Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРАИДА
26, С. 233-234 опубликовано: 10 сентября 2012г.


ИРАИДА

Мученичество св. Ираиды. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 62)
Мученичество св. Ираиды. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 62)

Мученичество св. Ираиды. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 62)

[Раиса; греч. ῾Ηραΐς, ῾Ιεραΐς, Ραΐς] († нач. IV в.), мц. (пам. 5 и 23 сент., 5 марта). Источником сведений об И. являются краткие сказания в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.). Согласно заметке, помещенной в Синаксаре К-польской ц. под 5 сент., И. была дочерью священника и с 12 лет избрала для себя монашескую жизнь. Однажды она увидела арестованных связанных женщин и, подойдя к ним, спросила, за что их арестовали. Узнав, что они пострадали за христ. веру, святая открыто заявила, что и она христианка, и была схвачена. Вместе с другими ее доставили к епарху Александрии Кулькиану. Он, подвергнув арестованных тщательному допросу, приказал усечь их мечами, что и было исполнено. Кулькиан упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. IX 11) в связи с гонениями имп. Максимина (305-313), это позволяет датировать кончину святой нач. IV в.

В Синаксаре К-польской ц. память И. приводится также под 23 сент. с указанием, что святая происходила из местности Тама в Египте.

Сказания под 23 сент. из Минология имп. Василия II и Синаксарей семейства С немного отличаются от сказаний из Синаксаря К-польской ц. В этих источниках сообщается, что И. была родом из Александрии. Выйдя однажды из обители, в к-рой она подвизалась, чтобы набрать воды, И. увидела корабль, подходящий к берегу. На корабле был правитель города, а с ним множество связанных христиан: пресвитеров, диаконов, святых жен и дев. И. открыто объявила, что верует во Христа, и попросила стражей забрать ее вместе с остальными. Мученики были доставлены в Антинополь (Антиною), где их подвергли различным истязаниям. Однако никто из них не поклонился идолам, и тогда они были обезглавлены. Первой была казнена И. В этих сказаниях имя правителя города не указано.

В греческие печатные Минеи, а затем в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца вошли сказание в неск. измененном виде и двустишие, посвященное И. Там упоминается имя отца И.- Петр, епарх назван Лукианом, местность - Тамма (Вата), император, при к-ром произошли эти события,- Максимианом. Прп. Никодим также считал, что правильным написанием имени является вариант Ραΐς (Раиса), к-рый встречается в нек-рых рукописях Синаксаря под 5 сент. и в двустишии.

Кроме того, память некой Ираиды (без сказания) встречается в Синаксаре К-польской ц. еще неск. раз: 5 окт., 5 (в нек-рых рукописях 4) марта и 30 мая. 5 окт. отмечается память мученицы Ираиды «из г. Мемфиса», 30 мая - «мц. Ираиды в ее мартирии». 4 или 5 марта вместе с И. упоминаются Архелай и 152 Антинойских мученика, из к-рых по именам известны Фотий и Кирилл. Архиеп. Сергий (Спасский) считал, что 5 и 23 сент. отмечается память одной и той же святой, а в марте - память др. мученицы. По мнению И. Делеэ, во всех случаях имеется в виду И. Кроме того, он предположил, что чествование И. 5 сент. появилось в результате смешения почитания И. с почитанием одной из дочерей ап. Филиппа, носившей это имя, которая, видимо, первоначально упоминалась в Житии ее сестры мц. Ермионии 4 сент., а затем ее память была перенесена на следующий день (Delehaye. 1922. P. 82). В современном календаре РПЦ память И. отмечается 5 марта, святая фигурирует как отдельное лицо.

Мч. Ираида. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец В. Е. Егоров (?) (РГИАХМЗ)
Мч. Ираида. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец В. Е. Егоров (?) (РГИАХМЗ)

Мч. Ираида. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец В. Е. Егоров (?) (РГИАХМЗ)

Помимо этого в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VI 4), рассказано о некой Ираиде, пострадавшей в правление имп. Септимия Севера (193-211), однако, в связи с тем что датировка жизни двух мучениц отличается примерно на век, а также из-за разного характера казни, можно предположить, что у Евсевия речь идет о др. одноименной святой (см. ст. Ираида, мц. (без дня пам.)).

В Мартирологе блж. Иеронима под 28 июня среди др. 23 мучеников, пострадавших в Африке (и конкретно в Александрии), упоминается некая Иренея. Архиеп. Сергий (Спасский) не считал возможным отождествить ее ни с одной из вышеупомянутых мучениц. Однако Делеэ предположил, что в данном случае имеется в виду И., написание имени к-рой подверглось искажению.

В копто-араб. Александрийском Синаксаре под 14 тобе (9 янв.) приводится память мц. Махарати, чья биография совпадает с жизнеописанием И. из Синаксаря К-польской ц. (ей также было 12 лет, ее отец был священником, она происходила из г. Тамау и пострадала при правителе Каликане в Антиное) (SynAlex. Vol. 3. P. 597-598), что позволяет предположительно отождествить эту мученицу с И.

В этом же Синаксаре 28-го числа месяца тоута (25 сент.) отмечается память мч. Апатера (Абадира) и его сестры Ирины (к-рая в нек-рых рукописях названа Ираидой) (Ibid. Vol. 1. P. 304-305). В данном сказании также прослеживается сходство с фактами биографии И.: мученики пострадали в Антиное во времена имп. Диоклетиана (284-305), т. е. совпадают место и время мученической кончины, а также близки дни их памяти. Однако в синаксарной заметке и в 2 версиях Мученичества этих святых речь в первую очередь идет об Апатере, а о его сестре известно мало, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что она является одним лицом с И.

Кроме того, существует копт. Мученичество некой Ираиды, опубликованное по единственному папирусу, имеющему большие лакуны (BHO, N 376). День ее памяти - 14 тобе (9 янв.). Факты биографии святой, приведенные в Мученичестве, также во многом совпадают с событиями из жизни И., что позволяет отождествить этих мучениц.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 311; MartHieron. P. 39, 41; PG. 117. Col. 68-69; SynAlex. Vol. 1. P. 304-305; Vol. 3. P. 597-598; SynCP. Col. 18-19, 71-76, 112, 506, 512, 717; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 191-192; ЖСв. Сент. С. 461; Март. С. 132.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64, 162, 272, 296, 310; Т. 3. С. 391-392; Delehaye H. Les martyres d'Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 59, 82, 94; CoptE. Vol. 4. P. 1221; Aubert R. Heraïs // DHGE. T. 23. Col. 1348-1350; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 407-408.
Т. А. Артюхова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Ираида [Раиса] († нач. IV в.), мученица (пам. 5 и 23 сент., 5 марта)
См.также:
АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)