Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН, ПЕТР, АНТОНИН (АНТОНИЙ) И АНДРЕЙ
Т. 24, С. 520 опубликовано: 3 октября 2011г.


ИОАНН, ПЕТР, АНТОНИН (АНТОНИЙ) И АНДРЕЙ

[греч. ᾿Ιωάννης, Πέτρος, ᾿Αντωνῖνος (᾿Αντώνιος) κα ᾿Ανδρέας] († кон. IX в.), мученики Сиракузские (Африканские) (пам. 23 сент.). Сказание об И., П. и Антонине содержится в греческих Синаксарях кон. X - нач. XIV в. (напр., SynCP. Col. 72-73; Paris. gr. 1583, XIII в.; ГИМ. Син. греч. № 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 518). После того как в 878 г. мусульм. правитель Сев. Африки Ибрахим II захватил Сиракузы (митрополию Сицилии) И. с сыновьями П. и Антонином был уведен в плен в Африку. Правитель приказал обучить детей араб. языку и наукам; когда они возмужали, он приблизил их ко двору и назначил на важные гос. должности. Внешне П. и Антонин придерживались мусульм. обычаев, но тайно сохраняли христ. веру. Узнав об этом, Ибрахим приказал заковать их ноги в деревянные колодки и бить палками. Затем Антонина посадили на осла, привязав к седлу, и возили по городу на всеобщее обозрение. Братьев заключили в темницу, после чего правитель вновь подверг их ужасным пыткам: руки и ноги П. и Антонина были расчленены и раздавлены под тяжестью бревен, их жгли раскаленным железом и заставляли есть собственную плоть. Когда П. и Антонин скончались, Ибрахим призвал к себе И. и вонзил ему в горло меч. Тела мучеников И., П. и Антонина сожгли.

В том же синаксарном сказании повествуется об Андрее. Он был весьма преклонного возраста и долгое время находился в темнице, где терпел голод, жажду и др. мучения. Из-за того что Андрей не желал подчиниться правителю, Ибрахим дважды пронзил копьем его грудь и спину, а когда мученик упал на землю, отрубил ему голову.

Кард. Цезарь Бароний поместил день памяти И., П., А. и А. в Римском Мартирологе (XVI в.) под тем же числом, что и в греческих Синаксарях.

На основе синаксарного сказания болландисты сделали предположение, что мученики пострадали ок. 900 г.; в «Религиозной и нравственной энциклопедии» в качестве даты кончины Андрея указан 901 г. (ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. P. 650-651; MartRom. P. 412-413; SynCP. Col. 72-76; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 189-191; ЖСв. Сент. С. 460-461.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 296; ᾿Ανδρέας // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670; ᾿Ιωάννης // Ibid. Τ. 6. Σ. 1237; Morabito G. Andrea, Giovanni, Pietro e Antonio // BiblSS. Vol. 1. Col. 1169-1170; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αϒιολόϒιον. Σ. 38, 227.
А. Н. К.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Иоанн, Петр, Антонин (Антоний) и Андрей († кон. IX в.), мученики Сиракузские (Африканские) (пам. 23 сент.)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)