Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОСИФ
Т. 25, С. 610-614 опубликовано: 14 декабря 2015г.


ИОСИФ

[Иоанн Плусиадин; греч. ᾿Ιωσήφ ἐπίσκοπος Μεθώνης, ᾿Ιωάννης ὁ Πλουσιαδηνός] (ок. 1429, дер. Плусиада близ Кандии (ныне Ираклио), о-в Крит - 9.08.1500, г. Мефона (ныне Метони), п-ов Пелопоннес), греко-католич. еп. Мефонский, греч. богослов, мелург, муз. теоретик. Дата рождения И. определяется согласно его свидетельству, что ко времени проведения Ферраро-Флорентийского Собора ему еще не было 10 лет (PG. 159. Col. 1017). Его отец Георгий тоже был мелургом: в автографе Иоанна - Матиматарии 1469 г. (Sinait. gr. 1234) - сохранилась ремарка: «...сочинение кир Георгия Плусиадина, моего отца» (Fol. 381). Иоанн получил хорошее образование (изучал древнегреческий и латинский языки и богословие). Вероятно, неск. лет был иноком в мон-ре Одигон в К-поле, жил в столице до ее падения в 1453 г., затем вернулся на о-в Крит. Сначала выступал против унии с католич. Церковью, но позднее изменил т. зр. и стал одним из 12 греческих священников, официально поддержавших унию. В целом И. имел репутацию сторонника унии и филокатолика.

До 1455 г. Иоанн был рукоположен во священника (сам себя называл пресвитером). В 1461 г. совершил поездку в Венецию. Между 1463 и 1470 гг. кард. Виссарион, митр. Никейский и титулярный лат. патриарх К-поля, возвел Иоанна в чин начальника церквей (ἄρχων τῶν ἐκκλησιῶν), между 1466 и 1467 гг.- ипо-протоиерея (ὑπο-πρωτοπαπᾶς), 28 янв. 1470 г.- протоиерея (πρωτοπαπᾶς). Затем Иоанн покинул Крит и, вероятно, переехал в Венецию. Информация о его деятельности в 1474-1481 гг. в источниках отсутствует, возможно, он переживал трудные времена. Занимался копированием рукописей и писал сочинения. В 1481 г. засвидетельствовано его пребывание на Крите в качестве клирика ц. Христа Главы в Кандии (подворье Екатерины великомученицы монастыря на Синае). Не позднее 1492 г. он был поставлен епископом построенного венецианцами г. Мефоны с наречением имени Иосиф. В 1497 г. возвратился в Венецию. В 1498 г. он читал Евангелие по-гречески на рождественской папской мессе в Риме. Когда в 1499 г. И. вновь вернулся на Крит, вспыхнула турецко-венецианская война, и он отправился в Мефону, чтобы поддержать свою паству. По свидетельству М. Санудо, в ходе военных действий «греческий епископ Мефоны, с крестом в руках, был убит турками» (Sanudo M. I diarii. Venezia, 1881. Vol. 6. P. 68). Ф. Корнелиус таким же образом описал гибель Андреа Фалько, лат. еп. Мефоны (Cornelius [Cornaro] F. Catharus Dalmatiae civitas in ecclesiastico & civili statu historico documentis illustrata. Patavii, 1759. P. 144 sq.), однако большинство исследователей считают, что это сообщение относится к гибели И.

«Составное колесо» свящ. Иоанна Плусиадина. XVII в. (Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112)
«Составное колесо» свящ. Иоанна Плусиадина. XVII в. (Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112)

«Составное колесо» свящ. Иоанна Плусиадина. XVII в. (Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112)
Сохранились труды И. в области богословия, гимнографии и музыки. В раннем списке Ambros. gr. 429 (предположительно автограф) содержатся 3 сочинения И., посвященные унии: «Толкование святого и Вселенского Собора во Флоренции как законно бывшего» (содержит апологию 5 глав определения этого Собора: об исхождении Св. Духа, о приношении опресноков и квасного хлеба, о чистилище, о наслаждении святых, о примате папы; в ранних печатных изданиях это сочинение приписывалось патриарху К-польскому Геннадию II Схоларию), «О разногласиях, существующих между греками и латинянами, а также о священном и святом Соборе, бывшем во Флоренции» и «Ответ на послание кир Марка Евгеника, митрополита Эфесского, в котором он изложил свое учение, высказанное на иже во Флоренции святом и священном Соборе». И. также принадлежит 61 поучение на период Великого поста, к-рые являются переводами из лат. источников (содержатся в рукописях: Bonon. A. I. 8. Fol. 21-285, Vat. gr. 670, Vallic. 200. Fol. 1 sq; см.: Studi italiani di fililogia classica. Firenze, 1895. Vol. 3. P. 471), «Послание к критянам» (изд.: Hardt. 1806), «Послание о любви» (Paris. gr. 2500. Fol. 218v), «Против критских схизматиков» (Bonon. 2378; см.: Studi italiani di fililogia classica. 1896. Vol. 4. P. 370; изд.: Λαούρδας. 1951).

Гимнографические произведения И. написаны в традиц. визант. жанре канона, но являются католическими по содержанию и поэтому не могли использоваться в правосл. богослужении: «Канон Фоме Аквинскому» (изд.: Cantarella. 1934), «Канон Восьмому Собору, во Флоренции бывшему» (акростих: ῎Επεσι τερπνοῖς τὴν σύνοδον γεραίρω. ᾿Ιωάννης - Приятными словами Собор славлю. Иоанн) с синаксарем (изданы в PG по списку Ambros. gr. 429; содержатся также в рукописях: Baroc. 145. Fol. 175-279; Ambros. gr. 765. Fol. 130-135). Второй гимн написан по образцу воскресного канона 4-го плагального гласа прп. Иоанна Дамаскина (Mitsakis. 1990).

Херувимская песнь на 4-й глас свящ. Иоанна Плусиадина в Пападики хартофилакса Хармузия Гиамалиса (Т. 2). 1829 г. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 1)
Херувимская песнь на 4-й глас свящ. Иоанна Плусиадина в Пападики хартофилакса Хармузия Гиамалиса (Т. 2). 1829 г. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 1)

Херувимская песнь на 4-й глас свящ. Иоанна Плусиадина в Пападики хартофилакса Хармузия Гиамалиса (Т. 2). 1829 г. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 1)
Муз. творчество И. разнообразно, в него входят следующие произведения: полностью распетое последование Акафиста Пресв. Богородице (Sinait. gr. 1575. Fol. 4-4v), херувимская на 4-й глас (CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 52-52v, 1680 г.; Ath. Ivir. 961. Fol. 101v - 104v, кон. XVII в.; Ath. Philoth. 133. Fol. 75v - 76v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 459. Fol. 229v - 230, ок. 1700 г.; 238. Fol. 252v - 253, ок. 1700 г.; 8. Fol. 156v - 157, кон. XVII в.; «экзегезис» хартофилакса Хурмузия - Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 1-2v, 1829 г.), богородичные матимы (напр., воскресные богородичны (вместе с воскресными тропарями) из Октоиха, «Достойно есть» (Ath. Cutl. 445. Fol. 117v - 118, 1536 г.) и др. (см., напр.: Ath. Cutl. 448, кон. XVI - нач. XVII в.); наиболее известен богородичный тропарь 1-го плагального (5-го) гласа «Скорый Твой покров и помощь» (Τὴν ταχεῖαν σοῦ σκέπην κα βοήθειαν), к-рый, согласно указанию И. в автографе Ath. Dionys. 570 (кон. XV в.), «написан в Венеции по просьбе Иоанна Диллафотиса, друга воистину лучшего» (Fol. 222-223v)), полиелей, непорочны, великое славословие, аллилуиарии на 8 гласов, причастны, умилительны (κατανυκτικά), стихиры на различные праздники (напр., стихира имп. Феодоре в Неделю Православия «Святителей и божественных отцов лик» (῾Ιεραχῶν κα θείων πατέρων χορόν) на 2-й плагальный (6-й) глас) (см. автографы И.: Sinait. gr. 1234; Ath. Dionys. 570. Fol. 3-3v, 125v, 139-139v, 179v - 180v, 205v - 233v).

Уникальный опыт отступления от монодической традиции сочинения представляют 2 песнопения И., известные по рукописи Ath. Doch. 315 (кон. XVI - нач. XVII в.). Одно из них, 2-голосный воскресный причастен «Хвалите Господа с небес» (Fol. 66v - 67), предваряется указанием «двойной мелос согласно латинскому певческому [искусству], глас 4-й плагальный». Муз. текст песнопения записан 2 рядами знаков, черными и красными, один под другим. По предположению Г. Статиса, воскресный причастен может быть как оригинальным сочинением И., так и фиксацией зап. песнопения с помощью визант. нотации (см.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 352). Вслед за причастном (Ath. Doch. 315. Fol. 67-67v) дважды последовательно выписаны стихи «Видевый Мене виде Отца» и «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин 14. 9; 6. 56). Около 1-го стиха на полях стоит ремарка «τὸ κείμενον» (текст), около 2-го - «τὸ τενώρει» (тенор), а в конце описывается способ их исполнения: «Этот стих поется двумя доместиками совместно, один поет текст, другой - тенор». Именем Иоанна Плусиадина надписан только 2-й стих, но, поскольку обе композиции написаны в одном стиле и одним почерком, исследователи полагают, что оба принадлежат ему. Движение голосов параллельными квинтами (реже квартами и секстами) напоминает уже устаревшую к XV в. технику cantus planus binatium, распространенную в периферийных областях стран Зап. Европы, в т. ч. в Италии, наряду со сложными полифоническими стилями (см.: Touliatos. 2001; Fischer. 1966). Аналогичные по технике письма 2-голосные муз. композиции писал Мануил Газис (см.: Adamis. 1971).

И. является автором музыкально-теоретического трактата «Толкование параллаги» (῾Ερμηνεία τῆς παραλλαγῆς; списки: Ath. Dionys. 570. Fol. 119-124; Athen. Bibl. Nat. 968, XVII в.; БАН. РАИК. № 63. Л. 52-54 об., кон. XVIII - нач. XIX в.; изд.: ᾿Αλυγιζάκης. 1985. Σ. 235-239) и других, меньших по объему сочинений и «методов» обучения певч. искусству (см., напр.: Ath. Dionys. 570. Fol. 90-90v, 110, 118v). «Толкование параллаги», согласно преамбуле, содержит «малое правило» (μικρὸ κανόνιο) о «силе» и «действии» (δύναμις κα ἐνέργεια) плагальных гласов (имеются в виду соответственно мелодические особенности плагальных гласов и их отражение в мелосе др. гласов или всего песнопения, составленного в плагальном гласе). Трактат призван объяснить взаимодействие плагальных и автентических гласов. Предшественником И. в этой области был Иоанн Ласкарь, к-рый в менее пространном теоретическом руководстве описал восходящее поступенное смещение плагальных гласов по звукоряду (и образование из него дифонических, трифонических и тетрафонических гласов) и нисходящее поступенное смещение основных (господствующих) гласов (и образование из него срединных, околосрединных, плагальных и параплагальных гласов) и снабдил пояснения схемой-таблицей (Ath. Dionys. 570. Fol. 40-42v). По предположению Е. В. Герцмана, учителем И. мог быть ученик Иоанна Ласкаря, благодаря к-рому сформировалось новое толкование гласовых соотношений (Герцман. 1994. С. 648-649). Трактат начинается с упражнений типа метрофонии в системе дифонии и трифонии плагальных гласов (т. е. в способе определения интервальных соотношений между основными ступенями гласов по звукоряду - через 1 или 2 ступени): «...и плагальный первого в дифонии имеет третий, а плагальный второго в дифонии имеет четвертый, плагальный третьего, то есть βαρύς, в дифонии имеет первый, а плагальный четвертого в дифонии имеет второй», «...и плагальный четвертого в трифонии имеет третий, а βαρύς в трифонии имеет второй, и плагальный второго в трифонии имеет первый, который со фторой образует νενανώ, а плагальный первого в трифонии имеет четвертый».

«Мудрейшее параллаги» в трактате Иоанна Плусиадина. XVII в. (Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112v)
«Мудрейшее параллаги» в трактате Иоанна Плусиадина. XVII в. (Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112v)

«Мудрейшее параллаги» в трактате Иоанна Плусиадина. XVII в. (Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112v)
Далее в трактате следует известный теоретический афоризм «Всякая трифония производит тот же глас» (т. е. на расстоянии 3 ступеней в звукоряде располагается глас с таким же соотношением ступеней). Данное теоретическое учение содержится во всех подобных руководствах критских авторов, напр. в теоретическом трактате Пахомия Русаноса, а также (первоначально) в трактате неизвестного теоретика XV в. «Толкование звуков и гласов» (῾Ερμηνεία τῶν φωνῶν κα ἤχων; самый ранний список; см.: ᾿Αλυγιζάκης. 1985. Σ. 230-235). В трактате И. дано развернутое толкование вышеназванного правила: «Здесь утверждается древний канон, говорящий, что всякая трифония производит тот же глас. И при движении вверх, и вновь при движении вниз. Неодинаково же всегда и всюду, но когда по мелосу, когда по параллаги, и когда таким образом, а когда другим. И когда по мелосу только, а когда и по параллаги и по мелосу одинаково, когда же только по параллаги. Ведь в «доме» четвертого плагального [гласа] найдешь тот же, третий и срединный второй [гласы]; итак, от третьего [гласа] в трифонии сотворяя, найдешь второй [глас]; от срединного второго же [гласа], то есть νέανες, найдешь третий [глас], отсчитав три звука». Т. о., перемещение на 3 ступени (т. е. на кварту) как вверх, так и вниз приводит к тому же гласу, но иногда это справедливо в отношении реальной высоты звука (ἀπὸ μέλους - звукоряд с применением альтерации и транспозиции), а иногда - в отношении теоретической ступени звукоряда (ἀπὸ παραλλαγῆς - основной, диатонический звукоряд). Это теоретическое описание дополнено изобретенной И. схемой (что дает возможность применить данную теорию ко всем гласам), обычно включавшейся в трактат и известной как «мудрейшее параллаги» (σοφωτάτη παραλλαγή; напр., см. ркп. Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112v, XVII в.). Согласно толкованию И., в «доме» 4-го плагального гласа (большой круг во 2-м снизу ряду больших кругов справа) помещены мартирии 4-го плагального, 3-го (νανά) и 2-го срединного (νεανές на G) гласов, а на расстоянии 3 шагов вверх направо или вверх налево от него находится 2-й глас (см. мартирии внутри круга справа и вне круга слева). На расстоянии 3 шагов вверх направо от большого круга с мартирией 2-го срединного гласа (νεανές) находится малый круг с мартирией 3-го гласа (νανά). Речь идет об упражнениях метрофонического типа (по тетрахорду), которые соединяют по видимости (ἐπιφανειακά) звуки определенной системы, а по сути - гласы, на которых основываются начало и конец каждой части этого звукового упражнения. Одна из семиографических версий данного правила может иметь следующий вид (см. пример 1).

Пример 1
Пример 1

Пример 1
Пример 2
Пример 2

Пример 2
И. сопоставляет данное упражнение (на трифонию) с соответствующим упражнением прп. Иоанна Кукузеля (к-рое развертывается в системе тетрафонии), предлагая его в качестве развития той же муз. идеи. В трактате И. описывает аналитически (с помощью теории) определение Кукузеля: «Таким образом главный наставник всех нас в прекрасном и как светило нашей науки блаженной памяти маистор господин Иоанн, именуемый Кукузель, все прекрасно изложивший и упорядочивший, разъяснил только четыре гласа, как они есть, сложив и расставив, преподал господствующие и основные гласы, прекрасно объяснив их природу и происхождение, для плагальных же не установил никакого правила, кроме единственного и общего, но только одно он выявил наилучшим образом, которое и преподал. По четырем восходящим ступеням поются следующим образом [см. пример 2.- А. Х.]. Посредством четырех олигонов четыре плагальных [гласа] он показал господствующими, в четырех же нисходящих [звуках], то есть посредством четырех апострофов, господствующие гласы разъяснил снова как плагальные. Таким же образом господствующие показал плагальными и плагальные господствующими преподал и таким образом все показал. Ибо, поднимаясь по ступеням плагальных гласов, музыкант найдет господствующие. И так плагальный четвертого [гласа] становится четвертым [гласом], а βαρύς - третьим, а плагальный второго - вторым, плагальный же первого - первым. Спускаясь по тем же, поднимаясь по которым получал господствующие, несомненно найдешь плагальные. Будучи довольным этими соотношениями, этот блаженный муж не преподал другой особенности плагальных гласов, не уточнил, что они впоследствии передают и свои формулы (ὑποστάσεις) как плагальные гласы, но заключены внутри господствующих и существуют смешанно. И описываются и те и другие: плагальные - через господствующие, господствующие - через их плагальные. И господствующие нисходят до плагальных, а плагальные восходят до господствующих, и таким образом приходят в совершенство друг через друга».

Данное определение, к-рое до времени И. не было сформулировано словесно, хорошо известно по весьма распространенной в рукописях схеме, называемой «составное колесо» (σύνθετος τροχός) (Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112).

Cоч.: ῾Ερμηνεία... ὑπὲρ τῆς ἁγίας κα Οἰκουμενικῆς ἐν Θλωρεντίᾳ συνόδου, ὅτι ὀρθρῶς ἐγένετο, ὑπεραπολογουμένου τῶν τῷ ὅρῳ αὐτῆς πέντε κεφαλαίων // PG. 159. Col. 1109-1394; Περ τῆς διαφορᾶς, τῆς οὔσης μέσον Γραικῶν κα Λατίνων, ἔτι τε κα περ τῆς ἱερᾶς κα ἁγίας Συνόδου τῆς ἐν Θλορεντίᾳ γενομένης // Ibid. Col. 959-1024; ᾿Απολογία εἰς τὸ γραμμάτιον κῦρ Μάρκου τοῦ Εὐγενικοῦ, μητροπολίτου ᾿Εφέσου, ἐν ᾧ ἐκτίθεται τὴν αυτοῦ δόξαν, ἣν εἶχε περ τῆς ἐν Θλωρεντίᾳ ἁγίας κα ἱερᾶς συνόδου // Ibid. Col. 1023-1094; idem // Mansi. T. 31a. P. 215-225; Κανὼν τῆς ᾿Ογδόης συνόδου, τῆς ἐν Θλωρεντίᾳ γενομένης // Pasini J. Codices manuscripti Bibliothecae Regii Taurinensis Athenaei. Taurini, 1749. Vol. 1: [Complectens] manuscriptorum codicum... Graecos. P. 273-278; Idem // PG. 159. Col. 1095-1106; Idem // Mansi. Suppl. T. 5. P. 215-225; Cantarella R. Canone greco inedito di Giuseppe vescovo di Methone in onore di San Tommaso d'Aquino // AFP. 1934. Vol. 4. P. 145-185; Λαούρδας Β. Κρητικὰ παλαοιγραφικὰ, 12: ᾿Ιωάννου τοῦ Πλουσιαδηνοῦ ὑποθῆκαι πρὸς τοὺς ἱερεῖς τῆς Κρήτης // Κρητικὰ Χρονικὰ. Κρήτη, 1951. Τ. 5. Σ. 252-262.
Лит.: Hardt J. Catalogus codicum manuscriptorum graecorum Bibliothecae regiae Bavaricae. Münch., 1806. T. 2. P. 256; Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 2. P. 268, 270, 273; Petit L. Joseph de Méthone // DTC. Vol. 8. Col. 1526-1529; Τωμαδάκης Ν. Μιχαὴλ Καλοφρενᾶς, Κρής, Μητροφάνης Β´ κα ἡ πρὸς τὴν ῞Ενωσιν τῆς Θλωρεντίας ἀντίθεσις τῶν Κρητῶν // ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 134-139; idem. ᾿Οφφικίων διάκρισις̇ Περ πρωτοπαπάδων, χωρεπισκόπων κα τῶν συναφῶν αὐτοῖς. ᾿Αθήνα, 1976/1977. Τ. 76. Σ. 30, 47-49; idem. Πρωτοπαπάδες Κρήτης (1210-1669) // Κρητολογία. 1977. Σ. 44-43. ῾Υποσημ. 17; Candal S. J. M. La «Apologia» del Plusiadeno a favor del Concilio de Florencia // OCP. 1955. Vol. 21. P. 36-57; Μανούσακας Μ. ᾿Ι. ῾Η ἀλληλογραφία τῶν Γρηγοροπούλων χρονολογουμένη (1493-1501) // ᾿Επετηρς τοῦ Μεσαιωνικοῦ ᾿Αρχείου. ᾿Αθῆναι, 1957. Τ. 6. Σ. 176-177. ῾Υποσημ. 5; idem. ᾿Ιωάννου Πλουσιαδινοῦ ἐγκύκλιος ἐπιστολὴ πρὸς τοὺς ἱερεῖς τοῦ Χάνδακος // Κρητικὰ Χρονικά. 1957. Τ. 11. Σ. 302-307; idem. Recherches sur la vie de Jean Plousiadénos (Joseph de Méthone) (1429?-1500) // REB. 1959. T. 17. P. 28-51; idem. ᾿Αρχιερεῖς Μεθώνης, Κορώνης κα Μονεμβασίας γύρω στὰ 1500 // Πελοποννησιακά, 1958/1959. ᾿Αθῆναι, 1960. Τ. 3/4. Σ. 97-100, 136-137; idem. Βενετικὰ ἔγγραφα ἀναφερόμενα εἰς τὴν ἐκκλησιαστικὴν ἱστορίαν τῆς Κρήτης τοῦ 14ου-16ου αἰῶνος (Πρωτοπαπάδες κα Πρωτοψάλται Χάνδακος) // Δελτίον τῆς ῾Ιστορικῆς κα ᾿Εθνολογικῆς ῾Εταιρείας τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1961. Τ. 15. N 18. Σ. 198-203; N 19. Σ. 212-219; idem. ᾿Ανέκδοτοι στίχοι κα νέος αὐτόγραφος κῶδιξ τοῦ ᾿Ιωάννου Πλουσιαδηνοῦ. ᾿Αθῆναι, 1965. Τ. 68. Σ. 49-72; Politis L. Eine Schreiberschule im Kloster τῶν ῾Οδηγῶν // BZ. 1958. Bd. 51. S. 278-279; Πατρινέλης Χ. ῞Ελληνες κωδικογράφοι τῶν χρόνων τῆς ᾿Αναγεννήσεως // ᾿Επετηρς Μεσαιωνικοῦ ᾿Αρχείου. 1958/1959. Τ. 8/9. Σ. 102; Τσιρπανλής Ζ. Ν. ῾Ο ᾿Ιωάννης Πλουσιαδηνὸς κα ἡ Σιναϊτικὴ ᾿Εκκλησία τοῦ Χριστοῦ Κεφαλᾶ στὸ Χάνδακα (δύο ἀνέκδοτα βενετικὰ ἔγγραφα τοῦ 1481) // Θησαυρίσματα. Βενετία, 1964. Τ. 3. Σ. 7-28; idem. Νέα στοιχεῖα σχετικὰ μὲ τὴν ἐκκλησιαστικὴ ἱστορία τῆς Βενετοκρατούμενος Κρήτης (13ος-17ος αἰ.) ἀπὸ ἀνέκδοτα Βενετικὰ ἔγγραφα // ῾Ελληνικά. ᾿Αθῆναι, 1967. Τ. 20. Σ. 70-71; Fischer K., von. Organal and Choral Style in Renaissance Sacred Music: New and Little-Known Sources // Aspects of Medieval and Renaissance Music: A Birthday Offering to G. Reese. N. Y., 1966. P. 173-182; Adamis M. An Example of Polyphony in Byzantine Music of the Late Middle Ages // Report of the 11th Intern. Musicological Society Congress, Copenhagen 1971. Copenh., 1972. Vol. 2. P. 737-747; Mitsakis K. The Genuineness of the Salutatory Poem on Mary the Virgin by John (later Joseph) Plousiadenos, Bishop of Methone (c. 1429? - 1500) // Κληρονομία. Θεσσαλονίκη, 1971. Τ. 3. Σ. 344-354; idem. Byzantine and Modern Greek Parahymnography // Studies in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1990. Vol. 5 / Ed. by D. Conomos. P. 9-76; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 377-378; Βασιλείου Π. ῾Ο αὐτόγραφος «Θρῆνος τῆς Θεοτόκου» τοῦ ᾿Ιωάννη Πλουσιαδηνοῦ // ῾Ελληνικά. 1980. Τ. 32. Σ. 267-287; Conomos D. Experimental Polyphony «According to the… Latins» in Late Byzantine Psalmody // Early Music History. Camb., 1982. Vol. 2. P. 1-16; Zissis Th. N. Die Glaubwürdigkeit der Schriften von Johannes Plousiadenos (Joseph von Methone) // JÖB. 1982. Bd. 32. Tl. 4. S. 347-356; Δετοράκης Θ. Κρῆτες μεταβυζαντινο ὑμνογράφοι // ᾿Αριάδνη. Κρήτη, 1983. Τ. 1. Σ. 261; ᾿Αλυγιζάκης ᾿Α. ᾿Ε. ῾Η ὀκταηχία στὴν ἐλληνικὴ λειτουργικὴ ὑμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1985. Σ. 235-239; Παναγιωτάκης Ν. Μ. ῾Η μουσικὴ στὴν Κρήτη κατὰ τὴ Βενετοκρατία. ᾿Αθήνα, 1990. Σ. 19, 51; Shartau B. A Checklist of the Settings of George and John Plousiadenos in the Kalophonic Sticherarion Sinai gr. 1234 // CIMAGL. 1993. Vol. 63. P. 297-308; idem. Observations on the Transmission of the Kalophonic Oeuvre of Joannes (and Georgios) Plousiadenos // Tradition and Innovation in Late- and Postbyzantine Liturgical Chant: Acta of the Congress held at Hernen Castle, the Netherlands, in April 2005. Leuven, 2008. P. 129-157. (Eastern Christian Studies; 8); Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 639-695; он же. Музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1999. Т. 2. С. 302-304; Touliatos D. Ioannes Plousiadenos and his Treatise on Music // Литургия, архитектура и искусство визант. мира: Тр. XVIII Междунар. конгресса византинистов (Москва, 8-15 авг. 1991) и др. мат-лы, посвящ. памяти о. Иоанна Мейендорфа. СПб., 1995. С. 532-545. (Византинороссика; Т. 1); eadem. Ioannes Plousiadenos: The Man, his Music, and his Musical Treatise // Θησαυρίσματα. 1998. Τ. 28. Σ. 79-91; Χαλδαιάκης ᾿Α. Γ. ῾Ο πολυέλεος στὴν βυζαντινὴ κα μεταβυζαντινὴ μελοποιΐα. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 436-438; Γιαννόπουλος ᾿Ε. Σ. ῾Η ἄνθηση τῆς ψαλτικῆς τέχνης στὴν Κρήτη (1566-1669). ᾿Αθήνα, 2004. Σ. 69-75; Τσελίκας ᾿Α. Μεθώνη κα Κορώνη στὴν ἱστορία τῆς λληνικῆς παλαιογραφίας (ιε´ αἰ.) // Idem. Θέματα λληνικῆς παλαιογραφίας. ᾿Αθήνα, 2004. Σ. 187-188; Μπαλαγεώργος Δ. Οἱ ἀποκείμενοι στὴν βιβλιοθήκη τῆς ἱερᾶς μονῆς τοῦ Σινᾶ αὐτόγραφοι κώδικες τοῦ ᾿Ιωάννου ἱερέως τοῦ Πλουσιαδηνοῦ // Byzantine Musical Culture: 1st Intern. Conference of the American Society of Byzantine Music and Hymnology - Greece 2007 / Ed. N. Giannoukakis. Paeanea, 2009. P. 47-86; Κρητικοῦ Θ. ῾Η καλοφωνικὴ μελοποίση τοῦ ᾿Ακαθίστου ῞Υμνου ἀπὸ τὸν ᾿Ιωάννη ἱερέα τὸν Πλουσιαδηνό (готовится к публ.).
А. Халдеакис
Ключевые слова:
Мелурги греческие Богословы греческие Иосиф (ок. 1429 - 1500), греко-католический епископ Мефонский, греческий богослов, мелург, музыкальный теоретик Греческая католическая Церковь
См.также:
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель
АЛИВИЗАТОС Гамилькар Спиридон (1887-1969), греч. проф. канонического права и пастырского богословия
АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ греч. писатель и богослов 2-й пол. IX в.
АНАСТАСИЙ ГОРДИОС (1654-1729), мон., богослов
АНАСТАСИЙ РАПСАНИОТ Ларисский (2-я пол. XVIII в.), греч. мелург
АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)
АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.)