Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ
Т. 25, С. 125-126 опубликовано: 21 апреля 2013г.


ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ

[серб. Jоаникиjе (Jанићиjе) Девички] († 2.12.1430), прп. (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.), пустынник, чудотворец. Основным источником сведений о жизни И. Д. является его краткое Житие. Он был родом из обл. Дукля (ныне Черногория), по др. данным, из обл. Хвосно (Косово и Метохия) (Jустин (Попович). 1977); рано покинув отчий дом, он 70 лет прожил в пещере в ущелье р. Црна, притока р. Ибар. По преданию, здесь ранее подвизался прп. Петр Коришский (XIII в.). Вокруг И. Д. собралось большое число последователей, в пещере были устроены храм во имя арх. Михаила и монашеская обитель (см. Црна-Река, муж. мон-рь). Когда слава стала тяготить И. Д., он оставил мон-рь, ушел в глухие леса обл. Дреница и поселился в долине ручья в дупле бука. Здесь он тоже возвел храм, к-рый позже, ок. 1434 г., 2-й ктитор серб. деспот Георгий Бранкович (см. ст. Бранковичи) заменил большим в благодарность за исцеление дочери-девицы; в память об этом возникший здесь мон-рь стал называться Девич.

Житие И. Д. и служба ему, написанные, как предполагается, насельником мон-ря Девич в XV в., следуют традициям исихазма и почти не содержат биографических сведений. Согласно Житию, святой скончался в глубокой старости 2 дек. 1430 г. Недавно болг. исследователь Т. Моллов выдвинул предположение (Моллов. 2004), что И. Д. жил в XIII - 1-й четв. XIV в. Основанием для этого он считает наличие памяти И. Д. под 26 апр. в месяцеслове серб. пергаменного Евангелия (1329), открытого В. И. Григоровичем в б-ке афонского мон-ря св. Павла и сгоревшего в нач. XX в., но известного исследователям XIX в., и мнение еп. Рашско-Призренского Павла (Стойчевича; впосл. патриарх Сербский) об основании храма в мон-ре Црна-Река в XIII в. (Павле (Стоjчевић). 1989). Однако, если в месяцеслове упомянут «св. Иоанникий» без определения «Девичский» (Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 21; Донесения В. И. Григоровича о его путешествии по слав. землям. Каз., 1915. С. 63), то речь идет, по всей видимости, о Сербском архиеп. св. Иоанникии I, кончина к-рого, по др. источникам (напр., по записи в Никодимовом типике 1319 г.), приходится на 27 апр. (Типик архиеп. Никодима / Уред.: Л. Мирковић, Ђ. Трифуновић. Београд, 2004. Књ. 1. С. 105а). В свидетельстве Григоровича возможна погрешность при записи (примеров тому достаточно - см.: Суботић Г. Пећки патриjарх и охридски архиеп. Никодим // ЗРВИ. 1982. Бр. 21. С. 224-225). Версия Моллова не является новой, поскольку память в месяцеслове Евангелия 1329 г. предположительно отнесена к И. Д. еще в книге Л. Павловича (Павловић. 1965. С. 130), хотя и фигурирует в разделе об архиеп. Иоанникии (Там же. С. 78).

Над местом погребения И. Д. была устроена часовня из тесаного камня. Гробница, обозначавшая в часовне место захоронения святого, неск. раз осквернялась из-за многочисленных нападений на мон-рь Девич. Во время первой мировой войны в поисках сокровищ ее разбил венг. офицер. Весной 1941 г. албан. нацисты почти стерли часовню с лица земли (могилу завалило камнями, поэтому она уцелела), а также уничтожили источник и пещеру И. Д. на холме близ мон-ря. В июне 1999 г. Девич был вновь разграблен и подожжен албанцами, к-рые разбили мраморную плиту гробницы святого. В сер. марта 2004 г. 2 тыс. албанцев развели в гробнице костер и сожгли обитель. Однако мощи святого сохранились, т. к. они все время находились под спудом.

Почитание И. Д. распространилось в Сербии (он считается покровителем Косова и Метохии), Болгарии и России. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в., в эпоху национального возрождения, имя И. Д. было включено в список святых из болг. народа, помещенный в «Истории славяноболгарской» прп. Паисия Хиландарского (1762), в зографскую «Историю вкратце о болгарословенском народе» (1785) (Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19702. С. 641). Но список имеет и самостоятельную рукописную традицию. Так, он представлен в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. N 14. Л. 11). Фрагменты службы И. Д. с кратким Житием преподобного находятся в рукописном сборнике рус. извода 1757 г. (САНУ; Стоjановић Љ. Каталог рукописа и старих штампаних књига: Зб. Српске краљевске академиjе. Београд, 1901. № 21/32).

В монастыре Девич сохранилось несколько настенных изображений И. Д. (в 2004 они пострадали при пожаре и пока не расчищены): в сев. парекклисионе он представлен как преподобный со свитком, на к-ром надпись: «Первый ктитор места сего» (2-я пол. XV в.); в часовне над погребением - изображение святого и композиция «Успение прп. Иоанникия» (святой лежит на одре, архиерей, диакон и группа монахов совершают отпевание; 1578). Также известны изображения И. Д. в притворе монастыря Печская Патриархия (1565) и в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Млечане на северо-западе Косова и Метохии (1601-1602). Единственный известный храм во имя Иоанникия Девичского находится в мон-ре Девич.

Ист.: Србљак. Београд, 1861; Минея (МП). Дек. Ч. 1. С. 63-77; Апр. Ч. 2. С. 229-230.
Лит.: Богдановић Д. Историjа старе српске књижевности. Београд, 19912. С. 196; Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. СПб., 1883. С. 95-97; Станковић Т. П. Путне белешке по Староj Србиjи, 1871-1898. Београд, 1910. С. 114-122; Радоjичић Ђ. С. Jанићиjе Девички // Гласник Етнографског ин-та Српске Академиjе наука. Београд, 1952. Т. 1. С. 173-178; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 129-130; Петковић С. Зидно сликарство на подручjу Пећке патриjаршиjе: 1557-1614. Нови Сад, 1965. С. 178-179; Jустин (Поповић), jером. Спомен св. и прп. оца нашег Jоаникиjа Девичког Чудотворца // Он же. Житиjа светих. Београд, 1977. [Књ. 12: Децембар]. С. 12; он же. Св. Jоаникиjе Девички // Даница. Београд, 2005. Год. 12. С. 312-314; Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 152-154; Павле (Стоjчевић), еп. Рашко-Призренский (впосл. патриарх). Девич, манастир св. Jоаникиjа Девичког. Београд, 1989, 20092; он же. Живот и подвизи св. Jоаникиjа Девичког // Православно дело. Бањска, 2004. Год. 1. Бр. 2. С. 16-19; Манастир Црна Риjека и св. Петар Коришки. Приштина; Београд, 1998; Моллов Т. Народните светци Петър Коришки и Йоаникий Девички: Календарни основания на датите за почит // Етнос и менталност. София, 2004. Год. 4. Т. 4. С. 156-166; Косово: Правосл. наследие и совр. катастрофа / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2007. С. 269-270, 347.
О. С. Прокопцева
Ключевые слова:
Святые Сербской Православной Церкви Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Преподобные Сербской Православной Церкви Пустынники Иоанникий Девичский († 1430), пустынник, чудотворец, преподобный (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.)
См.также:
АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)
АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых)
ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ пустынник, прп. (пам. 15 янв.)
ДОРОФЕЙ († кон. IV в.), прп., пустынник Египетский (пам. 16 сент.)
ЕВСЕВИЙ († ок. 440), прп. (пам. 15 февр.)
ЕВСЕВИЙ († кон. IV в. или после 400), пустынник Сирийский, прп. (пам. 23 янв.)
ЕВФИМИЙ ДЕЧАНСКИЙ пустынножитель близ серб. мон-ря Дечаны, прп. (пам. 11 нояб.)
ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)