Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АКАФИСТНИК
Т. 1, С. 382-383 опубликовано: 26 марта 2008г.


АКАФИСТНИК

Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522
Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522

Малая подорожная книжица. Изд. Ф. Скорина. Вильно, 1522

рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов, число и состав к-рых в разных списках и изданиях может существенно отличаться. Как тип книги А. оформился не ранее сер. XIV в., когда были написаны седмичные акафисты на все дни недели (см. Седмичный богослужебный круг). На слав. язык эти акафисты, входящие в состав седмичных служб, в свою очередь входящих в восследования к Псалтири, были переведены не ранее 2-й пол. XIV в. (списки с XV в.), вероятно в К-поле или на Афоне.

Первое печатное издание А., содержащее седмичные акафисты, осуществлено ок. 1522 г. в Вильне Ф. Скориной (включившим в него 2 своих акафиста с именными акростихами: Пресладкому имени Иисусову и Иоанну Предтече) в составе «Малой подорожной книжицы» (Псалтири с восследованием). Это издание послужило основой для значительного числа рукописных А. XVI-XVII вв.; оно было прототипом рус. Молитвослова XVIII-XX вв.

В XVII-XVIII вв. А. многократно издавались укр. и белорус. типографиями (старшие издания - К.: тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно: тип. Братства, 1628), на московском Печатном дворе в XVII в. и в синодальных типографиях Москвы и Петербурга в XVIII в. эта книга не печаталась. Акафисты рус. святым и праздникам в состав печатных А., как правило, не включались. Многие издания А., в особенности с кон. XVII в., представляют высокие образцы книгопечатного искусства, богато украшенные гравюрами и орнаментикой в стиле барокко.

В XX в. А. нередко называются сборники, состоящие из одних акафистов, набор к-рых произволен в отличие от набора акафистов в А. XVI-XVIII вв.

Лит.: Никольский К., прот. Обозрение богослужебных книг Российской Церкви по отношению их к Церковному Уставу. СПб., 1858. С. 300-303; Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры. Каз., 1903; Лукьяненко В. И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI-XVII вв. Л., 1973, 1975. Ч. 1-2; Запаско Я., Iсаєвич Я. Пам'ятки книжкового мистецтва: Каталог стародрукiв, виданих на Украïнi. Львiв, 1981-1984. Кн. 1-2 (2 ч.); Францыск Скарына i яго час: Энцикл. даведнiк. Мiнск, 1988. С. 231-235; Вознесенский А. В. Канонник как тип книги у старообрядцев // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 355-368; Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви. Х-ХХ вв. // ПЭ. М., 2000. Т.: РПЦ. С. 503-515.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Богослужебные книги. История Акафистник, рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов
См.также:
АНФОЛОГИОН рукописные и печатные сборники литургического и учительного содержания
АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских
АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ апракос, 1092 г., 4-я по древности датированная рукописная восточнославянская книга.
АСМАТИК собрание отдельных псалмовых стихов с припевами