Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АББРЕВИАТУРЫ
Т. 1, С. 35-37 опубликовано: 22 октября 2007г.


АББРЕВИАТУРЫ

в европ. рукописной традиции [позднелат. abbreviatura - сокращение], сокращенное написание слова или словосочетания. Употребление А., а также тесно связанная с аббревиацией запись целого текста посредством специальных знаков для слов, слогов или букв (тахиграфия, стенография) распространены во всех развитых письменностях, не только буквенных, но и иероглифических. Основные мотивы сокращений следующие: экономия писчего материала, стремление к одновременной и точной фиксации устной речи, выделение наиболее значимых слов и словосочетаний (в поздней рукописной традиции, особенно слав.,- священных имен); устранение избыточности письменного текста, т. е. изменение подробной буквенной фиксации звуковой стороны слов, что существенно ускоряет и облегчает восприятие текста опытным читателем. Развитие А. в рукописной книжности свидетельствует о высоком уровне письменной культуры об-ва; сокращение количества А., напротив, указывает на упадок образованности.

А. в собственном смысле, как и тахиграфия, известны с глубокой древности. По сообщению Диогена Лаэртского (кон. II - нач. III в.), тахиграфия применялась философом Ксенофонтом (IV в. до Р. Х.) для записи диалогов Сократа; древние эпиграфические памятники содержат систему знаков тахиграфии, к-рая была успешно реконструирована в кон. XIX в. нем. филологом Хильдбауэром. Лат. тахиграфия была введена, по преданию, Цицероном (I в. до Р. Х.), а разработана его учеником и секретарем Тироном, поэтому специальные знаки сокращений и тайнописи иногда называют тироновыми. Впосл. Сенека (I в. по Р. Х.) систематизировал тироновы знаки и довел их число до 5 тыс. Письмо языческой античности широко использовало и обычные сокращения, представленные в эпиграфическом материале, напр. S. P. Q. R.- Senatus populusque romanus (сенат и народ рим.). В основном это были сокращения инициальные: личных имен, имп. титулов, названий гос. учреждений, наиболее употребляемых слов.

Особое развитие аббревиация получила в христ. письменности, аббревиация и тахиграфия развивались также в деловой письменности первых веков после Р. Х.: латинско-греч. слово «нотарий» (notarius - νοτάριος) обозначает одновременно стенографиста и офиц. лицо - писца-составителя документа. Обучение тахиграфии стало предметом школьного образования. О широком распространении тахиграфии и аббревиации в первые века христианства свидетельствуют тексты Галена (131 - ок. 200), Флавия Филострата (кон. II в.), оратора Проересия (276-378), свт. Василия Великого (329-379) и др. авторов, но в основном - сами древние памятники эпиграфического, делового и книжного письма, в к-рых имеются многочисленные А., ряд текстов полностью или частично написан развитым тахиграфическим письмом. Распространению аббревиации в литургических текстах курсивного и унциального письма способствовала частая повторяемость отдельных слов, формул, оборотов речи, однако писцы уставных греч. рукописей на пергамене старались избегать сокращений и пользовались ими лишь в строго определенных ситуациях, сокращая, напр., особо распространенные окончания слов или конец строки.

Греч. А. подразделяются на неск. разрядов. В составе священных имен (nomina sacra) сокращались слова: ἄνθρωπος (ανος - человек), δαυίδ (δαδ - Давид), θεός (θς - Бог), θεοτόκος (θκος - Богородица), ̓Ιερουσαλήμ (ιλημ - Иерусалим), ̓Ισραήλ (ιηλ и ισλ - Израиль), ̓Ιησοῦς (ις - Иисус), ̓Ιωάννης (ιω - Иоанн), κύριος (κς - Господь), μήτηρ (μρ - Мать), οὐρανός (ουνος - Небо), πατήρ (πρ - Отец), πνεῦμα (πνα - Дух), σωτήρ (σηρ - Спаситель), σταυρός (στρος и σρος - крест), υἱός (υς - Сын), χριστός (χς - Христос). Если эти слова не являлись священными именами, они могли писаться полностью или сокращаться по общим правилам. Сокращение священных именований состояло в сохранении начальной, конечной и опорных букв, к-рые отличали слово от других; пропуск обозначался титлом - горизонтальной надстрочной чертой, иногда в многосложных словах ставились два титла: ανος. С IX в. написание титла изменилось: или . В косвенных падежах окончание в А. сохраняется: ἄνθρωποι - ανοι (люди); также сохраняются и приметы производных от священных имен слов: ανινη - ἀνθρωπίνη (человеческая), σριος- σωτήριος (спасительный). Обычные слова сокращались по следующим моделям: 1) сокращение конечного ν посредством тахиграфического знака: πάντων - πάντω (всех); 2) сокращения путем неполного написания слова и обозначения аббревиации надписными, подписными и вписными буквами и диакритическими значками: а) сокращение до первой буквы с надписью: P - περί (о), αντι - ἀντίφωνον (антифон), б) сокращение до первой согласной, к-рая становится надписной: βου - βουλή (совет), в) сокращение до первой буквы слова с диакритическим знаком: - φύσις (природа), г) сокращение до согласной или гласной с диакритическим значком и последующей надписной: - φύσιν (природу), д) первая или первые две буквы частотного слова остаются в строке, а одна или две последующие полностью надписываются над ними: ΙΝ - ἰνδικτιῶνος (индикта), е) первая и одна из обязательных для опознания слова букв остаются в строке, а одна или две последующие делаются надписными, причем последняя строчная буква перечеркивается наклонной диакритикой: κρ - κορινθίους (коринфянам), ж) неск. начальных букв остаются в строке, а сокращение обозначается диакритическим знаком - штрихом: φαρ - φαρισαῖοι (фарисеи), з) частотное слово сокращается до первой буквы, на сокращение указывает вертикальный штрих под буквой - διά (через), - μείζων (больший), и) вторая буква вписывается в первую или помещается под ней: κ - ὀκτοβρίῳ (в октябре), - λόγος (слово), к) начальная буква вписывается в следующую: ̀ρδβλθυοτε α - ἀόριστος (аорист), л) на строке остается стилизованная начальная буква: - ψαλτήριον (Псалтирь), м) буквы χ, μ, π, ω, начинающие слово, остаются в строке, а одна из последующих букв перечеркивает их и образует лигатуру: - πρός (к), - ὥρα (час).

Тахиграфическое письмо, к-рым написаны многие крупные памятники, представляет собой слоговое письмо с элементами логографии, т. к. одинаковые слоги не всегда заменяются одинаковыми знаками, а при записи слова слоговые и звуковые знаки образуют специфические сочетания, что делает графическое слово особым трудноразложимым знаком. Тахиграфическое письмо особенно развивалось в X в. в школе св. Нила Калабрийского в мон-ре Гроттаферрата. Примеры тахиграфических знаков для слогов: αλ - , αρ - , σι - , ων - , ται - , οτι - .

Лат. аббревиация и тахиграфия развивались параллельно и под сильным влиянием греч. письма. В лат. палеографии выделяются понятия: «сигли» (sigles) - буквенные А. и «знаки» (пометки - notae) - специальные знаки сокращаемых слов или частей слов, применявшиеся в тахиграфии или восходящие к ней. Сигли как особый тип сокращений представляют собой: 1) сокращенные обозначения молитв или песнопений: VD (Vere dignum et justum est - Достойно и праведно есть); имело различные формы - , , , , и др.; 2) знаки, регулирующие литургическое исполнение текста: - повтор, - антифонное исполнение, а также знаки, указывающие на время и порядок исполнения песнопения: - facienda eucharistia (порядок Евхаристии); 3) посвятительные знаки, сохранившиеся с языческих времен и впосл. переосмысленные: D. M. S. (dis manibus sacrum - жертва божественным теням), D. M. (deo magno - великому богу). Знаки этого типа встречаются в катакомбной христ. эпиграфике: D M; 4) священные имена, к-рые, как и на Востоке, могли принимать вид монограммы, напр. , D М. В отличие от греч. лат. духовная письменность знает только 6 священных имен: DS - deus (Бог), SPS - spiritus (Дух), IHC - греч. обозначение имени Иисус, ХPC - греч. обозначение имени Христа (лат. форма - CHRS); DNS, DMS - dominus (Господь), SCS - sanctus (святой). Священные имена всегда покрывались титлом, подобно греч.

Лат. А. обычных слов подразделяются на 3 категории: суспенсии - недописанные слова; контракции - сокращения, в к-рых сохраняются начало и конец слова (к контракциям относятся также священные имена), и лигатуры, представляющие собой слитные написания отдельных слов или специальные знаки, восходящие к тахиграфии. Суспенсии могут быть простыми: - annus (год), Β - beatus (блаженный), an - ante (до), fec - fecit (совершил) или сложными:   - anno Domini (год от Р. Х.), fn - frater noster (брат наш), AS - apostolica scriptio (апостолическое писание). В нек-рых случаях они снабжаются диакритическими значками: - pro (перед), - quod (почему). Удвоение буквы в суспенсиях означает множественное число: dd - domini (господа), ff - filii (сыновья), хотя в нек-рых ранних памятниках число букв означает соответствующее число обозначаемых предметов, но не более 4: AVGG - augusti duo (два Августа). Контракции - самый распространенный тип средневек. лат. А., поскольку в них сохраняются значимые для понимания текста окончания слов. В лат. письме сокращались в основном буквы, не имеющие выносных: все гласные (a, o, u, i, е) и согласные (m, n, r, t (r)). При этом: а) если сокращалась носовая (m, n), то сохранялась назализованная гласная: aia - anima (душа), ois - omnis (всякий); б) слова общего корня сокращались одинаковым образом: misericordia - mia (милосердие), misericors - miors(милосердный). Стандартные префиксы и окончания часто сокращались при помощи специальных знаков, напр. , - con - в начале слова, us - в конце слова: consideratione - (размышлением), comprehensibile - (постигаемое). К контракциям относятся распространенные написания: eps - episcopus (епископ), pbr - presbiter (священник), pr - pater (отец), mr - mater (мать) и др. Число и разнообразие средневек. лат. контракций весьма значительны, существуют специальные словари сокращений, необходимые для чтения средневек. рукописных памятников, в особенности готического письма. Лигатуры и специальные знаки обозначают союзы, вспомогательные глаголы и нек-рые частотные слова и обороты: &, - et, , - est (есть); , ee - esse (быть), - id est (то есть), - autem (но, же), - nota (замечание), - non и др.

А. в церковнослав. письме (кириллическом) строятся на тех же принципах, что и в греч. В древнейших рукописях под титлом писались немногие слова:          . Принцип написания над титлами священных имен изложен в грамматических сочинениях XIV-XVII вв.: «                       », «понеже титла суть имена истинна». В грамматических сочинениях XIV-XVII вв. устанавливались в основном нормы написания под титлом священных имен. В «Сказании изъявленном о писменех» Константина Костенечского кон. XIV в., широко распространенном на Руси, четко проводится принцип графического выделения священных имен как следствие особого почтения к обозначаемым ими предметам и как необходимость отличия священных имен от слов-омонимов, обозначающих иную духовную реальность:   (христ.) -   (языческий),   (ангел) -   (злой дух) и др.,- принцип антистиха. Для правосл. грамматической традиции с ее пониманием языка как средства выражения мысли нехарактерны нумерические или комбинаторные спекуляции с буквами или буквенными сокращениями, основанием аббревиации являются соображения распознаваемости слова и экономии места и времени. Так, Константин Костенечский, несмотря на орфографический ригоризм, предоставляет писцу свободу в выборе сокращения:   или  ;   или  ;   или   и т. д. Архиеп. Мелетий (Смотрицкий) в Грамматике (1619) перечисляет, следуя в основном визант. традиции, 16 священных имен:                                             . При этом виды титл в сокращениях не различаются, а собственные имена пишутся, кроме титла, и с заглавной буквы.

Помимо титл в священных именах уже в древнейших памятниках слав. письма встречаются, особенно часто на конце строки, буквенные титла, к-рые покрываются изогнутой чертой (   - «слово-титло»,    - «он-титло»,   - «добро-титло»,    - «глагол-титло» и др.):     С развитием письменности (в XIV, особенно в XV в.) количество буквенных титл сильно увеличилось, причем нек-рые выносные буквы оставались без покрытия, а в словах надписывались целые слоги:   (разгордился). В XVII в. в связи с развитием книгопечатания и становлением системы грамматических, лексических и орфографических норм церковнослав. языка развитие А. прекратилось.

В совр. церковнослав. текстах по традиции приняты сокращения священных имен, часть к-рых имеет буквенные титла, а также наиболее употребимых слов:                                                   и др. При этом, как видно, приемы сокращений священных имен в собственном смысле те же, что и приемы сокращений др., менее значимых слов.

Лит.: Ягич И. В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке: Исслед. по рус. яз. СПб., 1885-1895; Церетели Г. Ф. Сокращения в греческих рукописях преимущественно по датированным рукописям Санкт-Петербурга и Москвы. СПб., 1896; Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. СПб., 1901, 1908; Thompson E. M. Handbook of Greek and Latin palaeography. L., 19063; Traube L. Vorlesungen und Abhandlungen. Münch., 1909-1920. 3 Bde.; Gardthausen V. Griechische Palaeographie. Lpz., 1911-19132; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1914; Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1918, 1967п, 1999п; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. М., 1979; Чаев Н. С., Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956; Люблинская А. Д. Латинская палеография. М., 1969.
А. А. Волков
Ключевые слова:
Языкознание История письменности Аббревиатуры, сокращенное написание слова или словосочетания
См.также:
АБЕЦЕДАРИЙ в широком смысле слова в странах, использующих латиницу, алфавит вообще
АЗБУКА - см. Алфавит
АККАДСКИЙ ЯЗЫК (вавилоно-ассир.) язык населения Вавилонии и Асирии (совр. Ирак) в III-I тыс. до Р. Х.
АЛФАВИТ система письменных знаков-букв, которая отображает и фиксирует звуковой строй языка и является основой письма
АНТИСТИХ принцип орфографической дифференциации омонимов в греч. и церковнослав. языках
АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)