Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АГРИППА КАСТОР
Т. 1, С. 271 опубликовано: 3 апреля 2008г.


АГРИППА КАСТОР

[греч. ̓Αγρίππας Κάστωρ], христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана (117-138), первым выступивший против гностического учения Василида. Несохранившееся сочинение А. К. представляло собой, по словам Евсевия Кесарийского, называющего его «знаменитейшим автором» (Церк. ист. IV 7. 6), «уничтожающее изобличение и опровержение» 24 книг толкований, составленных Василидом на Евангелие. Из кратких сообщений Евсевия и блж. Иеронима (De vir. ill. 21) неясно, каким именно образом А. К. критиковал знаменитого гностика. Согласно Клименту Александрийскому (Строматы. VII 17), Василид в стремлении обосновать преемственную связь своих идей с проповедью Христа утверждал, что придерживается учения ап. Матфия, и называл своим наставником некоего Главкия, переводчика ап. Петра. Вполне возможно, что А. К. сделал акцент на опровержении этих притязаний, демонстрируя несовместимость доктрины Василида с христианством. Согласно Евсевию, он уличил Василида в том, что тот выдумал несуществующих пророков Варкавву, Варкофа и др., «чьи варварские имена призваны поражать легковерных». А. К. обвинил Василида в допущении вкушения идоложертвенного во время гонений - этот тезис вытекает из взглядов Василида в изложении свт. Иринея Лионского (Против ересей. I 24): согласно им, вместо Христа был распят простой человек, ради к-рого нелепо терпеть мученичество. Нелепым он называет и «пифагорейское» требование пятилетнего молчания для желавших присоединиться к секте Василида. По блж. Иерониму, А. К. утверждал, что в качестве верховного бога Василид почитал абрасакс (что указывает на позднюю стадию Василидова учения, подвергшегося влиянию идей Валентина). Блж. Феодорит Кирский (Haer. fab. comp. I 4) передает, что А. К. опроверг также учение сына Василида Исидора, аргументы против к-рого остаются неизвестными.

Лит.: Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1. С. 18-44: Обозрение источников для истории древнейших сект; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 202-204; Bareille G. Agrippa Castor // DTC. T. 1; Grant R. M. Gnostic Origins and the Basilidians of Irenaeus // VChr. 1959. T. 13.
О. П. Смирнова
Ключевые слова:
Полемисты Церковные писатели (II-III вв.) Агриппа Кастор, христианский писатель-полемист эпохи правления императора Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида
См.также:
АПОЛЛОНИЙ ЭФЕССКИЙ (к. II - н. III в.), церковный писатель-полемист
АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (III в.), христианский писатель
АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ христианские писатели II - III вв.
АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641 - 1702), архиеп. Холмогорский и Важский
БАРТОЛОМЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (кон. XIII - нач. XIV в.), монах-доминиканец, полемист
ВАХИАРИЙ [Вакхиарий, Бахиарий] (нач. V в.), еп. (?), испан. церковный писатель, полемист