Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИПОМОНА
Т. 26, С. 173-174 опубликовано: 29 января 2016г.


ИПОМОНА

[греч. ῾Υπομονή] (ок. 1372 - 23.03.1450, К-поль), прп. (пам. греч. 13 марта, 29 мая), визант. имп. (с 1392). В миру Елена Драгаш, дочь серб. деспота Константина Драгаша, правителя Сев.-Вост. Македонии; с 10 февр. 1392 г. супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь имп. Алексея III Великого Комнина) не могла быть ее матерью, поскольку их свадьба с серб. правителем состоялась после 1386 г., а в 1392 г. Елена уже достигла брачного возраста.

В анонимном «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам» (в наст. время атрибутируется Исидору, митр. Киевскому) говорится, что в имп. семье Мануила II и Елены всегда царило согласие (Λάμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166). У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве 2 сына и 2 дочери. Иоанн Евгеник в «Утешительном слове» называет императрицу «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем» (Idem. 1912. Τ. 1. Σ. 63).

В 1399-1403 гг., когда имп. Мануил II отправился в Зап. Европу просить помощи для осажденного турками К-поля, Елена с детьми жила в Мистре, столице визант. Морейского деспотата. Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 гг. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею жен. мон-ря Надежда Ненадеянных (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопр. С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 г. Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из к-рых - Патапия преподобного мон-ре - память об императрице переросла в почитание ее как святой (Μακρυστάθης. 1999. Σ. 70-71). Особое покровительство Елена оказывала мон-рю св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Петра, к-рому выплачивались значительные суммы на поминовение ее отца. В Дионисия преподобного мон-ре на Св. Горе Афон хранится подаренный императрицей крест. Погановский мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш (Милеуснић С. Манастири Србиjе: Велика илустрована енциклопедиjа. Нови Сад, 20023. Књ. 2. С. 726). В 1395 г., после гибели отца, Елена достроила храм в обители (Културна ризница Србиjе / Сост.: J. Jанићиjевић. Београд, 2002. С. 377). Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

В 1426/27 г., вскоре после смерти мужа, Елена приняла монашеский постриг с именем Ипомона (терпение) в к-польском мон-ре Кира-Марфа. Ранее с этим именем в том же монастыре приняла постриг ее свекровь Елена Кантакузина, вдова имп. Иоанна V Палеолога. И. была похоронена в к-польском мон-ре Пантократор.

Георгий Сфрандзи называет И. «святая владычица» (ἁγία δέσποινα) (Georgios Sphrantzes. 1966. Р. 76). В ее честь составил монодию визант. ученый Георгий Гемист Плифон, в которой восхвалял добродетели и величие души Елены (Λάμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 274), отмечал ее смирение, терпение, благоразумие и справедливость. По словам Плифона, И. сочетала в себе разум и благородство, как ни одна другая женщина (Ibid. Σ. 273). За свою жизнь она никому не причинила зла и, напротив, многих облагодетельствовала; воспитывала детей в братолюбии и единомыслии, и если между ними возникали раздоры, то примиряла и увещевала их (Ibidem). В хронике Псевдо-Сфрандзи повествуется, как перед отъездом сыновей И. Димитрия и Фомы в свои уделы в Морее она заставила их дать страшные клятвы, что они не будут посягать на владения друг друга (Georgios Sphrantzes. 1966. Р. 350).

Характеристики И. также приводятся в «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам», в «Утешительном слове имп. Константину XI на кончину его матери» Геннадия Схолария (впосл. патриарх К-польский Геннадий II Схоларий), Иоанна Аргиропула и Иоанна Евгеника. Схоларий называл И. примером жен. добродетелей и «святейшей из цариц» (Λάμπρος. 1924. Τ. 2. Σ. 43, 51), отмечая, что «не было никого, кто, придя к ней, не стал бы от общения с ней лучше» (Ibid. Σ. 43-44). Еще до пострига императрица особенно любила монахов и монашество (Ibid. Σ. 42). Из «Речи к имп. Константину XI Палеологу» Иоанна Евгеника можно заключить, что И. была противницей унии, поскольку, когда К-польская Церковь прекратила поминовение в диптихах почившего Иоанна VIII, «эта святая мать, божественнейшая госпожа наша и владычица, праведно последовала этому, предпочтя естественной любви принятие Бога» (Ibid. 1912. Τ. 1. Σ. 125).

«История» Михаила Критовула, «Хронография» Геннадия Схолария, краткие хроники и монодии на падение К-поля отмечают совпадение имен первого и последнего визант. императоров и их матерей (Idem. 1908. Τ. 5. Τεῦχος 2/3. Σ. 248, 262; Gennade Scholarios. 1936. T. 4. P. 510; Τωμαδάκης. 1955. Τ. 25. Σ. 33; Schreiner. 1975. Bd. 1. S. 370; Critobuli Imbriotae Historiae. 1983. S. 80). Одна из кратких визант. хроник по неясной причине называет И. одноглазой (Schreiner. 1975. Bd. 1. S. 183).

Местное почитание И. возникло в поствизант. период в мон-ре прп. Патапия близ Лутраки. Туда была перенесена ее честная глава. Точное время этого события неизвестно; возможно, это произошло одновременно с перенесением сюда ее племянником Ангелисом Нотарой мощей прп. Патапия из пользовавшегося особым покровительством императрицы монастыря св. Иоанна Предтечи в к-польской Петре. В кон. ХХ в. почитание И. возродилось в ц. свт. Афанасия Великого в квартале Тисио в Афинах. Протопресвитер этого храма С. Макристатис стал одним из инициаторов канонизации И. В 1992 г. Свящ. Синод Элладской Православной Церкви причислил И. к лику святых и одобрил службу в ее честь, составленную проф. Х. Бусьясом. Память И. совершается 29 мая (в один день с памятью ее сына Константина XI, подобно совместному празднованию памяти равноапостольных Константина и Елены) и 13 марта (в качестве дня ее смерти). Последняя дата ошибочна: визант. хроники датируют кончину И. 23 марта (Georgios Sphrantzes. 1966. P. 76; Schreiner. 1975. Bd. 1. S. 188) или 24 марта (Mioni. 1981. T. 1. P. 77).

Портрет имп. Елены вместе с мужем и 3 детьми сохранился на миниатюре из греч. рукописи «Ареопагитик» (Louvre. MR 416). В пещерном храме монастыря прп. Патапия сохранилась фреска поствизант. периода (XV в.?) с изображением И. Позднейшая икона И., написанная в народном стиле, находится в иконостасе этого храма.

Ист.: Λάμπρος Σ. Μονῳδίαι κα θρῆνοι ἐπ τῇ ἁλώσει τῆς Κωνσταντινουπόλεως // Νέος ῾Ελληνομνήμων. ᾿Αθῆναι, 1908. Τ. 5. Τεῦχος 2/3. Σ. 190-269; idem. ᾿Αργυροπούλεια. ᾿Αθῆναι, 1910. Σ. 48-67 [Иоанн Аргиропул. Утешительное слово имп. Константину XI на смерть его матери]; idem. Παλαιολόγεια κα Πελοποννησιακά. ᾿Αθῆναι, 1912. Τ. 1. Σ. 62-66 [Иоанн Евгеник. Утешительное слово], 117-122 [Иоанн Евгеник. Утешительное слово Константину XI Палеологу], 123-134 [Речь к имп. Константину XI Палеологу]; 1924. Τ. 2. Σ. 40-51 [Геннадий Схоларий. Утешительное слово имп. Константину XI на кончину его матери]; 1926. Τ. 3. Σ. 132-199 [Исидор, митр. Киевский. Панегирик Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам], 200-221 [Энкомий Мануилу II и Иоанну VIII Палеологу], 266-280 [Георгий Гемист Плифон. Монодия], 281-283 [Виссарион, митр. Никейский. Стих на облачение в монашеские ризы при принятии пострига царей Мануила II и Елены]; 1930. Τ. 4. Σ. 239-240 [аргировул Фомы Палеолога], 510 [Геннадий Схоларий. Хронография]; Gennade Scholarios. Œuvres complètes / Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1936. T. 4; Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η ἐν τῷ Πατμιακῷ κώδικι 287 μικρὰ χρονογραφία // ΕΕΒΣ. 1955. Τ. 25. Σ. 28-37; Georgios Sphrantzes. Memorii, 1401-1477 / Ed. V. Grecu. Bucur., 1966; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1; Mioni Е. Una inedita cronaca bizantina (dal cod. Marc. gr. 595) // RSBS. 1981. T. 1. P. 71-88; Critobuli Imbriotae Historiae / Ed. D. R. Reinsch. B., 1983.
Лит.: Мошин В. Крст царице Jeлене, кћери кнеза Драгаша // Уметнички преглед. Београд, 1937/1938. Год 1. Бр. 6. С. 136-137; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453: Thes. diss. Münch., 1938. N 84, 90-98; Анастасиjевић Д. Jедина византиjска царица Српкиња // Братство. 1939. Књ. 30. С. 1-23; он же. Српкиња византиjска царица. Београд, 2004; Janin. Églises et monastères. 19642. P. 324-326, 421-429; Barker J. Manuel II Palaeologus (1391-1425). New Brunswick, 1969; Schreiner P. Chronologische Untersuchungen zur Familie Kaiser Manuels II // BZ. 1969/1970. Bd. 63. S. 285-299; Спасић Д., Палавестра А., Мрђеновић Д. Родословне таблице и грбови српских династиjа и властеле. Београд, 1991. С. 75-77; Μακρυστάθης Σ., πρωτοπρ. ῾Η ῾Αγία ῾Υπομονή: ῾Ιστορία, ᾆσματικὴ ἀκολουθία κα παρακλητικὸς κανών. ᾿Αθήνα, 19993; PLP, N 21366; ᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου. Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 5: Μάϊος. Σ. 449-450; Станковић М. М. Последња византиjска царица: Прича о српскоj принцези коjа jе шест деценjа седела на константинопољском престолу и била маjка двоjице последњих источно-римских царева. Београд, 2010.
Э. П. А.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Императрицы византийские Ипомона (ок. 1372 - 23.03.1450), преподобная (пам. греч. 13 марта, 29 мая), византийская императрица (с 1392)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АКАКИЙ прп. Латрский (пам. греч. 3 янв.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)