Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН БАР АФТОНЬЯ
Т. 23, С. 675-676 опубликовано: 28 апреля 2015г.


ИОАНН БАР АФТОНЬЯ

[сир.    ] (между 475 и 483 - 4.11.537), монофизитский писатель, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. сир. 4 нояб., 26 июня). Нек-рые сведения об И. б. А. содержатся в хрониках Псевдо-Захарии Ритора (сер. VI в.) и Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (2-я пол. VIII в.). Житие И. б. А. (BHO, N 497) написано одним из его учеников.

И. б. А. род. в Эдессе, к-рая была одним из центров греч. образования и культуры на сир. Востоке. Отец умер еще до его рождения, и сын стал называться по имени матери (Афтонья). В юности И. б. А. поступил в мон-рь св. Фомы в Селевкии на р. Оронт; нес послушание привратника и плотника, занимался научными трудами. Иногда в рукописях И. б. А. именуется «ритором» и «бывшим адвокатом», однако сведения о его причастности к судопроизводству не сохранились. Во время гонений визант. имп. Юстина I на антихалкидонитов И. б. А. был избран притесняемой монофизитской братией настоятелем обители; в этом сане он упомянут в апр. 528 г. в колофоне рукописи (Assemani. BO. T. 2. P. 46). С усилением репрессий И. б. А. с братией был изгнан из обители и переселился на Евфрат, где основал мон-рь Кеннешре (орлиное гнездо), впосл. ставший центром изучения греч. языка и философии. В 532/3 г. И. б. А. отправился в К-поль, где в качестве секретаря участвовал в переговорах между сторонниками и противниками Халкидонского Собора (организованы имп. св. Юстинианом I). Незадолго до смерти Антиохийский монофизитский патриарх Севир написал И. б. А. письмо, в к-ром предсказал его кончину.

И. б. А. принадлежит неск. сочинений, сохранившихся в переводе с греч. языка на сирийский. Толкование на Книгу Песни Песней Соломона известно лишь во фрагментах (изд.: Krüger. 1966. S. 69-71). Гимны И. б. А. (ок. 70) в рукописной традиции прилагались к Осмогласнику Севира Антиохийского вместе с песнопениями Иоанна Псалта (Каллиграфа), также настоятеля Кеннешре, и др. авторов. Этот гимнографический сборник был переведен на сир. язык в 20-х гг. VII в. на Кипре. В 675 г. этот перевод отредактировал Иаков Эдесский (изд.: The Hymns of Severus of Antioch and Others in the Syriac Version of Paul of Edessa as Revised by James of Edessa / Ed., transl. E. W. Brooks. P., 1909-1911. 2 vol. (PO; T. 6. Fasc. 1; T. 7. Fasc. 5)). В этот же корпус входит гимн Иоанна Псалта в честь И. б. А. (Ibid. 1911. Vol. 2. P. 660-661). Традиция атрибутирует И. б. А. Житие Севира Антиохийского, отличное от Жития, приписываемого Захарии Ритору, но отчасти основанное на нем (Sévère, Patriarche d'Antioche, 512-518 / Ed. M.-A. Kugener. P., 1907. Vol. 2: Vie de Sévère, par Jean supérieur de monastère de Beth-Aphtonia. (PO; T. 2. Fasc. 3)). Однако авторство И. б. А. является спорным из-за проблем внутренней хронологии; Ф. Но считал автором Жития др. настоятеля Кеннешре, также носившего имя Иоанн.

Память И. б. А. встречается под 26 июня и/или 4 нояб. в сир. календарях VII-XVII вв. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd., trad. F. Nau. P., 1912. (PO; T. 10. Fasc. 1); Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 141, 166), однако в совр. календаре она не отмечена. Несмотря на это, о почитании И. б. А. в Сирийской яковитской Церкви в наст. время свидетельствует освящение церкви в его честь в Кранбери (шт. Нью-Джерси, США).

Соч.: CPG, N 7484-7485.
Ист.: Vie de Jean bar Aphtonia / Éd., trad. F. Nau // Clugnet. Bibl. orient. 1902. Vol. 2; The Syriac Chronicle Known as that of Zachariah of Mitylene / Transl. into English by F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899. P. 208-210, 253. (Byzantine Texts; 3); Chronicle (Known also as the Chronicle of Zuqnin). Pt. 3 / Transl., not. and introd. W. Witakowski. Liverpool, 1996. P. 66.
Лит.: Райт. Очерк. С. 58-59; Nau F. Histoire de Jean bar Aphtonia // ROC. 1902. Vol. 7. P. 97-135; Krüger P. Johannes bar Aphtonaja und die syrische Übersetzung seines Kommentars zum Hohen Lied // Oriens Chr. 1966. Bd. 50. S. 61-71; Köbert R. Syrische Fragmente eines griechischen Kommentars zum Hohen Lied // Biblica. 1967. Vol. 48. P. 111-114; Graffin F. Jean bar Aphtonya // DSAMDH. 1974. Vol. 8. Col. 284-285; Vööbus A. Neue Entdeckungen für die Biographie des Severus von Antiochien von Johannan von Bet Aphtonja // OS. 1975. Bd. 24. S. 333-337; Watt J. W. A Portrait of John bar Aphtonia, Founder of the Monastery of Qenneshre // Portraits of Spiritual Authority: Religious Power in Early Christianity, Byzantium and the Christian Orient / Ed. J. W. Drijvers, J. W. Watt. Leiden; Boston, 1999. P. 155-170.
А. В. Муравьёв
Ключевые слова:
Святые Сирийской Церкви Церковные писатели монофизитские Иоанн Бар Афтонья (между 475 и 483 - 4.11.537), монофизитский писатель, святой Сирийской яковитской Церкви (пам. сир. 4 нояб., 26 июня)
См.также:
ИОАНН БАР КУРСУС (ок. 483 - 538), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.)
ААРОН САРУГСКИЙ прп. (пам. сир. 28 мая)
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АДРИАН еп. Халкидонский, прп. (пам. сир. 13 окт.)