Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ
Т. 25, С. 669-672 опубликовано: 28 декабря 2015г.


ИОСИФ

(Стойка [румын. Stoica]; † ранее 3.06.1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании. Из старинного дворянско-священнического карпаторус. рода, представители к-рого жили в Закарпатье и в Трансильвании. Предполагается, что отец И. был правосл. священником, служившим в церкви в с. Кричеве (ныне Закарпатской обл., Украина), позднее настоятелем этого храма являлся Петр Стойка - родной брат И. Впрочем, высказывались гипотезы о его рождении в с. Чумалеве (ныне Закарпатской обл.). Буд. архиерей получил образование, вероятно, в школе при Нямецком в честь Вознесения Господня мон-ре, в помянник к-рого внесены И. и его род. И. впервые упоминается в документе от 16 янв. 1668 г. как диакон, впосл. служил приходским священником, рано овдовел, был назначен настоятелем церкви в Чумалеве. Получив приход в с. Бычков (ныне пос. Вел. Бычков Закарпатской обл.), И. был возведен в сан протопопа, являлся благочинным.

Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в.
Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в.

Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в.

В кон. 80-х гг. XVII в. в Закарпатье и Трансильвании активизировались сторонники Ужгородской унии во главе с прибывшим в 1689 г. из Рима униатским епископом-греком Иосифом Рогой де Камиллисом, которого имп. Леопольд I Габсбург 11 марта 1690 г. признал единственным законным епископом Мукачевским. Т. о., деятельность правосл. Карпаторусского и Мукачевского еп. Мефодия (Раковецкого) была поставлена вне закона. Под давлением примаса Венгрии католич. Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича и униат. Мукачевского еп. Роги де Камиллиса 13 мая 1690 г. Мефодий (Раковецкий) вынужден был покинуть Мукачево и переехать в комитат (жупу) Мараморош - самую высокогорную и труднодоступную часть Карпат (Мараморош включал восточную часть Карпатской Руси (ныне Закарпатская обл., Украина) и сев.-зап. часть Трансильвании (ныне жудец Марамуреш, Румыния)). Еп. Мефодий недолго жил в Углянском (Угольском) Николаевском мужском монастыре (см. Успения Пресв. Богородицы монастырь в с. Угля Закарпатской обл.), куда его пригласил И.- постриженик Углянского монастыря, к 1690 г. являвшийся его настоятелем. Вскоре по требованию Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича еп. Мефодий был изгнан из Углянского монастыря и в июле 1690 г. эмигрировал в Речь Посполиту, где окончил жизнь в Перегинском Онуфриевском мон-ре Львовской епархии в 1693 г.

После вынужденного ухода Мефодия (Раковецкого) карпаторус. и румын. правосл. духовенство Марамороша при поддержке правосл. дворянства избрало в 1690 г. И. епископом Мараморошским (архиерей не мог иметь титул «Карпаторусский и Мукачевский», поскольку этот титул властями был закреплен за униат. епископом). Создание епархиального центра в Марамороше было связано с необходимостью противодействовать католич. прозелитизму среди правосл. румын, к которым униаты неоднократно обращались с призывами «последовать примеру карпаторусов», т. е. перейти в унию. Избрание епископа для Марамороша поддержал правитель Трансильвании, исповедовавший кальвинизм, Михай (Михаил) II Апафи, к-рый враждебно относился к католикам. Не позднее 1691 г. И. был хиротонисан во епископа Сучавским митр. св. Досифеем (Барилэ), к-рый жил в изгнании в Речи Посполитой (сначала в г. Стрый, затем в г. Жолква (ныне Львовской обл.)). 15 марта 1692 г. Собор карпаторус. и румын. духовенства Марамороша под рук. протопопа Иоанна из с. Жагова утвердил И. на кафедре. Резиденцией И. был Грушевский Михайловский монастырь в с. Грушеве близ Хуста (ныне Закарпатской обл.), с 1391 г. являвшийся ставропигиальным в подчинении К-польскому патриарху. Предполагается, что епископ был настоятелем Грушевского мон-ря и потому имел титул патриаршего экзарха.

Одним из первых свидетельств архипастырской деятельности И. является подписанный им в 1692 г. антиминс для церкви в с. Пилипец, где приведен полный титул архиерея: «Алтарь рукодействен и благословен Иосифом Стойка, православным епископом Мараморошским, экзархою ставропигии патриаршеской, администратором митрополии Белградской и Седмиграда» (цит. по: Петров. 1906. С. 33). Как следует из подписи на антиминсе, И. был управляющим Трансильванской митрополией с кафедрой в Бэлграде (ныне Алба-Юлия), хотя в качестве епископа Марамороша, являющегося частью Трансильвании, И. должен был подчиняться правосл. Трансильванскому митрополиту. Поставление И. не было признано Трансильванскими архиереями. Хиротонисанный в 1698 г. Трансильванский еп. Афанасий (Ангел; впоследствии митрополит) титуловался как архиепископ Бэлградский, Вадский, Мараморошский, Сильвашский, Фэгэрашский, всея Трансильвании и «всей Угорской страны», т. о. претендуя в т. ч. на приходы Марамороша.

Причина противоречий между И. и правосл. Трансильванскими митрополитами, по-видимому, заключалась в том, что Трансильванские архиереи с нач. 90-х гг. XVII в. вели переговоры с католич. иерархами и венг. чиновниками о переходе в унию. В 1692 г. имп. Леопольд I подписал декрет об уравнении закарпатского униатского духовенства в правах с римско-католическим, что усилило католич. прозелитизм в отношении православных. В 1696 г. католич. архиеп. Колонич и униат. Мукачевский еп. Рога де Камиллис добились разрешения властей на открытие римско-католич. и униат. приходов в Мараморошском, Сольнокском, Кьоарском, Угочанском и др. комитатах Трансильвании. В Марамороше начался насильственный захват униатами православных храмов, в г. Сату-Маре активно действовала миссия иезуитов. В 1699 г. заместитель правителя Марамороша Франц (Франциск) Дарвай поддержал идею унии, рассматривая ее как этап на пути реформирования православной Церкви по протестантскому образцу. С 1693 г. правосл. Трансильванский митр. Феофил (Сереми) вместе с влиятельными протопопами вел переговоры с властями о принятии унии, о чем было объявлено в февр.- марте 1697 г. на заседании синода Трансильванской епархии. Внезапная смерть митр. Феофила в авг. 1697 г. замедлила этот процесс. Под давлением властей новый румын. православный Трансильванский митр. Афанасий (Ангел) 7 окт. 1698 г. подписал с католич. властями Алба-Юлии манифест об унии, утвержденный на синоде 4 сент. 1700 г. 7 окт. того же года митр. Афанасий самочинно, без согласия большей части подчиненного ему духовенства и паствы, подписал в Алба-Юлии унию с Римом, подчинив Трансильванскую епархию католич. Эстергомскому архиепископу, что 19 марта 1701 г. утвердил имп. Леопольд I. По сообщению современника событий, бывш. вице-канцлера Трансильвании Н. Бетлена, И. решительно воспротивился этому, отправив митрополиту-отступнику обширное послание на румын. языке с осуждением подчинения папе (послание не сохр.). Как предполагают католич. исследователи А. Ходинка, О. Гитта и др., в 1696 г. И. получил от несогласных с принятием унии клириков Трансильвании звание патриаршего экзарха для «всей Угорской страны» (Карпатской Руси) (это звание И. впервые зафиксировано в его письме от 5 сент. 1696). Др. историки считают, что данный титул И. получил от К-польского патриарха сразу после смерти в 1693 г. последнего Карпаторусского еп. Мефодия (Раковецкого).

И. проводил окружные Соборы духовенства и мирян, на к-рых обсуждались вопросы епархиальной жизни и борьба против унии. Известны 7 Соборов, к-рые по благословению И. были проведены в Будешти (1690), в Сигете (1698, 1699, 1704), в Драгоешти (1699), в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (1700), в Сарасэу (1704). В целях противодействия распространению униатства среди румын и карпатских русинов И. часто объезжал приходы, основывал новые мон-ри. В 1696 г. в с. Кричеве местный свящ. Петр Стойка, родной брат И., основал муж. мон-рь, в к-ром принял монашество с именем Петроний и стал настоятелем; обитель в 1706 г. освятил И. По благословению Мараморошского епископа были основаны монастыри в с. Драгове (ныне Закарпатской обл.) (1705), Вульховский (Ульховский) (ныне с. Ольховцы Закарпатской обл.) (1708). Первым настоятелем Вульховского мон-ря был иером. Досифей (Зубрицкий; впосл. епископ Мараморошский). И. сблизился с руководством кальвинистов, рассматривая их как союзников в противодействии католикам. По нек-рым данным, в 1694 г. И. провел совещание с кальвинист. общинами Трансильвании (Трансильванской реформаторской консисторией), достигнув соглашения о совместных действиях в борьбе против экспансии католичества.

Важной частью антиуниат. деятельности И. было сотрудничество с правосл. духовенством и шляхтой Галичины и Волыни, где И. бывал неск. раз. В нач. 90-х гг. XVII в. И. освятил Пацыковский Успенский муж. мон-рь (ныне с. Пацыков Ивано-Франковской обл., Украина), построенный в 1692 г. правосл. шляхтичем, судьей Галицкого повета А. Жураковским. Жураковский был противником симпатизировавшего унии Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) и обращался только к И. В 1696 г. под охраной Жураковского И. тайно проехал через Галичину на Волынь. Здесь не позднее 5 сент. 1696 г., по одним данным, в кафедральном соборе Луцка, по другим - в Белостокском Михайловском муж. мон-ре близ Луцка один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий)), номинированный королем на Луцкую кафедру, при участии И. был пострижен в монашество, позднее рукоположен во диакона, затем во иерея. Рукоположение Дионисия (Жабокрицкого) при наличии к тому канонических препятствий (Жабокрицкий в миру был дважды женат, 2-м браком на вдове) И. обосновал «крайней нуждой Церкви». Об этом говорится в его послании от 5 сент. 1696 г., написанном в Белостокском мон-ре (послание вошло в «Летопись Самуила Величко», гл. 37). И. писал, что он, как представитель К-польского патриарха, разрешает Жабокрицкого «от всех препятствий и всех человеческих погрешностей», что Жабокрицкий достоин не только иерейского, но и архиерейского сана. Свой приезд на Волынь и участие в постриге Жабокрицкого И. объясняет заботой об «осиротевшей Луцкой кафедре», необходимостью более активного противодействия врагам Православия, т. е. униатам. В послании содержится призыв к православным на Волыни проявлять бесстрашие в защите Церкви и не верить наветам в отношении Жабокрицкого. И. подписал послание как «архиепископ Мараморейский [Мараморошский], администратор митрополии Белградской, Семиградской и всего Православия в стране Угорской властитель». Кем и когда он был возведен в сан архиепископа, неизвестно.

В дек. 1700 г. И. посетил Галичину, где в обращениях к православным осудил открытый переход еп. Иосифа (Шумлянского) в унию. Тогда же И. вторично побывал в Луцке. К его приезду, в нач. дек. 1700 г., луцкое Крестовоздвиженское братство приняло заявление о необходимости архиерейской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), аргументируя это отпадением от Православия Иосифа (Шумлянского) и отсутствием правосл. архиерея на Волыни и в Галичине. В заявлении подчеркивалось, что Дионисий (Жабокрицкий) получил поддержку всех правосл. братств и мон-рей Волыни и Галичины. Откликаясь на ходатайство братства, И. в кафедральном соборе св. Иоанна Богослова в Луцке под охраной вооруженного отряда Жураковского в кон. дек. 1700 г. единолично хиротонисал Дионисия (Жабокрицкого) во епископа Луцкого и Острожского, ошибочно считая его преданным Православию. (Как свидетельствуют документы, Жабокрицкий с 1697 вел тайные переговоры о присоединении к унии, что и произошло 7 февр. 1702.) Правосл. Киевский и Галицкий митр. Варлаам (Ясинский) отказался признать данную хиротонию. (В опубликованной в Православной энциклопедии статье о Дионисии (Жабокрицком) (Лукашова С. С. Дионисий (Жабокрицкий) // ПЭ. 2007. Т. 15. С. 288-289) указана неверная дата его епископской хиротонии - 7 февр. 1702. В указе польск. кор. Августа II от 3 янв. 1700 Дионисий уже назван епископом Луцким и Острожским, архимандритом овручским и прототронием Киевской митрополии (Курганович С. В. Дионисий (Жабокрицкий), еп. Луцкий и Острожский: Ист.-биогр. очерк. К., 1914. С. 201-204, 342-347). 7 февр. 1702 Дионисий тайно присоединился к унии. Вслед за униатскими источниками эта дата может ошибочно указываться как время начала его епископского служения.)

В 1701 г. И. по вызову властей ездил в Вену, где отступники от Православия Афанасий (Ангел) и Иннокентий (Мику) безуспешно принуждали его присоединиться к унии. В 1703 г. часть крестьян Марамороша восстала против правителя округа кальвиниста Ференца II Ракоци. Выступление быстро подавили, при этом был полностью разрушен Грушевский Михайловский мон-рь, где находилась резиденция И. (мон-рь впосл. не был восстановлен, в 2004 рядом с его развалинами был основан жен. скит). В 1705 г. заместитель правителя Марамороша Франц (Франциск) Дарвай принуждал И. подписать план из 20 пунктов, направленный на подчинение правосл. духовенства венг. властям и реорганизацию правосл. приходов по католич. образцу. После того как И. отказался поставить подпись, 5 марта 1705 г. он был арестован и заключен в тюрьму при замке в Хусте (по нек-рым данным, позднее переведен в г. Сибиу), его имущество было конфисковано. Владыку судили по сфабрикованным обвинениям в разграблении Углянского монастыря, в наложении «интердикта» на селения Марамороша якобы с целью получения денег, в сотрудничестве с венг. повстанцами во главе с Ференцем Ракоци, в 1703 г. выступившими против Габсбургов, а также в рукоположении в священный сан двоеженцев. Против И. лжесвидетельствовали отступники от Православия униаты дворянин И. Попович и свящ. Иоанн из Иргольца.

В марте 1705 г. мараморошское духовенство выступило с протестом против ареста И., требуя от властей его освобождения, протест был внесен в протоколы конгрегации Мараморошского комитата. Румын. и карпаторус. священники добились разрешения на проведение Собора для избрания нового архиерея. В кон. 1706 г. епископом Мараморошским был избран Иов (Цирка (Тырка)), к-рый в 1706-1707 гг., в период венг. восстания против Габсбургов, сумел вернуть большую часть приходов Трансильвании, принявших унию, в Православие. При поддержке Ференца Ракоци, в 1704 г. избранного князем Трансильвании, Иов в нач. 1707 г. занял митрополичью кафедру в Алба-Юлии, Афанасий (Ангел) был изгнан в Сибиу. В кон. 1707 г. в связи с ухудшением позиций Ференца Ракоци в войне с Австрией Иов (Цирка) по обвинению в сотрудничестве с повстанцами был заочно приговорен к смертной казни, после чего бежал в Молдавское княжество, где скончался. Униаты распускали слухи о том, что И. и Иов (Цирка) приняли кальвинизм.

И. вышел на свободу не ранее 1707 г. Его освобождение связывают с тем, что к этому времени скончались его гонители: Мукачевский еп. Рога де Камиллис (1706) и Эстергомский архиеп. Леопольд Колонич (убит в 1707). После освобождения И. исполнял обязанности епископа тайно, часто в целях конспирации менял места проживания и служения (униаты называли его «странствующим архиереем»). Назначенный в 1707 г. униат. Мукачевский еп. Иосиф Иоанн Годермарский, пользовавшийся поддержкой местных властей, безуспешно пытался арестовать И. и заточить в Мукачевском униат. мон-ре. Попытки униатов создать в отсутствие И. в Марамороше румын. вик-ство не принесли успеха. В 1709 г. униаты жаловались, что И. за 2 года рукоположил 60 священников, присоединил к Православию 16 униат. сел.

Главной резиденцией И. после освобождения был мон-рь Сэпынца-Пери во имя св. арх. Михаила близ Сэпынцы (ныне жудец Марамуреш, Румыния), из к-рого его вскоре выгнали местные власти. И. недолго жил в карпаторус. и румын. горных мон-рях: в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (ныне с. Моисей, жудец Марамуреш, Румыния), в Николаевском скиту в с. Будешти (ныне жудец Марамуреш), в основанном в 1692 г. по благословению И. Михаило-Архангельском скиту в с. Джулешти (ныне жудец Марамуреш), в основанных владыкой Драговском и Кричевском мон-рях, а также в городах Хуши и Клуж (ныне Клуж-Напока) в Трансильвании. В последние годы жизни И. по его благословению были открыты монашеские обители: в 1709 г. местные дворяне основали Евдянский муж. мон-рь (ныне с. Еуд, жудец Марамуреш), в 1711 г. свящ. Иоанн Штефан возобновил запустевший Барсановский Николаевский муж. мон-рь (ныне с. Бырсана, жудец Марамуреш).

В 1709 г. власти запретили И. титуловаться епископом, это было подтверждено в февр. 1710 г. на суде, наложившем на сторонников И. штраф в 400 флоринов. Несмотря на это, духовенство Марамороша на очередном Соборе в 1710 г. признало И. своим архиереем и обратилось к правителю Марамороша Ференцу Ракоци с просьбой утвердить это решение. Однако последний ответил отказом. В 1709 - нач. 1710 г. Мараморошской епархией официально управлял совет из 4 протопопов, И. служил нелегально. В 1710 г. епископ был арестован и заточен в тюрьму в Хусте, вышел на свободу в 1711 г., после бегства 21 февр. Ференца Ракоци в Речь Посполиту. Вскоре после освобождения И. скончался, о чем упоминается в документе от 3 июня 1711 г. Возможно, архиерей был погребен в мон-ре Сэпынца-Пери. Преемником И. на Мараморошской кафедре стал его ближайший помощник румын. мон. Серафим (Петрован).

Румын. литературовед Н. Йорга приписывает И. обнаруженные в нач. XX в. фрагменты проповедей антикатолич. направленности (на румын. языке). Ф. Сейке атрибутирует И. проповедь, прочитанную в 1700 г. при освящении ц. свт. Николая в с. Глод (ныне жудец Марамуреш); на списке поучения стоит благословение И.

20 июня 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил И. к лику святых как исповедника веры (пам. 24 апр.), торжество общецерковного прославления состоялось 9 сент. 2003 г. В 1993-1999 гг. в г. Бая-Маре был построен первый в Румынии храм во имя И., при к-ром организовано посвященное ему братство.

Соч.: Усiм узагалi i кожному зосiбно, хто бажає про те знати, а особливо святiйшим патрiархам, преосвященним архiєпископам, єпископам, архiмандритам, iгуменам, намiсникам та всьому клiру // Величко С. В. Лiтопис / Пер. на укр.: В. О. Шевчук. К., 1991. Т. 2. С. 510; Антиминс 1701 г. и грамота еп. Иосифа Стойки 1704 г. // Studia slavica. Bdpst, 1968. Vol. 14. P. 68-69.
Ист.: Hodinka A. A munkácsi görög szertartasu pűspökség okmánytára. Ungvár, 1911; Welykyj A. Documenta Pontificum Romanorum historiam Ukrainae illustantia (1075-1953). R., 1954. Vol. 2. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 3); Лучкай М. Iсторiя карпатських русинiв = Historia Carpato-Ruthenorum. Ужгород, 2000. Т. 2. С. 133-134; Episcopia greco-catolică de Munkacevo: Documente / Ed. V. Ciubotă et al. Satu Mare; Ujgorod, 2007.
Лит.: Кралицкий А. Ф. Список мон-рей чина св. Василия Великого, существующих иногда в Марамороше и стертых имп. Иосифом II 1788 г. // Науковый сб. Галицко-рус. Матицы. Львов, 1865. Вып. 1. С. 50-53; он же. Следы книгопечатания мон-ря Грушевского // Там же. Вып. 2. С. 111-114; Жаткович Ю., свящ. Епископы Мараморошские // Листок. Ужгород, 1891. № 22, 15 нояб.; Петров А. Л. «Старая вeра» и уния в XVII-XVIII вв.: Пояснительная записка // Он же. Мат-лы для истории Угорской Руси. СПб., 1906. Т. 2. С. 30-33; Iorga N. Istoria Bisericii Româneşti şi a vieţii religioase a Românilor. Bucur., 1908. P. 38; idem. Ceva despre episcopul maramureşean Iosif Stoica: Câteva fragmente de vechi cazanii românesti // Analele Academiei Române Memoriile. Sect. Istorice. Ser. 2. Bucur., 1914. T. 36. P. 151-156; Hodinka A. A munkácsi görög-katholikus püspökség tortenete. Bdpst, 1909; Meteş Şt. Istoria bisericii şi a vieţii religioase a Românilor din Transilvania şi Ungaria. Sibiu, 19352; Lupşa Şt. Biserica Аrdeleană şi «unirea» in anii 1697-1701. Bucur., 1949; Деже Л. Мат-лы к ист. диалектологии закарпатских говоров // Studia slavica. Bdpst, 1968. Vol. 14. P. 45-72; Păcurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1981. Vol. 2. P. 197-200; idem. Sfântului Ierarh Iosif Mărturisitorul din Maramureş // Idem. Sfinţi daco-romani şi români. Iaşi, 1994. P. 106-108; Chirila I. Episcopul Iosif Stoica stâlp al ortodoxiei româneşti din Maramureş // Îndrumător bisericesc, misionar şi patriotic. Editat de Arhiepiscopia Vadului, Feleacului şi Clujului. Cluj; Napoca, 1989. P. 163-164; Ghitta O. A. Biserica Мaramureşană la începutul secolului al XVIII-lea: Episcopul Iosif Stoica // Studia Universitatis «Babes-Bolyai». Ser. Historia. Cluj; Napoka, 1992. T. 37. N 1/2. P. 49-57; idem. The Problem of the Region of Maramureş within the Relations between the Bishops of Alba Iulia-Făgăraş and Mukachevo in the Beginning of the 18th Cent. // Colloquia: J. of Central European History. Cluj, 1994. Vol. 1. N 1. P. 95-114; idem. Episcopul Iosif de Camillis şi românii din «Părţile ungureşti» // Studia Universitatis «Babes-Bolyai». Historia. 1997. T. 42. N 1/2. P. 51-74; idem. Naşterea unei Biserici: Biserica greco-catolică din Sătmar in primul ei secol de existenţă (1667-1761). Cluj; Napoca, 2001; idem. Unirea Bisericii româneşti din Transilvania cu Biserica română (1697-1701): o perspectivă analitică // Societate şi civilizaţie. Târgu; Mureş, 2002. P. 91-102; Фенич В. I. Церква на Закарпаттi: (Сер. XVII - поч. XVIII ст.) // Молодь - Украïнi: Науковi зап. молодих учених Ужгородського держ. ун-ту. Ужгород, 1994. Т. 3. С 30-44; он же. До питання про iсторiю взаємовiдносин мiж єпископами Мукачева i марамороськими православними центрами // Румунсько - Украïнськi вiдносини: Iсторiя i сучаснiсть. Satu Mare, 1999. С. 190; Prunduş S. A., Plăianu C. Catolicism şi ortodoxie româneasca: Scurt istoric al Bisericii Române unite. Cluj; Napoca, 1994. P. 57; Пекар А. В. Ужгородська унiя та ïï творцi (1646-1696) // Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. 1996. Т. 15. P. 247-300; Roşca N. Iosif Mărturisitorul în apărarea Ortodoxiei. Mormantul Sfântului Ierarh Iosif Mărturisitorul din Maramureş // Ortodoxia Maramureşeană. Baia Mare, 1999. N 4. P. 114-120; idem. Adevărul contra dezbinarii: 300 de îndreptări la tot atâtea erori. Baia Mare, 2002; idem. Mănăstirea Săpânţa-Peri. Baia Mare, 2003; idem. Ortodoxie şi pseudouniatie. Baia Mare, 2006; Macarie (Motogna), ierom. Aniversarea a 290 de ani de la mărtirul Sfântului ierarh Iosif Mărturisitorul // Ortodoxia Maramureşeană. 2000. N 5. P. 145-153; Andea A. Despre titulatura episcopului Iosif Stoica al Maramreşului (1690-1711) // Studii şi cercetări de turcologie contemporana. Cluj; Napoca, 2004. P. 57-71; Vladimirus de juxta Hornad (Timkovic J. V.). Dejiny grecko-katolikov Podkarpatska (9-18 storočie). Kosiče, 2004; Василий (Пронин), архим. История правосл. Церкви на Закарпатье. Мукачево, 2005. С. 237; Монич О., дияк. Дiяльнiсть Мараморошського святителя Iосифа (Стойки) // Русин. Кишинев, 2008. № 3/4(13/14). С. 141-147; он же. Мараморошська святиня: Нариси з iсторiï Грушiвського мон-ря. Ужгород, 2008; он же. Заневський мон-р в Полонинах: Нариси з iсторiï Угольського та Углянського мон-рiв. Ужгород, 2009; Seiche F. Episcopul Iosif Stoica al Maramureşului - o viaţă de ierarh mărtir // Gând şi slovă Ortodoxe. Suceava, 2010. T. 6. N 1(31). P. 7-10.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Архиепископы Константинопольской Православной Церкви Святые Румынской Православной Церкви Иосиф (Стойка; † ранее 1711), 1-й православный епископ (впоследствии архиепископ) Мараморошский, экзарх Константинопольского патриарха в Трансильвании, исповедник (пам. рум. 24 апр.)
См.также:
АДРИАН (2-й пол. XIII в.?), архиеп. Охридский К-кого Патриархата
АЛЕКСАНДР I († ок. 337), архиеп. К-польский, свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.)
АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)
АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)
АРЕФА (ок. 850 - после 932), архиеп. Кесарии Каппадокийской
БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН см. Константин (Брынковяну), св.