Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН КСИР
Т. 24, С. 382-383 опубликовано: 9 июня 2015г.


ИОАНН КСИР

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Ξηρός] (кон. XIII - сер. XIV в.), визант. мелург. Сведений о личности И. К. немного. Определение времени жизни основывается на самом раннем упоминании его имени в Аколуфии (Пападики) 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). В визант. и поствизант. рукописях он упоминается как Иоанн Ксир или Ксир. В нек-рых поствизант. списках, напр. в Анастасиматарии Хрисафа Нового - Анфологии 1-й пол. XVIII в. (Ath. Gregor. 25. Fol. 6) и в Пападики 1743 г. (Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 6v - 7), И. К. назван доместиком, однако таких случаев немного, и эти рукописи - поздние, следов., можно только предполагать, что И. К. занимал эту должность. Писцы и протопсалты поствизант. периода, напр. протопсалт Иоанн Трапезундский (см. ркп. Meteor. S. Stephan. 52), приписывали И. К. должность доместика из-за наличия в рукописях составленных им методов метрофонии, необходимых для обучения певч. искусству и для тренировки учеников. Составление таких песнопений было связано с педагогической деятельностью И. К., а сами методы характеризуют его не только как мелурга, но и как талантливого учителя пения (διδάσκαλος τῆς μουσικῆς), функции к-рого к XIII в. перешли к доместику (обязанности последнего заключались в управлении хором и в обучении певчих; см. дополнение к ст. «Доместик»: ПЭ. Т. 16. С. 751). Известны 5 методов метрофонии И. К., к-рые располагаются по 1, 2 или 3 в основной части Протеории Пападики или Анфологии. Включение методов И. К. в Протеории свидетельствует о широком признании его педагогических заслуг, а встречающиеся в рукописях при методах ремарки (ὠφέλιμος (полезный) - Ath. Xeropot. 307. Fol. 11, 1767 г.; ὠφελιμώτατος (полезнейший) - Ydra. Iliou. 597 (33). Fol. 6v, кон. XVII в.) подтверждают практическое значение этих песнопений.

Творческое наследие И. К. как мелурга достаточно обширно: ему также принадлежат песнопения в пападическом стиле: стихи 1-й и 2-й «Славы:» 1-й кафизмы, калофоническая стихира Сорока мученикам Севастийским. Его имя упоминается в связи с рядом аллагм (термин, встречающийся в рукописях, где присутствует смена мелоса или внутри одного гласа, или при переходе в др. глас) в рукописи Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 11v - 22v), среди имен известных учителей и мелургов - Иоанна Кукузеля, Георгия Панарета, Ксена Корониса, Иоанна Цакнопула и Георгия Контопетриса, а также в рукописи XVIII в. (Athen. Bibl. Nat. 2175. Fol. 69v) в качестве автора калофонических стихов Пс 2. Устойчивая фиксация сочинений И. К. в рукописях XIV-XVIII вв. свидетельствует о его выдающейся роли в истории певч. искусства.

Известны следующие методы метрофонии И. К.: «Святая Троица, помогай ми» (῾Αγία Τριὰς βοήθησόν μοι) на 2-й плагальный глас νενανώ (Ath. Iver. 973. Fol. 12v, нач. XV в.; БАН. РАИК. № 154. Л. 6, 1430 г.; Ath. Philoth. 122. Fol. 11v, 1-я пол. XV в.; Meteor. Metamorph. 203. Fol. 12, сер. XV в.; Ath. Doch. 315. Fol. 7v, кон. XVII - нач. XVIII в.), «Святии вси, помогайте ми» (῞Αγιοι πάντες βοήθησατέ μοι) на 2-й плагальный глас νενανώ (БАН. РАИК. № 154. Л. 6; Ath. Philoth. 122. Fol. 11v; Meteor. Metamorph. 56. Fol. 42, 1580 г.; 203. Fol. 12; Ath. Karakal. 237. Fol. 20, 2-я пол. XVII в.; Ath. Iver. 970. Fol. 5, 1686 г.; 973. Fol. 12v; Ath. Doch. 315. Fol. 7v; 386. Fol. 10, сер. XVII в.; 337. Fol. 5, 1764 г.; Lesb. Leim. 238. Fol. 5v, ок. 1700 г.; 279. Fol. 10v - 11, 1725-1740 гг.; 459. Fol. 6v, ок. 1700 г.; РНБ. Греч. № 203. Л. 6 об., нач. XVIII в.; № 711. Л. 8, XVIII в.; Ath. Xeropot. 329. Fol. 5, 1-я пол. XVIII в.; 307. Fol. 12, 1767 г.; Ath. Сutl. 414. Fol. 10, сер. XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 17, кон. XVIII в.), «Владычице Богородице, помогай ми» (Δέσποινα Θεοτόκε βοήθησόν μοι) на 2-й плагальный глас νενανώ (Ath. Iver. 973. Fol. 12v; 970. Fol. 5; Meteor. Metamorph. 203. Fol. 13; Ath. Dionys. 570. Fol. 70v, кон. XV в.; Meteor. Varlaam. 208. Fol. 14v, XV-XVI вв.; Lesb. Leim. 259. Fol. 12v - 13, 1572 г.; 238. Fol. 5v; Ath. Simon. Petr. 1. Fol. 10, нач. XVII в.; Ath. Doch. 315. Fol. 8; 337. Fol. 5; РНБ. Греч. № 203. Л. 6; Ath. Сutl. 414. Fol. 10), «Всезлатый Златоусте, светило вселенней» (̓Ω πάγχρυσε Χρυσόστομε φωστὴρ τῆς οἰκουμένης) на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 6; Ath. Philoth. 122. Fol. 11v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 12v; РНБ. Греч. № 203. Л. 6; № 132. Л. 8, посл. треть XVIII в.), «Господи Иисусе Христе, помилуй нас» на 4-й плагальный глас (Ath. Philoth. 122. Fol. 12; Ydra. Iliou. 597 (33). Fol. 6v; Ath. Gregor. 25. Fol. 6-11v; Meteor. S. Stephan. 19. Fol. 10, 1-я пол. XVIII в.; 52. Fol. 6v - 7; Ath. Iver. 987. Fol. 9v, сер. XVIII в.; Sourotis. 22. Fol. 9v, кон. XVIII в.) и на 2-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 307. Fol. 11; Lesb. Leim. 8. Fol. 17, кон. XVIII в.), «Господи Иисусе Христе, Боже наш» на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 6 об.; Lesb. Leim. 459. Fol. 5v; РНБ. Греч. № 203. Л. 6 об.; № 711. Л. 7; № 132. Л. 8).

Из пападических сочинений И. К. известны стихи 1-й кафизмы «Блажен муж» 4-го плагального гласа (Ath. Iver. 948. Fol. 8-19v, кон. XIV в.; 974. Fol. 25-42v, 1-я пол. XV в.; 987. Fol. 44v; 993. Fol. 17v, сер. XVII в.; Meteor. Metamorph. 317. Fol. 64, сер. XV - нач. XVI в.; Ath. Philoth. 122. Fol. 57-67v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 47v - 66v, 1767 г.), в т. ч. из 1-й статии (Пс 1) - «И на седалищи губителей» (БАН. РАИК. № 154. Л. 31; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v et al., сер. XV в.; Lesb. Leim. 259. Fol. 39v), «И в законе Его» (Ath. Iver. 984. Fol. 15-21v, сер. XV в.; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v; РНБ. Греч. № 126. Л. 20 об., 2-я пол. XV в.), «И будет яко древо» (РНБ. Греч. № 126. Л. 20 об.), «От лица земли» (Там же. Л. 23), «Сего ради не воскреснут нечестивии» (Там же), «Яко весть Господь» (Meteor. S. Stephan. 127. Fol. 10v, 3-я четв. XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 32), «И путь нечестивых погибнет» (Ath. Iver. 973. Fol. 39v; БАН. РАИК. № 154. Л. 34; № 42. Л. 21, сер. XVIII в.; Ydra. Iliou 597 (33). Fol. 34v; Lesb. Leim. 459. Fol. 37v - 38; РНБ. Греч. № 130. Л. 22 об., нач. XVIII в.; № 132. Л. 57 об.; № 711. Л. 31 об.), из 2-й статии (Пс 2) - «И князи собрашася вкупе» (Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 426), «Работайте Господеви» (Ibid. 127. Fol. 14v), «И радуйтеся Ему с трепетом» (Ath. Iver. 973. Fol. 45v; Ydra Iliou. 597 (33). Fol. 42v; Lesb. Leim. 238. Fol. 50v - 51; 8. Fol. 35; 459. Fol. 43; БАН. РАИК. № 42. Л. 29 об.; РНБ. Греч. № 132. Л. 63 об.; № 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 104 об., нач. XIX в.; в транскрипции хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 703. Fol. 156v - 157v, 1818 г.), «Приимите наказание» (РНБ. Греч. № 132. Л. 63 об.; № 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 105 об.), а также калофоническая стихира «Лик четверодесятосиянный» (Χορὸς τετραδεκαπύρσευτος) 1-го гласа (Athen. Bibl. Nat. 3324. Fol. 1-1v, 1629 г.).

Лит.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1-3; idem. Τά χειρόγραφα βυζαντινῆς μουσικῆς Μετέωρα̇ Κατάλογος περιγραφικὸς τῶν χειρογράφων τῆς ῾Ελληνικῆς Ψαλτικῆς Τέχνης Βυζαντινῆς κα μεταβυζαντινῆς, τῶν ἀποκειμένων εἰς τὰς βιβλιοθήκας τῶν ἱερῶν μονῶν τῶν Μετεώρων. ᾿Αθήνα, 2006; idem. ᾿Αναγραμματισμο κα μαθήματα. Σ. 101; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας; Moran N. K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; Πολίτης Λ., Πολίτη Μ. Κατάλογος χειρογράφων τῆς ᾿Εθνικής Βιβλιοθήκης τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1991; Χαλδαιάκης Α. Τὰ χειρόγραφα Βυζαντινῆς μουσικῆς̇ Νησιωτικὴ ῾Ελλάς̇ ῞Υδρα. ᾿Αθῆναι, 2005. Τ. 1.
М. Струбакис
Ключевые слова:
Мелурги византийские Иоанн Ксир (кон. XIII - сер. XIV в.), византийский мелург
См.также:
АВАСИОТ Николай (нач. XIV в.), византийский мелург
АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.
АГАФОН КОРОНИС визант. мелург 1-й пол. XIV в.
АМБЕЛОКИПИОТ (не позднее XIV в.), визант. свящ. и мелург