Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСПОВЕДАЛЬНЯ
Т. 27, С. 605 опубликовано: 12 июля 2016г.


ИСПОВЕДАЛЬНЯ

Исповедальня в соборе св. Мартина Турского в Братиславе
Исповедальня в соборе св. Мартина Турского в Братиславе

Исповедальня в соборе св. Мартина Турского в Братиславе
[лат. confessionale или sedes confessionalis], в католич. традиции специальная кабинка в храме (реже отдельное помещение) для совершения тайной исповеди. В центре И. находится стул, на к-рый садится священник, принимающий исповедь. Его отделяет от кающегося перегородка с окошком, к которому священник приникает ухом. Со стороны кающегося обычно находится подставка для коленопреклонения (для тех, кто не могут исповедоваться на коленях, ставится стул).

Появление И. было связано с распространением практики более частого причащения с обязательной исповедью перед ним. Классическая форма И. была разработана Лодовико Монетой по поручению кард. Карло Борромео. В 1576 г. первые И. с решетчатыми перегородками были установлены в миланском Дуомо для принятия исповеди у женщин, а затем были введены по всему диоцезу. Повсеместное использование И. в приходской практике было закреплено в Ритуале 1614 г. (разд. «De sacramento paenitentiae»). Главная цель И.- создание условий для сохранения тайны исповеди (символом чего стало изображение на И. розы, означавшей в античности молчание; отсюда выражение «исповедаться «под розой»» (sub rosa)).

Классическая форма И. сложилась в эпоху барокко, когда И. стали делать в виде большого шкафа с 2 или 3 отделениями (кающиеся могут находиться в кабинках слева и справа от священника, но исповедаются по очереди). Наряду с такими И. используются и более простые, полуоткрытые, состоящие из стула для священника и ширмы с окошком.

В совр. католич. практике наличие И. в храме является обязательным, поскольку право на исповедь в И. закреплено в Кодексе канонического права (CIC. 964. 2). Вне И. исповедь может приниматься только по уважительной причине (CIC. 964. 3). Внешний вид и форма И. не регламентированы, но кающегося от принимающего исповедь обязательно должна отделять решетка (crates). И. могут быть как передвижными, так и стационарными, встроенными в стены храма. Над окошком для исповеди или в др. месте может размещаться распятие, чтобы кающийся мог обращаться с покаянием к образу Христа. В помощь кающемуся к стенке И. могут прикрепляться листы с текстами покаянных молитв и т. п. Совр. модели И. оборудованы лампами, указывающими на то, занята кабина или свободна. Допускается совершение исповеди при полной анонимности (когда священник совсем не видит кающегося, но только слышит его голос).

И. встречаются также в англикан. и лютеран. традициях. В правосл. Церкви, несмотря на существование практики тайной исповеди, И. отсутствуют (обычно священник принимает исповедь стоя у аналоя, хотя нек-рые (пожилые или немощные) могут сидеть на стуле). До революции в крупных храмах при большом стечении желающих исповедаться было принято устанавливать ширмы, отгораживающие священника от кающегося. В XX в. в греч. церквах появились специальные помещения (греч. ἐξομολογητήριον), располагающиеся как в храме, так и отдельно, для принятия исповеди и духовной беседы. Однако с католич. И. их объединяет лишь наименование.

А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь Исповедальня, в католической традиции специальная кабинка в храме
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АЛЬБАТЫ - см. Флагелланты
АЛЬДХЕЛЬМ (ок. 640-709), еп. Шерборнский, св. (пам. зап. в Англии 25 мая )
АЛЬТХАУС Пауль (1888-1966), нем. протестант. теолог, представитель неолютеранства