие (древнейший список XI в.) представляет собой переработку относящегося к А. Ф. повествования «Истории монахов». Краткое житие А. Ф. включено в списки нестишного Пролога 2-й редакции, составленной на Руси не позднее кон. XII в., и помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 59 (1-я паг.)).

Ист.: BHG, 149к; Hist. mon. Aeg. 8; Rufinus. Hist. mon. 7 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 37-52); Sozom. Hist. eccl. III 14; VI 29; Le Synaxaire arabe jacobite (rеdaction copte) / Ed. R. Basset // PO. T. 1. Fasc. 3. P. 366-369.
Лит.: Crum W. E. Der heilige Apollo und das Kloster vom Baouit // Aegyptische Zschr. 1902. Bd. 40; David J. Apollo (4) // DHGE. T. 3. Col. 1000-1004; Gobry I. Les moines en Occident. P., 1985. Т. 1. Р. 197-201.
А. А. Войтенко
Ключевые слова:
Святые Коптской Церкви Святые Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Преподобные Русской Православной Церкви Святые неразделенной Церкви Преподобные Коптской Церкви Подвижники египетские Монашество Древней Церкви Аполлоний Фиваидский (IV в.), преподобный (пам. 31 марта, копт. 22 янв.)
См.также:
АНУВИЙ (Ануб, Нуб, Ануф; IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт.17 июня)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 354-449), егип. подвижник, прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап. 19 июля)
ЗАХАРИЯ И КАРИОН (IV в.), преподобные (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.; пам. копт. 13 бабеха)
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († 376), прп. (пам. 3 марта, копт. 15 апр., зап. 2 окт., сир. 1 февр.)
АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
ЕВПРАКСИЯ († ок. 413), прп. (пам. 25 июля, пам. зап. 13 марта)
ЕВФРОСИН прп. (пам. 11 сент., пам. визант. 7 июня)
АГИОДУЛ (VI в.), настоятель лавры прп. Герасима на Иордане, прп. (пам. в субботу сырную)
АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
АММОН ТАВЕННИСИОТ († ок. 400 г.), прп. (пам. 26 янв.)
АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших)
АНАСТАСИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ († 662), прп., исп. (пам. 21 янв., греч. 13 авг., 20 сент.)
АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)