Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ
Т. 24, С. 310-314 опубликовано: 1 июня 2015г.


ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ

[Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано; лат. Johannes Capistranus; итал. Giovanni da Capestrano; венг. Kapisztran Janos; хорват. Ivan Kapistranski] (24.06.1386, Капестрано, совр. обл. Абруцци, Италия - 23.10. 1456, Уйлак, ныне Илок, Хорватия), св. католич. Церкви (пам. 23 окт.), францисканец, проповедник, политический деятель. Важными источниками сведений о жизни И. К. являются его переписка (сохр. более 700 посланий; частично изд.) и многочисленные жизнеописания, составление к-рых началось уже в 70-х гг. XV в. В 1-м Житии (BHL, N 4360; автор - Николо Телло из Фары, спутник И. К. в Германии) подробно описаны события в Венгрии, тогда как деятельность И. К. в Германии, Чехии и Польше представлена лишь в общих чертах. Составитель 2-го Жития (BHL, N 4363) Кристофоро Пичинелли из Варесе сопровождал И. К. в Германии и Чехии. Это Житие еще при жизни составителя в сокращенном виде было переведено на итал. язык. Джироламо из Удине, входивший в круг близких к И. К. людей, составил краткое 3-е Житие (BHL, N 4362), где подробно описал события в Венгрии, осаду Белграда, болезнь и кончину И. К.

К агиографическим сочинениям примыкает ряд посланий. В посланиях Николо Телло францисканцам-обсервантам Тосканы (от 4 и 24 июля 1451 - BHL, N 4364-4365) сообщается о прибытии И. К. в Австрию и о чудесах, совершенных им в Вене, а также о начале его инквизиторской деятельности в Германии. В разосланном по всем провинциям францисканского ордена послании 1457 г. описана кончина И. К., а в 2 посланиях францисканца Джованни Тальякоццо католич. св. Иакову из Марки рассказывается об осаде Белграда турками и также о кончине И. К. (BHL, N 4366-4367). В кон. 50-х гг. XV в. по инициативе жителей Уйлака был составлен сборник посмертных чудес И. К. (до апр. 1458) (Miracula post mortem - BHL, N 4368). В рукописных кодексах сборник чудес часто объединялся с соч. «Praecanonizatio» (Предканонизация) Петера Шопрони, одного из венгерских спутников И. К. Произведение, где восхвалялись добродетели И. К., было написано в ожидании его скорой канонизации, на к-рой в 1450-1460 гг. настаивали влиятельные члены францисканского ордена и кор. Венгрии Матьяш I Хуньяди.

Во 2-й пол. XVII в. историограф францисканского ордена Л. Ваддинг опубликовал комплекс документов о деятельности И. К. (Wadding L. Annales Minorum. Lugduni, 1625-1648. T. 1-7; R., 1654. T. 8; R., 1731-18862. 25 t.; Quaracchi, 1931-1935r. 25 t.; сведения об И. К. разбросаны по разным томам, за исключением последнего издания (Quaracchi, 1931-1935r), где они собраны в томах 10-13). На основе опубликованных материалов испан. обсервант Э. Гонсалес де Торрес составил еще одно жизнеописание и поместил его в 5-й ч. «Серафической хроники» (Chronica seraphica; продолжение «Серафической хроники» Д. Корнехо). Чеш. обсервант А. Эрманн в соч. «Торжествующий Капистран, или Фундаментальная история о св. Иоанне Капистранском» (Capistranus triumphans seu Historia fundamentalis de S. Joanne Capestrano) в 1700 г. привел как документальные свидетельства (в основном опираясь на изд. Ваддинга), так и составленные им благочестивые стихотворения. В 1691 г. было издано 1-е Житие И. К. на нем. языке. В 1758 г. появилось его анонимное Житие на фламандском языке. К XIX в. относятся переработанные жизнеописания святого на чеш., польск. и венг. языках. Во Франции до сер. XIX в. интерес к фигуре И. К. отсутствовал, что можно объяснить политической ситуацией и союзом с Турцией (с 1542), тогда как в Австрии и в Германии И. К. почитался прежде всего как защитник от тур. экспансии.

Д. В. Зайцев
Иоанн Капистранский. средник полиптиха. Худож. С. ди Кола да Казентино. XV в. (Городской музей Аквилы, Италия)
Иоанн Капистранский. средник полиптиха. Худож. С. ди Кола да Казентино. XV в. (Городской музей Аквилы, Италия)

Иоанн Капистранский. средник полиптиха. Худож. С. ди Кола да Казентино. XV в. (Городской музей Аквилы, Италия)

Отец И. К. Антонио (вероятно, немец или уроженец Савойи) прибыл в Италию в составе войска герц. Людовика Анжуйского, к-рый в 1382-1384 гг. пытался захватить Неаполитанское королевство. После гибели Людовика войско рассеялось. Антонио поселился в Капестрано и заключил брак с женщиной из знатного, но небогатого семейства Амико (Амичи). С 1405 или с 1406 г. И. К. изучал право в ун-те Перуджи. В 1411-1412 гг. получил степень лиценциата. По окончании ун-та, по всей видимости, поступил на службу в королевскую курию Неаполя, однако точных сведений об этом нет. В 1413 г. был назначен одним из городских судей (в квартале Санта-Сусанна). В 1416 г. Перуджа была захвачена кондотьером Браччо да Монтоне, к-рый заключил потенциальных противников, в т. ч. И. К., в крепость Торджано. По свидетельству агиографов, И. К. предпринял неудачную попытку бежать. В заточении ему явился католич. св. Франциск Ассизский и призвал к монашеской жизни. Освободившись из плена, И. К. удалился во францисканский монастырь Монтерипидо близ Перуджи; там он принес монашеские обеты и обратился к проповеднической деятельности. В 1418 г. в Мантуе был принят папой Мартином V и получил диспенсацию на рукоположение во пресвитера (будучи судьей, И. К. выносил смертные приговоры, что являлось препятствием для получения сана священника). Тогда же папа предоставил И. К. полномочия инквизитора для борьбы с ересью «малых братьев» (см. ст. Фратичелли). В нояб. 1418 г. И. К. был рукоположен во пресвитера и начал странствовать по Италии и проповедовать. Будучи тесно связан с обсервантами, он был назначен викарием обсервантских монастырей в обл. Абруцци (1422).

В 1423 г. в Риме И. К. произнес проповедь против сутяжничества (в целом проповедь имела антисемит. характер). Возможно, под влиянием И. К. папа Мартин V аннулировал тогда же привилегии еврейских общин в Папской области. Он убедил неаполитанскую кор. Джованну II и герц. Калабрии Людовика II Анжуйского в том, что евреи-ростовщики злоупотребляют привилегиями и угнетают христиан. Королевским декретом от 3 мая 1427 г. получил полномочия принимать меры против евреев-ростовщиков в соответствии с нормами канонического права. Принуждал членов еврейских общин носить опознавательные знаки. Его деятельность вызвала протесты евр. общин Юж. Италии, и папа Римский был вынужден отменить полномочия И. К. (авг. 1427). В целом, он способствовал усилению преследований евреев в Европе.

Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила)
Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила)

Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила)

Предположительно в июне 1424 г. во Флоренции И. К. встретился с главой обсервантов Бернардином Сиенским, вместе с к-рым проповедовал в Перудже и Ассизи (1425), в Витербо и Риети (1426). Когда Бернардин Сиенский был призван в Рим, чтобы опровергнуть обвинение в идолопоклонстве (он призывал народ почитать Святейшее Имя Иисусово, используя в проповедях таблички с монограммой Христа (IHS)), И. К. приехал туда, чтобы поддержать наставника (Бернардина Сиенского оправдали). После кончины Бернардина Сиенского (1444) И. К. взял на себя подготовку документов, необходимых для начала канонизационного процесса (канонизирован 24 мая 1450).

Проповедь мира и аскетического образа жизни принесла И. К. широкую известность (после его выступлений народ сжигал предметы роскоши). Согласно Житиям, кон. 20-х гг. XV в. датируются первые приписываемые ему чудеса (в основном исцеления бесноватых). Популярность проповедника обеспечила ему доверие Римских пап и светских государей, к-рые обращались к И. К. за улаживанием различных проблем, в т. ч. в области церковной политики. По просьбе Марии Кантельмо, гр. Пополи, он вел переговоры с общиной г. Сульмона о возвращении изгнанных членов влиятельной семьи Меролини (нояб. 1426); он выступил посредником в споре между городами Ортона и Ланчано, стремившимися захватить контроль над портом Сан-Вито. После заключения мирного соглашения (февр. 1427) И. К. основал в Ланчано мон-рь Ангела Мира (Сант-Анджело делла Паче), а в г. Ортона - обитель Богоматери Мира (Санта-Мария делла Паче).

В 1426 г. папа Римский Мартин V назначил И. К. инквизитором для борьбы с «малыми братьями» во всей Италии (инквизиторские полномочия были подтверждены папой в июне 1427). В июне 1429 г. И. К. принял участие в переговорах между обсервантами и конвентуалами, начатых по инициативе папы с целью восстановить единство францисканского ордена и не приведших к желаемому результату. На капитуле обсервантов в Болонье (1431) И. К. был назначен генеральным визитатором францисканских мон-рей. Тогда же он вступил в полемику с испан. обсервантом Фелипе Бербегалем, который ратовал за возрождение идеалов Франциска Ассизского и за отмену компромиссных добавлений, внесенных в устав францисканцев Мартином V. В 1432 г. Ф. Бербегаль, тезисы к-рого были близки к учению «малых братьев», был предан суду инквизиции.

В 1437 г. Лоренцо Джустиниани, патриарх Венеции, пригласил И. К. для проведения следствия по делу о членах братства иезуатов, к-рых обвиняли в использовании еретического соч. «Зерцало простых душ» Маргариты Поретанской (иезуаты были оправданы). В июне-июле 1439 г. И. К. принял участие в заседаниях Ферраро-Флорентийского Собора. В кон. 1439 г. он совершил путешествие в Палестину для ознакомления с деятельностью францисканской кустодии Св. земли (с 1437 визитатор францисканского вик-ства Восток).

В нояб. 1439 г. на Базельском Соборе был избран антипапа Феликс V (герц. Амедей VIII Савойский). И. К. участвовал в переговорах в Милане с герц. Филиппо Марией Висконти, чтобы он отказался от поддержки антипапы (герцог был женат на дочери Амедея VIII Савойского). И. К. провел в Милане 2 года, проповедуя и управляя обсервантскими монастырями герц-ства. В 1442 г. И. К. присутствовал на капитуле обсервантов в Ассизи, по решению к-рого был направлен для визитации монастырей во Франции и в Германии, а также как папский легат для переговоров с герц. Бургундии Филиппом III Добрым, к-рый поддерживал антипапу Феликса V. В нояб. 1442 г. он встретился с католич. св. Колеттой, к-рая провела реформу жен. монашеского ордена кларисс, и договорился о подчинении реформированных мон-рей руководству обсервантов. После переговоров с герц. Филиппом III провел провинциальный капитул обсервантов в Брюгге и убедил настоятелей бургундских монастырей поддержать папу Евгения IV.

Иоанн Капистранский. Скульптура на колонне Св. Троицы в Оломоуце. Между 1716 и 1754 гг.
Иоанн Капистранский. Скульптура на колонне Св. Троицы в Оломоуце. Между 1716 и 1754 гг.

Иоанн Капистранский. Скульптура на колонне Св. Троицы в Оломоуце. Между 1716 и 1754 гг.

Весной 1443 г. И. К. вернулся в Италию, участвовал в заседаниях генерального капитула францисканцев, собравшегося в июне в Падуе. В июле 1443 г. с целью упорядочить управление орденом папа созвал комиссию обсервантов, по решению комиссии были организованы 2 провинции (Предальпийская и Заальпийская), напрямую подчиненные генеральному министру. И. К. назначили генеральным викарием Предальпийской пров., ему было поручено составление новой редакции орденского устава (вступил в силу в 1446). Вероятно, под влиянием И. К. буллой «Ut sacra Ordinis» (1446) папа Евгений IV признал фактическую независимость обсервантов.

В 1451 г. И. К., получив полномочия папского легата, проповедовал в Свящ. Римской империи, в Венгерском и Чешском королевствах. Хотя одной из его главных задач была борьба с еретиками (прежде всего с гуситами), в проповедях он затрагивал широкий круг проблем: верховенство Папского престола, толкование канонического и светского права, комментирование Свящ. Писания, объяснение главных правил францисканской духовной традиции. Значительная часть его проповедей сохранилась как в его записях, так и в передаче очевидцев (в XVII в. был составлен свод творений И. К. в 19 томах).

И. К.- автор сочинений по богословию и каноническому праву, среди к-рых - «Трактат об алчности» (Tractatus de cupiditate), «О власти папы и Собора, или О власти Церкви» (De auctoritate papae et concilii sive de Ecclesiae auctoritate), «Зерцало совести» (Speculum conscientiae), «Защита Третьего ордена блж. Франциска» (Dedensorium tertii ordinis) и «Трактат об одном браке» (Tractatus de quondam patrimonio per modum consilii ubi quaeritur an a papa licite et de honestate conscientia salva, dispensatio peti possit) - об отмене помолвки между кондотьером Франческо Сфорца и Бьянкой Марией Висконти. В повседневной жизни И. К. оставался верен аскетическим идеалам францисканства: ходил пешком, без обуви, носил власяницу, спал на земле, подкладывая под голову камень или бревно, не более 3-4 ч. в сутки, ел раз в день.

В 1454 г. он принял участие в заседаниях Собора во Франкфурте-на-Майне, где обсуждался вопрос об организации крестового похода против турок и защиты юж. границ Европы. О начале крестового похода было объявлено 15 мая 1455 г. Папа Римский Каллист III даровал индульгенцию всем его участникам. В кон. мая 1455 г. И. К. прибыл в Венгрию. Венг. власти с опаской относились к инквизиторской деятельности И. К., остерегаясь религ. раскола. Кор. Венгрии Владислав (Ласло) V и правитель Янош Хуньяди подчеркивали, что ценят И. К. как организатора военных действий против Османской империи. В 1455 г. папа Римский Каллист III указал ему на необходимость сосредоточить усилия исключительно на подготовке крестового похода: католич. проповеднику надлежало действовать в контакте с папским легатом кард. Хуаном Карвахалем, к-рому было поручено собрать христ. армию, способную противостоять тур. угрозе. Датой сбора войск было назначено 1 авг. 1456 г. Однако, прежде чем христ. армия была собрана, войска тур. султана Мехмеда II начали продвигаться на север к Белграду. В условиях охватившей Венгрию паники, после того как нем. князья отказались участвовать в борьбе с турками, И. К. собрал войско, напрямую обращаясь к народу: по его словам, все, кто желали поддержать Римский престол в борьбе с турками, независимо от вероисповедания являлись друзьями и союзниками Римского папы. Своими проповедями И. К. способствовал притоку добровольцев.

В нач. июля отряды (ок. 27 тыс. чел., по др. данным, ок. 40 тыс.), в основном состоявшие из плохо вооруженных крестьян (многие имели только пращи и косы), были собраны под Белградом, осажденным турками. И. К. призывал вступать с врагами в открытый бой, ничего не боясь и веря в Божию помощь. Несмотря на значительные разрушения городских укреплений, 21 июля 1456 г. туркам не удалось взять Белград штурмом. На следующий день, 22 июля, И. К. во главе 2-тысячного отряда ополченцев проник в тыл тур. армии, расположенной у р. Савы. Турки, не оказав значительного сопротивления, бежали. Победа христ. войска под Белградом, первая после падения К-поля, на 70 лет остановила наступление турок на католич. Европу (до 1521, когда Белград был захвачен тур. султаном Сулейманом I).

Когда в венг. лагере началась эпидемия чумы, И. К. заболел. В нач. авг. 1456 г. он удалился во францисканский мон-рь в Уйлаке. По пути в мон-рь местные жители, гл. обр. правосл. сербы, встречали его как героя, освободителя от турок. После тяжелой болезни, отдав последние распоряжения и написав прощальное послание братьям по ордену, И. К. скончался. Его тело, остававшееся, как подчеркивается в Житиях, без признаков тления, через 8 дней при большом стечении народа было захоронено в саду, рядом с апсидой монастырского собора. Впосл. мощи И. К. были помещены в особой капелле францисканской церкви в Уйлаке. Сразу после кончины началось почитание И. К. как святого.

В письме от 27 окт. 1456 г. кард. Х. Карвахаль назвал кончину И. К. «тяжелой утратой для Церкви, особенно в настоящее время». Друзья и соратники И. К., в т. ч. Джироламо из Удине и Джованни Тальякоццо, 1 янв. 1457 г. отправили кард. Энеа Сильвио Пикколомини (впосл. папа Римский Пий II) послание с описанием последних дней И. К. Обсерванты стремились как можно быстрее узаконить почитание И. К., однако кард. Х. Карвахаль выступил против канонизации; он указывал на недостатки покойного - авторитаризм в отношениях с членами ордена, легкомыслие, жажду славы и вспыльчивый характер. В 1457 г. францисканцами был начат сбор сведений о чудесах, об образе жизни и о репутации (fama sanctitatis) И. К. В марте 1460 г. венг. кор. Матьяш I Хуньяди, полагавший, что заступничеством И. К. он был спасен из заключения и пришел к власти, ходатайствовал о начале канонизационного процесса перед папой Римским Пием II и коллегией кардиналов. В окт. 1461 г. о причислении И. К. к лику святых Римско-католической Церкви просил имп. Фридрих III. С июня 1462 по янв. 1463 г. итал. обсерванты под рук. Габриеле да Верона посетили те города Германии и Польши, где проповедовал И. К., чтобы опросить свидетелей о его деяниях и чудесах (собранные ими документы были доставлены в Италию и там утрачены; лишь в XVII в. их обнаружил Ваддинг и опубликовал в «Annales Minorum»). В мае 1462 г. венг. посланники в Риме по поручению короля ходатайствовали об ускорении процесса канонизации. Тогда же были составлены первые Жития И. К. Однако идея канонизации И. К. вызвала недовольство ряда влиятельных лиц, знавших его при жизни. Францисканец-конвентуал М. Дёринг, продолжатель хроники Дитриха Энгельхуса в 60-х гг. XV в., упоминал о тяжелом характере И. К., о его тщеславии, а также о том, что его деятельность по укреплению обсервантских мон-рей нарушила единство ордена францисканцев.

В авг. 1473 г. Эржебет Силади, вдова полководца Яноша Хуньяди, обратилась к папе Римскому Сиксту IV с просьбой начать канонизационный процесс, подчеркнув роль И. К. в укреплении католичества в юж. части Венгерского королевства. Вопрос о поддержке канонизации И. К. обсуждался на капитуле итал. обсервантов в Павии (апр. 1478). Папа Римский Лев Х разрешил почитание И. К. как блаженного Римско-католической Церкви в итал. еп-ствах Сульмона и Вальва. В Венгрии комиссия под рук. Сремского еп. Яноша Гути и Печского еп. Дёрдя Сатмари подготовила сведения очевидцев о жизни и чудесах И. К. После кончины папы Льва Х (1521) процедура канонизации вновь замедлилась, несмотря на ходатайства кор. Польши Сигизмунда, кор. Чехии и Венгрии Людовика II Ягеллона, трансильванского воеводы Яноша Запольяи и неоднократные просьбы венг. епископов. После поражения в битве при Мохаче и гибели кор. Людовика II (1526) турки захватили Уйлак и устроили в храме францисканского монастыря мечеть. О мощах И. К. ничего не известно. Существовали предположения, что они были спасены и впосл. почитались в разных церквах в Закарпатье или в Валахии. В XVIII - нач. XX в. предпринимались попытки найти останки, однако безрезультатно.

Угроза тур. нашествия способствовала широкому распространению почитания И. К. В 1519 г. в Лейпциге был издан сборник выдержек из проповедей И. К., составленный в монастыре Мариенмай. Тогда же гуманист Дж. Коклео опубликовал письма И. К. гуситам. В 1564 г. в Вене были напечатаны Жития И. К. Папа Римский Григорий XV (1621-1623) разрешил почитание И. К. членам францисканского ордена. По указанию папы Урбана VIII (1623-1644) было создано 2 комиссии - в Риме (для сбора и анализа сведений о жизни И. К.) и в обл. Абруцци (для проверки сведений о чудесах). Материалы, собранные во время процесса канонизации И. К., были доставлены в Рим и переданы в Конгрегацию обрядов. Только в 1662 г. Конгрегация обрядов признала, что при изучении биографии И. К. не обнаружено ничего, что нарушало бы основные принципы католич. веры (декрет от 17 сент. подтвержден папой Римским Александром VII). И. К. канонизирован 16 окт. 1690 г. папой Римским Александром VIII. Канонизационная булла была опубликована лишь 4 июня 1734 г., при папе Римском Бенедикте III. Процесс канонизации И. К. оказался одним из самых длительных в истории Римско-католической Церкви (234 года).

Соч.: Tractatus de cupiditate. Coloniae, 1482; Speculum conscientiae // Tractatus universi juris. Venetiis, 1584. T. 1. P. 323-371; Tractatus de quodam matrimonio... // Ibid. T. 9. P. 77-84; Tractatus de papae et consilii... // Ibid. T. 13a. P. 32-66; Tractatus de excommunicationibus // Ibid. T. 14. P. 386-398; Repetitio in rubricam de paenitentiis et remissionibus // Repetitiones in jure canonico. Venetiis, 1587. T. 4. P. 392-402; Explicatio extravagantis Joannis XXII primae. De verborum significationem adversus Barbegallum // Ibid. T. 6b. P. 56-63; Perrillustrium doctorum... in libros Decretalium aurei commentarii / Ed. G. Pape. Venetiis, 1588. T. 1. P. 320-382; Chiappini A. La produzione letteraria di S. Giovanni da Capestrano. Gubbio, 1927; idem. Reliquie letterarie capestranesi. Aquila, 1927.
Ист.: BHL, N 4360-4368; ActaSS. Oct. T. 10. P. 269-555; Hermann A. Capistranus triumphans seu Historia fundamentalis de S. Joanne Capestrano. Coloniae, 1700; Wadding L. Annales Minorum. Quaracchi, 1932r. T. 10-13; Lechat R. Lettres de Jean de Tagliacozzo sur le siège de Belgrade et la mort de S. Jean de Capistran // AnBoll. 1931. Vol. 39. P. 139-152; Bonmann O., Gal G., Miskuly J. M. A Provisional Calendar of St. John Capistran's Correspondence // Franciscan Studies. 1989. T. 49. P. 255-345; 1990. T. 50. P. 323-404; 1992. T. 52. P. 283-327.
Лит.: Kerval L., de. St. Jean de Capistran: Son siècle et son influence. P., 1887; Hofer J. Johannes von Capestrano: Ein Leben im Kampf um die Reform der Kirche. Innsbruck; W.; Münch., 1936. Hdlb., 1964-19652. 2 Bde; Nicolini U. San Giovanni da Capestrano studente e giudice a Perugia // AFH. 1960. T. 53. P. 39-77; Pratesi R. Una ignorata missione di S. Giovanni da Capestrano in Sicilia (maggio 1443) // AFH. 1961. T. 54. P. 403-412; Chiappini A. Giovanni da Capestrano // BiblSS. 1965. T. 6. Col. 645-654; Bonmann O. Jean de Capestrano (saint) // DSAMDH. Vol. 8. Col. 316-323; idem. La personalità di S. Giovanni da Capestrano // Bull. della Deputazione Abruzzece di Storia Patria. Aquila, 1986. T. 76. P. 5-20; De Marchis F. Giovanni da Capestrano (1386-1456): Il misterio delle reliquie // Ibid. P. 167-184; Zavaloni R. San Giovanni da Capestrano e la «cultura francescana delle pace» // Antonianum. R., 1986. T. 61. P. 520-539; Andreozzi G. San Giovanni da Capestrano e il terz'ordine di S. Francesco. R., 1987; Bozsoki P. G. Des funérailles et des tombes de S. Jean de Capistran // Bull. della Deputazione Abruzzece di Storia Patria. 1989. T. 79. P. 35-87; Der Bussprediger Capestrano auf dem Domplatz in Bamberg: Eine Bamberger Tafel um 1470/75: Eine didaktische Ausstellung des Hist. Museums Bamberg (28. Mai - 29 Okt. 1989) / Hrsg. R. Hubert. Bamberg, 1989; S. Giovanni da Capestrano nella Chiesa e nella società del suo tempo: Atti del Conv. storico intern., Capestrano, 8-12 ott. 1986 / Ed. E. e L. Pásztor. Aquila, 1989; Elm K. Johannes Kapistrans Predigtreise diesseits der Alpen (1451-1456) // Idem. Vitasfratrum: Beitr. zur Geschichte der Eremiten- und Mendikantenorden des 12. u. 13. Jh. / Hrsg. D. Berg. Werl, 1994. S. 321-337; Rusconi R. Giovanni da Capestrano: Iconografia di un predicatore nell'Europa del'400 // Predicazione francescana e società veneta nell quattrocento. Padova, 1995. P. 25-53; Andric S. The Beginnings of the Canonization Campaign of John Capistran, 1456-1463 // Hagiografica. P., 1996. Vol. 3. P. 163-246; idem. The Miracles of St. John Capistran. Bdpst.; N. Y., 2000; S. Giovanni da Capestrano: Un bilancio storiografico: Atti del Convegno storico intern., Capestrano, 15-16 maggio 1998 / Ed. E. Pásztor. Aquila, 1999; Di Virgilio P. V. F. Kapisztrán Szent János kultusza és öröksége // Déli harangszó: Tanulmányok a pápai rendelet félezer éves jubileumára. Bdpst., 2000. O. 287-323; Gecser O. Kapisztrán Szt. János nagyböjti prédikáció-sorozata Boroszlóban // Aetas. 2002. N 4. O. 5-28; Housley N. J. Giovanni da Capistrano and the Crusade of 1456 // Crusading in the 15th Cent.: Message and Impact / Ed. N. Housley. Basingstoke, 2004. P. 94-115; Giovanni da Capestrano e la riforma della Chiesa: Atti del V Conv. stor. di Greccio, Greccio, 4-5 maggio 2007 / A cura di A. Cacciotti, M. Melli. Mil., 2008.
Э. Небольсин, Э. П. К.
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Францисканцы Проповедники католические Иоанн Капистранский (1386-1456), францисканец, проповедник, политический деятель, святой католической Церкви (пам. 23 окт.)
См.также:
ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат
АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО (ок. 1248-1309), визионерка, блж. католич. Церкви (пам. зап. 4 янв.)
АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня)
БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ (1380 - 1444), католич. св. (пам. 20 мая)
БЕРТОЛЬД РЕГЕНСБУРГСкИЙ (ок. 1210-1272), блж. католич. Церкви (пам. 14 дек.)
БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ
ЕВЛОГИЙ († 859), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник, сщмч. (пам. зап. 11 марта)
ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.)