Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОРАМ
Т. 25, С. 508-509 опубликовано: 27 ноября 2015г.


Содержание

ИОРАМ

[евр.  ,   вар.:  - «Господь возвышен (высок)»; греч. ᾿Ιωράμ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства.

Иорам

(ок. 849/848-841 гг. до Р. Х.), 5-й иудейский царь (3 Цар 22. 50, 4 Цар 8. 16-24; 2 Пар 21. 1 - 22. 1), сын царя Иосафата, который еще при жизни ок. 855 (854) г. до Р. Х. назначил И. своим соправителем (ср.: 2 Пар 21. 3-4). После смерти отца в 849(848) г. до Р. Х. И. правил в Иудее единолично (ср.: Thiele. 1983. P. 96 сл., 217). Он женился на дочери (или сестре - 4 Цар 8. 26) израильского царя Ахава Гофолии, тем самым был закреплен мирный договор, заключенный его отцом Иосафатом с царем Израиля (3 Цар 22. 44) и был положен конец продолжительной вражде между Южным и Северным царствами после отделения сев. колен от Иерусалима. При И. от Иудеи отложились Эдом (4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10), над к-рым иудеи установили контроль при Иосафате (3 Цар 22. 47), а также г. Ливна (точное местонахождение города не установлено, отождествлялся с Тель-Цафитом (араб. Телль-эс-Сафи), расположенным в 12 км к северо-западу от Бет-Гуврина или, что более вероятно, с Тель-Бурна (араб. Телль-Борнат) - в 3 км к северо-западу от Бет-Гуврина; Peterson J. L. Libnah // ABD. Vol. 4. P. 323). И. напрасно пытался усмирить эдомитян, направив в мятежный город колесницы с воинами (4 Цар 8. 21). Отпадение Эдома лишало Иудею контроля над важными торговыми путями в Аравию, что должно было негативно сказаться на экономике страны. Во время нашествия на Иудею и Иерусалим филистимлян и аравитян (присутствие арабов в Юж. Палестине в данный период зафиксировано и в ассир. источниках; Eph‘al. 1982. P. 77-78; Ahlstm. 1993. P. 598) И. потерял всех сыновей (кроме младшего Охозии - 2 Пар 21. 17), жен и все имущество из царского дворца (2 Пар 21. 16-17 и 22. 1). В царствование И. в Иудее (как и в правление «дома Ахава» в Израиле) начали распространяться языческие культы, прежде всего усилиями его жены Гофолии (4 Цар 8. 18; 2 Пар 21. 6, 11, 13). Вероятно, храм Ваала, упоминаемый в 4 Цар 11. 18, был построен при И.

Во 2-й книге Паралипоменон сообщается ряд сведений о И., отсутствующих в 4-й книге Царств. Согласно 2 Пар 21. 4, И., вступив в возрасте 32 лет на престол (см. также: 2 Пар 21. 20, 4 Цар 8. 17), умертвил шестерых братьев, возможно, по наущению той же Гофолии (см.: Bright. 1981. P. 252). Деятельность И. резко осуждается в приводимом во 2 Пар 21. 12-15 письме прор. Илии, предрекшем обрушившиеся на царя бедствия. Согласно 2 Пар 21. 18-20, И. умер в муках от тяжелой болезни внутренних органов и был погребен в граде Давида без положенных ему по статусу обрядов и вне царских гробниц (ср.: 4 Цар 8. 24).

Лит.: Bright J. A History of Israel. Phil., 1981 3; Eph(?)lsquo;al I. The Ancient Arabs. Jerusalem; Leiden, 1982; Thiele E. R. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids, 1983 3; Ahlström G. W. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest / Ed. D. Edelman. Sheffield, 1993. P. 598-600. (JSOT. Suppl. ser.; 146); Begg Ch. Joram of Judah according to Josephus (Ant. 9.45, 95-104) // Jewish Studies Quaterly. Tüb., 1994. Vol. 1. N 4. P. 323-339; Etz D. V. The Genealogical Relationships of Jehoram and Ahaziah, and of Ahaz and Hezekiah, Kings of Judah // JSOT. 1996. Vol. 21(71). P. 39-53; Barrick W. B. Another Shaking of Jehoshaphat's Family Tree: Jehoram and Ahaziah Once Again // VT. 2001. Vol. 51. N 1. P. 9-25.

Иорам

(ок. 852-841 гг. до Р. Х.), 9-й израильский царь, сын Ахава и Иезавели, брат Охозии, последний представитель династии Амврия (4 Цар 1. 17 - 8. 16; 8. 25; 8. 28 - 9. 26; 9. 29; 2 Пар 22. 5-7). Ок. 850 г. до Р. Х. он попытался восстановить власть над Моавом, отложившимся от Израиля по смерти царя Ахава (4 Цар 1. 1, 3. 5; ср. также надпись моавитского царя Меши: ст. 4-9 - ANET. P. 320-321), его поддержали иудейский царь Иосафат и эдомитяне (вероятно, подконтрольные тогда иудеям; см. 3 Цар 22. 47; ср. 4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Несмотря на первоначальный успех, эта коалиция потерпела поражение. В 4 Цар 6. 8 - 7. 20 упоминается о военных действиях сирийцев против Израиля и об осаде ими Самарии в период царствования И. Ок. 841 г. до Р. Х. И. попытался воспользоваться моментом смены династий в Арам-Дамаске (Венадад II (см. в ст. Венадад) был убит, а его убийца Азаил провозгласил себя царем), чтобы отнять у сирийцев при поддержке своего племянника, иудейского царя Охозии, Рамоф Галаадский. В ходе сражения И. был ранен и возвратился в Израиль, в г. Изреель; войска же оставались у Рамофа Галаадского под началом Ииуя, к-рый в то время был помазан на царство по повелению прор. Елисея, враждебно относившегося к И. (см.: 4 Цар 3. 13 сл., ср.: 6. 31 сл.). Ииуй поднял восстание против царя, целью к-рого должно было стать полное искоренение культа Ваала, широко распространившегося в Израиле в правление И. (прежде всего благодаря усилиям его матери, финикиянки Иезавели), и против чужеземного влияния в стране. Ииуй и его сторонники убили И., его мать и всю царскую семью, а также иудейского царя Охозию (4 Цар 9. 24-28; 2 Пар 22. 5-9; ср. Ос 1. 4-5; 3 Цар 19. 17; 4 Цар 9. 6-10, 30-37). Тело И. было брошено на поле Навуфея во исполнение пророчества прор. Илии об уничтожении дома Ахава (3 Цар 21. 21-24). О событиях, связанных с умерщвлением И. и Охозии, вероятно, говорится в арам. надписи на стеле из Тель-Дана (араб. Телль-эль-Кади) (2-я пол. IX - нач. VIII в. до Р. Х.), согласно которой виновником их гибели является сир. царь, предположительно Азаил: «[…Я убил Ио]рама ( ), сына [Ахава], царя Израиля, и [я] убил [Охоз]ию ( ), сына [Иорама, ца]ря (из) дома Давида. И я превратил [города их в руины и сделал] землю их [пустыней…]» (ст. 7-10A и 7-8B; такое прочтение см.: Biran, Naveh. 1995. P. 13, 16-17). Можно предположить, что Азаил рассматривал убийство И. и Охозии как прямое следствие своих успешных военных действий против Израиля и Иудеи, подтолкнувших Ииуя к восстанию. А. Биран и Й. Наве допускают также возможность того, что Азаил мог считать Ииуя своим агентом (Ibid. P. 16). Нашествие царя Азаила и его победу предрек Азаилу Елисей, к-рый свободно пророчествовал наряду с др. пророками Господа во времена И. (4 Цар 8. 7-15; ср. также: 3 Цар 19. 17; 4 Цар 10. 32-33).

Согласно 4 Цар 3. 2-3, И. пытался начать борьбу с поклонением Ваалу, особо распространившимся в Израиле в правление его родителей Ахава и Иезавели и его брата Охозии, вероятно, предполагая вернуться на гос. уровне к культу, установленному в Израиле Иеровоамом I после отделения сев. колен от Иерусалима.

Лит.: Miller J. M. The Fall of the House of Ahab // VT. 1967. Vol. 17. N 3. P. 307-324; Strange J. Joram, King of Israel and Judah // VT. 1975. Vol. 25. N 2. P. 191-201; Thiele E. R. An Additional Chronological Note on «Yaw, Son of ‘Omri» // BASOR. 1976. Vol. 222. P. 19-23; Weippert M. Jau(a) mar Humri-Joram oder Jehu von Israel? // VT. 1978. Vol. 28. P. 113-118; Bartlett J. R. The «United»Campaign Against Moab in 2 Kings 3: 4-27 // Midian, Moab and Edom / Ed. J. F. A. Sawyer, D. J. A. Clines. Sheffield, 1983. P. 135-146; Puech É. La Stèle de Mesha: Un roi de Moab proclame ses victoires sur Joram d'Israёl // MdB. 1986. Vol. 46. P. 28-29; Cogan M., Tadmor H. II Kings: A New Transl. with Introd. and Comm. Garden City (N. Y.), 1988. P. 98-100; Mulzer M. Jehu schlägt Joram: Text-, literar- und strukturkritische Untersuchungen zu 2 Kön 8, 25-10, 36. St. Ottilien, 1992; Ahlstm G. W. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest / Ed. D. Edelman. Sheffield, 1993. P. 587-590, 592-595; Biran A., Naveh J. An Aramaic Stele Fragment from Tel Dan // IEJ. 1993. Vol. 43. P. 81-98; iidem. The Tel Dan Inscription: A New Fragment // Ibid. 1995. Vol. 45. P. 1-18; Lasine S. The Ups and Downs of Monarchical Justice: Solomon and Jehoram in an Intertexual World // JSOT. 1993. Vol. 18(59). P. 37-53; Feldman L. H. Josephus' Portrait of Jehoram, King of Israel // BJRL. 1994. Vol. 76. P. 3-20; Knauf E. A. Filling in Historical Gaps: How Did Joram Really Die?, or, The Invention of Militarism // Biblical Interpretation. 2000. Vol. 8. P. 59-60; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2007 2. C. 291-294.
И. Р. Тантлевский
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Иoрам, имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула