Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН X
Т. 23, С. 545-548 опубликовано: 13 апреля 2015г.


ИОАНН X

(† 928, Рим), папа Римский (с марта или с апр. 914). Род. в Равенне (согласно Liber Pontificalis) или в Тоссиньяно близ г. Имола (Италия); был диаконом и служителем Болонской кафедры при еп. Петре IV († 905). История избрания И. на Папский престол изложена с нек-рыми ошибками в близком по характеру к сатирическому соч. «Антаподосис» Лиутпранда Кремонского (60-е гг. X в.). Еп. Петр часто посылал И. по делам в Рим. Там И. познакомился с влиятельной аристократкой Феодорой, супругой консула и сенатора Феофилакта, главы могущественной политической партии. Вступив в связь с И., Феодора способствовала его избранию на Болонскую кафедру после кончины еп. Петра. Однако перед рукоположением И. внезапно скончался Равеннский архиеп. Иоанн VIII Кайлон (898-904), и при поддержке Феодоры И. занял кафедру Равенны. Вероятно, тогда И. удалось установить тесные отношения с кор. Италии Беренгаром I Фриульским (888-924), архиепископ добивался его имп. коронации в Риме. Согласно Лиутпранду, по настоянию Феодоры, переживавшей якобы из-за разлуки с любовником, И. оставил кафедру в Равенне и «овладел верховным понтификатом в Риме» (Лиутпранд. 2006. С. 48). Исследователи, в т. ч. Л. Дюшен (LP. Vol. 2. P. 240-241) и Х. Манн (Mann. 1910. P. 151-153), указывали, что сведения Лиутпранда не всегда являются достоверными. Он плохо знал истинную последовательность событий 1-й пол. X в. и допускал хронологические ошибки. Нередко Лиутпранд преувеличивал развращенность рим. аристократии и связанных с ней Римских епископов, представляя их отношения в рамках теории «порнократии». Под влиянием Лиутпранда Лев Остийский в «Хронике монастыря Монте-Кассино» (2-я пол. XI в.) утверждал, что И. был незаконно возведен на Папский престол (Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis // MGH. SS. T. 7. P. 616). Совр. исследователи полагают, что И. был приглашен в Рим по настоянию Феофилакта, стремившегося получить поддержку кор. Беренгара I (Zimmermann. 2002. P. 838). Критическое отношение современников к И. было во многом обусловлено тем, что папа нарушил постановление Собора 898 г. о недопустимости перехода епископа на др. кафедру. Об этом упоминается в «Хронике св. Бенедикта Кассинского» (1-я пол. X в.): «Иоанн, приглашенный старейшинами города Рима, нарушив канонические установления, вторгся в Римскую Церковь» (Chronica S. Benedicti // MGH. SS. T. 3. P. 199).

И. взошел на Папский престол после смерти папы Ландона (март 914). Новый папа принял меры против нападений арабов, к-рые во 2-й пол. IX в. укрепились на горе Гарильяно близ устья одноименной реки и разоряли Центр. Италию, в т. ч. мон-ри Монте-Кассино и Фарфа. Он обратился к правителю Капуи Атенульфу I, и тот посоветовал ему обратиться за помощью к Византии и к герцогам Сполето. По просьбе И. визант. имп. Зоя Карвонопсина отправила в Италию флот, кор. Беренгар I, получив обещание имп. короны, прислал войско. Папе удалось заручиться поддержкой мелких правителей Юж. Италии. Весной 915 г. И. возглавил поход против арабов, к-рые потерпели поражение в неск. битвах и укрылись на осажденной горе Гарильяно. В авг. того же года после неудачной вылазки арабов крепость пала. В дек. 915 г. в Рим прибыл Беренгар I. После церемонии коронации, состоявшейся в базилике св. Петра, император подтвердил все права и привилегии Папского престола. Описание торжеств содержится в «Деяниях имп. Беренгара» (Gesta Berengarii imperatoris // MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 397-401). В 924 г. Беренгар I был убит заговорщиками, пригласившими в Италию кор. Бургундии Рудольфа II. После гибели императора начались междоусобицы, в результате чего Миланский архиеп. Ламберт, бывш. сторонник Рудольфа, пригласил в Италию гр. Гуго Арльского, приближенного кор. Прованса и имп. Людовика III Слепого. Флодоард Реймсский сообщает, что идея пригласить Гуго возникла в Риме (Flodoardi Annales // MGH. SS. T. 3. P. 376). В 926 г. Гуго изгнал Рудольфа из Италии, встретился с папой в Мантуе и заключил с ним договор (Лиутпранд. 2006. С. 61).

И. активно участвовал в разрешении ряда церковных и политических затруднений в гос-вах зап. и вост. франков, последовательно поддерживая авторитет королевской власти. В сент. 916 г. в Альтхайме (ныне Хоэнальтхайм) по инициативе кор. вост. франков Конрада I состоялся Собор епископов. Участники Собора призвали аристократию к повиновению королю и осудили иерархов, выступавших на стороне герц. Саксонии Генриха (впосл. кор. Генрих I Птицелов). На Соборе папский апокрисиарий Петр, еп. г. Орте, огласил послание И. с призывом восстановить мир среди епископов и светских правителей. В 917 г. папа послал паллий св. Унни, архиеп. Гамбурга и Бремена (916-936), о чем, согласно Адаму Бременскому, сообщалось в папской грамоте (Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. I 54 // Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte / Hrsg. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 55. (MGH. Script. rer. Germ.; T. 2)). Сохранилось папское послание (вероятно, подложное), согласно которому архиеп. Унни была дарована юрисдикция над всеми епископами в Скандинавии (Curschmann F. Die älteren Papsturkunden des Erzbistums Hamburg. Hamburg; Lpz., 1909. S. 65-66).

Свиток с текстом проповедей архиеп. Равенны Иоанна (впосл. папа Римский Иоанн X). Лапидарий ц. Сан-Паоло фуори ле Мура, Рим
Свиток с текстом проповедей архиеп. Равенны Иоанна (впосл. папа Римский Иоанн X). Лапидарий ц. Сан-Паоло фуори ле Мура, Рим

Свиток с текстом проповедей архиеп. Равенны Иоанна (впосл. папа Римский Иоанн X). Лапидарий ц. Сан-Паоло фуори ле Мура, Рим

В 914 г. Реймсский архиеп. Геривей (Эрве; 900-922) обратился к И. с вопросами о норманнах. Формально став христианами, они продолжали разбойничать и приносить жертвы языческим богам. И., в целом выразив удовлетворение тем, что норманны принимают крещение, советовал архиепископу не применять к ним канонических санкций, но заботиться об их христ. просвещении (послание ранее приписывалось папе Иоанну IX - PL. 131. Col. 27-29).

К 920 г. относится конфликт между кор. Карлом III Простоватым и назначенным им на Льежскую епископскую кафедру пресв. Гилдуином. Гилдуин поддержал восстание Лотарингского герц. Гислеберта, и тогда король назначил нового епископа Рихера, аббата мон-ря Прюм. Однако Гилдуин при поддержке герц. Гислеберта и кор. вост. франков Генриха I Птицелова принудил Кёльнского архиеп. Гериманна совершить рукоположение. После обращения кор. Карла Простоватого к Папскому престолу И. вызвал архиеп. Гериманна, Гилдуина и Рихера в Рим. Рассмотрев дело, папа вынес решение в пользу Рихера, рукоположил его во епископа (922) и даровал ему паллий, а Гилдуина отлучил от Церкви.

В 923 г., во время междоусобной войны в королевстве зап. франков, Карл Простоватый был захвачен в плен гр. Вермандуа и Труа Гербертом II. Папа потребовал освободить короля, однако граф отказался это сделать, оправдывая свои действия необходимостью: во время войны король вопреки обещанию призвал на помощь норманнов, что угрожало стране разорением. С целью повлиять на Герберта II в 925 г. И. утвердил избрание его 5-летнего сына на Реймсскую архиепископскую кафедру, поручив окормление митрополии Суасонскому еп. Аббону.

Сохранились сведения о подтверждении И. привилегий и имущественных прав епископских кафедр и монастырей в гос-вах зап. и вост. франков - аббатства Фульда (май 917), епископства Отён (по просьбе Реймсского архиеп. Геривея, 919), аббатства Санкт-Галлен (февр. 920, по просьбе Констанцского еп. Саломона). В 928 г. папа вынес решение о передаче мон-ря Жиньи аббатству Клюни. Папа обратился к кор. зап. франков Родульфу (923-936), Лионскому архиеп. Гвидону и др. церковным и светским иерархам с просьбой оказывать покровительство мон-рю Клюни (PL. 132. Col. 812-813). Известны грамоты И. о подтверждении имущественных прав Нарбонской кафедры и мон-ря св. Лауномара (в совр. сел. Муасат, Франция) (928), дарственная грамота Равеннскому архиеп. Гонесту (921), а также грамота Павлу, еп. Адрии (Италия), с разрешением на строительство замка (920).

Согласно «Ирийской хронике» (кон. X в.), папа отправил Сисенанду, еп. г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания), послание с просьбой о молитве перед гробницей ап. Иакова Зеведеева в Сантьяго-де-Компостела. В ответ еп. Сисенанд послал к папе пресв. Занелла с письмом и дарами от кор. Галисии и Леона Ордоньо II (914-924). Занелл вернулся с многочисленными книгами, приобретенными в Риме (Flórez H. España Sagrada. Madrid, 1765. T. 20. P. 603). Согласно более поздним источникам, возможно недостоверным, после изучения этих книг был созван Собор, на к-ром обсуждались различия между рим. и испано-мосарабским обрядами. Участники Собора подтвердили древность и законность испано-мосарабского обряда, однако постановили изменить тайные молитвы евхаристического канона (лат. secreta missae) в соответствии с рим. богослужебными книгами (Mann. 1910. P. 181-182).

В подложной грамоте англосакс. кор. Ательстана аббатству Малмсбери, датированной 931 г., изложено предание о том, как некий Альфред, замышлявший убийство Ательстана, был вынужден отправиться в Рим и произнес перед папой ложную клятву, после чего был поражен Божиим гневом. По просьбе англосакс. знати И. простил Альфреда и предал его тело христ. погребению (Charters of Malmesbury Abbey / Ed. S. E. Kelly. Oxf., 2005. P. 211-217). Вероятно, эта история является вымышленной. Однако при И. англосаксы действительно поддерживали отношения с Папским престолом. В 923 г. множество англосакс. паломников, направлявшихся к гробнице ап. Петра, было убито италийскими арабами (Flodoardi Annales // MGH. SS. T. 3. P. 373). В 927 г. Рим посетил Кентерберийский архиеп. Вульфхельм (The Anglo-Saxon Chronicle / Ed. B. Thorpe. L., 1861. Vol. 1. P. 199).

При И. было восстановлено общение между Папским престолом и К-польской кафедрой, прерванное в 912 г. патриархом Николаем I Мистиком. Патриарх отказался дать разрешение на 4-й брак визант. имп. Льва VI Мудрого и не допустил императора в ц. Св. Софии, но был вынужден оставить кафедру и удалиться в мон-рь. Часть паствы отказалась признать нового патриарха Евфимия II (I) (907-912), однако папа Сергий III, к к-рому апеллировал Николай Мистик, поддержал Евфимия и разрешил 4-й брак императора. После низложения патриарха Евфимия и восстановления Николая Мистика на кафедре (912) имя папы было вычеркнуто из диптихов. Противостояние сторонников обоих К-польских патриархов вынудило визант. имп. Романа I Лакапина созвать Собор для примирения враждующих сторон (920), после к-рого Николай Мистик отправил И. послание с предложением не придавать значения прежним разногласиям. Положительный ответ папы был получен в К-поле в 923 г.

В «Большой Салонской истории» (Historia Salonitana maior), расширенной версии «Истории архиепископов Салоны и Сплита» Фомы Сплитского (XIII в.), сохранились послания И. к епископам и правителям Далмации, а также постановления 2 Соборов, состоявшихся в Сплите (Хорватия). В этих источниках сообщается о юрисдикционных спорах между архиеп-ством Сплит и еп-ством Нин. Вероятно, ок. 920 г. хорват. кор. Томислав получил от визант. императоров Романа I Лакапина и Константина VII Багрянородного власть над приморскими городами Далмации. По мнению ряда исследователей, речь шла не о присоединении Далмации к Хорватии (Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита / Вступ. ст., пер., коммент.: О. А. Акимова. М., 1997. С. 169-170), а о передаче Томиславу доходов от приморских городов (Curta. 2006. P. 196). Усиление хорват. влияния привело к конфликту между старшей в Далмации архиепископской кафедрой г. Сплит и Нинской кафедрой, в юрисдикции к-рой находилась Хорватия. Нинское еп-ство было основано в сер. IX в. на землях древней Салонской кафедры, преемником к-рой считалось Сплитское архиеп-ство. Нинский еп. Феодосий (879-886), избранный также Сплитским архиепископом, нек-рое время занимал обе кафедры, впосл. это привело к спорам о церковном главенстве в Далмации и Хорватии. Др. причиной конфликта было распространение в Хорватии богослужения на слав. языке, что вызывало недовольство епископов Далмации. Исследователь Ф. Курта сомневается в том, что слав. богослужение совершалось в Хорватии в 20-х гг. X в., указывая на дословные совпадения послания И., содержащего осуждение «учения Мефодия» (т. е. богослужения на слав. языке: «Говорят, что готские письмена были придуманы неким еретиком Мефодием, который на этом самом славянском языке написал много ложного против учения католической веры» - Фома Сплитский. История. 1997. С. 48), с постановлениями Сплитского Собора 1060 г., запретившего славянское богослужение (Curta. 2006. P. 197-198). Более вероятно, что на Соборе 1060 г. были использованы послания И., стремившегося способствовать распространению богослужения по рим. обряду. И. действительно осуждал богослужебное использование слав. языка.

В 925 г. И. отправил послания Сплитскому архиеп. Иоанну и подчиненным ему епископам, а также кор. Томиславу и захумскому кн. Михаилу Вишевичу. Папа призывал принять меры по искоренению слав. богослужения и выражал недовольство тем, что епископы Далмации давно не обращались к Папскому престолу. На Соборе в Сплите, созванном после прибытия папских легатов, было подтверждено первенство Сплитской кафедры; в ее подчинение должен был вернуться «епископ хорватов», т. е. Нинский. Были запрещены слав. богослужение (слав. язык мог употребляться в нек-рых храмах только с особого разрешения папы) и рукоположение во пресвитеры лиц, не знающих латыни. Решения Собора были переданы для утверждения Папскому престолу. Однако Нинский еп. Григорий отказался подчиниться Сплитской кафедре, вероятно получив поддержку кор. Томислава. После смерти Томислава в Сплит был отправлен папский легат еп. Мадальберт. Он созвал 2-й Собор (928). Участники Собора вынесли решение об упразднении Нинской кафедры и о разделении ее территории между соседними еп-ствами. Новый папа Римский Лев VI, которому были представлены постановления Собора, перевел еп. Григория на Скрадинскую кафедру.

В 919 г. болг. кн. Симеон I провозгласил себя «царем болгар и ромеев». Возможно, в том же году на Соборе в Вел. Преславе он провозгласил автокефалию Болгарской Церкви. Находясь в конфликте с Византией, Симеон (несмотря на то что в 913 византийцы признали его царем болгар) обратился к И. с просьбой даровать ему королевскую корону. Папа поручил легатам Феофилакту и Кару, отправлявшимся в 923 г. в К-поль, посетить Болгарию и провести переговоры с Симеоном. Исход переговоров неизвестен, однако они стали причиной недовольства К-польского патриарха Николая I Мистика, призвавшего Симеона к повиновению. В 928 г. Болгарию посетил папский легат еп. Мадальберт, способствовавший примирению Симеона и кор. хорватов Томислава после победы хорватов над болгарами (927).

В эпитафии И. сообщается о работах, проведенных по его указанию в Латеранской базилике. Вероятно, папа завершил восстановление Латеранского комплекса, начатое при Сергии III. Согласно Флодоарду и хронисту Бенедикту Сорактскому (2-я пол. X в.), И. перестроил папский дворец в Латеране и украсил его росписями.

Несмотря на попытки И. заручиться поддержкой кор. Гуго Арльского, в 20-х гг. X в. в Италии значительно усилилась враждебная ему партия во главе с Марозией и ее супругом Тосканским маркгр. Гвидоном. В 926 г. брат И. Петр был изгнан из Рима, укрепился в г. Орте и призвал на помощь венгров, отряды к-рых разбойничали в Италии. Разорив владения Гвидона, Петр вернулся в Рим. Однако Гвидон тайно собрал воинов и напал на И. и Петра, когда те с малочисленной свитой находились в Латеранском дворце. Петр был убит, папа схвачен и брошен в темницу (июнь 928), где вскоре скончался. Согласно Лиутпранду, «Беневентским анналам» и поздней (XV в.) редакции Liber Pontificalis, И. был задушен (Лиутпранд. 2006. С. 69; Annales Beneventani // MGH. SS. T. 3. P. 175; LP. Vol. 2. P. 240); по свидетельству Флодоарда, папа умер своей смертью (Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam // PL. 135. Col. 831-832). Бенедикт Сорактский также не упоминает о том, что смерть И. была насильственной (Benedicti S. Andreae monachi Chronicon // MGH. SS. T. 3. P. 714). Согласно более позднему преданию, враги папы схватили его во время служения мессы, вывезли из Рима и заточили в крепости Вероли. Однако из-за возмущения, возникшего в Риме, И. привезли в город и вскоре убили (Mann. 1910. P. 163). И. был погребен в Латеранской базилике, у зап. дверей. Рим. диак. Иоанн, автор соч. «О Латеранской церкви» (XII в.), приводит 1-ю строку эпитафии: «Здесь почивает тело Иоанна, верховного понтифика» (Ioannes Diaconus. Liber de ecclesia Lateranensi // PL. 194. Col. 1552-1553).

Арест и заточение И. стали следствием конфликта папы, стремившегося проводить самостоятельную политику, с рим. знатью и привело к усилению контроля знати во главе с Марозией и затем с патрицием Альбериком II над избранием пап. Контроль ослабел лишь после вмешательства кор. вост. франков Оттона I (936-973, император с 962) по инициативе папы Иоанна XII.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 240-241; Jaffé. RPR. N 2724-2741; PL. 132. Col. 799-814; Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь / Изд. подгот.: И. В. Дьяконов. М., 2006. С. 48-49; Chuonradi I regis Synodus Altheimensis // MGH. Leg. Const. T. 2. P. 554-560; Documenta historiae Chroaticae periodum antiquam illustrantia / Ed. F. Rački. Zagrabiae, 1877. P. 187-197.
Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. СПб., 1904. М., 2008. Т. 3. Кн. 5-6. С. 433-443; Duchesne L. Les premiers temps de l'État Pontifical. P., 19042. P. 317-324; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 149-187; Amann E. Jean X // DTC. T. 8. Col. 616-618; Venni T. Giovanni X // Archivio della Società Romana di storia patria. R., 1936. T. 59. P. 1-136; Seppelt. Geschichte. 19552. Bd. 2. S. 350-355, 434-435; Ostojić I. Papinski poslanici u staroj Hrvatskoj // Bogoslovska smotra. Zagreb, 1968. Vol. 37. N 3/4. S. 453-456; Katičić R. Methodii doctrina // Slovo: J. of Old Church Slavonic Institute. Zagreb, 1986. Vol. 36. P. 11-44; Petrović I. Prvi susreti Hrvata s ćirilometodskim izvorištem svoje srednjovjekovne kulture // Ibid. 1988. Vol. 38. P. 5-54; DHGE. T. 26. Col. 1161; Runciman S. The Emperor Romanus Lecapenus and His Reign: A Study of 10th-Cent. Byzantium. Camb.; N. Y., 19882. P. 184-187, 198-201, 217-218; Savigni R. Sacerdozio e regno in età post-carolingia: L'episcopato di Giovanni X, arcivescovo di Ravenna (905-914) e papa (914-928) // Rivista di storia della Chiesa in Italia. R., 1992. T. 46. P. 1-29; Zimmermann H. John X // The Papacy: An Encycl. / Ed. Ph. Levillain. N. Y., 2002. Vol. 2. P. 838-839; Curta F. Southeastern Europe in the Middle Ages, 500-1250. Camb., 2006. P. 195-198.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Папы Римские Иоанн X († 928), папа Римский (с 914)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)