Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИПОДИАКОН
Т. 26, С. 171-173 опубликовано: 28 января 2016г.


ИПОДИАКОН

[греч. ὑποδιάκονος], в правосл. Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей. В католич. Церкви соответствующая степень называется субдиакон (subdiaconus). В древности И. несли различные служения в храмах, выступая в качестве помощников диакона. В совр. практике РПЦ И. в первую очередь является прислужником архиерея.

Происхождение

Патриарший иподиакон. Фотография. 2011 г.
Патриарший иподиакон. Фотография. 2011 г.

Патриарший иподиакон. Фотография. 2011 г.
Хотя греч. слово ὑποδιάκονος в его бытовом, нецерковном значении «прислужник» впервые появляется в сочинении комедиографа Посидиппа из Пеллы (ум. в 240 г. до Р. Х.) (Posidippi Fragmenta. 26. 10 // Commicorum Atticorum fragmenta / Hrsg. T. Kock. Lpz., 1888. Vol. 3. P. 345; фрагмент сохр. только в сочинении Афинея (III в.) - Athen. Deip. IX 20), в античной языческой лит-ре оно практически не встречается. Исключение составляют лишь произведения Филона Александрийского, в к-рых это слово (и образованные от его корня формы) используется неск. раз в основном в значении - «прислужник царя (или Бога как Царя)» (Philo. De vita Mos. 1. 84; Idem. De Abr. 115; Idem. De dec. 178; Idem. De Ioseph. 123; Idem. De spec. leg. 1. 17, 31, 66, 116, 204; 3. 201).

В сочинениях христ. писателей И. упоминается начиная с III в. (в лат. транскрипции hypodiaconus у сщмч. Киприана Карфагенского - Cypr. Carth. Ep. 34. 4; 77. 3; 78. 1; 79. 1; по-гречески в послании еп. Корнилия Римского 251 г.- Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11; 1-е упом. об И. на Востоке - Euseb. De mart. Palaest. 3. 3).

В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) - сборнике, составленном из материала более древних памятников, служение И. описывается как прямое апостольское установление (Const. Ap. VIII 46. 13). Лат. средневек. толкователи пытались отыскать прототип И. среди служителей Иерусалимского храма или синагоги, ссылаясь на 1 Езд 8. 20 (греч. ναθινιμ, лат. Nathineis - «храмовые рабы» или «служители храма») и Лк 4. 20 (ср.: Isid. Hisp. Etymol. 8. 12. 23; Raban. Maur. De inst. cleric. 1. 8; Amalar. Lib. offic. 2. 2 (11); Ps.-Alcuin. De div. offic. 34). На основании совр. исследований можно утверждать, что четко зафиксированного наименования, к-рое могло бы быть воспринято христ. авторами, для подобного служения в период Второго храма не было. Слово ὑπηρέτης, встречающееся в качестве синонима ὑποδιάκονος уже у Филона Александрийского (ср.: Philo. De Abr. 115; Idem. De dec. 178; Idem. De spec. leg. 3. 201), употреблялось в широком значении «служитель» и могло относиться к разным видам служения, в т. ч. в Церкви. Так, в кн. Деяния св. апостолов оно относится к светским служителям (5. 22, 26), у сщмч. Игнатия Антиохийского - к диаконам (Ign. Ep. ad Trall. 2. 3; ср.: 1 Всел. 18; Const. Ap. II 28. 6; Epiph. Adv. haer. 30. 11). Однако в ряде памятников IV в. вместо слова ὑποδιάκονος употребляется слово ὑπηρέτης (Euseb. Vita Const. IV 18. 1; Лаодик. 20-22, 25, 43; Const. Ap. III 11. 1; Basil. Magn. Ep. 217 (Васил. 69); в нек-рых случаях оно служит общим наименованием всех низших клириков (Неокес. 10; Const. Ap. VIII 28. 8; Basil. Magn. Ep. 54 (50)).

По мнению совр. исследователей, обязанности И. определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии (Faivre. 1977). Поскольку в нек-рых древних Церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть более 7 диаконов (см. в ст. Диакон), их помощники (ср.: Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11) в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень (Const. Ap. VIII 28. 7-8; 31. 2). На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на лат. Западе (особенно в Риме), где правило не более чем о 7 диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, И. фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии (подробнее см. Субдиакон).

Служение И.

В древности на христ. Востоке в обязанности И. входили охрана дверей храма, через которые входят мужчины (Const. Ap. VIII 11. 11), возлияние воды на руки епископа во время совершения литургии (Ibid. VIII 11. 12) и проч. При этом И. было запрещено касаться священных сосудов (Лаодик. 21) и совершать к.-л. священнодействия (в частности, крестить - Const. Ap. III 11. 1). В последующую эпоху эти обязанности были несколько скорректированы: И. должен был охранять вход в алтарь от недостойных, расставлять и убирать священные сосуды (только если в них нет Св. Даров - Алф. Синт. Буква V, гл. 4; Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 3. Гл. 2. § 4), выводить оглашенных из храма в положенный момент, нести крест впереди процессии клириков, приготовлять трикирий и дикирий для архиерея (Sym. Thessal. Dial. 132 (194)) и т. д. В штат к-польского храма Св. Софии (к-рый в древнюю эпоху скорее всего совершал богослужение во всех немонастырских церквах города) входили неск. десятков И. (Novell. Just. 3. 1: 90 И.; Novell. Heracl. 22: 70 И.).

В совр. практике РПЦ и Поместных Церквей, ориентирующихся на рус. практику, у каждого архиерея, как правило, имеется свой штат из неск. И. (большинство из них, впрочем, обычно не посвящены во И., оставаясь мирянами). Это объясняется тем, что в рус. традиции архиерейского богослужения уставное совершение службы архиереем без участия И. крайне затруднено. Кроме того, И. иногда исполняют при архиерее функции секретарей. В грекоязычных Церквах обязанности И. обычно распределены между священнослужителями (напр., архиерея облачают к литургии священники), поэтому служение И. не столь распространено.

За богослужением И. носят стихарь и орарь, но не на плече, как диаконы, а крестообразно опоясавшись им.

Канонические правила об И.

Трул. 15 определяет, что 20 лет - минимальный возраст поставляемого во И. (ср.: Sym. Thessal. Dial. 129 (191)). И. запрещается вступать в брак после принятия сана (Ап. 26; Трул. 6; ср.: CJ. 1. 3. 44 (45) 1; Novell. Just. 123. 14). В совр. рус. традиции лицам, имеющим поставление во И., дозволяется прикасаться к св. престолу и священным сосудам. Каноническое требование до хиротесии вступить в брак или же избрать путь девства приводит к тому, что большинство И. в РПЦ не имеют поставления и являются фактически алтарниками, поскольку после обустройства семейной жизни эти непосвященные И. в большинстве случаев рукополагаются во диаконы и священники и направляются на приходы. Известна практика служения И. молодых клириков, уже рукоположенных во диаконы (т. н. И. в сане диакона).

Чин поставления во И.

В «Апостольском предании», одном из древнейших литургико-канонических памятников (III в.), об И. сказано, что их не рукополагают, но лишь объявляют о них общине как о вступающих в должность помощников диаконов (гл. 13). Но уже в «Канонах Ипполита» (сер. IV в.; канон 7) говорится о возложении рук при поставлении во И. (хотя молитва не приводится), а включенный в состав «Завета Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) текст «Апостольского предания» переделан т. о., что, наоборот, утверждается необходимость поставления И. через руковозложение (молитвы нет, но приведено наставление епископа буд. И.: Test. Dom. I 44). В VIII кн. «Апостольских постановлений» говорится о поставлении во И. через возложение рук и приводится молитва, из к-рой следует, что основной функцией И. должна быть забота о священных сосудах (Const. Ap. VIII 21).

Архиерейские иподиаконы. Фотография. Нач. XXI в.
Архиерейские иподиаконы. Фотография. Нач. XXI в.

Архиерейские иподиаконы. Фотография. Нач. XXI в.

Среди традиц. вост. чинов поставления во И. в византийском, армянском и восточносирийском содержится только одна молитва. В частности, в к-польском чине, используемом в правосл. Церкви, такой молитвой является Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ διὰ τοῦ νὸς κα τοῦ αὐτοῦ ῾Αγίου Πνεύματος (          ). Из нее следует, что в обязанности И. входят постоянное присутствие в храме и участие в богослужении, в частности необходимо контролировать врата храма и церковные светильники. В богослужении коптов, сиро-яковитов и маронитов для поставления во И. используются пространные чинопоследования, имеющие сходные моменты (подробнее см.: Bradshaw. 1990).

В правосл. традиции И., как и др. церковнослужители, поставляется до начала Божественной литургии. В средневек. греч. и слав. богослужебных рукописях молитва на поставление во И. нередко выписана под одним заглавием с чином диаконской хиротонии, следов., уже в эпоху средневековья поставление во И. редко совершалось как самостоятельный чин. Как правило, во И. возводят ставленников во диаконы непосредственно в день хиротонии, чтобы ставленник мог по традиции последовательно пройти все степени церковнослужения.

Лит.: Reuter H. Das Subdiakonat. Augsburg, 1890; Wieland F. Die genetische Entwicklung der sogenannte Ordines Minores in den 3 ersten Jh. R., 1897; Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт ист.-археол. исслед. Каменец-Подольск, 1906. С. 73-102; Троицкий С. Иподиакон // ПБЭ. Т. 5. Стб. 1000-1003; Leclercq H. Sous-diacre // DACL. 1953. T. 15. Pt. 2. Col. 1619-1626; Faivre A. Naissance d'une hiérarchie. P., 1977; Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990.
А. А. Ткаченко