Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСААКИЙ
Т. 27, С. 36-38 опубликовано: 12 мая 2016г.


ИСААКИЙ

(Положенский Иван Каллиникович; 23.01.1828, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 11.05.1894, г. Тихвин Новгородской губ.), еп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье священнослужителя, начальное образование получил в Петропавловском уч-ще в С.-Петербурге. В 1849 г., по окончании СПбДС, как один из лучших выпускников поступил в СПбДА. 14 сент. 1851 г., еще студентом, Положенский был пострижен в монашество, 26 сент. того же года рукоположен во диакона, 30 июня 1853 г.- во иерея. В 1853 г. И. окончил академию с правом получения магистерской степени. 16 апр. 1855 г. он стал кандидатом богословия, а 29 февр. 1856 г. получил магистерскую степень. С 30 окт. 1853 г. смотритель Боровичского ДУ, с 1856 г. смотритель Кирилло-Белозерского ДУ, с 4 сент. 1857 г. профессор Новгородской ДС, с 29 нояб. того же года инспектор Кавказской ДС в Ставрополе, с 1 мая 1863 г. ректор Кавказской ДС. 14 марта 1858 г. И. был возведен в сан архимандрита.

Исаакий (Положенский), еп. Кишинёвский и Хотинский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в.
Исаакий (Положенский), еп. Кишинёвский и Хотинский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в.

Исаакий (Положенский), еп. Кишинёвский и Хотинский. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в.
25 февр. 1871 г. назначен епископом вновь учрежденного 21 дек. 1870 г. Моздокского вик-ства Кавказской епархии. Хиротония состоялась 9 мая 1871 г. В Моздоке не было подходящего здания для проживания епископа, поэтому И. оставался в Ставрополе при Андреевской ц., приписной к архиерейскому дому. Средства для содержания викарного архиерея предоставляла моздокская Успенская ц., в к-рой находилась почитаемая чудотворная Иверская икона Божией Матери (ныне утрачена). 30 нояб. 1873 г. в Ставрополе состоялось открытие миссионерского Андреевского братства. В этот день в Андреевской ц. И. отслужил литургию и молебен ап. Андрею Первозванному. Согласно уставу братства, викарий являлся председателем общих собраний. Также И. помогал Кавказскому еп. Герману (Осецкому) в организации епархиального жен. уч-ща, открытого в 1875 г. Учебно-адм. деятельность епископа была эффективной: он руководил воспитанием и обучением более четверти священнослужителей и значительной части причетников Кавказской епархии, служивших в 1881 г.; при его участии по новым уставам были организованы местные духовно-учебные заведения.

30 мая 1881 г. И. был назначен епископом Енисейским и Красноярским. Накануне отъезда попрощался со всеми священнослужителями и наставниками духовно-учебных заведений Ставрополя, 27 июня того же года покинул епархию. 28 июля в Красноярске, в кафедральном соборе, он встретился с военными и гражданскими чиновниками и обратился к пастве с речью. Вскоре И. передал пострадавшим от происшедших 17-18 апр. того же года в Красноярске пожаров пожертвования от православной паствы Ставропольской епархии и 300 р. из собственных средств, призвал к продолжению сбора помощи погорельцам.

И. возглавил весьма обширную епархию. По словам игум. Игнатия, «архиерейский дом здесь деревянный и весьма неприглядный... вся обстановка производит тяжелое впечатление. Богослужение в архиерейской церкви не имеет должного благолепия... Средства архиерейского дома очень скудные» (Из письма игум. Игнатия. 1881. С. 791-794). И. совершал поездки по епархии 2 раза в год в сопровождении только диакона и келейника. При обозрении церквей Красноярского окр. в кон. 1885 г. И. обратил особое внимание на организацию в приходах внебогослужебных собеседований, экзаменовал священников, в его присутствии они беседовали с прихожанами о вере и нравственности. Архиерей подавал пример: часто проповедовал и беседовал с паствой. Важное значение для епархии имела миссия среди коренных народов Сибири. Зимой 1884/85 г. объехал весь Туруханский край. В Дудинке он служил литургию и крестил неск. человек. Для просвещения местных жителей и формирования из них духовенства помимо уже действовавшей в Ачинском окр. частной школы была открыта школа в Туруханском крае, в епархиальном ДУ были учреждены 3 стипендии для детей инородцев.

С 1884 г. по инициативе И. издавались «Енисейские епархиальные ведомости». В течение 1885 г. в епархии было открыто до 20 церковноприходских школ, а также образцовая школа при учительской семинарии, диаконы и псаломщики могли присутствовать на занятиях. По предложению И. в 1886/87 уч. г. в Красноярске открылось 3-классное жен. епархиальное уч-ще с 2-годичным курсом в каждом классе. Епископ выплачивал одной из учениц пособие на обучение из собственных средств, 2-й - из средств архиерейского дома. Он поддержал и муж. ДУ, учредив об-во вспомоществования его бедным воспитанникам во имя св. Александра Невского. За короткий срок И. смог благоустроить недавно основанный Успения Пресв. Богородицы мон-рь (ныне в черте Красноярска).

8 марта 1886 г. И. был назначен епископом Томским и Семипалатинским. Генерал-губернатор Вост. Сибири гр. А. П. Игнатьев назвал печальным событием отъезд из Красноярска «твердого и заботливого архипастыря». Перед отъездом И. помолился во всех красноярских храмах, посетил дома не только священников, но и низших членов клира, средние и начальные школы. 5 мая того же года он отбыл из Красноярска. 12 мая И. прибыл в Томск, посетил кафедральный собор, произнес слово, в к-ром приветствовал православных, старообрядцев и даже язычников, пожелав им «просвещения светом истинной веры». Заботясь об эффективности миссионерской деятельности, 22 июня 1886 г. И. вступил в члены Томского отд-ния противораскольнического братства свт. Димитрия Ростовского. Он неоднократно посещал Алтай и ознакомился с деятельностью Алтайской духовной миссии. 4 дек. 1887 г. И. освятил новосооруженный Александро-Невский храм в г. Колывань, в том же месяце совершил поездку в Нарымский край и проповедовал веру Христову среди хантов. Архипастырский визит в этот край стал первым со времени приезда Томского еп. Парфения (Попова). Современники вспоминали, что в ходе поездок И. везде совершал богослужения, убеждал духовенство открывать школы, чаще общаться с прихожанами. По завершении богослужений епископ нередко «собирал вокруг себя детей и подолгу проводил с ними беседы о молитве, о кресте и его силе, о почитании родителей и о пользе грамоты» (Федотов Ф. Прощание томской паствы с преосв. Исаакием и отбытие его в Кишинёв // ПрибЦВед. 1891. № 15. С. 487-489).

5 окт. 1886 г. по благословению И. и в его присутствии при архиерейской домовой церкви в Томске были возобновлены религиозно-нравственные чтения для народа, по окончании читался Акафист Божией Матери. Нередко епископ проводил такие чтения по воскресным дням, а затем публиковал материалы бесед и раздавал брошюры всем желающим. И. заботился о развитии школьного образования, снабдил все храмы программами для церковноприходских школ, а там, где не было школьных зданий, разрешил проводить занятия в церковных сторожках. К концу его пребывания в Томской епархии количество церковноприходских школ возросло более чем в 2 раза (ок. 150, не считая школ Алтайской духовной миссии). Для контроля за ведением школьного дела И. назначил наблюдателей из местного духовенства, проводивших регулярные ревизии и информировавших о результатах епархиальный училищный совет. По благословению И. проводились тщательные проверки Томского, Барнаульского и Красноярского духовных уч-щ. В целях улучшения положения воспитанников Томской ДС 26 апр. 1887 г. было учреждено попечительство о ее бедных учащихся; И. присутствовал при открытии попечительства и был избран его покровителем и руководителем. По ходатайству И. указом Святейшего Синода от 18 сент. 1889 г. Томское 3-классное епархиальное жен. уч-ще было преобразовано в 6-классное. При уч-ще была устроена домовая церковь, освященная И. 9 сент. 1890 г.

29 июля 1887 г. И. освятил в честь Казанской иконы Божией Матери храм при Томском имп. ун-те, произнес проповедь о созидательной силе христ. любви. 22 июля 1888 г. И. освятил все здание ун-та и благословил Казанской иконой первое в Сибири высшее учебное заведение. По инициативе И. жители Томска собрали средства на написание иконы, к-рую затем украсили драгоценной ризой, в память спасения царской семьи при крушении поезда на ст. Борки 17 окт. 1888 г. Икона была поставлена в Иверской часовне и ежегодно 17 окт. переносилась в кафедральный собор. К концу управления Томской епархией И. преобразовал духовную консисторию; экономия и бережливость И. привели к значительному уменьшению долга архиерейского дома, ранее достигавшего 15 тыс. р.

12 янв. 1891 г. И. был назначен на Кишинёвскую и Хотинскую кафедру. Торжественное прощание с архипастырем состоялось 17 февр.; в тот же день И. служил литургию в кафедральном соборе Томска и 18 февр. выехал из города. 17 марта в Кишинёве епископа встречали бессарабский губернатор А. П. Константинович, городской голова К. А. Шмидт и множество народа. Вскоре после вступления в должность И. созвал окружные училищные съезды, а также епархиальный съезд духовенства. Священнослужителям было предложено принять меры к улучшению положения епархиального жен. училища и обсудить вопрос о сроках открытия причетнического класса. В мае 1891 г. И. инициировал строительство больницы при жен. уч-ще, 26 марта 1892 г. отслужил молебен во время торжественной закладки фундамента здания. При И. за 2 года количество церковноприходских школ и школ грамоты увеличилось со 151 до 243, число учащихся - с 5514 до 7979.

21 мая 1891 г. И. через консисторию выпустил предписание о проведении в епархии внебогослужебных собеседований пастырей с прихожанами. Для этого при каждой приходской церкви создавались б-ки пособий для ведения собеседований. 3 июня 1892 г. архиерей обратился к епархиальному съезду с предложением улучшить миссионерскую деятельность. Было решено назначить 5 священников для миссионерского служения к старообрядцам, 1 - к «сектантам рационалистического направления». 18 сент. того же года 6 священников приступили к исполнению указанных обязанностей.

И. обеспечил сбор пожертвований на капитальный ремонт кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве, обратившись к властям города. 25 марта 1892 г., на праздник Благовещения, И. совершил малое освящение собора в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова). По благословению И. была полностью обновлена крестовая церковь при архиерейском доме. 20 сент. того же года И. освятил эту церковь, 22 окт.- новую единоверческую церковь в Кишинёве.

21 нояб. 1892 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Однако к этому времени здоровье И. ухудшилось. Из-за болезни он не смог вступить в управление Астраханской кафедрой и 19 дек. того же года был уволен на покой с назначением наместником Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. 18 сент. 1893 г. указом Синода И. было поручено настоятельство в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре. Здесь самочувствие епископа улучшилось, он стал совершать регулярные богослужения. Однако незадолго до Пасхи в 1894 г. И. вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Несколько оправившись от болезни, он предполагал отправиться на родину, в С.-Петербургскую губ., испросил отпуск у Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева), но вскоре скончался от разрыва сердца.

Чин погребения в ц. Двенадцати апостолов в Тихвинском мон-ре по благословению архиеп. Феогноста совершил Кирилловский еп. Арсений (Иващенко). 13 мая в кишинёвском кафедральном соборе еп. Неофит (Неводчиков) в сослужении Аккерманского еп. Аркадия и всего городского духовенства отслужил заупокойную литургию, а затем панихиду по почившему. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся учебных заведений Кишинёва, горожане.

И. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени (1885).

Соч.: Преосв. Стефан Яворский, митр. Рязанский и Муромский, Местоблюститель Патриаршего Всерос. престола. СПб., 1853. Ркп.; Поучение, произнесенное при освящении первого христ. храма в Усинском крае // Енисейские ЕВ. 1884. № 5. С. 71-78; Слово в Неделю Православия // Там же. 1885. № 6. С. 90-97.
Лит.: Из письма игум. Игнатия, сопровождавшего преосв. Исаакия Енисейского от Ставрополя до Красноярска // Кавказские ЕВ. 1881. № 22. С. 791-794; Журналы XVI съезда духовенства Енисейской епархии, бывшего в г. Красноярске в 1885 г. по делам Красноярского ДУ // Енисейские ЕВ. 1885. № 19/20. С. 218-223; Неск. слов по поводу отбытия из Красноярска на Томскую кафедру его преосвященства, преосв. Исаакия // Там же. 1886. № 9/10. С. 127-134; Ист. записка о христианстве на Сев. Кавказе. Ставрополь, 1888; М. М. Прощание с Томскою паствою и отъезд из г. Томска преосв. Исаакия // Томские ЕВ. 1891. № 6. С. 20-24; Владимир, иером. Освящение Кишинёвского кафедрального собора // Кишинёвские ЕВ. 1892. № 9. С. 217-223; он же. Торжество освящения обновленной Крестовой ц. при архиерейском доме в Кишинёве // Там же. № 19. С. 447-456; Первый съезд миссионеров Кишинёвской епархии в г. Кишинёве с 1 по 7 июня 1893 г. // Там же. 1893. № 15. С. 487-496; Некролог // Новгородские ЕВ. 1894. № 11. С. 469-471; Преосв. Исаакий, бывш. еп. Астраханский и Енотаевский // ПрибЦВед. 1894. № 22. С. 735-736; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 172-173; Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 345; Parhomovici I. M. Episcopul Isaachie şi activitatea sa în eparhia Chişinăului // Revista Societăţii Istorico-Arheologice Bisericeşti din Chişinău. 1927. Vol. 17. P. 1-83; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia in veacul al XIX-lea subt ruşi. Chişinău, 1931. P. 242; Исаков С. А., Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. слов., 1834-2002. Томск, 2002. С. 38-40; Морозов Е., свящ. Становление начального образования в Томской губ. (до 1917 г.) // Образование в Сибири. Томск, 2004. Вып. 1(12). С. 128-133.
А. А. Горобец, Э. П. Р.
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Исаакий (Положенский Иван Каллиникович; 1828 - 1894), епископ Астраханский и Енотаевский
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий