Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАХАЗ
Т. 25, С. 223-224 опубликовано: 28 октября 2015г.


Содержание

ИОАХАЗ

[Иохаз; евр.  ,   греч. ᾿Ιωάχαζ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства.

Иоахаз

(ок. 814-800 гг. до Р. Х.), 11-й израильский царь, сын и преемник царя Ииуя (4 Цар 10. 35; 13. 1-9). Исследователи предлагают 2 др. датировки его правления: 815-802 гг. до Р. Х. (Hobbs. 1992. P. 659) или 814-798 гг. до Р. Х. (Тантлевский. С. 223). В 4 Цар 13. 1 правление И. соотносится с царствованием иудейского царя Иоаса (ок. 835-796 гг. до Р. Х.) и составляет 17 лет (вероятно, И. был соправителем своего отца в течение 3 лет).

В начале правления И. страна была ослаблена из-за регулярных военных столкновений с арам. царством Дамаска, к-рое, испытывая давление на востоке со стороны ассирийцев, расширяло экспансию на запад, в т. ч. и в Израиль. В результате сражений Израиль потерял большую часть своей территории и численность его армии уменьшилась; она составила «пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших» (4 Цар 13. 7). Пророчество из Книги прор. Амоса (Ам 1. 3) о жестокости арамеев, по мнению мн. комментаторов, вероятно, отражает события этого периода (Paul S. M., Cross F. M. Amos: A Comment. on the Book of Amos. Minneapolis, 1991. P. 48). Упадок Израиля в правление И. и его зависимость от арам. Дамаска также отражены в цикле пророческих историй, связанных с прор. Елисеем (4 Цар 5-7, особенно 4 Цар 6. 26-30 - Hobbs. 1985. P. 80). Избавление Израиля от гнета арамеев началось в 805 г. до Р. Х. благодаря военной кампании ассир. царя Ададнирари III. Его войска разграбили и опустошили Дамаск (ANET. P. 81-82).

Сообщение о правлении И. в 4-й Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, к-рый «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама» (4 Цар 13. 2). Однако далее сказано, что, когда арамеи притесняли Израиль, И. помолился «лицу Господню» (4 Цар 13. 4). Т. о., И. оказался единственным израильским царем, о к-ром из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа (евр.  ). Господь услышал молитву И. и даровал израильтянам «избавителя» ( ) или «спасителя» - 4 Цар 13. 5) от арамеев. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени, напр. на Ададнирари III. Вероятно, автор 4 Цар 13. 5 предпочитал не именовать ассир. царя как «избавителя» Израиля по имени (Haran M. The Rise and Decline of the Empire of Jeroboam ben Joash // VT. 1967. Vol. 17. P. 267-268). Согласно др. гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом прор. Моисея (Втор 26. 7-9) и дает основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени,- прор. Елисей (Gray J. 1 and 2 Kings. Westminster, 1963. P. 595; Hobbs. 1985. P. 167).

Лит.: Hobbs T. R. 2 Kings. Dallas, Waco (Tex.), 1985. (WBC; 13); idem. Jehoahaz // ABD. 1992. Vol. 3. P. 659-660; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 223; Tadmor H., Sperling D. Jehoahaz // EncJud. 2007. Vol. 11. P. 105.

Иоахаз

(ок. 609/8 г. до Р. Х.), 17-й иудейский царь, правивший в течение 3 месяцев, 4-й сын царя Иосии. Вероятно, по традиции (как в случае с царями Иехонией, Иоакимом - см.: Honeyman. 1948. P. 20) И., к-рый при рождении был назван Селлум (  - 1 Пар 3. 15; Иер 22. 11), при возведении на трон получил царское имя  (Господь завладел), содержащее теофорный элемент и указывающее на религ. реформу его отца. В 1 Езд 1. 34 он ошибочно назван Иехонией. Его матерью была Хамуталь (Амитал - 4 Цар 23. 31).

И. был выбран на царство в возрасте 23 лет «народом земли» (см. ст. Ам ха-арец), после того как егип. фараон Нехо II убил его отца в сражении при Мегиддо (4 Цар 23. 29; 2 Пар 36. 2). Его восшествие на престол было инициировано влиятельными придворными, к-рые опирались на устойчивые антиегип. настроения в народе и выступали за союз с Нововавилонским царством (Malamat. 2001. P. 287). Ок. сент. 609 г. егип. фараон Нехо совершил поход в Харран, а затем отправился в Сирию и Палестину, чтобы закрепить свои позиции в этом регионе перед столкновением с вавилонянами. И. был призван фараоном в штаб, расположенный в Ривле на Оронте в Центр. Сирии. Фараон собрал с Иудеи дань, заключил И. в оковы и отправил в Египет, где царь умер (4 Цар 23. 33-34; 2 Пар 36. 4). Вместо И., проводившего антиегип. политику, Нехо поставил на трон в Иудее его старшего сводного брата Елиакима, получившего имя Иоаким.

Прор. Иеремия горько оплакивал пленение И. (Иер 22. 10-12). По мнению большинства комментаторов, депортация И. символически изображена в словах прор. Иезекииля о вскормленном матерью маленьком львенке, к-рый был пойман и отведен в Египет (Иез 19. 3-4; см.: Zimmerli W. Ezekiel 1: A Comment. on the Book of the Prophet Ezekiel. Chap. 1-24. Phil., 1979. P. 394; Allen L. C. Ezekiel 1-19. Waco (Tex.), 1994. P. 288). В этой связи не вполне понятна оценка в Свящ. Писании И.: «...делал он неугодное в очах Господних...» (4 Цар 23. 32). Возможно, как считает англ. исследователь Дж. Грей, эта устоявшаяся модель повествования о царях, используемая здесь по отношению к И., отражает состояние его веры или его тайное желание в последний момент предать интересы своей страны (Gray J. 1 and 2 Kings. L., 1964. P. 749-750). Арестом И. был отмечен конец периода независимости Иудеи; трагическая судьба царя стала предзнаменованием участи евр. народа, к-рому предстояло вскоре оказаться в вавилонском плену (Tadmor. 2007. P. 106).

Израильским археологом Н. Авигадом (Avigad N. A Group of Hebrew Seals // Eretz Israel. 1969. Vol. 9. P. 1-9) была опубликована печать из яшмы с вырезанной на ней надписью:     («Принадлежащая Иоахазу, сыну царя»). Печать датируется 2-й пол. VII в. до Р. Х. (Herr L. G. Paleography and the Identification of Seal Owners // BASOR. 1980. N 239. P. 69).

Лит.: Honeyman A. M. The Evidence for Regnal Names among the Hebrews // JBL. 1948. Vol. 67. N 1. P. 13-25; Althann R. Jehoahaz // ABD. Vol. 3. P. 660; Malamat A. History of Biblical Israel: Major Problems and Minor Issues. Leiden; Boston; Köln, 2001; Tadmor H. Jehoahaz // EncJud. 2007. Vol. 11. P. 105-106.
Э. П. С.
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Цари Израиля Иоахаз, имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царста
См.также:
АМВРИЙ 6-й израильский царь (3 Цар 16. 16-28), основатель названной его именем династии
АХАВ (ок. 874 - 853 гг. до Р.Х.), царь Израиля
ВААСА 3-й израильский царь (ок. 900-877 гг. до Р. Х.)
ДАВИД пророк, 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец
ЗАМВРИЙ (IХ в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20)
ИЕРОВОАМ I основатель и 1-й царь Израильского царства (ок 931-910 гг. до Р. Х.)