Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАСАФ ПАНТОКРАТОРСКИЙ
Т. 25, С. 222-223 опубликовано: 26 октября 2015г.


ИОАСАФ ПАНТОКРАТОРСКИЙ

[Агиорит; греч. ᾿Ιωάσαφ ὁ Παντοκρατορηνὸς ῾Αγιορεῖτης] (кон. XVIII - XIX в.), мон. мон-ря Пантократор на Афоне, греч. певчий, мелург, переписчик муз. рукописей периода перехода к нотации Нового метода. Из надписаний нек-рых распевов в рукописи Copenh. Saxo Inst. IGLM. N 3,8° (ок. 1800) следует, что весь этот кодекс был написан И. П. Им же была выполнена большая часть рукописи Copenh. Saxo Inst. IGLM. N 6,8° (Fol. 26-153v, XIX в.). Л. Политис и М. Полити обнаружили еще 2 певч. кодекса письма И. П., выполненные на о-ве Самос в 1812 г.,- Patm. S. Ioannis. 816 и Samos. Cath. 74. Как следует из записи в рукописи Patm. S. Ioannis. 816, И. П., вероятно, был учеником протопсалта Великой ц. Иакова, занимался в Третьей патриаршей школе церковной музыки (действовала в К-поле в 1815-1821), в к-рой нотацию Нового метода преподавали «три учителя» - митр. Хрисанф из Мадита, протопсалт Великой ц. Григорий и хартофилакс Хурмузий Гиамалис.

В рукописях Copenh. Saxo Inst. IGLM. N 3,8°, Patm. S. Ioannis. 816 и Samos. Cath. 74 песнопения записаны средневизант. нотацией (см. в ст. Византийская нотация), а в рукописи Copenh. Saxo Inst. IGLM. N 6,8° используется система Нового метода (см.: Στάθης. 1996). Ряд песнопений, в т. ч. цикл херувимских И. П. на все гласы, присутствует в этих списках в обоих видах нотации (см.: Schartau, Troelsgård. 1997). В песнопениях силлабического стиля отличия между версиями в старой и новой нотациях минимальны, они сводятся к регулярному добавлению украшений и заполнению некоторых широких интервальных скачков; в целом «старый» и Новый методы нотации песнопений силлабического стиля можно назвать квазиидентичными. Напротив, в песнопениях мелизматического стиля И. П. применял пространный «экзегезис», т. е. добавлял традиц. мелодические украшения, как правило состоящие из формульных мелодических элементов, увеличивающих длительность муз. фраз по сравнению с записью в старой нотации. В этих добавленных формулах обычно сохраняются те же каденционные тоны, что и в старых мелодиях, но они построены согласно новым ритмическим и стилистическим представлениям. Можно предположить, что такая техника «экзегезиса» постепенно развивалась и применялась в исполнении мелодий определенных жанров в XVII - нач. XIX в.

Ист.: Schartau B. Manuscripts of Byzantine Music in Denmark // CIMAGL. 1984. Vol. 48. P. 15-104.
Лит.: Πολίτης Λ., Πολίτη Μ. Βιβλιογράφοι 17ου - 18ου αἰώνα̇ Συνοπτικὴ καταγραφή // Δελτίο τοῦ ἱστορικοῦ κα παλαιογραφικοῦ ἀρχεῖου. ᾿Αθῆναι, 1994. Τ. 6: 1988-1992. Σ. 313-645; Στάθης Γ. Θ. ῾Αγιορειτικὴ μελουργία // Τὸ ῞Αγιον ῎Ορος̇ Χθές - σήμερα - αὔριο̇ Διεθνὲς Συμπόσιο. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 206. Σημ. 50. (῾Εταιρεία Μακεδονικῶν Σπουδῶν); Schartau B., Troelsgård C. The Translation of Byzantine Chants into the New Method: Joasaph Pantokratorinos, Composer and Scribe of Musical Manuscripts // Acta musicologica. 1997. Vol. 69. P. 134-142.
К. Трёльсгор
Ключевые слова:
Мелурги греческие Монашество на Афоне Переписчики нот Певчие греческие церковные Иоасаф Пантократорский [Агиорит] (кон. XVIII - XIX в.), монаах монасттыря Пантократора на Афоне, греческий певчий, мелург, переписчик музыкальных рукописей периода перехода к нотации Нового метода
См.также:
АФАНАСИЙ ИВИРИТ иеромон., игумен Иверского мон-ря на г. Афон (кон. XVII - нач. XVIII в.)
АПОСТОЛ КОНСТАС (к. XVIII- нач.XIX в.), составитель и переписчик книг, теоретик церковной музыки, мелург
АРСЕНИЙ МАЛЫЙ (XVI-XVII вв.), иером., греческий мелург, подвизавшийся в Ватопедском мон-ре
ГЕРАСИМ ЛАВРИОТ (сер.- 2-я пол. XVIII в.), иеродиак., греч. мелург
ИОАСАФ ДИОНИСИАТ (нач. XIX в. (?) - 1866), иером., дидаскал, греч. мелург
ИОАСАФ НОВЫЙ КУКУЗЕЛЬ (XVI-XVII вв.), мон., греч. мелург
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)