Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОНА
Т. 25, С. 475-485 опубликовано: 24 ноября 2015г.


ИОНА

Мон-рь Иона
Мон-рь Иона

Мон-рь Иона
[И; древнеирл. Í, Ia; англ. Iona], мон-рь, в средние века центр монастырской конгрегации; находится на о-ве Айона в архипелаге Внутренние Гебриды (у зап. берега Шотландии). Название И. происходит от позднего ошибочного прочтения лат. формы Ioua (у св. Адамнана), к-рая могла передавать архаическое ирл. *Io или *Iou, вероятно этимологически связанное с древнеирл. éo (тисовое дерево; ср. форму Eo у Валафрида Страбона и Eo или Eoa в ирл. анналах). В ирл. источниках остров чаще всего именуется И (древнеирл. Í, в родительном падеже Ie, Ia; ср. форму Hii у Беды Достопочтенного - см.: Life of St. Columba. 1874. P. 258-262; Contributions to a Dictionary of the Irish Language. I / Ed. M. O'Daly, A. O'Sullivan. Dublin, 1966. Col. 9; Anderson A. O., Anderson M. O. 1961. P. 154-155). Мон-рь основал св. Колумба (Колум Килле; 521-597), деятель раннего ирл. монашества. В VI-IX вв. мон-рь стал важным духовным и культурным центром, вокруг него сложилась одноименная монастырская конгрегация (лат. familia) на территории Ирландии и Шотландии. В IX-Х вв. центр конгрегации переместился в Кенаннас (ныне Келлс, Ирландия), в XII в. находился в Дайре (ныне Лондондерри, Сев. Ирландия).

Древнейшими источниками по истории И. являются монастырские анналы и поэма «Похвала Колуму Килле» (Amrae Choluimb Chille), созданная, предположительно, вскоре после смерти св. Колумбы. Однако сведения о мон-ре, содержащиеся в этих текстах, скудны и зачастую не поддаются однозначному истолкованию. В Житии св. Колумбы, составленном в 90-х гг. VII в. Адамнаном, 9-м аббатом И., содержится больше информации, хотя вопрос о том, как сведения, собранные Адамнаном, соотносятся с реальной историей монастыря в VI в., остается дискуссионным. Рассказ о св. Колумбе и об основании им И., вероятно отражающий легенду пиктского происхождения, включен в «Церковную историю» Беды Достопочтенного (окончена в 731). Позднейшие ирл. произведения (напр., Жития св. Колумбы и его преемников) основаны на вымышленных сюжетах.

Основание и устройство монастыря

В источниках приводятся противоречивые сведения об основании И. В анналах это событие упомянуто под 563 г. («Плавание Колума Килле на остров И на 42-м году жизни»), у Беды Достопочтенного - под 565 г. (Beda. Hist. eccl. III 4; V 24; см.: The Chronicle of Ireland. 2006. P. 104-105). В составленном Адамнаном Житии св. Колумбы об основании И. не упоминается. Согласно Адамнану, св. Колумба принадлежал к роду Кенел Коналл, ветви правящей династии И Нейл, получил церковное образование и основал несколько монашеских общин. Он покинул Ирландию через 3 года после битвы при Кул-Дребене, в к-рой сражались представители разных ветвей династии И Нейл (в анналах битва датирована 561), и в сопровождении 12 монахов отправился в паломничество (peregrinaturus) (Adamnani Vita Columbae. I 7 // Adomnan's Life of Columba. 1961. P. 224-226). В Житии о причинах переселения св. Колумбы в Шотландию не говорится, однако в источниках XI-XII вв. зафиксировано предание о том, что именно действия св. Колумбы привели к сражению при Кул-Дребене и святой покинул Ирландию в знак покаяния (см.: Anderson A. O., Anderson M. O. 1961. P. 71-73). Адамнан не упоминает об этом, однако сообщает о временном отлучении св. Колумбы церковными иерархами на Соборе в Тальтиу (562 (?); о причинах отлучения агиограф умалчивает - Adamnani Vita Columbae. III 3). Большинство исследователей полагают, что св. Колумба покинул Ирландию в результате церковно-политического конфликта, подробности которого неизвестны. По мнению Д. Бинчи и М. Херберт, причиной отъезда св. Колумбы было стремление правителя Диармада мак Кербалла, потерпевшего поражение в битве при Кул-Дребене, отомстить родственникам святого (Binchy D. A. The Fair of Tailtiu and the Feast of Tara // Ériu. 1958. Vol. 18. P. 122-123; Herbert. 1988. P. 27-28), однако Ф. Бирн отверг эту гипотезу (Byrne F. J. Irish Kings and High-Kings. Dublin, 2004r. P. 95-97).

Беда Достопочтенный сообщает, что св. Колумба прибыл в Британию для проповеди христианства (Beda. Hist. eccl. III 4). Эта же версия изложена в среднеирл. Житии св. Колумбы (XII в.). Там рассказывается о том, как св. Колумба в сопровождении клириков прибыл на о-в Иона, где встретил 2 епископов, к-рые попытались прогнать монахов. Однако св. Колумбе было открыто, что епископы «ненастоящие» (naptar epscoip iar fír), и те удалились с острова. Святой сообщил спутникам, что для закрепления за монахами права на остров необходимо, чтобы кто-то из них умер и был здесь похоронен. Один из учеников св. Колумбы, Одран, вызвался добровольно умереть; после его погребения началось строительство мон-ря (Herbert. 1988. P. 236-237). Согласно монастырским анналам, св. Колумба получил о-в Иона в дар от Коналла, сына Комгалла, правителя ирл. княжества Дал-Риада в Зап. Шотландии (запись под 574 г.). Адамнан считал, что аббатство И. находилось на территории Дал-Риады (см.: Anderson A. O., Anderson M. O. 1961. P. 76), а Беда Достопочтенный полагал, что св. Колумба основал мон-рь при поддержке пиктского царя Бруде, сына Мельхона (Beda. Hist. eccl. III 3-4). Более вероятно, что мон-рь был основан на территории Дал-Риады, с правителями этого княжества св. Колумба был связан тесными отношениями, в т. ч. родственными.

О внутренней жизни монастыря при св. Колумбе известно в основном из составленного Адамнаном Жития святого (достоверность изложенных в Житии сведений о VI в., ставится под сомнение). Согласно Житию, о-в Иона был собственностью монашеской общины (Adamnani Vita Columbae. I 41). Деревянные постройки мон-ря (monasterium, cenubium), расположенные вокруг двора (platea), включали церковь (eclesia, oratorium) и крупное жилое или хозяйственное помещение (magna domus). Возможно, насельники монастыря размещались в кельях, устроенных внутри одного крупного здания (magna domus - MacDonald. 1984. P. 287-288; это соответствует практике нач. VI в. в юрских монастырях в Галлии, где аббат св. Евгенд († ок. 510) заменил кельи единым дормиторием - Vie des Pères du Jura / Éd. F. Martine. P., 1968. P. 412, 414), а настоятель и монастырское руководство занимали особые кельи. В VII в. среди монахов преобладали ирландцы, однако Адамнан упоминал о неск. англосаксах (Adamnani Vita Columbae. III 10, 22) и об 1 бритте (Ibid. III 6).

Крест св. Мартина на о-ве Айона. Нач. IX в.
Крест св. Мартина на о-ве Айона. Нач. IX в.

Крест св. Мартина на о-ве Айона. Нач. IX в.
Точных сведений о введенном св. Колумбой монашеском уставе нет. В «Похвале Колуму Килле» упоминается о том, что основатель мон-ря использовал аскетические сочинения свт. Василия Великого и св. Иоанна Кассиана (The Bodleian Amra Choluimb Chille / Ed. W. Stokes // Revue Celtique. 1899. T. 20. P. 180, 254; на труды этих отцов Церкви ориентировался и св. Евгенд, реорганизовавший юрские мон-ри - Vie des Pères du Jura. 1968. P. 426). О проведении богослужений в мон-ре известно мало: Адамнан упоминает о пении монахов в церкви (Adamnani Vita Columbae. I 37) и о том, что св. Колумба во время приезда епископа уступил ему право служить мессу (Ibid. I 44). В Житии неоднократно сообщается о существовании скриптория (Ibid. I 23, 25; II 8-9; III 23).

Адамнан пишет о том, что монахи занимались земледелием (Ibid. I 37), разводили коров (Ibid. II 17, 29; III 23), в дочерних мон-рях было распространено речное и озерное рыболовство (Ibid. II 19). В обители велись строительные работы (в Житии упом. о строительстве дома для гостей - Ibid. II 3). Мон-рь посещали гости и паломники из Ирландии, среди к-рых были видные церковные деятели и настоятели др. обителей. Через паломников насельники монастыря поддерживали связь с родиной и своевременно получали известия о важнейших церковных и политических событиях. Большинство паломников были кающимися (пенитентами): они приезжали исполнить епитимию и получить отпущение грехов. Для паломников была устроена особая гостиница (hospitium), где приезжие клирики могли жить до полугода, срок пребывания в мон-ре мирян был значительно короче. Для исполнения епитимии кающихся отправляли в дочерние шотл. обители, а нек-рым грешникам св. Колумба вообще запрещал доступ в мон-рь.

Принадлежность св. Колумбы и его преемников к ирл. правящей династии определила церковно-политическую деятельность настоятелей И. Святой сотрудничал с князьями Дал-Риады Коналлом, сыном Комгалла, и Аэданом, сыном Габрана, предсказал судьбу сыновей кн. Аэдана, монахи И. молились за воинов князя, сражавшихся с «варварами» (Ibid. I 7-9). По мнению исследователей, при св. Колумбе и его преемниках монастырь влиял на отношения князей шотл. Дал-Риады с ирл. правителями (Herbert. 1988. P. 28-29). В Житии св. Колумбы отражен процесс сакрализации светской власти, в ее основе лежал ветхозаветный обряд помазания правителя на царство. Согласно Житию, ангел велел св. Колумбе короновать (ordinare in regnum) Аэдана, правителя Дал-Риады. Коронационная церемония была проведена в мон-ре И. (Adamnani Vita Columbae. III 5). Представления о дарованной Богом власти получили отражение в ряде эпизодов, где св. Колумба предвидит будущее правителей и требует от них праведного поведения (Ibid. I 9-14, 43). Адамнан приводит пророчество Аэду Слане о том, что если он воздержится от убийства родичей, то станет правителем всей Ирландии (totius Everniae regnum - Ibid. I 14; т. е. настоятели И. поддерживали идею объединения острова под властью правителя из династии И Нейл). Послушание настоятелям И. связывалось с получением духовных и материальных благ. Так, согласно Житию св. Колумбы, некий мирянин Колман разбогател благодаря тому, что почтительно относился к св. Колумбе и неоднократно выполнял его поручения (Ibid. II 21-22).

Адамнан подчеркивал уважительное отношение правителей Британии к настоятелям И. Благодаря покровительству св. Колумбы кор. Нортумбрии Освальд (634-642) одержал победу над бриттами и впосл. стал «императором всей Британии» (totius Brittanniae imperator). Отстраненный от власти своим дядей Эдвином, Освальд провел юность в Дал-Риаде. После возвращения в Нортумбрию он попросил Сегене, аббата И., прислать миссионеров, во главе которых находился еп. Аэдан (635-651). По свидетельству Беды Достопочтенного, Освальд оказал полную поддержку ирл. миссионерам, в результате деятельности к-рых население Нортумбрии приняло христианство. Это способствовало укреплению связей между ирландцами и англосаксами; эти связи не прервались и после Собора в Стренесхальке (Синод в Уитби, 664), завершившего деятельность ирл. миссии.

В источниках представлены сведения об отношениях св. Колумбы с пиктскими правителями, которые способствовали формированию церковной организации в стране пиктов (самые ранние упоминания - в «Похвале Колуму Килле»). Адамнан упоминает о путешествиях святого ко двору верховного правителя Бруде. В Житии сообщается о спорах св. Колумбы с пиктскими друидами («магами») и о проповеди христианства среди пиктов, остававшихся язычниками (Ibid. I 37; II 11, 32, 35; III 14), а также о крещении пиктского вождя на о-ве Ски (Скай) (Ibid. I 33). По преданию, приведенному Бедой Достопочтенным, св. Колумба прибыл в Шотландию «в правление у пиктов могущественнейшего царя Бридия, сына Мейлохона, в 9-й год его царствования», чтобы проповедовать христианство сев. пиктам (согласно Беде Достопочтенному, от пиктского правителя он получил в дар о-в Иона - Beda. Hist. eccl. III 4). Однако более подробные сведения о миссии св. Колумбы отсутствуют, что позволило исследователям считать известия о христианизации пиктов легендарными (Hughes. 1980). Предполагается, что проникновение христианства из Британии в земли пиктов началось в V-VI вв. и завершилось к VIII в. В этом процессе важную роль играли мон-ри, принадлежавшие к конгрегации И. и находившиеся в Дал-Риаде и на зап. пиктских землях. В VII-VIII вв. церковные и монастырские общины возникали в Центр. и Вост. Шотландии, однако вопрос о том, какие из них были основаны клириками «общины Колумбы», а какие - миссионерами из Нортумбрии, остается нерешенным до наст. времени (см.: Carver M. O. H. Portmahomack: Monastery of the Picts. Edinb., 2008. P. 196-198; Fraser. 2009. P. 97-115). В Зап. Шотландии известно о существовании независимых от И. церковных и монашеских общин (Adamnani Vita Columbae. I 36 - из эпизода следует, что там была и епископская кафедра; ср. сведения о монастыре Апор-Кросан (Эпплкросс), основанном св. Маэлрубой из Беннхора († 722)). Однако, по сведениям Беды Достопочтенного, в VIII в. просветителем пиктов и основателем христ. Церкви в Шотландии считался св. Колумба, что можно объяснить миссионерской деятельностью монахов И. в VII в.

Формирование конгрегации И.

Ко времени кончины св. Колумбы сформировалось объединение (конгрегация) ирл. и шотл. мон-рей, во главе к-рого стоял аббат И. Это объединение именуется в источниках «община Ионы» (familia Iae) или «община Колумбы» (Адамнан называет насельников И. «monaci familiares» - Adamnani Vita Columbae. III 23). После основания И. св. Колумба неоднократно приезжал в Ирландию; во время одной из поездок он заложил мон-рь Дермаг (ныне Дурроу близ г. Талламор, графство Оффали). О строительстве обители неоднократно упоминается у Адамнана (Ibid. I 3, 29; II 2, 39; III 15). Вероятно, небольшой мон-рь действовал в Дайре, где находилась основная гавань, через к-рую было организовано сообщение с И. (Ibid. I 2, 20; II 39). Адамнан упоминал о подчиненных И. мон-рях в Зап. Шотландии (на о-ве Хинба, в долине Лунге и др.), однако эти обители трудно локализовать. Во главе монастырей стояли приоры (praeposites), назначенные из числа монахов И. Так, св. Байтене, ученик и буд. преемник св. Колумбы, нек-рое время управлял мон-рем Хинба, буд. аббат Ласрен - мон-рем Дермаг. В шотл. обители отправляли кающихся, к-рые исполняли епитимию под рук. учеников Колумбы (Ibid. I 21, 30), здесь жили также отшельники (Ibid. III 23). Настоятели И. способствовали основанию новых мон-рей: напр., Байтене направил в Ирландию св. Финтана, «чтобы он построил монастырь... и там пас стадо Христовых овец, приводя бесчисленные души в небесное отечество» (Ibid. I 2). Нек-рые монахи покидали И. в поисках мест для аскетических подвигов. Адамнан упоминает о мон. Кормаке, неоднократно отправлявшемся в морские путешествия. Во время одного из них он достиг Оркнейских о-вов. Св. Колумба просил царя Бруде покровительствовать монахам, находившимся вдалеке от И. (Ibid. II 42).

Начало Евангелия от Иоанна в Линдисфарнском Евангелии. Ок. 698–720 гг. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero D. IV. Fol. 211)
Начало Евангелия от Иоанна в Линдисфарнском Евангелии. Ок. 698–720 гг. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero D. IV. Fol. 211)

Начало Евангелия от Иоанна в Линдисфарнском Евангелии. Ок. 698–720 гг. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero D. IV. Fol. 211)
Сведения об «общине Ионы» исследователи ранее интерпретировали как важнейшее доказательство существования в Ирландии «монастырской Церкви». Дж. Кенни полагал, что в VI в. в Ирландии произошло «нечто вроде революции, в результате чего церковная организация и руководство стали преимущественно, если не исключительно, монашескими» (Kenney. 1929. P. 371-372), причем И. была «самой могущественной в Ирландии церковной организацией», а настоятелей мон-ря «называли главами ирландской Церкви» (Ibid. P. 423). К. Хьюз наиболее полно сформулировала концепцию «монастырской Церкви» в раннесредневек. Ирландии как совокупности ряда «парухий» (paruchiae), монастырских конгрегаций, управлявшихся аббатом в сане пресвитера (Hughes. 1966. P. 62-64). По мнению Хьюз, формирование конгрегаций стало результатом широкого аскетического движения, развернувшегося в Ирландии во 2-й пол. VI в. (Ibid. P. 57, 60-64). Однако в работах исследователей 80-х и 90-х гг. XX в. (Р. Шарпа, К. Этчингема) сложившиеся представления о «монастырской Церкви» были поставлены под сомнение. Подчеркивались различия между «общиной Ионы», состоявшей из монашеских обителей, и «парухиями» крупных епископских кафедр, к-рые не являлись монастырскими объединениями (см.: Etchingham. 1999. P. 27-29, 126-130). Не исключая существования в Ирландии др. монастырских конгрегаций (напр., «общины Комгалла» с центром в Беннхоре (ныне Бангор, Сев. Ирландия)), исследователи указывают на уникальность этого явления для раннесредневек. Зап. Церкви (Sharpe R. Some Problems Concerning the Organization of the Church in Early Medieval Ireland // Peritia. 1984. Vol. 3. P. 246-247). По мнению М. Херберт, решающее влияние на развитие монастырской конгрегации оказала деятельность св. Колумбы как руководителя монашеской общины и как аристократа из династии И Нейл (Herbert. 1988. P. 124), однако принципы функционирования «общины Ионы» остаются не вполне ясными. Согласно Этчингему, монашеская община и епископская кафедра могли существовать в одном церковном поселении. Так, И. была монастырской конгрегацией, но в 1-й четв. VIII в. на острове находилась также и резиденция епископа. В таких случаях сложно разделить сферу полномочий епископа и аббата (Etchingham. 1999. P. 91-92).

Достоверность описания И. у Беды Достопочтенного, к-рое долгое время рассматривалось как важнейшее свидетельство существования «монастырской Церкви» («Как правило, этим островом всегда управляет аббат-пресвитер, власти которого должна подчиняться вся провинция, даже епископы, что необычно, по примеру их первого наставника, который был не епископом, но пресвитером и монахом» - Beda. Hist. eccl. III 4; см., напр.: Wallace-Hadrill J. M. Bede's Ecclesiastical History of the English People: A Historical Commentary. Oxf., 2002 2. P. 93-94), может быть подвергнута сомнению. В повествовании Беды имеются неясности: историк сообщает, что нортумбрийская миссия VII в. была организована на о-ве Иона, откуда в Англию присылали епископов-монахов (ср. о св. Аэдане - «monachus ipse episcopus Aedan»). Руководство миссии размещалось на о-ве Линдисфарн, где вместе с епископским клиром проживала община монахов. Эти сведения не позволяют усомниться в принадлежности Линдисфарна к конгрегации св. Колумбы. Однако в Англии существовали и др. еп-ства, подчинявшиеся И., напр. еп-ства Мерсии и вост. саксов. Эддий Стефан в Житии св. Вильфрида (ок. 710) называл Линдисфарнского еп. Колмана (661-664) митрополитом Эбурака (ныне Йорк), указывая на его руководящую роль среди прелатов (Colmani Eboracae ciuitatis episcopi metropolitani - Vita Wilfridi. 10 // Eddius Stephanus. The Life of Bishop Wilfrid / Ed. B. Colgrave. Camb., 1985 2. P. 20). Из повествования Беды неясно, на каких принципах строилась организация Церкви в Нортумбрии и от кого епископы получали рукоположение (ср.: Herbert. 1988. P. 44-45).

Перечни настоятелей И. сохранились в ирл. анналах, в поминальной книге мон-ря св. Петра в Зальцбурге (VIII в.- MGH. Necrologia Germaniae. T. 2. P. 27), а также в сборниках родословий (вероятно, восходят к оригиналу VIII в.). Большинство аббатов были родственниками св. Колумбы и принадлежали к роду Кенел Коналл (потомкам дяди св. Колумбы - Ниннида, сына Фергуса): преемник св. Колумбы Байтене (597-598/600) был его двоюродным братом, 3-й аббат Ласрен († 605) - двоюродным племянником св. Колумбы и Байтене. Однако известны и исключения: Фергна Бритт (605-623) и Суибне мокку Уртри (652-657) не принадлежали к роду Кенел Коналл. Преемники св. Колумбы продолжали расширять конгрегацию И.- под 617 г. в анналах упоминается о мон-ре на о-ве Торах (ныне Тори, графство Донегол), под 635 г. сообщается об основании мон-ря Рехра (предположительно, о-в Ламбей, графство Дублин). Расширение «общины Колумбы» стало возможным благодаря поддержке правителей из рода Кенел Коналл. В VII в. на развитие конгрегации оказали влияние споры о дате празднования Пасхи, начавшиеся при аббате Сегене (623-652) после обращения Римского папы Гонория I к ирл. иерархам (628). Подробности событий не вполне ясны, однако настоятели И. в отличие от др. ирл. иерархов сохраняли верность традиц. пасхалии, опираясь на местное предание и заветы основателя мон-ря. Аббат Сегене упомянут среди адресатов послания Куммиана (ок. 630), к-рый настаивал на необходимости привести пасхалию в соответствие с рим. практикой. Из-за твердой позиции настоятелей И. в этом вопросе мон-рь оказался в изоляции, однако точных сведений об этом не имеется. При аббате Куммене (657-669) споры о пасхалии начались в Нортумбрии, что привело к смещению Линдисфарнского еп. Колмана и отторжению англ. церквей от конгрегации по решению Собора в Стренесхальке (664). Это нанесло серьезный урон юрисдикции и авторитету И., т. к. участники Собора, противопоставив заветы св. Колумбы рим. традиции, подвергли сомнению не только их истинность, но и святость Колумбы (Beda. Hist. eccl. III 25; Vita Wilfridi. 10; см.: Wallace-Hadrill J. M. Bede's Ecclesiastical History of the English People. 2002 2. P. 124-129). Это принудило настоятелей И. укреплять позиции «общины Колумбы» в Ирландии: в 661 г. аббат Куммене совершил поездку в Ирландию, аббат Фальбе провел там 3 года (673-676). В 668 г. бывш. Линдисфарнский еп. Колман отправился в Ирландию и основал церковные общины на о-ве Инис-Бо-Финне (Инишбофин, графство Голуэй) и в Маг-Эо (ныне Мейо, графство Мейо), где еще в IX в. жили англосаксы (Beda. Hist. eccl. IV 4; Orschel. 2001). Вероятно, основанные Колманом общины входили в состав конгрегации И., однако точных сведений об этом нет (во 2-й пол. VIII в. в Маг-Эо существовала епископская кафедра).

Деятельность Адамнана и реформа пасхалии

Св. Адамнан (Адомнан) (679-704), 9-й аббат И., принадлежал к др. ветви рода Кенел Коналл (он был потомком Сетны, сына Фергуса). Заняв видное положение среди ирл. церковных и политических деятелей, Адамнан многое сделал для того, чтобы упрочить положение конгрегации в условиях юрисдикционных конфликтов в Ирландии, сопровождавшихся борьбой за главенство между крупнейшими епископскими кафедрами Ард-Махи и Келл-Дары. В Житии св. Колумбы Адамнан писал о стремлении сохранить дружественные отношения И. с др. церковными общинами, хотя сторонники примата Ард-Махи обвиняли членов конгрегации св. Колумбы в присвоении церквей (Tírechán. Collectanea. 22. 4 // The Patrician Texts in the Book of Armagh / Ed. L. Bieler. Dublin, 2004r. P. 140). Однако из др. источников следует, что отношения И. и Ард-Махи оставались мирными (Notae suppletoriae ad Tirechanum. 55 // Ibid. P. 164). Вероятно, монастырская конгрегация И. не могла вступать в соперничество между епископскими кафедрами. Однако при Адамнане на о-ве Иона была учреждена особая кафедра (еп. Кедди († 712) упомянут среди поручителей «Закона Адамнана» (697)).

Адамнан воспользовался приходом к власти в Нортумбрии кор. Альдфрита (685-704/5) для восстановления отношений с англосаксами. Поводом для 1-го путешествия Адамнана в Нортумбрию (686) послужили переговоры о возвращении пленных, захваченных во время англосакс. нападения на обл. Брега в Ирландии (684/5). Переговоры закончились успешно, и в 688 г. аббат вновь посетил Альдфрита. По свидетельству Беды Достопочтенного, Адамнан подарил королю свои сочинения, посетил мон-рь Вермут (Уирмут) и беседовал с аббатом Кеолфридом о необходимости привести обычаи И. в соответствие с рим. практикой (Beda. Hist. eccl. IV 15, 21). Беда Достопочтенный утверждал, что Адамнан высказал готовность изменить пасхалию и форму тонзуры, однако из-за сопротивления монахов И. он был вынужден удалиться в Ирландию и провести реформу в др. монастырях конгрегации. По мнению исследователей, сведения о следовании Адамнана рим. практике могут быть верными, однако информация Беды Достопочтенного о его отъезде в Ирландию не подтверждается др. источниками (Herbert. 1988. P. 49-50).

В 692 и 697 гг. Адамнан посещал Ирландию. Во время его 2-го путешествия был принят «Закон о невинных» («Закон Адамнана» - Cáin Adamnáin), к-рый обеспечивал безопасность женщин, детей и клириков в период военных действий. Сохранился список поручителей закона (91 имя), среди них - важнейшие церковные иерархи Ирландии (во главе с епископом Ард-Махи) и Шотландии, а также ирл. и шотл. правители (в т. ч. князья Дал-Риады и правитель пиктов Бруде, сын Дериле) (см.: Ní Dhonnchadha. 1982). Полагают, что столь широкая поддержка нового закона была обеспечена усилиями родственника Адамнана, верховного правителя («царя Темры») Лонгсеха, сына Оэнгуса (695-703). Принятие закона, совпавшее со 100-летием со дня смерти св. Колумбы, укрепило авторитет конгрегации, т. к. штрафы за нарушение закона взимались в пользу аббата И. (Herbert. 1988. P. 52). Впосл. подобные экстраординарные законы (cána) по образцу И. провозглашали и др. церковные общины (в VIII-IX вв. распространение «Закона Патрикия» способствовало упрочению позицией обители Ард-Маха).

В основе «Закона о невинных» лежали политические устремления Адамнана, выдвинувшего идею симфонии государства и Церкви. Считая необходимым сосредоточить власть в руках единого христ. правителя, Адамнан показал в составленном им Житии св. Колумбы примеры государственно-церковного сотрудничества. Впосл. эти идеи были восприняты др. церковными общинами (Ibid. P. 55). Стремление Адамнана упрочить позиции И. получило отражение в Житии св. Колумбы, где описывается слава святого, жившего на окраине христ. ойкумены, но ставшего известным во всем мире: «И столь немалая благодать была дарована Богом этому блаженной памяти мужу, что хотя он жил на этом маленьком островке на краю британского моря, но имя его удостоилось прославления не только по всей нашей Ирландии и по всей Британии, величайшему из островов мира, но и достигло даже треугольной Испании и Галлий, и лежащей за Пеннинскими Альпами Италии, и самого Рима - главы всех городов» (Adamnani Vita Columbae. III 23). Вероятно, в этом утверждении отразилась забота Адамнана о конгрегации И., к-рая из-за неприятия римской пасхалии и тонзуры оказалась в сложном положении и была вынуждена всецело опираться на поддержку ирл. правителей. Отрицая схизматическую позицию И., Адамнан пытался продемонстрировать принадлежность конгрегации к полноте Вселенской Церкви (Herbert. 1988. P. 148).

Положение И. после кончины Адамнана остается не вполне ясным. Возможно, в монастыре существовали внутренние конфликты, связанные с вопросом о пасхалии и с междоусобицами в Дал-Риаде (Ibid. P. 57). Последовательность правления настоятелей в анналах перепутана и противоречит сведениям зальцбургского перечня, в источниках содержатся терминологические неясности (напр., выражения «kathedra Iae» и «primatus» могут относиться как к аббатам, так и к епископам, к-рые в то время жили на о-ве Иона). Предположительно сторонником введения рим. обычаев был аббат Дунхад (707-710), смещенный, но в 716 г. вернувшийся на должность настоятеля. Согласно Беде Достопочтенному, тогда же в мон-рь И. прибыл англосакс. еп. Эгберт, долгое время проживший в Ирландии, к-рый убедил монахов изменить пасхалию (Beda. Hist. eccl. V 22). Это событие получило отражение в анналах (Pascha commotatur in Eoa ciuitate). В 718 г. в мон-ре была принята и рим. тонзура. В то же время ухудшилось положение конгрегации в стране пиктов: согласно анналам, в 717 г. правитель Нехтан, сын Дериле, изгнал духовенство «общины Колумбы» из своих владений. Беда Достопочтенный сообщал, что Нехтан по совету аббата Кеолфрида ввел в стране пиктов рим. обычаи (Beda. Hist. eccl. V 21). Поскольку в И. в те годы также были приняты рим. пасхалия и тонзура, то предпринятые Нехтаном меры могли объясняться его недовольством медленным ходом реформы, внутренними противоречиями в конгрегации или же сближением Нехтана с правителями Нортумбрии (The Chronicle of Ireland. 2006. P. 191). Представляется также вероятным, что Нехтан перевел пиктские церковные общины, ранее подчинявшиеся И., в юрисдикцию местных епископов (Fraser. 2009. P. 279-282).

С 724 г., по сведениям анналов, в мон-ре И. возобновляется преемство аббатов, после чего руководители конгрегации приступили к упрочению позиций «общины Колумбы» в Ирландии. В 727-730 гг. в Ирландию были привезены реликвии св. Адамнана, поводом для этого послужили обновление «Закона о невинных» и, вероятно, примирение враждующих ветвей династии И Нейл. Ослабление рода Кенел Коналл, а также покровительство, к-рое верховный правитель Аэд Аллан (734-743) оказывал обители Ард-Маха, принудили руководство конгрегации И. добиваться поддержки др. светских государей. Верховный правитель Домналл мак Мурхада (743-763), принадлежавший к роду Юж. И Нейлов, оказывал покровительство мон-рю Дермаг, в 753 г. он провозгласил «Закон Колума Килле» (lex Coluim Cille). С этого времени община Дермага начала вести самостоятельную политику (в 764 произошло сражение между общинами Дермага и Клуан-Мокку-Носа). Ослаблением связей между различными мон-рями конгрегации можно объяснить увеличение количества упоминаний об отдельных общинах в анналах с сер. VIII в. (Дермаг, Рехра), а также то обстоятельство, что настоятели И. стали реже посещать Ирландию (аббат Слебене - в 754, аббат Суибне - в 778 для обновления «Закона Колума Килле»). Однако к этому времени относятся и сведения об ирл. правителях, к-рые, отказавшись от власти, отправлялись в мон-рь для исполнения епитимии (в 778 на о-ве Иона умер Ниалл Фросах, в 782-791 там жил Артгал, сын Катала, бывш. правитель Коннахта).

С приходом к власти представителей рода Кенел н-Эоган, тесно сотрудничавших с общиной Ард-Махи (797), совпало появление скандинавов, неоднократно нападавших на о-в Иона (в 795, 802, 806) и на мон-рь Рехра (в 795).

Ирландская конгрегация И. с центрами в Кенаннасе и Дайре (IX-XII вв.)

Ослабление позиций «общины Колумбы» и опасность нападения скандинавов принудили руководство конгрегации основать в Ирландии церковное поселение, вероятно задуманное как «убежище для насельников и для сокровищ Ионы» (Herbert. 1988. P. 68). В 807-814 гг. на основе княжеского укрепления Кенаннас под рук. аббата Келлаха была построена новая обитель. Сооружение Кенаннаса привело к укреплению позиций И. в Ирландии, а впосл. к перемещению туда центра конгрегации. Нападение скандинавов на о-в Иона в 825 г. не осталось незамеченным в империи Каролингов, этому событию была посвящена поэма Валафрида Страбона о мученичестве приора Блатмака, отказавшегося выдать грабителям драгоценный реликварий св. Колумбы (Versus Strabi de beati Blaithmaic vita et fine // MGH. Poet. T. 2. P. 297-301). В 831 и 849 гг. аббаты И. посещали Ирландию с реликвиями св. Колумбы. Более тесное общение руководства обителей конгрегации с ирл. правителями вовлекло мон-ри в междоусобную борьбу: в 817 г. настоятель церкви в Рат-Эо (ныне Рафоу, графство Донегол) был убит по указанию верховного правителя Аэда Ордниде, чтобы отомстить за убийство его брата членами рода Кенел Коналл. После этого члены «общины Колумбы» (muinnter Coluim Cille) прибыли в Темру и совершили ритуальное проклятие правителя. В 833 г. по приказанию Федлимида, сына Кримтанна, правителя Мумана (Мунстера), была разорена обитель Дермаг. Участие в междоусобицах можно рассматривать как признак кризиса конгрегации на фоне возраставшей сканд. агрессии и фактического утверждения в Ирландии примата еп-ства Ард-Маха, которому оказывали поддержку наиболее влиятельные князья. Консолидация власти в Шотландии в руках ирландско-пиктской династии способствовала интеграции шотл. обителей в местную церковную организацию и разрыву связей с ирл. частью конгрегации. Отрывочные упоминания в анналах позволяют полагать, что настоятели И. пытались предотвратить распад «общины Колумбы». С сер. IX в. титул «аббат Ионы» (abbas Iae) в анналах все чаще заменяется титулом «преемник Колумбы» (heres (comarba) Coluim Cille), в к-ром не содержалось указания на конкретную обитель. Аббат Индрехтах (см. Индракт) в 849 г. посетил Ирландию с реликвиями св. Колумбы, а в 854 г. погиб, находясь в Зап. Англии (цель и причины его путешествия неизвестны). Под 865 г. в анналах сообщается о кончине в стране пиктов (in regione Pictorum) Келлаха, сына Айлиля, аббата И. и Келл-Дары. Совмещение должностей настоятелей крупнейших церковных общин указывает на то, что вопреки усилиям руководства не допустить распада конгрегации ее центр постепенно перемещался в Ирландию. В 878 г. реликварий св. Колумбы был доставлен в Ирландию (вероятно, в Кенаннас) «в бегстве от чужеземцев» (ria Gallaibh), т. е. скандинавов.

В VIII-IX вв. конгрегация утратила строго монастырский характер, обители постепенно приобретали черты обычного для Ирландии типа «церковного поселения», совмещавшего функции епископской кафедры, приходской церкви, монашеской общины и светского поселения протогородского типа (см.: Hughes. 1966. P. 134-172; Charles-Edwards T. M. The Church and Settlement // Irland und Europa: Die Kirche im Frühmittelalter / Hrsg. P. Ní Chatháin, M. Richter. Stuttg., 1984. P. 167-175). Руководящие должности во мн. обителях стали наследственными (напр., должность аббата Рехры с кон. VIII в.), нередко один человек совмещал несколько должностей (в анналах упом. об аббате Рехры и Дермага (850), Дайре и др. мон-рей (882)). Признаком интеграции в ирл. церковно-иерархическую систему является передача в 891 г. должности настоятеля И. аббату Ард-Махи Маэл Бригде, сыну Торнана († 927), принадлежавшему к роду Кенел Коналл. Впервые конгрегацию возглавил настоятель иной, более влиятельной церковной общины, в титуле к-рого И. стоял на 2-м месте (comarba Patraic & Coluim Cille). Вероятно, Маэл Бригде не посещал о-в Иона, со времени его избрания местопребыванием руководства конгрегации становится Ирландия (под 947 в анналах указана кончина аббата И. Каэнкомрака, к-рый уже не был «преемником Колумбы» и главой конгрегации).

Резиденция преемников Маэл Бригде, возможно, находилась в Кенаннасе. Прекращение регулярных связей с Шотландией (главной причиной этого считается расселение скандинавов в Зап. Шотландии и на Гебридских о-вах) и опасность распада конгрегации на самостоятельные обители принудили аббатов Кенаннаса подчеркивать непрерывность преемства в «общине Колумбы»: аббат Дубтах (927-938), двоюродный брат Маэл Бригде, носил титул «преемник Колума Килле и Адамнана» (comarba Coluim Cille & Adomnain). В это время была составлена окончательная редакция родословий св. Колумбы и др. настоятелей И. из рода Кенел Коналл. Избрание аббатом монастыря Дуб Дуина (954-959), не принадлежавшего к роду Кенел Коналл, потребовало легендарного обоснования: предок Дуб Дуина якобы построил для св. Колумбы лодку и заслужил благословение святого. Титулатура аббата Мугрона (964-980), названного в анналах «преемником Колума Килле равно в Ирландии и в Шотландии» (comarba Coluim Cille eter Erinn & Albain), отражала лишь притязания руководства конгрегации, утратившей контроль над всеми шотл. церковными общинами, кроме И. Однако положение конгрегации в Ирландии оставалось прочным, укреплялись связи с Ард-Махой: в 990 г. на должность аббата Кенаннаса «с согласия мужей Ирландии и Шотландии» (a comurle fer n-Erenn & Alban) был избран аббат Ард-Махи Дуб Да Лете († 998). Его преемником в Кенаннасе стал Муредах, сын Крихана, занимавший также должность чтеца в Ард-Махе.

Хорошие отношения с верховными правителями из рода Кланн Колман, а также с местными знатными родами (напр., И Ухтан, члены которого занимали руководящие должности в Кенаннасе) способствовали консолидации «общины Колумбы» в пределах Ирландии. Во 2-й пол. X в. упоминаются новые обители, вошедшие в конгрегацию: Мон-Колум (Moin Choluimb, ныне Мун, графство Килдэр) - в «Трехчастном Житии св. Патрикия», Скрин-Колум-Килле (ныне Скрин, графство Мит) - в анналах под 974 г., Сорд (ныне Сордс, графство Дублин) - в анналах под 994 г. Из грамот XI-XII вв., текст к-рых сохранился в «Книге из Келлса» (см. Book of Kells), известно о покровительстве правящих кругов Кенаннасу. В самой ранней грамоте (составлена между 1033 и 1049) утверждается, что верховный правитель («царь Темры») является родичем св. Колумбы и покровителем его церквей в землях Юж. И Нейлов (на этой территории находились Мон-Колум, Сорд и Скрин-Колум-Килле). В XI в. в Кенаннасе окончательно утверждается принцип наследственной передачи должности настоятеля, в т. ч. от отца к сыну (что свидетельствует о прекращении соблюдения целибата). Неизвестно, все ли аббаты были посвящены в сан, или должность настоятеля могли занимать миряне. По наследству передавались и др. важные должности (священник - sacart, глава школы - fer léiginn). В грамоте, составленной между 1073 и 1087 гг., упоминается о наличии в Кенаннасе епископа, однако о существовании кафедры в последующий период нет сведений. Вероятно, руководящие должности давали право на пользование земельными владениями. Этим объясняются содержащиеся в грамотах сведения о торговых сделках, в к-рых участвовали руководители общины. Сохранились также данные о земельных пожалованиях правителей, о существовании в Кенаннасе поселения служителей и ремесленников, о проведении ярмарок (в XII в.).

К X-XI вв. относится возобновление контактов настоятелей Кенаннаса с правителями Шотландии. Под 1034 г. в анналах упоминается о гибели во время возвращения из Шотландии чтеца Макнии Уа Ухтана вместе со свитой из 30 чел., сопровождавших опахало (рипиду - cuilebad) св. Колумбы и 3 реликвии св. Патрикия. К XI в. относятся сведения о святынях, к-рые были связаны с памятью о св. Колумбе: о кресте, подаренном свт. Григорием I Великим, Псалтири (древнеирл. Cathach; в 1090 привезена в Кенаннас для изготовления драгоценного оклада), плаще, посохе (хранился в Дермаге), Евангелии св. Мартина (хранилось в Дайре) и др. (см.: Life of St. Columba. 1874. P. 318-330). В сев.-зап. части Ирландии получило развитие особое почитание св. Адамнана, с к-рым были связаны общины Рат-Эо и Скрин-Адомнан (ныне Скрин, графство Слайго).

В XII в. положение Кенаннаса изменилось. Известно о связях между общинами Кенаннаса, Сорда и Дермага, однако характер этих отношений и степень единства «общины Колумбы» остаются неясными. Функционирование конгрегации осложнялось политической нестабильностью, конфликтами между правителями, к-рые поддерживали обители, принадлежавшие к «общине Колумбы». Ослабление власти правителей из рода Кланн Колман, покровительствовавших Кенаннасу, неблагоприятно сказалось на положении обители. Разделение обл. Миде на неск. княжеств и передача части ее (включая Кенаннас) правителям обл. Брефне из рода И Руарк (1125) вызвали конфликты в регионе. В 30-40-х гг. XII в. обл. Миде стала ареной борьбы между соперничавшими князьями, Кенаннас неоднократно подвергался разграблению. Это привело к фактическому распаду конгрегации. Последним настоятелем Кенаннаса, носившим титул «преемник Колумбы», был Муредах Уа Клукан (ок. 1128-1154) (Herbert. 1988. P. 95-97).

Несмотря на упадок «общины Колумбы», в Сев. Ирландии правители из рода Мак Лохланн, «цари Айлеха», попытались восстановить распавшуюся конгрегацию. При поддержке Домналла Мак Лохланна (1083-1121), сторонника григорианской реформы, руководство общины Дайре стремилось утвердить положение обители как нового центра «общины Колумбы». На Соборе в Рат-Бресале (1111) в Дайре была учреждена епископская кафедра для обл. Кенел-Коналл, к-рая просуществовала до смерти Домналла. Однако обитель Дайре сохранила высокое положение благодаря тому, что архиеп. Ард-Махи Малахия перед отречением от кафедры (1136/37) назначил преемником своего родственника Гиллу Мак Лиага, аббата Дайре. В 1145 г. правителем сев. части Ирландии стал Мурьхертах Мак Лохланн, распространивший свое влияние на значительную часть острова. При поддержке правителя и, вероятно, нового архиеп. Ард-Махи Гиллы Мак Лиага, а также в связи с падением влияния Кенаннаса настоятель (архиннех) Дайре Флатбертах Уа Бролхан (1150-1175) принял титул «преемник Колумбы» и с целью восстановить конгрегацию посетил неск. областей на севере Ирландии (1150-1153). На Соборе в Бри-Мак-Тадге, созванном по инициативе архиеп. Гиллы Мак Лиага (1158), Флатбертаху был поручен верховный надзор за всеми обителями, принадлежавшими к «общине Колумбы», а также он получил статус, равный епископскому. Вероятно, эти права, мало соответствовавшие общему направлению церковной реформы в Ирландии, были дарованы лично Флатбертаху и не могут рассматриваться как попытка воссоздать конгрегацию в прежнем виде. Однако не исключено, что участники Собора освободили «общины Колумбы» от подчинения епископам для создания монастырской конгрегации по континентальному образцу (Herbert. 1988. P. 116). Структура воссозданной «общины Колумбы» остается неясной. Так, основанные Собором в Кенаннасе (1152) епископские кафедры в Кенаннасе и Рат-Эо в соответствии с постановлениями 1158 г. должны были перейти под контроль Флатбертаха, не имевшего сана епископа.

Флатбертах сопровождал Мурьхертаха Мак Лохланна во время путешествия в обл. Миде. В 1161 г. Флатбертах созвал там собрание духовной и светской знати, на к-ром церкви св. Колумбы в Миде и в Лагене (Лейнстере) были объявлены свободными от всех повинностей в пользу светских лиц. После возвращения правителя и настоятеля на север в Дайре были проведены строительные работы по обособлению церковного ансамбля от светского поселения и по сооружению каменной церкви (1162-1164). О влиянии Флатбертаха свидетельствует обращение к нему руководства обители на о-ве Иона с просьбой занять должность аббата мон-ря по приглашению правителя Гебридских о-вов Сомарлида и знати Зап. Шотландии (1164). Однако Флатбертах, вероятно по настоянию архиеп. Гиллы Мак Лиага, отказался от приглашения, сделав невозможным восстановление «общины Колумбы» в прежнем виде.

Оппозиция власти Мурьхертаха Мак Лохланна и гибель правителя (1166) окончательно расстроили планы возрождения конгрегации. Вопреки желанию Флатбертаха тело правителя было погребено в Ард-Махе, а его владения разделены. Новый верховный правитель Руадри Уа Конхобар, живший в Коннахте, принял Дайре под свое покровительство (1168), однако развитию отношений воспрепятствовало англо-нормандское завоевание. По мере захвата англо-нормандцами ирл. территорий обители из «общины Колумбы» отчуждались от конгрегации. В 1176 г. нормандцы разорили Кенаннас и построили здесь укрепление. В 1179 г. Римский папа Александр III закрепил обитель Рехра за канониками кафедрального собора в Дублине, Сорд вошел в состав менсы Дублинской кафедры, Мон-Колум перешел во владение епископства Глендалох. Возможно, еще при жизни Флатбертаха произошел окончательный распад конгрегации. Несмотря на то что аббат Гилла Мак Лиаг Уа Бранан, избранный в 1175 г., носил титул «преемник Колумбы», в действительности он оставался лишь настоятелем Дайре. Тем не менее еще в нач. XIII в. в Сев. Ирландии сохранялись представления о единстве церковных общин И.

В Шотландии

Из-за недостатка источников история «общины Колумбы» в Шотландии в VIII в. почти неизвестна. Предположительно в нач. IX в. княжество Дал-Риада оказалось под властью пиктских правителей, к-рые были обеспокоены наметившейся тенденцией к перенесению центра «общины Колумбы» в Ирландию. Правитель Константин, сын Фергуса († 820), основал новую обитель в Дун-Каллене (ныне Данкелд), к-рая, возможно, рассматривалась как альтернатива Кенаннасу в Шотландии (Woolf A. From Pictland to Alba, 789-1070. Edinb., 2007. P. 64-65). Согласно «Шотландской хронике» (X в.), правитель Кинаэд (Кеннет) мак Алпин (842-858) объединил Шотландию, создав гос-во Альба, и перенес в Дун-Каллен мощи св. Колумбы (Hudson B. T. «The Scottish Chronicle» // Scottish Historical Rev. Edinb., 1998. Vol. 77. P. 148). Исследователи указывают на основополагающее значение этого события для формирования единой шотл. государственности и шотл. этнического самосознания в целом (см.: Bannerman J. The Scottish Takeover of Pictland and the Relics of Columba // Spes Scotorum. 1999. P. 71-94; Broun D. Dunkeld and the Origin of Scottish Identity // Ibid. P. 95-111). По мнению Дж. Баннермана, Кинаэд стремился к отделению шотл. части «общины Колумбы», к-рая могла стать основой независимой церковной иерархии в Альбе (Bannerman. 1993. P. 42-43; Woolf A. From Pictland to Alba. 2007. P. 98-101). Вероятно, в IX в. настоятель Дун-Каллена стоял во главе Церкви в Шотландии - под 865 г. в ирл. анналах упоминается о Туатале, сыне Артгуса, «верховном епископе Фортриу и аббате Дун-Каллена» (prim-epscop Fortrenn & abbas Duin Caillenn). Неизвестно, входил ли еп. Туатал в руководство «общины Колумбы», которое в этот период размещалось либо на о-ве Иона, либо в Ирландии. О значении Дун-Каллена свидетельствует запись в «Шотландской хронике» о разорении скандинавами «Дун-Каллена и всей Альбы» (Hudson B. T. The Scottish Chronicle // Scottish Historical Rev. 1998. P. 150), однако в 905/6 г. правитель Константин II заключил соглашение с Келлахом, еп. Кеннригмонада (ныне Сент-Андрус), к-рое привело к возвышению кафедры в Кеннригмонаде. Тем не менее связи между правящими кругами Альбы и аббатами «общины Колумбы» оставались прочными: усыпальницей шотл. правителей IX-XI вв. служил мон-рь на о-ве Иона (Woolf A. From Pictland to Alba. 2007. P. 198). Неизвестно, в какой степени сохранялись в Шотландии структуры конгрегации св. Колумбы, однако источники свидетельствуют о том, что аббаты Дун-Каллена были важными персонами (напр., записи в ирл. анналах под 873 и 965 гг.). Сын аббата Кринана († 1045) и Беток, дочери кор. Маэл Колума (Малькольма) II, Доннхад I (1034-1040), стал основателем шотл. королевской династии. По мнению исследователей, Кринан мог принадлежать к ирл. роду Кенел Коналл (Ibid. P. 249-252). О значимости Дун-Каллена как центра почитания св. Колумбы в IX-X вв. свидетельствуют упоминания в ранней части англосакс. перечня гробниц святых (Rollason D. W. Lists of Saints' Resting-Places in Anglo-Saxon England // Anglo-Saxon England. Camb., 1978. Vol. 7. P. 62, 83, 87) и в Житии св. Катроэ (Chronicles of the Picts, Chronicles of the Scots, and Other Early Memorials of Scottish History / Ed. W. Skene. Edinb., 1867. P. 109, 111). В Шотландии сохранились многочисленные топонимы с именами св. аббатов И. (чаще всего Колумбы и Адамнана) и сведения о посвященных этим святым церквах. Наибольшая их концентрация наблюдается в обл. Аргайл (Зап. Шотландия), вокруг Данкелда и в вост. части Шотландии (средневек. еп-ство Абердин). Несмотря на то что эти данные относятся к более позднему времени, они дают представление о локализации церквей «общины Колумбы» в гос-ве Альба (Taylor S. Seventh-Century Iona Abbots in Scottish Place-Names // Spes Scotorum. 1999. P. 35-70). После церковной реформы XII в. Данкелдская кафедра утратила особое церковно-политическое положение, однако оставалась центром почитания св. Колумбы как защитника Шотландии. Эта традиция получила продолжение в деятельности каноников (впосл. монахов) основанного в XII в. приората св. Колумбы на о-ве Инчколм (Clancy T. O. Columba, Adomnán, and the Making of Scotland // Ibid. P. 24-27).

В ирл. анналах содержатся сведения о крупной церковной общине на о-ве Иона в X-XI вв. В 979 г. Олаф (Амлав), сканд. король Дублина, удалился на остров для совершения епитимии и вскоре там скончался. От XI в. также сохранились сведения о паломничестве из Ирландии на о-в Иона (напр., еп. Кетернаха в 1047). В 986 г. отряд скандинавов разграбил обитель и убил аббата с 15 старцами, однако Сигурд, ярл Островов, отомстил за святотатство. Связи насельников мон-ря со скандинавскими правителями нашли отражение в эпитафии на древненорвеж. языке на кладбище Религ-Одран (см.: Adomnán of Iona. 1991. Р. 83-84). О значении обители свидетельствует титулование в ирл. анналах аббата Фланнабры († 1025) «преемником [Колумбы] на Ионе» (comarba Ia). По свидетельству Ордерика Виталия, мон-рю оказывала покровительство шотл. кор. св. Маргарита (1070-1093): «Среди прочих благих дел, которые совершила благородная госпожа: монастырь Иона... разрушенный силою времени и бурями сражений, верная королева отстроила и восстановила, пожаловав монахам богатые дары для совершения Божьих дел» (Ordericus Vitalis. Hist. eccl. VIII 22 // Idem. Historiae ecclesiasticae libri XXX / Ed. A. le Prévost. P., 1845. T. 3. P. 398-399). В 1098 г. кор. Норвегии Магнус III (1093-1103), закрепляя власть Норвегии над Гебридскими о-вами, посетил «Святой остров [Иону] и обещал мир и безопасность всем людям и сохранность всему добру» (Снорри Стурлусон. Круг Земной / Изд. подгот.: А. Я. Гуревич и др. М., 1980. С. 202).

В 1156 г. о-в Иона вошел в состав владений правителя Гебридских о-вов Сомарлида, который попытался возобновить отношения между монастырем И. и ирл. конгрегацией с центром в Дайре (1164). В состав направленной в Ирландию делегации входили архипресвитер (sacart mór), глава школы (fer léiginn), настоятель пустыни (dísertach) и глава общины Кели Де. Шотл. кор. Вильгельм I Лев, опасаясь союза Сомарлида с ирл. князьями, конфисковал принадлежавшие И. церкви в обл. Галловей. Несмотря на это, аббаты И. продолжали поддерживать отношения с ирл. князьями и со сканд. правителями островов (записи в анналах под 1174, 1188, 1200 гг.). В 1203 г. Рагналл, сын Сомарлида, при поддержке аббата Келлаха преобразовал обитель в бенедиктинский мон-рь, учреждение к-рого было подтверждено папской грамотой от 9 дек. 1203 г. Введение иностранного устава вызвало негативную реакцию ирл. иерархов, к-рые сочли, что реформа была проведена «безо всякого на то права, в оскорбление общины Ионы» (gach nach dligedh, tar sarughudh muinnteri Ia). Согласно «Ольстерским анналам», церковные иерархи из Сев. Ирландии, в т. ч. аббат Дайре Амалгад Уа Фергал, «разрушили монастырь в соответствии с правом Церкви» (do reir dlighidh na h-ecailsi), после чего Амалгад вступил во владение обителью «по выбору скандинавов и ирландцев». По мнению Р. Шарпа, захват И. ирл. клириками был последней попыткой сохранить остатки «общины Колумбы», удерживая контроль над островом (Adomnán of Iona. 1991. Р. 85). Однако попытка оказалась неудачной - бенедиктинский мон-рь был вскоре восстановлен (упом. в папской грамоте 1249 г.), на острове возникла также жен. августинская обитель, настоятельницей к-рой стала дочь Сомарлида Беатриса (Бетаг). В XIII-XV вв. мон-рь И., не был подчинен никакому еп-ству, являлся крупным духовным и культурным центром, усыпальницей правителей и клановых вождей Зап. Шотландии и Гебридских о-вов. К этому времени относится строительство архитектурного ансамбля муж. мон-ря с однонефной церковью с трансептом и башней над средокрестием, клуатром, залом капитула, дормиторием и др. помещениями (реставрированы в 1938-1959 под рук. И. Линдсея), а также создание многочисленных резных надгробий. От XIII в. сохранились руины комплекса жен. обители (2-нефный храм, клуатр, рефекторий, зал капитула) и приходская ц. св. Ронана. В 1499 г. мон-рь был подчинен еп-ству Содора и о-ва Мэн, после чего на о-ве Иона разместилась епископская кафедра. После Реформации в Шотландии (1560-1561) аббатство продолжало функционировать как резиденция епископа, однако в XVII в. пришло в упадок, в 1642 г. сторонники пресвитерианства повредили монастырские здания. Дж. Кемпбелл, 8-й герцог Аргайл (1823-1900), передал руины аббатства пресвитерианской Шотландской Церкви, после чего были начаты восстановительные работы. С 1938 г. реставрацию монастыря продолжила экуменическая организация «Общество Ионы» (Iona Community), которая в наст. время располагается в аббатстве, находящемся в собственности правительственного агентства исторических памятников (Historic Scotland).

Культурное наследие конгрегации И.

свидетельствует о большом значении «общины Колумбы» в раннесредневековой истории Ирландии и Шотландии. Особенно важными являются лит. произведения, создававшиеся в различных обителях св. Колумбы. Многие из этих сочинений содержат ценные сведения о конгрегации. Ряд произведений VII-XII вв. несомненно был связан с И., однако действительное значение конгрегации в развитии ирл. лит-ры установить сложно, из-за того что большинство памятников (сочинения по богословию, экзегезе, грамматике, поэтические произведения) не атрибутировано. Так, активное участие И. в «пасхальных спорах» дает возможность предположить, что члены конгрегации занимались компутистикой (вычислениями, связанными с пасхалией), но состояние источников не позволяет судить об уровне астрономических и математических знаний насельников И. Использование трудов по грамматике и экзегезе в ирл. сборнике канонов, одним из составителей которого был мон. Ку Кумне († 748), косвенно свидетельствует о значении И. как крупного центра лат. книжности в раннесредневековой Европе (Ó Cróinín D. Hiberno-Latin Literature to 1169 // A New History of Ireland. Oxf.; N. Y., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland. P. 391-392).

"Ковровая страница" из Евангелия из Дурроу. 2-я пол. VII в. (Trinity College, Dublin. A. 4. 5/57. Fol. 3v)
"Ковровая страница" из Евангелия из Дурроу. 2-я пол. VII в. (Trinity College, Dublin. A. 4. 5/57. Fol. 3v)

"Ковровая страница" из Евангелия из Дурроу. 2-я пол. VII в. (Trinity College, Dublin. A. 4. 5/57. Fol. 3v)
С И. связано происхождение важнейшего исторического источника - «Хроники Ирландии», ставшей основой средневек. ирл. анналов. В наст. время признанным считается факт начала ирл. летописания на о-ве Иона во 2-й пол. VI в. (Smyth A. P. The Earliest Irish Annals: Their First Contemporary Entries, and the Earliest Centres of Recording // Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. Dublin, 1972. Vol. 72. P. 33-36; The Chronicle of Ireland. 2006. P. 7-9) или во 2-й пол. VII в. (Hughes K. Early Christian Ireland: Introd. to the Sources. L., 1972. P. 142). Сохранившиеся версии анналов восходят к экземпляру летописи, доставленному ок. 740 г. в Ирландию (в Ард-Маху или Беннхор). В погодных записях VI-VIII вв., составленных на о-ве Иона, заметен интерес к событиям не только в Ирландии и в шотл. Дал-Риаде, но и в стране пиктов и Нортумбрии, что соответствует данным о широком распространении «общины Колумбы» на Британских о-вах.

В сер. VII в. аббат Куммене († 669) составил одно из самых ранних ирландских агиографических произведений, «Книгу о чудесах св. Колумбы», от к-рой сохранился лишь фрагмент (Adamnani Vita Columbae. III 5). Расцвет лат. книжности И. связан с именем аббата Адамнана, составителя Жития св. Колумбы, одного из самых известных памятников гиберно-лат. лит-ры. Из Жития св. Колумбы, а также из трактата «О святых местах» (De Locis Sanctis; описания святынь Палестины по рассказам еп. Аркульфа, посетившего И.), др. сочинения Адамнана, известно о том, что в мон-ре находилось богатое книжное собрание, включавшее не только лат. произведения христ. писателей, но и труды классических авторов (Brüning. 1917; O'Loughlin. 1994). Впосл. были составлены версии Жития св. Колумбы на лат. и ирл. языках, а также Жития др. св. аббатов И.- Байтене (лат., не датировано) и Адамнана (ирл., ок. 960). Книжник Ку Кумне принял участие в составлении сборника церковных канонов (Collectio Canonum Hibernensis), важнейшего источника по истории Церкви в Ирландии, к-рый оказал влияние на континентальное каноническое право (Kenney. 1929. P. 247-250). Авторству Ку Кумне также приписывается самый ранний лат. гимн в честь Богоматери (Cantemus in omni die). Кроме «Похвалы Колуму Килле», одного из древнейших лит. произведений на древнеирл. языке, сохранились 2 поэмы в честь св. Колумбы, написанные неким Бекканом (возможно, «отшельником Бекканом», к-рый наряду с аббатом Сегене был адресатом послания Куммиана (ок. 630)). Среди позднейших (XI-XII вв.) ирл. произведений, связанных с «общиной Колумбы»,- повести «Плавание Снедгуса и Мак Риаглы» и «Видение Адамнана».

Реликварий из Монимаска. VIII в. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург)
Реликварий из Монимаска. VIII в. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург)

Реликварий из Монимаска. VIII в. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург)
Достижения конгрегации И. отмечены в области искусства - книжном оформлении и миниатюре, резьбе по камню (Richardson H. Visual Arts and Society // A New History of Ireland. 2005. Vol. 1. P. 698). С ранним этапом истории конгрегации связана одна из древнейших ирл. рукописей - т. н. Катах (Боевой), или Псалтирь св. Колумбы, к-рая датируется нач. VII в. (по преданию, создана св. Колумбой) (Royal Irish Academy. 12 R 33). Ряд иллюминированных рукописей предположительно был выполнен на Линдисфарне и в др. обителях «общины Колумбы» в Нортумбрии, напр. фрагменты Евангелия сер. VII в. (Cathedral Library, Durham. A. II. 10; C. III. 13; C. III. 20) и Линдисфарнское Евангелие (ок. 698; Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero D. IV). К этому же кругу скрипториев относится Евангелие из Дурроу (2-я пол. VII в.; Trinity College. Dublin. A. 4. 5 (57)). Как выдающийся памятник ирл. искусства известна роскошно оформленная «Книга из Келлса» (ок. 800?; Ibid. A. 1 (58)), вероятно созданная на о-ве Иона или в Кенаннасе. Предположительно эта рукопись почиталась в средние века как «Великое Евангелие Колума Килле». Возникший под влиянием И. «гиберно-саксонский» декоративный стиль господствовал в Нортумбрии даже после завершения ирландской миссии (рукописи «Даремского Кассиодора» (ок. 730; Cathedral Library, Durham. B. II. 30) и «Санкт-Петербургского Беды» (ок. 740; РНБ. Lat. Q. v. I. 18)) и оказал влияние на каролингскую миниатюру («франко-саксонский стиль»).

Возможно, с конгрегацией И. связано происхождение резных «высоких крестов» (англ. high crosses; наиболее ранние (нач. IX в.) образцы находятся в Келлсе (Южный крест), в Килдалтоне (о-в Айла, Внутренние Гебриды) и на о-ве Айона (фрагменты Креста св. Иоанна, Крест св. Мартина) - Stevenson R. B. K. The Chronology and Relationships of Some Irish and Scottish Crosses // J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Dublin, 1956. Vol. 86. N 1. P. 85-89; Werner M. On the Origin of the Form of the Irish High Cross // Gesta. N. Y., 1990. Vol. 29. P. 98-110). Однако др. исследователи предлагают датировать кресты на о-ве Айона и в Келлсе более поздним временем (Richardson H. Visual Arts and Society // A New History of Ireland. 2005. Vol. 1. P. 708). Из памятников ювелирного искусства, связанных с И., известен реликварий из Монимаска (VIII в.; Национальный музей Шотландии, Эдинбург), к-рый отождествляется исследователями с почитавшимся в средневек. Шотландии реликварием св. Колумбы (Brecbennoch). В оформлении реликвария заметно влияние не только ирландского, но и пиктского и англосакс. искусства.

Раскопки, неоднократно проводившиеся на о-ве Айона, дали пока лишь ограниченный материал, к-рый относится к раннесредневек. периоду (O'Sullivan J. Iona: Archaeological Investigations, 1875-1996 // Spes Scotorum. 1999. P. 215-243). Из архитектурных сооружений сохранились раннесредневек. капелла св. Колумбы (в составе ансамбля бенедиктинского аббатства XIII-XVI вв.), а также капелла на кладбище св. Орана (Одрана) (Reilig Odhrain) с гиберно-романским порталом XII в. Предположительно эти капеллы датируются IX-X вв., лаконичная архитектура и скудные археологические данные не дают оснований для более точной датировки (Argyll. 1982. P. 41-43). Более значительные памятники сохранились в Келлсе: 2-этажная церковь (т. н. дом св. Колумбы; вероятно, сооружена в IX в., перестроена в XI в.) и «круглая башня» (до 1076), а также 4 «высоких креста» (см.: Halpin A., Newman C. Ireland: An Oxford Archaeological Guide to Sites from Earliest Times to AD 1600. Oxf.; N. Y., 2006. P. 304-308). Крупный церковный ансамбль, построенный в 60-х гг. XII в. в Дайре под рук. аббата Флатбертаха, не сохранился (предположительно находился на месте католич. ц. св. Колумбы (Long Tower church) в Лондондерри).

Ист.: Adomnan's Life of Columba / Ed. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Edinb., 1961; Adomnán of Iona. Life of St. Columba / Transl. R. Sharpe. Harmondsworth (Middlesex), 1991; Iona: The Earliest Poetry of a Celtic Monastery / Transl. T. O. Clancy, G. Márkus. Edinb., 1995; Betha Adamnáin: The Irish Life of Adamnán / Ed. M. Herbert, P. Ó Riain. Dublin, 1988; The Chronicle of Ireland / Transl., introd., not.: T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006.
Лит.: Life of St. Columba, Founder of Hy, Written by Adamnan / Ed. W. Reeves. Edinb., 1874; Archibald J. The Historic Episcopate in the Columban Church and in the Diocese of Moray. Edinb., 1893; Macmillan A., Brydall R. Iona: Its History, Antiquities, etc. L., 1898; Trenholme E. C. The Story of Iona. Edinb., 1909; Brüning G. Adamnans Vita Columbae und ihre Ableitungen // Zschr. für celtische Philologie. Halle, 1917. Bd. 11. S. 213-304; Thrall W. F. The Historical Setting of the Legend of Snedgus and Mac Riagla // Stud. in Philology. Chapel Hill, 1925. Vol. 22. P. 347-382; Simpson W. D. The Historical Saint Columba. Aberdeen, 1927; Hannan Th. Iona and Some of Its Satellites. L.; Edinb., 1928; Kenney J. F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929. Vol. 1: Ecclesiastical. P. 245-246, 263-265, 269-270, 284-287, 422-448, 629-631, 640-641, 753-756; Duke J. A. The Columban Church. L., 1932; Anderson A. O., Anderson M. O. Introduction // Adomnan's Life of Columba. 1961. P. 1-175; Bullough D. A. Columba, Adomnan, and the Achievement of Iona // Scottish Historical Rev. Edinb., 1964. Vol. 43. P. 111-130; 1965. Vol. 44. P. 17-33; Hughes K. The Church in Early Irish Society. L., 1966. P. 57-78; eadem. Early Christianity in Pictland // Eadem. Celtic Britain in the Early Middle Ages / Ed. D. Dumville. Woodbridge, 1980. P. 38-52; Dilworth M. Iona Abbey and the Reformation // Scottish Gaelic Studies. L., 1971. Vol. 12. P. 77-109; Bannerman J. Studies in the History of Dalriada. Edinb.; L., 1974; idem. Comarba Coluim Chille and the Relics of Columba // The Innes Rev. Glasgow, 1993. Vol. 44. N 1. P. 14-47; Barber J. W. et al. Excavations on Iona, 1979 // Proceedings of the Society of Antiquaries of Scotland. 1981. Vol. 111. P. 282-380; Argyll: An Inventory of Monuments. Edinb., 1982. Vol. 4: Iona; Ní Dhonnchadha M. The Guarantor List of Cáin Adomnáin, 697 // Peritia. Turnhout, 1982. Vol. 1. P. 178-215; Picard J. M. The Purpose of Adomnán's Vita Columbae // Ibid. P. 160-177; idem. The Schaffhausen Adomnán - A Unique Witness to Hiberno-Latin // Ibid. P. 216-249; MacDonald A. D. S. Aspects of the Monastery and Monastic Life in Adomnán's Life of Columba // Peritia. 1984. Vol. 3. P. 271-302; idem. Iona's Style of Government among the Picts and Scots: The Toponymic Evidence of Adomnán's Life of Columba // Ibid. 1985. Vol. 4. P. 174-186; Enright M. J. Royal Succession and Abbatial Prerogative in Adomnán's Vita Columbae // Ibid. P. 93-103; idem. Iona, Tara, and Soissons: The Origin of the Royal Anointing Ritual. B.; N. Y., 1985; idem. Further Reflections on Royal Ordinations in the Vita Columbae // Ogma: Essays in Celtic Studies in Honour of P. Ní Chatháin / Ed. M. Richter, J.-M. Picard. Dublin, 2002. P. 20-35; Herbert M. Iona, Kells and Derry: History and Hagiogaphy of the Monastic Familia of Columba. Oxf., 1988; Meyvaert P. The Book of Kells and Iona // The Art Bull. N. Y., 1989. Vol. 71. N 1. P. 6-19; O'Loughlin T. The Library of Iona in the Late Seventh Century: The Evidence from Adomnán's De Locis Sanctis // Ériu. Dublin, 1994. Vol. 45. P. 33-52; Aubert R. Iona // DHGE. 1995. T. 25. Col. 1398-1400; MacArthur E. M. Columba's Island: Iona from Past to Present. Edinb., 1995; Stalley R. The Tower Cross at Kells // The Insular Tradition / Ed. C. E. Karkov, M. Ryan, J. T. Farrell. Albany, 1997. P. 115-142; Studies in the Cult of St. Columba / Ed. C. Bourke. Dublin, 1997; Veitch K. The Columban Church in Northern Britain, 664-717: A Reassessment // Proc. of the Society of Antiquaries of Scotland. 1997. Vol. 127. P. 627-647; idem. The Alliance between Church and State in Early Medieval Alba // Albion. Holland (Mich.), 1998. Vol. 30. N 2. P. 193-220; Dumville D. N. Derry, Iona, England and the Governance of the Columban Church // Derry and Londonderry: History and Society / Ed. G. O'Brien. Dublin, 1999. P. 91-114; Etchingham C. Church Organisation in Ireland, A. D. 650 to 1000. Maynooth, 1999; Richter M. Ireland and Her Neighbours in the 7th Century. Dublin, 1999. P. 48-88; Spes Scotorum = Hope of Scots: Saint Columba, Iona and Scotland / Ed. D. Broun, T. O. Clancy. Edinb., 1999; Byrnes M. The Árd Ciannachta in Adomnán's «Vita Columbae»: A Reflection of Iona's Attitude to Síl nÁeda Sláine in the Late 7th Century // Seanchas: Studies in Early and Medieval Irish Archeology, History and Literature in Honour of F. J. Byrne / Ed. A. P. Smyth. Dublin, 2000. P. 127-136; Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 242-343; Lacey B. Colum Cille and the Diocese of Derry // History of the Diocese of Derry from Earliest Times / Ed. H. A. Jefferies, C. Devlin. Dublin, 2000. P. 17-29; Walker F. A., Sinclair F. Argyll and Bute. L., 2000. P. 509-527. (The Buildings of Scotland); Adomnán at Birr: Essays in Commemoration of the Law of the Innocents / Ed. T. O'Loughlin. Dublin, 2001; Orschel V. Mag nEó na Sacsan: An English Colony in Ireland in the Seventh and Eighth Centuries // Peritia. 2001. Vol. 15. P. 81-107; Clancy T. O. Diarmait sapientissimus: The Career of Diarmait dalta Diagre, Abbot of Iona // Ibid. 2003/2004. Vol. 17/18. P. 215-232; idem. Iona in the Kingdom of the Picts: A Note // The Innes Rev. 2004. Vol. 55. P. 73-76; Fraser J. E. Adomnán, Cumméne Ailbe and the Picts // Peritia. 2003/2004. Vol. 17/18. P. 183-198; idem. From Caledonia to Pictland: Scotland to 795. Edinb., 2009; Tanaka M. Iona and the Kingship of Dál Riata in Adomnán's Vita Columbae // Peritia. 2003/2004. Vol. 17/18. P. 199-214; Хендерсон И. Пикты: Таинственные воины древней Шотландии / Пер.: Н. Ю. Чехонадская. М., 2004. С. 49-58, 83-106.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Монастыри Древней Церкви Иона, монастырь, в средние века центр монастырской конгрегации; находится на острове Айона в архипелаге Внутренние Гебриды (у зап. берега Шотландии)
См.также:
АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь
АВРААМИТОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ в честь Пресвятой Богородицы мон-рь в К-поле
АКИМИТЫ (неусыпающие) (V в.), монашеская община последоват. св. Александра К-польского
АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО МОНАСТЫРЬ распол. в Аравийской пустыне