Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ НА ИОРДАНЕ
Т. 25, С. 51-53 опубликовано: 15 сентября 2015г.


ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ НА ИОРДАНЕ

[Дейр-Мар-Юханна; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ ῾Αγίου ᾿Ιωάννου τοῦ Προδρόμου ἐν ᾿Ιορδάνη; араб.    ], первоначально возник на вост. берегу реки, впосл. неоднократно разрушался и восстанавливался на новом месте; существующее в наст. время здание расположено приблизительно в 10 км от Иерихона, на зап. берегу, в 600 м от реки. Церковь во имя св. Иоанна Предтечи была основана имп. Анастасием I (491-518) на вост. берегу р. Иордан, близ почитавшегося в то время места Крещения Господня (см. также в статьях Вифавара, Крещение Господне). Она была построена на высоких «сводах» (арках), чтобы уберечь здание от воды при разливе реки. При церкви жили монахи, к-рым император выделял из гос. казны по 6 солидов ежегодно (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20 // ССSL. T. 175. P. 121-122; Wilkinson. 1977. P. 190). Во время раскопок, начатых в 1996 г. на вост. берегу Иордана, была обнаружена церковь, отождествляемая археологами с постройкой имп. Анастасия. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные плиты и напольные мозаики (подробнее в ст. Крещение Господне). Из соч. «О постройках» Прокопия Кесарийского известно, что в 553-554 гг. по приказу имп. Юстиниана I здесь был сооружен колодец, однако автор не уточняет статус церковного сооружения на Иордане (церковь или мон-рь) и его местоположение (Procop. De aedificiis. V 9. 19). По мнению И. Хиршфельда, возведенная при имп. Анастасии церковь относилась к типу «мемориальных» (построенных не для обслуживания религ. нужд прихожан или монашеской общины, а для увековечения к.-л. священного события), к к-рым был прикреплен штат монахов, живших в небольшом мон-ре поблизости (Hirschfeld Y. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Heaven, 1992. P. 16). Первое упоминание о монастырском комплексе, к-рый находился «выше, не очень далеко от места, где крестился Христос» и включал 2 гостиницы для паломников, относится ко времени ок. 570 г. (Anton. Placent. Itinerarium. 12 // ССSL. T. 175. P. 136; Wilkinson. 1977. P. 82).

По преданию, в И. П. м. подвизался прп. Зосима, причастивший и похоронивший прп. Марию Египетскую. По непонятной причине об И. П. м. не упоминается в «Луге духовном», хотя его автор Иоанн Мосх, хорошо знакомый с топографией местности, пишет о расположенной в миле от места Крещения лавре Сапсас (Сафсафас). В связи с этим архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение о тождестве И. П. м. с мон-рем Пентукла (Иоанн Мосх. Луг духовный. С. XXIX; Леонид (Кавелин). 2008. С. 305), но эта гипотеза не была поддержана совр. исследователями.

Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане
Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане

Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане

В 659 г. находившиеся близ места Крещения постройки были разрушены землетрясением. Ок. 670 г. галльский еп. Аркульф, совершивший паломничество, сообщал, что место Крещения из-за изменения течения реки оказалось в пойме вне русла, на «аравийской стороне», а построенная непосредственно на берегу Иордана небольшая квадратная в плане церковь на 4 каменных сводах, под к-рой протекала вода, была сооружена не на месте Крещения, а там, где лежали одежды Спасителя во время Его Крещения. Что касается большого, окруженного стеной мон-ря с ц. св. Иоанна Предтечи, то он располагался на холме, неясно на каком, но, вероятнее всего, на зап. берегу реки (Adamn. De locis sanctis. II 16. 8 // ССSL. T. 175. P. 214; Wilkinson. 1977. P. 107).

Когда в 724/5 г. мон-рь посетил св. Виллибальд, еп. Айхштеттский, русло Иордана сместилось и вода к церкви на месте Крещения проходила по специально вырытому каналу. В И. П. м., отстоявшем на милю от места Крещения, в это время проживало ок. 20 иноков (Wilkinson. 1977. P. 129). Ок. 808 г., согласно «Commemoratorium de Casis Dei vel monasteriis» (Памятной записке о домах Божиих и мон-рях), ц. на месте Крещения принадлежала И. П. м., в котором подвизалось 35 чел. (Ibid. P. 138).

Из «Описания Св. града» (715/7 и 1000), ранее считавшегося сочинением Епифания Монаха, следует, что И. П. м. находился на зап. берегу Иордана, был укреплен стенами и имел большую ц. Св. Троицы, тогда как храм на берегу Иордана был освящен во имя св. Иоанна Предтечи (Повесть Епифания. 1886. С. 30). Мон. Бернард (IX в.) упоминает только мон-рь, сведений о церкви на месте Крещения у него нет. Пострижеником И. П. м. был прп. Герман, основатель мон-ря Икосифинисса в Македонии.

В «Истории страны Агванк» Мовсеса Каланкатуаци (1-я пол. Х в.) дается описание собора И. П. м.: «Там сооружена церковь с двухскатным перекрытием, построенная крестообразно - в 80 локтей (примерно 40 м.- Авт.) в длину и ширину, там имеется 3 алтаря для богослужения» (Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 106). Арм. источник нач. XI в. сообщает, что собор И. П. м. имел 3 престола. В кон. XI в. в И. П. м. находилась резиденция Сотериха, еп. православной Иорданской епархии, подчиненной Скифопольской митрополии (Aubert R. Jourdain // DHGE. T. 28. Col. 346; его печать: Laurent V. Le corpus des sceaux de l'empire Byzantin. P., 1963. T. 5(2). P. 402-403). Известна также печать И. П. м. XII в. с изображением св. Иоанна Предтечи (Ibid. P. 411-412).

Рус. игум. Даниил (нач. XII в.), как и все представители последующей паломнической традиции, пишет, что И. П. м. находился на зап. берегу («недошедше Иордана») («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 48). Даниил рассказывает о «ветхом монастыре Иоаннове», в к-ром была большая ц. во имя св. Иоанна Предтечи (по мнению Д. Прингла, паломник видел ее разрушенной - Pringle. 1998. Vol. 2. P. 241). Согласно игум. Даниилу, И. П. м. находился на возвышенности («есть горе возделан»), хотя в др. редакции «Хожения» говорится «градом оделано», т. е. окружен стенами («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 48, 194). Расположенные к востоку от И. П. м. «олтарец и комара мала» ассоциировались Даниилом с местом Крещения, а их удаленность на некоторое расстояние от Иордана («яко можеть доверечи мужь камениемь малым») объяснялась тем, что в момент Крещения река «возвратися вспять» (Там же. С. 50). Прингл предполагает, что эти развалины относились к ц. Иоанна Предтечи, построенной в VII в. (Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109).

Согласно лат. источнику (до 1114), в И. П. м. подвизалось ок. 20 монахов (Wilkinson. 1997. P. 230). Небольшая часовня на месте Крещения упоминается Николаем Бергссоном, аббатом Мункатвера (ок. 1140), однако, по мнению Прингла, эти сведения заимствованы из соч. «О св. местах» Беды Достопочтенного (Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109).

Во время нападения мусульман (должно быть, халебского эмира Занги I Имад ад-Дина в 1139) 6 иноков из И. П. м. были казнены. Однако из сочинения Мухаммада аль-Идриси (ок. 1154) следует, что греч. монахи продолжали жить в мон-ре. В 1160 г. И. П. м. был полностью разрушен землетрясением и в 70-х гг. XII в. заново отстроен имп. Мануилом I Комнином, видимо, на том же месте - на расстоянии «двух выстрелов из лука от Иордана» (Иоанна Фоки Cказание. 1889. С. 50). В то же время на полпути от И. П. м. к Иордану была воздвигнута новая часовня на месте Крещения Господня (еще в 1175 немецкий мон. Теодорих вместо часовни увидел только камень, на котором стоял Спаситель - Theodericus. 1976. P. 37). По мнению Прингла, эта часовня была построена на месте предыдущей церкви VII в. (Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109).

В 1169-1172 гг. тамплиеры для обеспечения безопасного посещения паломниками Иордана построили недалеко от мон-ря замок (Theodericus. 1976. P. 37). Хотя в 1212 г. часовня на месте Крещения была разрушена, мон-рь уцелел и в нем подвизались греч. монахи. Из описания И. П. м. свт. Саввы I, архиеп. Сербского, посетившего его в 1229 г., следует, что мон-рь находился на вост. (!) берегу Иордана (Путешествия св. Саввы, архиеп. Сербского / Ред.: архим. Леонид (Кавелин) // ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 3).

О жизни обители XIV в. свидетельствуют колофоны присланных туда или переписанных в ней рукописей. Из записи в одном из кодексов лавры Саввы Освященного известно, что в 1316 г. с Крита в И. П. м. было прислано 6 Миней (Παπαδόπουλο-Κεραμεύς. 1897. Τ. 3. Σ. 113; Леонид (Кавелин). 2008. С. 298-299). В рукописи Hieros. 230, 1330 г., назван кафигум. Памва (Παπαδόπουλο-Κεραμεύς. 1897. Τ. 3. Σ. 249; Die griechischen Schreiber des Mittelalters und der Renaissance / Hrsg. M. Vogel, V. E. Gardthausen. Lpz., 1909. S. 297). Иерусалимский Типикон (Sinait. gr. 1099) был создан в И. П. м. в XIV в., при игум. Григории (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 196). В Иерусалимской патриаршей б-ке хранится ряд рукописей, ранее принадлежавших И. П. м. (Παπαδόπουλο-Κεραμεύς. 1897. Τ. 3. Σ. 27, 129, 249, 279).

К 1335 г. относится 1-е упоминание о хранящейся в И. П. м. в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 г. из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь К-поля десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в И. П. м. (Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45).

Архим. Агрефений (ок. 1360 или 1370) считает, что вышеупомянутая реликвия - «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за нее старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвящыя Богородица // ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). С. 17). По словам этого автора, И. П. м. находился на расстоянии полверсты от Иордана, а руины ц. Св. Троицы на месте Крещения - на противоположном берегу (Там же. С. 16). В 1384 г., по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в мон-ре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134).

В 1421 г. диак. Зосима уже застал мон-рь заброшенным: «Ту стоит церковь святая Троица, был монастырь, ныне же от злых арапов разорена» (Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину: Текст и археогр. вступление // Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 35. (УЗ МГПИ; 455)). По словам Ф. Фабера, в нач. 80-х гг. XV в. в мон-ре жили араб. разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. И. П. м. находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг. / Ред.: Х. М. Лопарев // ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61). В кон. XVI в. мон-рь был окончательно заброшен и постепенно разрушался. Неизвестно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «замок евреев».

К 1859 г. «от развалин монастыря уцелела только... одна из зал нижнего этажа, в которой саввинские иноки совершают иногда службу в день Богоявления; от церкви уцелело едва несколько полуобрушившихся стен; на обломке одной из них видно еще изображение апостола Андрея первозванного». Сохранились куски разбитой мраморной лестницы, ведшей к Иордану, и цветной мозаики (Леонид (Кавелин). 2008. С. 344-345). В. Г. Васильевский упоминал также 4-угольные стены из тесаных камней и цистерну (Повесть Епифания. 1886. С. 240).

Восстановление И. П. м. было начато игум. Максимом в 1873 г. В дневнике архим. Антонина (Капустина) под 5 янв. 1881 г. сообщается о ходе строительных работ: «Отъезд в монастырь Св. Предтечи, восстановляемый самым желанным образом. Лития в церкви, осмотр всех частей обители и Максимовой пристройки. Закуска в трапезе с вином и елеем. Отдых деспотов и мое списывание древних надписей, искание мозаики» (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1881 г. // Б-ка ИППО. Инв. номер: ИППО. Б. IV. № 853/23. С. 5). Из дневников архим. Антонина следует, что строительные работы велись под рук. архит. и инженера Г. Франгьи (руководившего строительством Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря, моста через Иордан и Сергиевского подворья в Иерусалиме) (Он же. Дневник за 1885 г. // ГМИР. Шифр ИППО. Б. IV. № 853/27. С. 77; Он же. Дневник за 1886 г. // Там же. № 853/28. С. 186).

Исследуя местность в 1881 г., К. Р. Кондер и Г. Г. Китченер пришли к выводу, что мон-рь был окружен оборонительными стенами и располагался на 2 уровнях. Прямоугольная в плане средневек. церковь (17×42 м) находилась на 1-м уровне на месте центрального нефа 3-нефной визант. базилики (42,7×27,4 м). В юго-зап. углу здания была построена башня. Возможно, существовала и др. башня - в сев.-вост. углу. Верхний уровень был практически разрушен, кроме внешней юж. стены и части внутренней стены, стоящей на юж. стене церкви. В совр. храм была включена апсида средневек. церкви. В 1881 г. были найдены фрагменты росписей, окованная железом дверь, 2 визант. и неск. средневек. капителей (Pringle. 1998. Vol. 2. P. 242-243). Рядом с мон-рем находилась средневек. цистерна глубиной 9 м.

В 1885-1888 гг. на средства ризничего Св. Гроба архим. Евфимия были возведены и украшены церковь, включившая элементы средневек. постройки, и монастырские здания. Значительную помощь возрождению обители оказал Иерусалимский патриарх Никодим I (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1886 г. // ГМИР. Шифр ИППО. Б. IV. № 853/28. С. 189). «В 1885 году... председатель Православного Палестинского общества великий князь Сергей Александрович - брат русского Императора Александра III, передал 16 000 рублей серебром на постройку церквей на Святой Земле. 3000 рублей из этих средств были пожертвованы московским жителем А. Н. Ленивовым для монастыря святого Иоанна Предтечи на Иордане. Многие иконы для церкви монастыря были написаны на средства великого князя Сергея Александровича» (Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане. СПб., 1907. С. 5). Преемник игум. Максима архим. Григорий «на правой стороне устроил комнаты для приема поклонников» (Дамаскин (Смирнопул), архидиак. Воспоминание о св. местах Иерусалима и всей Палестины. Иерусалим, 1908. С. 174).

Монастырские строения И. П. м. были повреждены во время землетрясения 1927 г. и восстановлены в 1952-1955 гг. греч. Иерусалимским Патриархатом. С 1967 по 1993 г. монастырь пустовал, т. к. находился в приграничной зоне. В наст. время он доступен паломникам в сочельник Богоявления, когда Иерусалимский Патриарх совершает великое водоосвящение на месте Крещения Господня, и во вторник Страстной седмицы. Обычай совершать богослужение на Иордане 5-6 янв. возник в визант. период. Согласно нек-рым груз. календарям VI-X вв., отражающим традиции древнейшего Иерусалимского Святогробского Типикона, накануне Крещения (5 янв.) совершался «собор на берегу Иордана», а 6 янв.- «великий собор на Иордане в ц. св. Иоанна Крестителя» (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 379; Esbroeck M., van. L'Hymnaire de Michel Modrekili et son sanctoral (Xe siècle) // Bedi Kartlisa. 1980. T. 38. P. 119). Предположение К. Кекелидзе, что в 1-м случае речь идет о мон-ре, а во 2-м - о церкви на месте Крещения (Кекелидзе. Канонарь. С. 170), небесспорно: на берегу была расположена церковь, а не мон-рь.

В 2002 г. на вост. берегу, напротив традиц. места Крещения, был построен храм св. Иоанна Предтечи. В наст. время в И. П. м. ведутся ремонтные работы.

Ист.: Conder C. R., Kitchener H. H. The Survey of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Orography, Hydrography and Archeology. L., 1883. Vol. 3. P. 177, 217-219; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест / Пер.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11); The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri // Palestine Pilgrims' Society Library. L., 1887-1897. 2 vol.; Иоанна Фоки Cказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины конца XII в. / Пер.: И. Г. Троицкий // ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23); Παπαδόπουλο-Κεραμεύς ᾿Α. ῾Ιεροσολυμιτικὴ βιβλιοθήκη. Πετρούπολις, 1897. Τ. 3; Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335) // Revue de l'Orient latin. 1902. Vol. 3. P. 155-302; Visit to the Holy Places of Egypt, Sinai, Palestine and Syria in 1384 / L. Frescobaldi, G. Gucci, S. Sigoli. Jerusalem, 1948. P. 29-90 [Л. Фрескобальди], 91-156 [Дж. Гуччи]. (SBF. Coll. Maj.; 6); Theodericus [of Würzburg]. Libellus de Locis Sanctis / Ed. M. L. and W. Bulst. Hdlb., 1976; Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977; «Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. / Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007.
Лит.: Meinardus O. F. A. Notes on the Laurae and Monasteries of the Wilderness of Judaea. Jerusalem, 1980. P. 38-40; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1. P. 108-109; 1998. Vol. 2. P. 240-244; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 183-184; Waheeb M. The Discovery of Bethany beyond the Jordan. Amman, 2003; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 2008. С. 298-299, 305, 344-345.
Э. П. А., Н. Н. Лисовой
Ключевые слова:
Монастыри византийские Иоанна Предтечи монастырь на Иордане [Дейр-Мар-Юханна]
См.также:
АГАВР визант. мон-рь в р-не Вифинского Олимпа
АДЕЛЬФАТ название различных форм дохода от монастырских владений в средние века
АЛАХАН-МАНАСТЫР совр. название раннехрист. комплекса в Исаврии
ВАЗЕЛОН Патриарший ставропигиальный мон-рь во имя Иоанна Предтечи (Византия)