Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ ДАМАСКИН
Т. 26, С. 28-29 опубликовано: 9 января 2016г.


ИОСИФ ДАМАСКИН

[араб.; Юсуф ибн Джирджис Муса ибн Муханна аль-Хаддад] (15.05.1793, Дамаск - 10.07.1860, там же), сщмч. (пам. в Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) 10 июля вместе с др. жертвами Дамасской резни), прот. И. Д. был младшим из 3 сыновей в семье ткача. Получив начальное образование, он был вынужден прервать учебу, чтобы помогать отцу, но продолжал заниматься по ночам. Изучил араб., греч. и евр. языки, риторику (под руководством известного мусульм. учителя); сличал араб. перевод Библии с Септуагинтой. Рукоположен во диакона и священника Антиохийским патриархом Серафимом по ходатайству дамасских христиан в 1817 г. (по др. сведениям, ок. 1821 - см.: Порфирий (Успенский). 1894. С. 255). Следующий патриарх, Мефодий (1823-1850), возвел И. Д. в сан протоиерея и назначил его экономом Патриархии.

Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США)
Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США)

Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США)
И. Д.- один из видных деятелей возрождения АПЦ в XIX в. Он активно занимался научно-просветительской деятельностью: в течение мн. лет произносил проповеди в кафедральном соборе Дамаска, за что получил прозвание Второй Златоуст; сверял араб. переводы богослужебных книг с греч. оригиналами; перевел на араб. язык «Катехизис» свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского; издавал святоотеческие творения; содействовал подготовке лондонского издания араб. перевода Библии 1857 г.; участвовал в диспутах с мусульманами, протестантами и мелькитами-униатами (см. ст. Мелькитская католическая Церковь). С 1836 г. И. Д. возглавлял Патриаршую школу в Дамаске, носившую впосл. его имя, и сделал ее крупнейшим образовательным центром для правосл. христиан Сирии и Ливана. Нек-рое время (между 1833 и 1840) преподавал также в богословской школе Баламанда. В 1852 г. открыл высшее богословское учебное заведение по образцу крупнейших правосл. семинарий того времени; однако после кончины И. Д. оно прекратило существование. Иерусалимский патриарх Кирилл II (1845-1872) приглашал И. Д. для преподавания араб. языка в церковной школе в Иерусалиме, предлагая ему хорошее жалованье, однако И. Д. предпочел трудиться на родине. Учениками И. Д. были большинство иерархов АПЦ 2-й пол. XIX - нач. XX в., в т. ч. Антиохийский патриарх Мелетий II (1899-1906). С И. Д. встречались нек-рые российские церковные деятели и востоковеды (архим. Порфирий (Успенский) в 1843, Н. И. Ильминский в 1853), оставившие о нем похвальные отзывы.

И. Д. осуществлял священническое служение и преподавал безвозмездно. В 1845 г. по его инициативе была отреставрирована ц. свт. Николая рядом с кафедральным собором (сгорела в 1860). В 1848 г., во время эпидемии желтой лихорадки в Дамаске, потеряв одного из своих детей, он старался оказать посильную помощь болящим, погребал умерших.

9 июля 1860 г. в Дамаске начался погром. Мн. правосл. жители города, окрестных деревень и ливан. городов Хасбайя и Рашайя укрылись в кафедральном соборе. Ночью И. Д., взяв из дома запасные Дары, по крышам пробрался в храм и духовно укреплял верующих. На следующий день подстрекатели напали на собор, грабя и убивая христиан, а затем подожгли здание. Один из мусульман, с которым И. Д. прежде вступал в диспут, узнал его на улице и призвал сообщников убить «главаря» христиан. Перед смертью И. Д. успел причаститься Св. Даров. Его зарубили топорами, а затем волочили тело по улицам, пока оно не распалось на куски.

9 окт. 1993 г. И. Д. был причислен к лику святых (1-я за 300 лет канонизация в АПЦ). Память И. Д. была включена в «Новый Синаксарист», составленный в афонском монастыре Симонопетра иером. Макарием (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομ. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2008 2. Τ. 11: ᾿Ιούλιος. Σ. 105-106). В Патриаршей б-ке в Дамаске хранятся 4 автографа И. Д. 1837-1842 гг. и его биография, составленная в 1884 г. его племянником на основе личных воспоминаний и со слов отца. Самоуправляемая митрополия АПЦ в Сев. Америке имеет приход во имя И. Д. (Нью-Уэстминстер, пров. Британская Колумбия, Канада); в 2006 г. священническое братство входящей в ее состав епархии Окленда, Пенсильвании и Востока избрало И. Д. своим покровителем.

Лит.: Знаменский П. В. На память о Н. И. Ильминском: К 25-летию братства свт. Гурия. Каз., 1892. С. 370, 383; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1. С. 225, 255-256, 261, 266; Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971. С. 417-418; Рустум А. Церковь града Божия, Антиохии Великой. Бейрут, 1988. Т. 3 (на араб. яз.); Najim M. // The Word. Englewood (N. J.), 1994. Vol. 38. N 1. P. 21-26.
С. А. Моисеева