Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН XXIII
Т. 23, С. 569-567 опубликовано: 16 апреля 2015г.


ИОАНН XXIII

А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г.
А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г.

А. Дж. Ронкалли, впосл. папа Римский Иоанн XXIII (в центре) Фотография. 1901 г.
(25.11.1881, Сотто-иль-Монте, обл. Ломбардия, Италия - 3.06.1963, Рим; до избрания папой - Анджело Джузеппе Ронкалли), папа Римский (с 28 окт. 1958), блж. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.). Род. в многодетной крестьянской семье. С 1889 г. учился в начальной школе, одновременно готовясь к поступлению в семинарию и изучая лат. язык под рук. местных священников. В 1891 г. обучался в епископской коллегии в Челано (близ Бергамо). 7 нояб. 1892 г. поступил в начальную ДС в Бергамо, по окончании которой 24 июня 1895 г. стал клириком, приняв тонзуру. С 1895 г. до конца жизни записывал свои размышления, в 1902 г. озаглавил эти записи «Дневник души». В 1895-1900 гг. учился в высшей ДС в Бергамо, с янв. 1901 г.- в папской Римской семинарии, где 25 июня того же года получил степень бакалавра теологии. 30 нояб. 1901 г. был призван на военную службу в 73-й пехотный полк в Бергамо, к-рую завершил в нояб. 1902 г. в звании сержанта. В дек. того же года продолжил учебу в папской Римской семинарии, и 18 дек. 1903 г. генеральный викарий Рима кард. Пьетро Респиги рукоположил Ронкалли во диакона. 13 июля 1904 г. окончил папскую Римскую семинарию со степенью доктора теологии за диссертацию, написанную под рук. проф. пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Римский Пий XII). 10 авг. 1904 г. в рим. ц. Санта-Мария ин Монтесанто титулярным лат. патриархом К-польским Джузеппе Чепетелли рукоположен во пресвитера. В окт. того же года поступил на фак-т канонического права папского рим. ин-та «Utriusque iuris» (академия св. Аполлинария, впосл. папский Латеранский ун-т), но в нач. 1905 г. прервал учебу, т. к. был назначен секретарем Бергамского еп. Джакомо Радини-Тедески.

С окт. 1906 г. совмещал обязанности секретаря с преподаванием истории Церкви, патрологии и апологетики, а также основного богословия (с 1910) в Бергамской высшей ДС. В том же году начал исследовательскую работу, посвященную истории епископства Бергамо, на основе материалов, хранившихся в миланской б-ке Амброзиана, где познакомился с префектом б-ки пресв. А. Ратти (впосл. папа Римский Пий XI). Позднее часть проведенных исследований вошла в 5-томное соч. «Gli Atti della visita apostolica di s. Carlo Borromeo a Bergamo (1575)» (Акты апостольской визитации св. Карло Борромео в Бергамо (1575)), изданное в 1936-1957 гг. С 1909 г. Ронкалли также занимал должность ответственного редактора периодического издания Бергамского еп-ства «La Vita Diocesana», а с 1910 г.- ассистента Союза католич. женщин. Его поддержка деятелей христ. социализма и переписка с видным представителем итал. католич. модернизма пресв. Э. Буонаюти, с к-рым он учился в папской Римской семинарии, стали причиной возбуждения в 1914 г. Конгрегацией Sanctum Officium дела по подозрению в склонности Ронкалли к модернизму, который был осужден папой Римским Пием Х в 1907 г.

Со смертью еп. Дж. Радини-Тедески (22 авг. 1914) Ронкалли оставил пост секретаря, но продолжил работу в еп-стве и в семинарии. После вступления Италии в первую мировую войну 24 мая 1915 г. призван на службу в звании сержанта санитарной службы при госпиталях Бергамо, где с 28 марта 1916 г. исполнял обязанности военного капеллана. Демобилизовавшись в дек. 1918 г., Ронкалли вернулся к преподаванию в ДС в Бергамо и 17 сент. 1919 г. был назначен ее духовным директором (духовником).

В кон. 1920 г. по предложению архиеп. А. Ратти папа Римский Бенедикт XV вызвал Ронкалли в Рим, 18 янв. 1921 г. назначил его президентом итал. центрального совета Общества распространения веры, занимавшегося сбором средств для католич. миссий, и включил в состав Конгрегации пропаганды веры. 15 марта 1921 г. возведен в сан почетного каноника кафедрального капитула собора Сант-Алессандро в Бергамо; 7 мая того же года папа Бенедикт XV удостоил Ронкалли титула прелата папского двора. Стараниями Ронкалли была разработана и осуществлена структурная реформа Общества распространения веры, утвержденная папой Римским Пием XI (motu proprio «Romanorum Pontificum» от 3 мая 1922): Общество получило статус папского, региональные орг-ции по всему миру стали подчиняться единому руководству, что позволило обеспечить координацию местных инициатив по поддержке католич. миссий. С нояб. 1924 г. Ронкалли совмещал деятельность в Обществе распространения веры и преподавание патристики в папском рим. ин-те «Utriusque iuris». В эти годы он старался держаться в стороне от политики, но в дневнике отмечал противоречие фашистского курса Б. Муссолини евангельским заповедям, выражая надежду на победу во время выборов Народной партии.

3 марта 1925 г. папа Римский Пий XI назначил Ронкалли апостольским визитатором в Болгарии с возведением в сан титулярного архиепископа Ареопольского. Его епископское рукоположение, состоявшееся 19 марта в рим. ц. Сан-Карло аль Корсо, возглавил кард. Джованни Таччи-Порчелли. Одной из главных задач, стоявших перед Ронкалли, была реорганизация католич. церковной администрации с учетом изменения границ Болгарии после первой мировой войны. По предложению Ронкалли католики визант. обряда были объединены в апостольский экзархат Софии, учрежденный папой Пием XI в июле 1926 г. В сент. 1934 г. он способствовал открытию 1-й в Болгарии католич. ДС для подготовки клира как лат., так и вост. обрядов (руководство семинарией было поручено иезуитам). Благодаря укрепившемуся при Ронкалли положению католич. Церкви в стране статус представительства Папского престола в Болгарии был повышен до апостольской делегатуры, и 26 сент. 1931 г. Ронкалли был назначен 1-м апостольским делегатом в Болгарии. Помимо решения вопросов внутреннего устройства католич. Церкви в Болгарии он выполнял дипломатические функции, поддерживал отношения с болг. царем Борисом III и представителями правительства страны. При посредничестве Ронкалли удалось решить проблему брака царя Бориса III с Джованной Савойской, дочерью итал. кор. Виктора Эммануила III. Несмотря на данные папе Пию XI обещания и совершенное 25 окт. 1930 г. католич. венчание в Ассизи, 30 окт. царь Борис повторно венчался в Софии по правосл. обряду, а родившуюся в 1933 г. дочь крестил в Православии. Ронкалли удалось уговорить папу и Гос. секретариат Ватикана ограничиться сдержанными протестами и не подвергать Джованну Савойскую отлучению от католич. Церкви.

Во время пребывания в Болгарии Ронкалли проявлял интерес к Православию, изучал историю и обряды правосл. Церкви, болг. и церковнослав. языки. 26 авг. 1925 г. он посетил Свящ. Синод Болгарской Православной Церкви и был принят Врачанским митр. Климентом (Шивачевым). В письмах и в дневнике Ронкалли отмечал необходимость установления братских отношений между католиками и православными. Однако личная дружба с нек-рыми правосл. иерархами, в т. ч. с еп. Серафимом (Соболевым), настоятелем рус. прихода в Софии, не изменила общего негативного отношения Свящ. Синода к деятельности в стране католич. духовенства, к-рое обвинялось в пропаганде унии и прозелитизме среди правосл. населения.

24 нояб. 1934 г. назначен апостольским делегатом и апостольским викарием в Турции и одновременно апостольским делегатом в Греции. 30 нояб. по просьбе Ронкалли папа изменил ему титулярную кафедру, назначив архиепископом Месемврийским, в память о времени, проведенном в Болгарии (Месемврия, ныне Несебыр, Болгария). Ронкалли способствовал улучшению отношений с правительством Турции благодаря осуществленному по его инициативе переводу основных молитв на тур. язык и призывам к соблюдению клириками и монашествующими светского законодательства страны (в т. ч. закона, требовавшего от религ. служителей ношения гражданской одежды). Ронкалли встречался с К-польским Патриархом Вениамином I, Афинскими архиепископами Хризостомом I и Дамаскином, в мае 1936 г. посетил монастыри Св. Горы Афон.

В годы второй мировой войны Ронкалли соблюдал строгий нейтралитет, что позволило ему добиться смягчения условий блокады Греции со стороны Германии и Италии, разрешивших Красному Кресту и др. благотворительным орг-циям доставку продуктов и медикаментов греч. населению. Апостольский делегат сотрудничал с представителем в Стамбуле Еврейского агентства по спасению, оказывал помощь евр. беженцам из Европы, обеспечивая их проездными документами и материальной поддержкой, а евреев, оставшихся в оккупированных нацистами странах,- свидетельствами о крещении. Получив в июне 1944 г. «Протоколы Освенцима», Ронкалли по дипломатическим каналам отправил их в Ватикан, и папа Римский Пий XII выразил протест в телеграмме главе Венгрии М. Хорти. Эти действия помогли приостановить депортацию евреев из Венгрии в концентрационные лагеря.

В нач. дек. 1944 г. Ронкалли получил известие о своем планируемом назначении апостольским нунцием во Францию, к-рое официально состоялось 22 дек. На новом месте служения он столкнулся со сложной ситуацией. Глава франц. временного правительства Ш. де Голль требовал от папы Римского Пия XII удалить с кафедр 33 епископа, которые обвинялись в коллаборационизме с режимом Виши, однако нунций смог добиться согласия на отставку лишь 3 епископов. Ронкалли посетил с пастырскими визитами мн. франц. архиеп-ства и еп-ства, в т. ч. в Алжире и Тунисе, познакомился с идеями некоторых франц. иерархов (напр., кардиналов Ашиля Льенара и Пьера Мари Жерлье) о путях христ. решения социальных вопросов, что впосл. оказало влияние на формулировку социального учения буд. папы, поддерживал миссионерские начинания Парижского архиеп. кард. Эмманюэля Сюара, в т. ч. создание движения священников-рабочих (в 1954 распущено по требованию Папского престола из-за участия пресвитеров в политической деятельности и сотрудничества с коммунистами). Несмотря на осуждение папой Пием XII нек-рых положений франц. «новой теологии» (энциклика «Humani generis», 1950), нунций уделял внимание работам ее основных представителей - пресвитеров И. Конгара и А. де Любака, встречался с пресв. Д. Шеню. В Париже Ронкалли поддерживал отношения с видными франц. политическими деятелями, в т. ч. с Ш. де Голлем, Президентом Франции В. Ориолем, лидером социалистической партии Г. Молле, писателями А. Даниелем-Ропсом, П. Клоделем, Ф. Мориаком. В июле 1951 г. был назначен 1-м наблюдателем Папского престола при ЮНЕСКО.

12 янв. 1953 г. папа Пий XII возвел Ронкалли в достоинство кардинала; 15 янв. по традиции, унаследованной от франц. монархии, он получил кардинальскую биретту от Президента Франции Ориоля. В тот же день папа назначил Ронкалли патриархом Венеции. 15 марта он торжественно вступил в управление архиеп-ством. 29 окт. того же года в загородной резиденции Кастель-Гандольфо папа вручил Ронкалли кардинальскую шляпу (галеру), даровал титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Приски. В Венеции Ронкалли получил возможность приступить к пастырскому служению. Он с особым вниманием относился к проблемам приходского клира и религ. образования. Наибольшую известность в Италии ему принесла позиция открытости левым политическим силам. Несмотря на запрет сотрудничать с коммунистами, установленный декретом Конгрегации Sanctum Officium от 1 июля 1949 г., Ронкалли поддерживал отношения с мэром Венеции коммунистом Дж. Б. Джанкуинто. 12 авг. 1956 г. под давлением секретаря Конгрегации Sanctum Officium кард. Джузеппе Пиццардо Ронкалли осудил попытки местных руководителей христ. демократов установить союз с социалистами на выборах в адм. джунту; однако он подчеркнул, что осуждает это только потому, что местные христ. демократы нарушили церковную дисциплину, проявив непослушание требованиям Папского престола. Стремление Ронкалли к сотрудничеству с левыми силами проявилось и в приветствии открывшемуся 1 февр. 1957 г. в Венеции съезду итал. социалистической партии, к-рое было негативно воспринято Ватиканом. Желая быть открытым совр. миру, в 1956 г. Ронкалли посетил Венецианскую художественную выставку (биеннале), отменив тем самым запрет на ее посещение клириками, наложенный в нач. ХХ в. Венецианским патриархом кард. Джузеппе Сарто (впосл. папа Пий Х).

Избрание папой

Посещение Иоанном XXIII, папой Римским, тюрьмы «Regina Coeli» в Риме. Фотография. 1958 г.
Посещение Иоанном XXIII, папой Римским, тюрьмы «Regina Coeli» в Риме. Фотография. 1958 г.

Посещение Иоанном XXIII, папой Римским, тюрьмы «Regina Coeli» в Риме. Фотография. 1958 г.
После смерти папы Пия XII (9 окт. 1958) Ронкалли принял участие в открывшемся 25 окт. 1958 г. конклаве. Выборы нового папы проходили на фоне адм. кризиса Римской курии и борьбы между консервативно настроенными кардиналами, в основном голосовавшими за архиеп. Генуи кард. Джузеппе Сири, и кардиналами-«прогрессистами», поддерживавшими кандидатуру Болонского архиеп. кард. Джакомо Леркаро. Ни одному из них не удалось набрать требуемого количества голосов, и участники конклава решили пойти на компромисс, избрав папу «переходного периода». 28 окт. после 11-го тура голосования Ронкалли был избран папой, приняв имя Иоанн XXIII в память о своем отце и в честь св. Иоанна Предтечи и ап. Иоанна Богослова. 4 нояб. И. был коронован тиарой, 23 нояб. состоялась его интронизация в Латеранской базилике.

И. реорганизовал работу Римской курии, назначив гос. секретарем Ватикана просекретаря Конгрегации ординарных церковных дел пресв. Доменико Тардини, вскоре рукоположенного во епископа и возведенного в достоинство кардинала. Папа восстановил регулярные встречи с руководителями конгрегаций Римской курии. За годы понтификата И. возвел в кардиналы 52 чел., в т. ч. из Африки (Танганьика) и Азии (Япония, Филиппины), впервые нарушив установленное в 1586 г. папой Римским Сикстом V ограничение (число членов Коллегии кардиналов не должно было превышать 70 чел.). Важным для Коллегии кардиналов стало motu proprio «Cum gravissima» от 15 апр. 1962 г. об обязательном епископском рукоположении лиц, возведенных в кардинальское достоинство. При И. общее число католич. епископов увеличилось с 2480 (на 1958) до 2809, в т. ч. в связи с учреждением папой ок. 300 новых епископских кафедр (в основном в Африке и в Азии). Папа основал местную католич. иерархию в Бельг. Конго и Руанда-Урунди (1959), в Демократической Республике Вьетнам (1960), в Индонезии и Юж. Корее (1961). Особое внимание папа уделял пастырскому служению в качестве епископа Рима. Он постоянно посещал приходы, благотворительные учреждения, мон-ри, больницы и тюрьмы, в частности знаменательным стал его визит 26 дек. 1958 г. в рим. тюрьму «Regina Coeli». С 24 по 31 янв. 1960 г. по его инициативе впервые за много столетий состоялся Римский синод, на к-ром была обозначена роль папы как епископа Римского диоцеза и обсуждалось положение дел в католич. Церкви в Италии. 12 июля 1962 г. папа выделил из состава Римской курии генеральный викариат Рима, перевел его в Латеранский дворец, подчеркнув отдельный статус Римского диоцеза.

Созыв II Ватиканского Собора

25 янв. 1959 г., в конце недели молитв о христ. единстве в рим. базилике Сан-Паоло фуори ле Мура, И. объявил о намерении созвать 21-й в католич. традиции вселенский Собор (см. Ватиканский II Собор). Первоначально целями Собора папа назвал возвращение к древним формам изложения вероучения, реформу канонического права и совместный с христианами-некатоликами поиск единства Церкви. Решение И. созвать Собор было неожиданным для большинства кардиналов курии (как записал И. в «Дневнике души», эта идея была для него как «вспышка небесного света»). В изданной 29 июня 1959 г. энциклике «Ad Petri Cathedram» папа вновь сформулировал основные цели Собора: «развитие католической веры, обновление христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени». Одна из частей энциклики была посвящена изложению представлений И. о единстве Церкви и необходимости диалога с др. христ. Церквами. В июле 1959 г. папа утвердил название Собора - «II Ватиканский».

5 июня 1960 г. И. издал motu proprio «Superno Dei nutu», которым учреждались Центральная подготовительная комиссия Собора под его руководством, 10 комиссий по отдельным вопросам, в задачу которых входила выработка проектов соборных документов (схем), и 3 секретариата. Папа установил порядок формирования комиссий, состав которых должен был быть согласован с ним. 4 нояб. 1960 г. И. объявил о начале работы комиссий и вновь указал на основную цель Собора - «дать возможность Церкви внести более эффективный вклад в решение проблем современности... обновить веру, доктрину и дисциплину Церкви, религиозную и духовную жизнь». В булле «Humanae Salutis» (25 дек. 1961) папа объявил об офиц. созыве Собора в 1962 г.; 2 февр. 1962 г. motu proprio «Conсilium» он утвердил дату его открытия, а motu proprio «Appropinquante Concilio» (6 авг. 1962) - устав Собора. Папа следил за ходом подготовки Собора, но не вмешивался в работу подготовительных комиссий, представивших разработанные ими проекты соборных документов непосредственно перед их рассылкой участникам Собора.

Перед открытием Собора 4 окт. 1962 г. И. совершил паломническую поездку в Лорето и в Ассизи (он стал 1-м понтификом, покинувшим Римскую пров. с 1870). 11 окт. папа открыл Собор речью «Gaudet Mater Ecclesia», в к-рой обозначил пастырские задачи Собора: «...сохранение, обновление и более действенное изложение священного наследия христианского учения», подчеркнув отказ от негативного восприятия совр. мира. Речь завершалась призывом к единству, обращенным как к католикам, так и к «отделенным братьям». В понтификат И. состоялась только 1-я сессия Собора (11 окт.- 8 дек. 1962), во время к-рой было рассмотрено 5 проектов документов (о литургии, об источниках Божественного Откровения, о средствах социальной коммуникации, о христ. единстве и о Церкви), ни один из к-рых не был принят. 27 нояб. папа объявил о переносе 2-й сессии Собора с мая на сент. 1963 г. (из-за большого объема работ над соборными документами). 17 дек. папа учредил комиссию по координации работы соборных комиссий и в письме Собору «Mirabilis ille» (6 янв. 1963) наметил перспективы его работы.

Развитие экуменизма и межрелигиозного диалога

Иоанн XXIII, папа Римский. Фотогра-фия. 1960 г.
Иоанн XXIII, папа Римский. Фотогра-фия. 1960 г.

Иоанн XXIII, папа Римский. Фотогра-фия. 1960 г.
Длительное пребывание буд. папы на Балканах и его тесные контакты с православными и мусульманами во многом повлияли на стремление И. отойти от традиционного для Римско-католической Церкви изоляционизма и заложить основы экуменических и межрелиг. отношений. Экуменическая направленность деятельности папы наиболее четко проявилась в созыве II Ватиканского Собора, одним из подготовительных органов которого стал созданный 5 июня 1960 г. под рук. кард. Августина Беа Секретариат по содействию христ. единству (по окончании Собора сохранен в качестве ведомства Римской курии, с 1988 Папский совет по содействию христ. единству). В 1959-1960 гг. был начат диалог с Англиканской Церковью, а также с протестант. лидерами в США и Зап. Германии. В нач. 1960 г. председатель Совета Евангелической Церкви Германии еп. Ф. К. О. Дибелиус, а 2 дек. того же года Кентерберийский архиеп. Джеффри Фишер посетили Ватикан. Важным для последующего развития межрелиг. диалога католич. Церкви с иудаизмом стало принятое 21 марта 1959 г. решение папы удалить из богослужения Великой пятницы наименование иудеев «коварными» (perfidis Judaeis).

Уделяя особое внимание развитию отношений с православной Церковью, 30 авг. 1959 г. И. выразил пожелание, чтобы на II Ватиканском Соборе присутствовали наблюдатели от «отделенных братьев», в первую очередь представители Поместных Православных Церквей. В июне 1961 г. офиц. делегация посетила К-польского Патриарха Афинагора I (Спиру), обещавшего содействие переговорам с Поместными Церквами о присутствии на Соборе правосл. наблюдателей. В февр. 1962 г. в Афинах и Стамбуле побывал член Секретариата пресв. Й. Виллебрандс, но, несмотря на одобрительное отношение Патриарха Афинагора, направлять наблюдателей на Собор отказались Иерусалимская, Элладская Церкви и РПЦ, а вслед за ними и К-польский Патриархат. После длительных переговоров Секретариата по содействию христианскому единству с РПЦ (подробнее см. ст. Ватиканский II Собор), повлиявших на изменение ее позиции, 10 окт. 1962 г. Президиум ЦК КПСС разрешил отправить представителей Московского Патриархата на Собор, и в тот же день Свящ. Синод РПЦ назначил наблюдателями прот. Виталия Борового и архим. Владимира (Котлярова). Наблюдателей на Собор отправили также Русская Православная Церковь за границей, к-рую на 1-й сессии представляли архиеп. Антоний (Бартошевич) и прот. И. Троянов, а также Древние Восточные (дохалкидонские) Церкви (Армянская, Коптская, Сирийская и Эфиопская) и большинство протестант. Церквей и деноминаций.

Социальное учение

И. внес значительный вклад в социальное учение Римско-католической Церкви, заложив основу для его новой формулировки во 2-й пол. ХХ в. Особое внимание он уделял изменениям в экономической, социально-политической и научно-технической сферах жизни совр. мира. По представлению И., эти изменения требовали переосмысления и новой расстановки акцентов в основных положениях католич. социального учения. Анализ социальных проблем представлен во мн. документах, составленных папой, наиболее важными из к-рых являются энциклики «Mater et magistra» (от 15 мая 1961) и «Pacem in terris» (от 11 апр. 1963; последняя энциклика И. и его духовное завещание). В обеих энцикликах ключевой темой явились признание и отстаивание прав (религ., политических, экономических, социальных) и достоинства человеческой личности, что впосл. оказало значительное влияние на выработку ряда документов II Ватиканского Собора (особенно пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» и декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae») и на общее развитие католич. богословия ХХ в. в духе христ. гуманизма и персонализма.

Папа Иоанн XXIII подписывает энциклику «Pacem in ferris». Апрель 1963 г.
Папа Иоанн XXIII подписывает энциклику «Pacem in ferris». Апрель 1963 г.

Папа Иоанн XXIII подписывает энциклику «Pacem in ferris». Апрель 1963 г.

И. отказался от свойственного католич. богословию (особенно томизму и неотомизму) дедуктивного метода построения общих принципов и норм социального учения, основанного на христ. понимании естественного права; папа использовал индуктивный способ, исходя из положений конкретной исторической реальности. В числе изменений, к-рые произошли в мире в XIX-XX вв., И. выделяет достижения науки и техники (изобретение радио и телевидения, скоростного транспорта, освоение космоса, открытие атомной энергии и др.), социально-экономические преобразования в промышленности и сельском хозяйстве, рост роли профсоюзов и международных орг-ций, а также распад колониальной системы. Помимо положительных аспектов изменений папа отмечает связанные с ними опасности, в т. ч. стремление политической власти ограничить свободу личности, использовать технико-экономическое могущество для того, чтобы оказать влияние на политическое состояние стран, находящихся на низкой стадии экономического развития.

Рассматривая как одно из характерных явлений эпохи проблему социализации (установление в обществе многообразных видов социальных связей и отношений), И. признает ее преимущества (удовлетворение мн. экономических и социальных прав личности), но в то же время указывает и на опасность возрастающего вмешательства гос. власти в сферы медицины, образования и воспитания, выбора профессии и др., что приводит к ограничению свободы деятельности людей. Поэтому И. призывает гос. деятелей руководствоваться идеей «общего блага», понимаемого им как «совокупность тех социальных условий, которые благоприятствуют и содействуют людям в полном развитии их личности». Общее благо должно базироваться на правах и обязанностях человека и регулироваться нравственными нормами, соблюдать к-рые обязаны политические сообщества (гос-ва). Общее благо не может быть благом отдельного гос-ва, оно должно стать «всемирным общим благом» для человечества. И. указывал, что в основе решения главных проблем современности должны лежать принципы общего блага и вспомоществования, пропорциональности общественного развития, а также идея гуманизма.

И. по-новому трактовал и вопросы участия рабочих в национальном доходе, отмечая, что это не только соответствие заработной платы потребностям трудящихся и их вкладу в производство, но и представительство трудящихся в управлении предприятиями, их участие в распределении прибыли. Более конкретно это могло бы выразиться в приобретении работниками акций частного предприятия, на к-ром они работают, если устав предприятия это позволяет. Кроме того, необходимо представительство рабочих как в профсоюзах, так и в политических сферах. Вместе с тем И. не отождествлял социальный вопрос только с рабочим вопросом, он видел те же проблемы и в сельском хозяйстве. Отметив бедственное положение крестьян, И. предлагал конкретные меры помощи: гос. субсидии, налоговую реформу, социальное обеспечение и регулирование цен и т. д.

И. подчеркивал необходимость уважать все народы, с чем было связано требование отказаться от неоколониализма. Он призывал страны, имеющие избыточное количество продовольствия, разделить его с теми, кто голодает. Уничтожение товаров в то время, когда есть люди, нуждающиеся в них, чтобы выжить, является оскорблением принципов справедливости и человечности. Но, оказывая помощь, экономически развитые страны должны преодолеть искушение диктовать свою волю более слабым странам, чтобы избежать новой формы колониализма, к-рая отрицательно влияет на международные отношения, представляет собой угрозу и опасность для дела мира во всем мире.

В энциклике «Pacem in terris», впервые обращенной не только к католикам, но и «ко всем людям доброй воли», изложена концепция И. о взаимоотношениях между людьми и народами на 3 уровнях: между гражданами и политической властью, между политическими сообществами и между национальными сообществами и сообществом мировым. В документе особый акцент делался на мире между людьми, которые должны жить «в истине, справедливости, любви и свободе». На этих 4 принципах основывается социальный порядок. Отношения между политическими сообществами надлежит строить на равенстве, основанном на достоинстве человеческой личности, на естественных правах, на защите прав меньшинства, на солидарности и взаимном доверии. Все это является единственной альтернативой гонке вооружений и ядерной угрозе. И. описывает политический порядок, соотносит его со «всеобщим благом». Необходимо создание соответствующих политических институтов, целями к-рых будут признание, уважение и защита прав человека.

В основе социальной концепции И. лежит томистское учение о собственности как о необходимом и неизбежном проявлении естественного права. Вновь напомнив о «явлениях времени», таких как социально-экономический рост рабочего класса, повышение роли женщин в общественной жизни, политическая эмансипация бывш. колониальных народов, деятельность международных орг-ций, в т. ч. ООН, и т. д., папа утверждает, что источником нестабильности в мире и постоянных угроз военных конфликтов является разлад между политикой и моралью, мешающий установлению всеобщей гармонии.

Миротворчество

Важнейшей задачей папа считал последовательную борьбу за мир. Призывы к миру содержатся в большинстве документов, составленных И., начиная с 1-го выступления urbi et orbi 29 окт. 1958 г., в к-ром папа призвал руководителей всех гос-в приложить усилия для достижения мира, «основанного на законных правах всех людей и проникнутого любовью». Аналогичный призыв к миру содержался и в энциклике «Ad Petri cathedram», он стал основной темой его рождественского послания от 23 дек. 1959 г.

В период обострения Берлинского кризиса 10 сент. 1961 г. И. призвал мировых политиков искать мирные пути решения международных конфликтов. В выступлении по радио 11 сент. 1961 г. папа вновь вернулся к теме угрозы войны, особенно пугающей из-за наличия у ряда стран совр. средств массового уничтожения. И. обратился к гос. деятелям, взывая к их мудрости и сдержанности в принятии тех или иных решений. Народы нуждаются не в победоносных войнах и не в побежденных противниках, а в «плодотворном оздоравливающем мире», утверждал И. Папа поддержал предложения о разоружении, исходившие от неприсоединившихся стран. На открытии II Ватиканского Собора И. предложил собравшимся принять обращение ко всему человечеству с призывом бороться за всеобщий мир и разоружение.

В окт. 1962 г. из-за размещения СССР атомных ракет на Кубе начался Карибский кризис, поставивший мир перед угрозой атомной войны. 25 окт. 1962 г. И. обратился ко всем руководителям стран с призывом прекратить эскалацию международного конфликта и начать переговоры; в тот же день выступление папы было опубликовано в газ. «Правда». Кроме того, через послов СССР и США в Италии были переданы личные послания папы руководителю СССР Н. С. Хрущёву и Президенту США Дж. Кеннеди с призывом не доводить конфликт до войны. В рождественском послании в дек. 1962 г. И. вновь призвал гос. деятелей приложить все усилия, чтобы спасти мир во всем мире. Итог выступлениям был подведен в энциклике И. «Pacem in terris». Весной 1963 г. папа был награжден премией Международного фонда Бальцана «За мир и гуманизм».

Отношение к коммунизму

4 апр. 1959 г. И. подтвердил декрет Конгрегации Sanctum Officium, восходящий к декрету 1949 г. о запрещении католикам сотрудничать с коммунистами или голосовать за них или за лиц, с ними сотрудничающих. В выступлениях папа подчеркивал, что материализм и марксизм как атеистические идеологии несовместимы с католич. вероучением. Однако еще в нач. 1959 г. И. призвал «исцелять братьев, а не пугать их» и впосл. (в т. ч. в энциклике «Pacem in terris») сделал акцент на необходимости различать «ложные философские доктрины, трактующие происхождение, сущность и назначение человека» и «конкретные исторические движения, ставящие перед собой экономические, социальные, культурные и политические задачи», даже если они основываются на этих доктринах. Эти движения отличаются от доктрин динамичностью, зависящей от конкретных исторических обстоятельств, они могут нести «позитивные элементы, заслуживающие одобрения». И. допустил возможность сотрудничества с такими движениями в тех случаях, когда необходимо сосуществовать с ними. Однако и к «ложным доктринам» он призвал относиться не с осуждением и суровостью, а с «милосердием», помогая заблуждающимся преодолевать их ошибки, «скорее подчеркивая ценности своего учения, чем прибегая к осуждению».

В политическом плане позиция И. способствовала оформлению положительного отношения Папского престола к правительственным переменам в Италии - приходу к власти кабинета А. Фанфани, сформированного с участием социалистов. 11 апр. 1961 г. Фанфани прибыл с офиц. визитом в Ватикан. В ходе встречи папа одобрил новый политический климат в стране. Во время визита Президента Италии А. Сеньи (июнь 1962) И. произнес речь, где подчеркнул, что Ватикан не стремится вмешиваться в политические дела страны. Многие считали такую позицию папы причиной успехов коммунистов на выборах в апр. 1963 г. В этих условиях показательной стала и его позиция в отношении Кубинской революции 1959 г. Несмотря на антиклерикальные меры революционного правительства, выславшего с Кубы многих католических клириков, И. не разорвал со страной дипломатических отношений.

Политика в странах Восточной Европы

В годы понтификата И. были заложены основы «восточной политики» Ватикана 2-й пол. ХХ в., важным компонентом к-рой явилось начало диалога со странами социалистического лагеря. В марте 1962 г. И. выразил озабоченность, что католич. епископы из социалистических стран Вост. Европы, желая принять участие в работе II Ватиканского Собора, могут встретить препятствия со стороны руководства своих гос-в. По поручению папы апостольский интернунций в Стамбуле архиеп. Франческо Лардоне встретился с послом СССР и др. послами этих стран, в результате переговоров в 1-й сессии Собора участвовали епископ из Болгарии, 2 епископа и апостольский администратор из Венгрии, 4 епископа из Чехословакии, 3 капитулярных викария из СССР. Разрешение на участие в Соборе получили также 23 польск. епископа (примерно 1/3 польск. епископата). В работе Собора приняли участие и венг. епископы, хотя отношения Ватикана с Венгрией продолжали оставаться напряженными в связи с делом Эстергомского архиеп. кард. Йожефа Миндсенти, поддержавшего Венгерскую революцию 1956 г., а после ее подавления архиепископ укрылся в здании амер. посольства в Будапеште. Тем не менее при И. начались дипломатические контакты с венг. правительством, и уже после смерти папы в 1964 г. между Венгрией и Ватиканом было подписано соглашение. К 1962-1963 гг. относится нормализация отношений между Ватиканом и Чехословакией, благодаря чему были освобождены из-под домашнего ареста Пражский архиеп. Йозеф Беран, неск. католич. епископов и пресвитеров.

Е. С. Токарева

Отношения с СССР

Миротворческие инициативы И., в т. ч. по преодолению Берлинского кризиса 1961 г., были благоприятно восприняты руководством СССР. 21 сент. 1961 г. в газетах «Правда» и «Известия» были опубликованы ответы Хрущёва на вопросы корреспондентов, где позиция папы получила положительную оценку. 25 нояб. того же года Хрущёв отправил И. поздравительное послание по случаю 80-летия, в к-ром одобрительно отозвался о миротворческих усилиях папы. В ответном послании папа подтвердил готовность к совместным действиям в деле укрепления мира. Развитие диалога между Ватиканом и СССР отражало стремление советского правительства усилить влияние СССР на Западе, при этом советские дипломаты даже рассматривали вариант установления дипломатических отношений с Папским престолом (Васильева. 2004. С. 182-183). Тем не менее начавшийся диалог ограничился вопросами миротворчества и попытками улучшить положение католиков в Советском Союзе. Символом изменения отношений между Ватиканом и СССР стал состоявшийся 7 марта 1963 г. прием И. главного редактора газ. «Известия» А. И. Аджубея и его жены (дочери Хрущёва).

И. и украинские греко-католики

Поворот в «восточной политике» Ватикана был негативно воспринят проживавшими в диаспоре епископами Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ). 12-16 окт. 1959 г. укр. греко-католич. епископы провели в Риме конференцию, где приняли послание, выражавшее надежду на учреждение Папским престолом униат. Киевского патриархата (Нагаєвський. 1961. С. 83-86). Проигнорировав это послание, И. тем не менее продолжил начатую папой Пием XII деятельность по организации церковных структур укр. греко-католиков в диаспоре. Он учредил экзархаты в ФРГ (1959), во Франции (1960), в Бразилии (1962) и в Англии и Уэльсе (1963), основал в составе укр. греко-католич. митрополии Филадельфии епархию в Чикаго (1961).

На II Ватиканском Соборе униатские епископы, заявляя о несогласии с характером перемен во взаимоотношениях Ватикана и Москвы, пытались продемонстрировать враждебное отношение к наблюдателям от РПЦ, устраивая провокации. Так, на одной из пресс-конференций нем. епископов визитатор укр. униат. приходов в Зап. Европе еп. Иван Бучок обвинил РПЦ в насильственной ликвидации унии на Зап. Украине. После беседы с наблюдателями от РПЦ руководитель Секретариата по содействию христ. единству кард. А. Беа объявил еп. И. Бучку выговор и впредь запретил укр. униатам высказываться на тему положения УГКЦ в СССР (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 463. Л. 74). Однако с началом работы Собора укр. униат. епископы во главе с канад. Виннипегским митр. Максимом Германюком сделали попытку вынести на обсуждение составленный ими меморандум о насильственном упразднении униат. Церкви и о преследовании греко-католич. духовенства в СССР, желая добиться принятия Собором резолюции, осуждающей действия советских властей и РПЦ в отношении галицких униатов. Эта акция укр. епископов не встретила поддержки в Римской курии, по представлению Секретариата по содействию христ. единству гос. секретарь Ватикана кард. Амлето Чиконьяни запретил укр. епископам выносить свой меморандум на обсуждение Собора (Там же. Л. 79-82). Однако в нояб. 1962 г. униат. иерархи опубликовали в 2 итал. газетах статьи с изложением текста меморандума о преследованиях греко-католич. духовенства в СССР, о ссылке униат. Львовского митр. Иосифа Слипого, осудив присутствие наблюдателей от Московского Патриархата на Соборе. Одновременно с публикацией статей текст меморандума, подписанный находившимися в Риме укр. униатскими иерархами, был разослан участникам Собора с призывом обсудить его и заявить об осуждении гонений на УГКЦ со стороны советских властей и РПЦ.

После обнародования меморандума прот. В. Боровой посетил Секретариат по содействию христ. единству, где кард. А. Беа и пресв. Й. Виллебрандс пообещали опубликовать опровержение меморандума в газ. «L'Osservatore Romano». Кард. А. Беа отправил телеграмму с извинениями Патриарху Алексию I и председателю ОВЦС МП архиеп. Никодиму (Ротову). По поручению И. гос. секретарь Ватикана кард. А. Чиконьяни сообщил униат. иерархам, что папа недоволен их действиями и сделал им выговор, а представителям РПЦ принес извинения.

Желая успокоить укр. католиков, И. решил добиться освобождения из заключения главы УГКЦ митр. И. Слипого. В дек. 1962 г. перед отъездом в Москву наблюдатели РПЦ встретились с кард. Густаво Теста, к-рый передал обращение И. к руководству СССР с просьбой предоставить митр. И. Слипому свободу, гарантировав при этом, что он не возобновит антисоветской деятельности (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 463. Л. 87-89). С просьбой содействовать освобождению Слипого И. также обратился к Кеннеди; вероятно, именно участие амер. президента повлияло на встречу Хрущёва с амер. протестант. и политическим деятелем Н. Казинсом, который от имени папы заверил его в том, что после освобождения и отправки в Рим Слипый не будет выступать с антисоветскими заявлениями (Васильева. 2004. С. 249). 18 янв. 1963 г. по дипломатическим каналам в Рим и Вашингтон было сообщено о решении советского руководства освободить Слипого. 27 янв. Слипого выпустили из лагеря и на следующий день доставили в Москву, откуда 4 февр. в сопровождении пресв. Й. Виллебрандса он отбыл в Рим. 10 февр. И. принял Слипого, к-рого разместили в греко-католич. мон-ре Гроттаферрата. Стараясь соблюсти соглашение с Хрущёвым, папа вскоре перевел Слипого на жительство в Ватикан из-за предпринятой им попытки затронуть во время проповеди в присутствии журналистов тему гонений на УГКЦ в СССР. Встречи со униат. митрополитом строго регламентировались Римской курией.

В. И. Петрушко

И. скончался от рака желудка, отказавшись от хирургической операции. Был погребен в гротах собора св. Петра. 18 нояб. 1965 г. папа Римский Павел VI во время одного из последних общих собраний II Ватиканского Собора объявил о начале процесса по беатификации И. и папы Пия XII. 3 сент. 2000 г. папа Римский Иоанн Павел II причислил И. и папу Римского Пия IX к лику блаженных католич. Церкви. 3 июня 2001 г. останки И. были перенесены в базилику св. Петра и помещены в алтаре капеллы св. Иеронима.

Арх.: ЦНЦ ПЭ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 19-20, 73-74.
Соч.: Il cardinale Cesare Baronio. Monza, 1908; In memoria di monsignore Giacomo Maria Radini Tedeschi, vescovo di Bergamo. Bergamo, 1916; Gli inizi del seminario di Bergamo e s. Carlo Borromeo. Bergamo, 1939; Gli Atti della visita apostolica di s. Carlo Borromeo a Bergamo, 1575. Firenze, 1936-1957. 2 vol. in 5 pt.; Scritti e discorsi. R., 1959. 3 vol.; Discorsi, messaggi, colloqui. Vat., 1960-1967. 6 vol.; Encicliche e discorsi. R., [1961-1965]. 5 vol.; Souvenirs d'un nonce: Cahiers de France (1944-1953). R., 1963; Il giornale dell'anima e altri scritti di pietà. R., 19643; Lettere ai familiari, 1901-1962. R., 1968. 2 vol.; Lettere, 1958-1963. R., 1978.
Лит.: Нагаєвський I. Об'єднання Церкви и iдея Патрiярхату в Києвi. Торонто, 1961; Заболотский Н. А. Папа Иоанн XXIII: (Некр.) // ЖМП. 1963. № 7. С. 75-79; Calvez J.-Y. Église et societé économique: L'enseignement social de Jean XXIII. P., 1963; Fabretti N. Giovanni XXIII e il Concilio. Vicenza, 1963; idem. Papa Giovanni. R., 1966; Rynne X. La revolution de Jean XXIII. P., 1963; Gritti J. Jean XXIII dans l'opinion publique: Son image à travers la presse et les sondages d'opinion publique. P., 1967; Willam F. M. Vom jungen A. Roncalli (1903-1907) zum Papst Johannes XXIII. (1958-1963). Innsbruck, 1967; Hales E. E. Y. La rivoluzione di papa Giovanni. Mil., 1968; Capovilla L. F. Giovanni XXIII: Quindici letture. R., 1970; Johnson P. Pope John XXIII. L., 1975; Tanzella P. Papa Giovanni. R., 19752; Alberigo A., Alberigo G. Giovanni XXIII: Profezia nella fedeltà. [Brescia, 1978]; Zizola G. The Utopia of Pope John XXIII. Maryknoll, 1978; idem. Giovanni XXIII: La fede e la politica. R., 1988; Bonnot B. R. Pope John XXIII: An Astute, Pastoral Leader. N. Y., 1979; Dreyfus P. Jean XXIII. P., 1979; Algisi L. Papa Giovanni XXIII. Torino, 1981; Никодим (Ротов), митр. Иоанн XXIII, папа Римский. [Вена], 1984; Fede, Tradizione, Profezia: Studi su Giovanni XXIII e sul Vaticano II. Brescia, 1984; Hebblethwaite P. John XXIII: The Pope of the Council. Garden City, 1984; A. G. Roncalli: Dal patriarcato di Venezia alla cattedra di S. Pietro. Firenze, 1984; Marion-Ribas F. Jean XXIII et la bonté. P., 1986; Papa Giovanni / A cura di G. Alberigo. R., 1987; Alberigo G. Giovanni XXIII: Transizione del papato e della Chiesa. R., 1988; idem. Dalla Laguna al Tevere: A. G. Roncalli da San Marco a San Pietro. Bologna, 2000; idem. Papa Giovanni (1881-1963). Bologna, 2000; Della Salda F. Obbedienza e pace: Il vescovo A. G. Roncalli tra Sofia e Roma, 1925-1934. Genova, 1988; Trinchese S. Roncalli «storico», 1905-1958. Chieti, 1988; idem. Roncalli e le missioni. Brescia, 1989; Wynn W. Keepers of the Keys: John XXIII, Paul VI and John Paul II, three who Changed the Church. N. Y., 1988; Manzo M. Papa Giovanni vescovo a Roma. Cinisello Balsamo, 1991; Melloni A. Fra Istanbul, Atene e la guerra: La missione di A. G. Roncalli, 1935-1944. Genova, 1993; idem. Papa Giovanni: Un cristiano e il suo Concilio. Torino, 2009; Puyo J. Jean XXIII: Le pape inattendu. P., 1995; Buhlmann W. Johannes XXIII. Mainz, 1996; Второй Ватиканский собор: Взгляд из России. М., 1997; Benigni M., Zanchi G. Giovanni XXIII: Biografia ufficiale. Cinisello Balsamo, 2000; Иоанн XXIII и совр. мир: Христ. свидетельство, сосуществование и сотрудничество / Ред.: А. А. Красиков, А. Меллони. М., 2002; История II Ватиканского Собора / Под ред. Дж. Альбериго и др. М., 2003-2005. Т. 1-2; Васильева О. Ю. РПЦ и II Ватиканский Собор. М., 2004; Roncalli M. Giovanni XXIII: A. G. Roncalli: Una vita nella Storia. Mil., 2006; Ваташки Р. Българската Православна Църква и римокатолич. мисии в България (1860-30-те години на ХХ век). Шумен, 2007. С. 291-308; Papuzzi A. Papa Giovanni: La Chiesa, Il Concilio, il dialogo. R., 2008.
Е. С. Токарева, В. И. Петрушко
Ключевые слова:
Блаженные Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Папы Римские Иоанн XXIII (1881-1963; до избрания папой - Анджело Джузеппе Ронкалли), папа Римский (с 1958), блаженный Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.)
См.также:
ЕВГЕНИЙ III († 1153), папа Римский (с 1145), цистерцианец, блж. католич. Церкви (пам. 8 июля)
ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276)
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
АНАКЛЕТ I (Аненклет), папа Римский, св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля)