Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОВИН
Т. 25, С. 352-353 опубликовано: 10 ноября 2015г.


ИОВИН

[лат. Jovinus, Joevinus; бретон. Jaoua; франц. Joevin] (VI в.?), св. (пам. зап. 2 марта), по преданию, 2-й епископ Леона (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция). Самое раннее упоминание об И. содержится в Житии св. Павла Аврелиана, составленном в 884 г. мон. Урмоноком. И. назван среди спутников Павла, сопровождавших его в плавании из Британии в Арморику (Бретань). Состарившись, Павел Аврелиан передал И. управление епископской кафедрой, однако он через год скончался. По мнению Ж. Лота, приведенная Урмоноком форма имени И. (Jahoevius) близка к первоначальной, к-рая могла означать «веселый юноша». Память «Иоевина, епископа и исповедника» под 2 марта содержится в печатном бревиарии Леонского еп-ства 1516 г. В этот день совершалась общая служба епископу-исповеднику с 9 чтениями.

В 1668 г. болландисты опубликовали 2 агиографических текста, посвященных И.: чтения из бревиария Леонского еп-ства и лат. перевод Жития, составленного доминиканцем Альбером Ле Граном для сб. «Жития святых армориканской Британии» (1637). По мнению болландистов и Г. А. Лобино, чтения не имеют самостоятельного значения, т. к. основаны на сочинении Альбера. Альбер Ле Гран ссылается на несохранившиеся источники - чтения из средневек. легендария еп-ства Леон и сочинение Ива Ле Грана, каноника кафедрального собора в Сен-Поль-де-Леон, к-рый в 1472 г. собрал сведения о нек-рых бретон. святых. Лобино критически относился к сведениям Ива Ле Грана, назвав их «дурными выдумками, которые по большей части невозможно серьезно читать». Тем не менее современные исследователи полагают, что каноник заимствовал информацию из средневек. Житий, впосл. утраченных (Bourgès. 1995). Мнение о том, что чтения из бревиария «очевидно списаны» из сочинения Альбера Ле Грана, также представляется спорным (в чтениях отсутствуют упоминания о нек-рых важных эпизодах, описанных Альбером), однако в обоих текстах заметны следы поздних переработок (напр., указан год кончины И. (ок. 554)). Источники Альбера Ле Грана предположительно восходят к несохранившемуся Житию И., которое могло быть составлено в XI - 1-й пол. XII в. на территории Леонского еп-ства. Возможным основанием для датировки служит упоминание о рукоположении И. св. Самсоном, «архиепископом Дольским» и «митрополитом Бретани» (между IX в. и 1130 г. Леонское еп-ство находилось в юрисдикции архиеп-ства Доль). Последовательное «осовременивание» реалий (И. представлен как каноник кафедрального капитула; являясь насельником мон-ря, он одновременно управляет особым приходом и т. д.) могло быть результатом более поздних переработок, как и упоминание об основании И. аббатства Даулас (в действительности основано во 2-й пол. XII в.). Реконструкция первоначального Жития представляется невозможной из-за неясной истории текста (напр., рассказ о злом правителе первоначально мог относиться к св. Тадеку) и позднего характера существующих переработок. Ж. Лот указал на то, что имена, под к-рыми И. был известен в поздней традиции (Joevinus, Jaoua, Joavan), не тождественны форме Jahoevius и, т. о., в основе легенды об И. могли лежать образы неск. святых. Ж. Эвену предположил, что в Житии, составленном Альбером, следует различать 3 агиографических персонажей: ученика св. Павла Аврелиана, епископа Леонского и подвижника, чья гробница почиталась близ сел. Плувьен. Однако впосл. исследователь признал, что предание, изложенное Альбером Ле Граном, скорее всего не содержит достоверных сведений о святом.

Св. Иовин. Скульптура в капелле св. Иовина в сел. Плувьен, Франция. XV в.
Св. Иовин. Скульптура в капелле св. Иовина в сел. Плувьен, Франция. XV в.

Св. Иовин. Скульптура в капелле св. Иовина в сел. Плувьен, Франция. XV в.
Согласно Альберу Ле Грану, И. род. в Ирландии и был племянником св. Павла Аврелиана по матери. Агиограф называет имена деда И., правителя Тинидора, и его дяди, св. Тененана. После обучения в Британии у Павла Аврелиана он вернулся домой, и отец пожелал, чтобы он вступил в брак, однако И. стремился к монашеской жизни. Узнав, что Павел с 12 спутниками отправились в Арморику, он последовал за наставником. Прибыв в обл. Корнуай, И. был принят Иудулом, аббатом мон-ря Ландевеннек. После принесения обетов И. с разрешения аббата направился к Павлу, к-рый рукоположил его во пресвитера. Живя в мон-ре, И. также управлял приходом Браспар, мн. жители к-рого придерживались языческих обычаев. Племянник благочестивого и могущественного правителя Арастагна, будучи язычником, ненавидел монахов и хотел изгнать их из Корнуая. Воспользовавшись тем, что аббаты местных мон-рей собрались в одной церкви, он велел воинам окружить храм и истребить духовенство. Среди прочих погибли аббаты Тадек и Иудул, однако И. спасся и укрылся в Браспаре. В наказание злой правитель был одержим демонами, из моря вышел дракон и опустошил его земли. Старейшины послали гонцов к Павлу Аврелиану, умоляя избавить их от напасти. Испытывая сострадание к грешникам, святой отправился в путь. По дороге ему явился ангел, к-рый повелел не задерживаться, обещая благополучный исход дела. В местности Гар (у Альбера - Coatgarz; близ совр. сел. Даулас) Павел встретился с И., к-рый по его повелению извел из земли источник. Укротив дракона, Павел Аврелиан обратил к покаянию правителя, к-рый принял крещение от И. Когда Арастагн узнал об этом, он построил на том месте, где погибли аббаты, мон-рь Даулас, 1-м настоятелем стал И. Однако диавол, недовольный подвигами И. и тем, что он просвещал окрестных жителей, побудил нек-рых «негодяев» (garnemens) постоянно досаждать святому. И. отказался от настоятельства, передал полномочия аббата сыну Арастагна Тусвеану, и отправился к св. Павлу, к-рый назначил его каноником собора и впосл., удалившись в мон-рь, передал ему епископскую кафедру. Тем временем в Корнуае начался голод. Осознав неблаговидность своих поступков, жители попросили И. вернуться. После того как И. посетил Корнуай, голод прекратился. На обратном пути святой остановился в приходе Браспар, почувствовав приближение смерти. Павел Аврелиан чудесным образом узнал об этом и прибыл к И., чтобы преподать ему таинства. Тело И. положили на повозку, запряженную быками. Быки потащили повозку, и в том месте, где они остановились, был похоронен святой. Впосл. над могилой И. была построена церковь, мощи святого перенесли в собор в Сен-Поль-де-Леон.

На рубеже XV и XVI вв. над могилой И. в окрестностях сел. Плувьен близ совр. г. Бреста была построена капелла во имя святого, вокруг которой позднее возник целый комплекс (enclos paroissial), включавший источник, оссуарий и кальварию (XVII в.). В капелле находится скульптурная гробница с фигурой И. в епископском облачении, выдержанная в стиле поздней готики (XV в.). В 1897 г. гробница была открыта, внутри обнаружен каменный саркофаг с частицами мощей святого. Фрагменты реликвий были переданы в собор в Сен-Поль-де-Леон и в приходские церкви в Плувьене и Браспаре.

До XIX в. память И. отмечалась в еп-ствах Леон (под 2 марта) и Рен (под 8 июля), впосл. почитание святого существовало в еп-стве Кемпер и Леон. С 1989 г. память И. отмечается только в нек-рых приходах еп-ства.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 138-141; Vie de S. Paul de Léon / Éd. Ch. Cuissard // Revue celtique. 1881/1883. T. 5. P. 437, 452-453; Albert Le Grand. Les vies des saints de la Bretagne Armorique. Quimper, 1901r. P. 52-58; Lobineau G.-A. Les vies des saints de Bretagne. Rennes, 1725. P. 71-72.
Лит.: Duine F. Bréviaires et missels des églises et abbayes bretonnes de France antérieurs au XVIIe siècle // Bull. et mémoires de la Société archéol. du département d'Ille-et-Vilaine. Rennes, 1906. Vol. 35. P. 152-157; idem. Mémento des sources hagiographiques de l'histoire de Bretagne // Ibid. 1918. T. 46. P. 317-318; Loth J. Les noms des saints bretons. P., 1910. P. 69, 134; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. Vol. 3. P. 333-335; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 380-381; Évenou J. Giovino // BiblSS. T. 6. Col. 1074-1075; idem. Joévin ou Jaoua // DHGE. T. 27. Col. 1415-1416; Prigent Ch. Pouvoir ducal, religion et production artistique en Basse-Bretagne, 1350-1575. P., 1992. P. 203-204, 414; Bourgès A.-Y. Archéologie du Mythe: Hagiographie du Bas Moyen Âge et origines fabuleuses de quelques lignages de la noblesse bretonne // Kreiz. Brest, 1995. Vol. 4. P. 5-28; Royer E., Bigot J. Les chapelles bretonnes. P., 1999. P. 36.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Иовин (VI в.?), святой (пам. зап. 2 марта), по преданию, 2-й епископ Леона
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)