Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН VIII
Т. 23, С. 535-544 опубликовано: 13 апреля 2015г.


ИОАНН VIII

Иоанн VIII, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в.
Иоанн VIII, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в.

Иоанн VIII, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в.
(† 16.12.882), папа Римский (с 14 дек. 872). Сведения о его жизни и деятельности сохранились в различных источниках. Краткая заметка об И., дополненная рассказом о посещении папой королевства зап. франков, приводится в 3-й редакции Liber Pontificalis, составленной в 1142 г. Петром Вильгельмом из мон-ря св. Эгидия в Реймсском архиеп-стве (LP. Vol. 2. P. 221-223); в более ранней версии Liber Pontificalis, т. н. редакции Анастасия Библиотекаря, жизнеописание И. отсутствует. Сохранилась обширная переписка И.- 382 послания за 876-882 гг. (регесты содержатся в ркп. XI в. из аббатства Монте-Кассино). Вероятно, существовали также регесты папских посланий за 872-875 гг., их фрагменты вошли в состав канонических собраний XII в.: «Британского собрания» (послания о деле св. равноап. Мефодия) и собрания кард. Деусдедита (50 посланий). Ценность представляют сведения из хроник и анналов: из западнофранкских (Анналы аббатства св. Ведаста (Сен-Ва) и продолжение Сен-Бертенских анналов, составленное архиеп. Гинкмаром Реймсским), из германских (Ксантенские анналы, Анналы аббатства Фульда) и из италийских («История» Андрея Бергамского). Соч. «История беневентских лангобардов» (Historia Langobardorum Beneventanorum) Эрхемперта является важным источником сведений о политике папы в Юж. Италии и о его борьбе с арабами.

Согласно краткому жизнеописанию в Liber Pontificalis, И. был римлянином, его отца звали Гунд. Возможно, первое упоминание об И. как об архидиаконе Римской Церкви содержится в деяниях Римского Собора 853 г. На Соборе 869 г. архидиак. Иоанн зачитывал обвинения папы Адриана II в адрес К-польского патриарха свт. Фотия I. Об избрании И. на Римский престол без к.-л. подробностей сообщает Гинкмар Реймсский. В переписке И. содержатся сведения о том, что еп. Порто Формоз (впосл. папа Римский), желая занять Папский престол, пытался помешать избранию И. Вероятно, ко времени избрания на Папский престол И., долго пребывавший на должности архидиакона и обладавший слабым здоровьем, находился уже в преклонном возрасте.

Политика И. в Западной Европе

во многом определялась угрозой со стороны африкан. арабов, с 827 г. обосновавшихся на Сицилии. Правители Юж. Италии (консулы Неаполя, герцоги Капуи, Беневенто, Салерно) часто привлекали араб. отряды для решения внутренних конфликтов. И. призвал правителей Неаполя, Амальфи и Салерно отказаться от связей с сарацинами и вступить с ними в борьбу. В 874 г. он отлучил от Церкви консула Неаполя Сергия II, к-рый не разорвал союз с мусульманами, несмотря на увещевания своего брата Неаполитанского еп. Афанасия I. О принятых мерах папа Римский уведомил К-польского патриарха св. Игнатия и др. вост. патриархов, призвав их поддержать его решение (Ep. 56, 28 (нумерация посланий И. указана по: PL. 126. Col. 651-966)). В ответ правители Неаполя и Амальфи совместно с сарацинами напали на Папскую область (875).

Стремясь обеспечить защиту Рима от араб. нашествия, И. ориентировался на поддержку выступавшего в союзе с Византией и правителями Юж. Италии имп. Людовика II (850-875), в свою очередь помогая ему в сохранении единства Каролингской империи. Так, папа потребовал от кор. зап. франков Карла Лысого вернуть Лотарингию, захваченную им в 870 г., имп. Людовику II. Однако после смерти императора (12 авг. 875), не оставившего наследника, папа оказал Карлу Лысому поддержку в борьбе за имп. корону, несмотря на стремление итал. знати передать имп. титул кор. вост. франков Людовику Немецкому. И. призвал Карла Лысого прибыть в Италию для коронования и обеспечить защиту Рима от сарацин. В нояб. 875 г. Карл Лысый разгромил в Италии войска сыновей Людовика Немецкого - Карломана и Карла Толстого, и 25 дек. 875 г., на Рождество, И. совершил имп. помазание Карла Лысого. Очевидно, папа стремился представить сходство этой церемонии с церемонией имп. коронации Карла Великого в 800 г., совершенного впервые, тогда как при помазании Людовика Благочестивого (в 816), Лотаря I (в 823) и Людовика II Итальянского (в 850) имп. преемство определялось правом наследственной передачи власти. Впосл. в переписке с Карлом Лысым И. неоднократно напоминал о своей роли в его избрании. События 875 г. стали прецедентом, подтверждавшим претензии Римских пап распоряжаться имп. титулом. Уже преемники И. папы Формоз и Иоанн IX пытались реализовать это право, признавая законным или незаконным имп. и даже королевское помазание или объявляя недействительным совершенный обряд.

После имп. коронации Карл Лысый направился в Павию, где представители итал. знати признали его императором. В изданном по этому поводу капитулярии (февр. 876) утверждалось, что Карл получил имп. корону по Божией воле, совершенной посредством выбора папы, а также особо оговаривалась неприкосновенность Патримония св. Петра (см. Папская область). В марте 876 г. император назначил наместником в Сев. Италии герц. Бозона и поручил защиту Рима герц. Сполето Ламберту и его брату Гвидону (Видону). Вместе с ними в февр.-марте 876 г. И. ездил в Юж. Италию с целью разрушить союз консула Неаполя Сергия II и др. южноитал. правителей с сарацинами. Инициативу папы поддержали жители Амальфи, герц. Салерно Ваифер (Вайофарий) и гр. и еп. Капуи Ландульф. Герц. Ваифер приказал истребить находившихся у него на службе сарацин, что было одобрено папой (Ep. 352). Однако в Неаполе и в др. местах предложение И. не имело успеха: консул Сергий II, герц. Беневенто Адальгиз и герц. Сполето Ламберт отказались разорвать союз с сарацинами. Папа вновь отлучил Сергия II от Церкви, и это привело к опустошительной для Юж. Италии войне между Неаполем и Салерно (Erchempretus. Historia. 39).

Стремясь навести порядок в церковной администрации, в апр. 876 г. папа возбудил судебный процесс против нек-рых представителей рим. знати - примицерия (главы папской канцелярии) Григория, его брата секундицерия Стефана, Георгия Авентинского и магистра армии Сергия, обвинявшихся в присвоении церковных доходов, убийствах и распутстве. Еще до начала судебного разбирательства, назначенного на 19 апр., обвиняемые бежали из города, при этом Григорию удалось похитить папскую казну. Также из Рима бежал еп. Порто Формоз, ранее мешавший избранию И. Формоз, вероятно вместе с др. обвиняемыми, нашел убежище у Адальберта I, маркгр. Тосканы.

Коронация Иоанном VIII, папой Римским, Карла Лысого в 875 г. (Le Miroir historial de Vincent de Beauvais — Chantilly. Museи Condй. 722. Fol. 120r, XV в.)
Коронация Иоанном VIII, папой Римским, Карла Лысого в 875 г. (Le Miroir historial de Vincent de Beauvais — Chantilly. Museи Condй. 722. Fol. 120r, XV в.)

Коронация Иоанном VIII, папой Римским, Карла Лысого в 875 г. (Le Miroir historial de Vincent de Beauvais — Chantilly. Museи Condй. 722. Fol. 120r, XV в.)

Для защиты Рима И. начал создавать флот, состоявший из дромонов, и в апр. 876 г. возглавил морскую экспедицию против пиратов-сарацин, в ходе к-рой араб. флот был разбит близ мыса Чирчео. По настоянию И. в юж. предместье Рима началось строительство крепостных сооружений вокруг базилики св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), перекрывавших доступ к городу со стороны Остийской дороги. В честь папы новый бург получил греч. название Иоаннополь.

В марте 876 г. вместе с имп. Карлом Лысым Италию покинули папские легаты, к-рым было поручено обнародовать послания И. к королю вост. франков Людовику Немецкому, епископам, знати и жителям франк. королевств. В этих посланиях папа призвал повиноваться новому императору. На ассамблее в Понтионе, открывшейся в июле 876 г., легаты добились признания имп. Карла Лысого; согласно включенным в офиц. документы формулировкам, имп. титул был получен им по воле папы. После переговоров легатов с Карлом Лысым, о к-рых говорится в его переписке с И., император передал папе все земли Патримония св. Петра, обещанные Папскому престолу в 754 г. кор. Пипином Коротким, при этом в папские владения были включены Равенна и Пентаполь, Кампания (за исключением Неаполя), Самний и Калабрия, герцогства Беневенто, Капуа и Сполето, а владения в Тоскане расширены до Ареццо и Кьюси. Однако на деле имп. дарения не были осуществлены, т. к. они ущемляли права итал. правителей (в Юж. Италии верховную власть папы признал только герц. Капуи Пандульф I). Карл Лысый отменил «Constitutio Romana» (Римское уложение; 824) имп. Лотаря I, где среди прочего предусматривалось принесение папой Римским клятвы на верность императору, и отказался от контроля над деятельностью папы, упразднив должность имп. уполномоченных в Риме. Однако отсутствие контроля со стороны имп. власти привело к усилению в Риме городской знати и ее влияния на Папский престол.

Ввиду начавшейся после смерти кор. Людовика Немецкого (28 авг. 876) борьбы Карла Лысого за королевство вост. франков имп. помощь в защите Италии существенно ослабла, и И. обратился за поддержкой к кор. Астурии и Галисии Альфонсу III, к-рого просил прислать для защиты Рима араб. скакунов, чтобы создать легкую конницу и использовать против сарацин их же военную тактику. Желая получить поддержку кор. Альфонса III, папа возвысил статус епископской кафедры Овьедо до митрополии Галисии (древняя митрополия Брага была завоевана арабами). В апр. 877 г. по просьбе И. командующий визант. флотом спафарий Григорий, находившийся в Тирренском м., выделил 10 хеландиев (тяжелых военных кораблей), оснащенных «греческим огнем». Пытаясь заставить консула Неаполя Сергия II разорвать союз с сарацинами, И. безуспешно предлагал ему денежную компенсацию, и, вероятно, был причастен к восстанию против Сергия (877), к-рым руководил сторонник папы еп. Афанасий. Консул был лишен власти, ослеплен и отправлен в Рим. Провозгласив себя дуксом, магистром и консулом Неаполя, еп. Афанасий потребовал от папы обещанную компенсацию, и И. был вынужден пообещать, что выплатит деньги, когда представится возможность. После вторжения в февр. 877 г. отряда сарацин в обл. Сабину и разграбления окрестностей Рима папа призвал на помощь правителей Юж. Италии, но на их встрече в июне 877 г. в г. Траэтто (ныне Минтурно) достичь соглашения удалось только с ипатом (консулом) Амальфи Пульхром, взявшимся обеспечить защиту побережья от Траэтто (к югу от Рима) до Чивитавеккья (к северу от Рима) за денежные выплаты. Однако, получив деньги, амальфитанцы не выполнили обязательств, оправдываясь тем, что папа выплатил меньше обещанного. Поскольку объединить силы южноитал. правителей представлялось невозможным, И. вновь обратился к имп. Карлу Лысому, который к тому времени потерпел поражение от Людовика Младшего, сына кор. Людовика Немецкого, и прекратил борьбу за королевство вост. франков. Для укрепления имп. авторитета папа на Соборе в Риме (февр. 877) подтвердил законность избрания Карла Лысого, пригрозив его противникам отлучением от Церкви.

В мае 877 г. император с войском прибыл в Италию. В авг. того же года И. провел Собор в Равенне, на к-ром присутствовали архиепископы Равенны, Милана, патриарх Градо и 48 епископов. Собор принял постановления о защите церковной собственности и привилегий, запретив представителям светской знати получать церковные бенефиции. Особое внимание уделялось Патримонию св. Петра - на его территории запрещалось любое отчуждение церковной земельной собственности. В канонах Собора проводится разделение между собственно Патримонием (области Лаций, Сабина, Сев. Кампания и Юж. Тоскана), где были запрещены любые светские бенефиции, и более обширной т. н. областью св. Петра, в к-рую, кроме Равенны и Пентаполя, входили также Сев. Тоскана, Эмилия и Романия (Mansi. T. 17. Col. 339-340). Участники Равеннского Собора вновь подтвердили имп. статус Карла Лысого. После Собора И. встретил императора в Верчелли, откуда они направились в Павию. В это время было получено известие о вторжении в Италию Карломана, сына Людовика Немецкого, который по завещанию отца получил Баварию, Каринтию и сюзеренитет над Вел. Моравией. Император укрылся в Тортоне, а затем отступил к Альпам, где близ г. Бриансон скончался (6 окт. 877).

Узнав о кончине Карла Лысого, Карломан направил И. послание, надеясь, что папа согласится на его избрание императором. В ответном послании (нояб. 877) И. предложил обеспечить защиту Рима и направить для переговоров офиц. посольство, но затем принял решение лично встретиться с Карломаном, для чего планировал приехать в Баварию. Сторонники Карломана Ламберт Сполетский и Адальберт Тосканский, укрывавший еп. Формоза и бежавшего от суда бывш. главу папской канцелярии Григория, предложили И. помощь в защите Рима и охрану во время поездки в Германию, однако папа отклонил предложения.

Пользуясь затянувшимися переговорами, в нач. 878 г. Ламберт Сполетский и Адальберт Тосканский под предлогом паломничества прибыли в Рим, где после приема у И. подвергли его аресту и заключению в замке Льва IV, захватив власть в городе и заставив римлян присягнуть на верность Карломану. После того как Ламберт и Адальберт покинули город, И. бежал в королевство зап. франков, откуда направил послания о бесчинствах в Риме герц. Беренгарию Фриульскому, Равеннскому архиеп. Иоанну VIII, сыну Карла Лысого кор. зап. франков Людовику Заике и 3 сыновьям Людовика Немецкого - Карломану, Карлу Толстому и Людовику Младшему. Папа также высказал намерение созвать в Западнофранкском королевстве Собор для обсуждения церковных и политических проблем. 11 марта И. прибыл в г. Арль к герц. Бозону, к-рого, вероятно, стал рассматривать как кандидата на имп. корону.

Несмотря на посланные епископам Галлии и Германии приглашения, на Собор, открывшийся 11 авг. 878 г. в г. Труа, не прибыли восточнофранк. правители и епископы, поэтому на заседаниях обсуждались в основном проблемы Церкви в Западнофранкском королевстве. По инициативе папы Собор подтвердил отлучения от Церкви герц. Ламберта Сполетского, а также еп. Формоза и всех лиц, замешанных в деле бывш. главы папской канцелярии Григория. В это время опальный епископ явился в королевство зап. франков и был доставлен к папе. По сведениям автора X в. Авксилия, папа потребовал у Формоза письменного обещания никогда не возвращаться в Рим и не претендовать на кафедру Порто.

В сент. 878 г. И. короновал Людовика Заику королем зап. франков. Людовик не претендовал на имп. титул, опасаясь недовольства знати в своем королевстве. И. добился от Людовика Заики, чтобы тот назначил Бозона защитником Папского престола. В послании кор. Карлу Толстому И. потребовал отказаться от притязаний на имп. титул и сообщил о своем усыновлении Бозона. В нояб. 878 г. папа и Бозон прибыли в Италию, где 24 нояб. И. призвал епископов Сев. Италии явиться в Павию, вероятно намереваясь представить им Бозона, однако никто из епископов не приехал. В нач. 879 г., сообщая герцогу о разорении Италии сарацинами, И. просил его обеспечить защиту Рима, но герцог, ознакомившись с положением в Сев. Италии, понял, что папский авторитет не гарантирует ему поддержки итал. знати, и остался в Провансе. После смерти кор. Людовика Заики (10 апр. 879) Бозон при поддержке местного епископата объявил себя королем Прованса и Н. Бургундии (впосл. королевство Арелат), узурпировав власть на юге королевства зап. франков. На Соборе в Мантайле близ Вьенны архиепископы Ростагн Арльский и Оттрам Вьеннский (с мая 878 - папский викарий в Галлии) совершили помазание Бозона (15 окт. 879). И. осудил действия Бозона, однако не подверг санкциям епископов, участвовавших в коронации.

После возвращения в Рим папа обнаружил, что ситуация в городе и в Юж. Италии обострилась. В 879 г. скончался Капуанский гр. и еп. Ландульф I, за владения к-рого началась борьба между его 4 племянниками, обратившимися за поддержкой как к соседним правителям и византийцам, так и к сарацинам. Несмотря на завещание еп. Ландульфа, обещавшего Капуанскую кафедру и графский титул племяннику по имени Ландульф, И. принял решение в пользу др. его племянника - Ланделульфа, совершил его рукоположение и признал за ним титул графа. Историк Эрхемперт, ставший свидетелем распри, осудил поступок папы как неразумный (Erchempertus. Historia. 44). В Неаполе консул и еп. Афанасий заключил соглашение с сарацинами и предоставил им земли в своих владениях, откуда они совершали набеги на окрестности Рима, герц-ва Беневенто и Сполето, Сардинию и Корсику. Др. лагерь был основан ими к северу от Беневенто, в горной местности Сепино. В 881 г. сарацины разбили лагерь на р. Гарильяно, что позволило им контролировать Аппиевую дорогу, связывавшую Рим с Юж. Италией.

В марте 879 г. папа вновь обратился к епископам Сев. Италии с призывом собраться в Риме, чтобы решить вопрос об избрании короля. Прелаты во главе с Миланским архиеп. Анспертом, сторонником Карломана и Ламберта, отказались от участия в Соборе. В апр. того же года И. начал переговоры с кор. Алеманнии Карлом Толстым, предложив ему прибыть в Рим или направить посольство для обсуждения ситуации в Италии. Король медлил с ответом, поэтому И. при посредстве Пармского еп. Вибода обратился с такими же предложениями к его братьям. Тяжелобольной Карломан отказался от притязаний на итал. престол, кор. Франконии Людовик Младший полагал, что не сможет осуществлять контроль над Италией, к-рая была отделена от его владений королевствами Карломана и Карла Толстого.

После отказа Карломана Карл Толстый вступил в Италию (окт. 879). Встретившись в Равенне с папой, епископами и представителями знати, он провозгласил себя королем Италии и принял от собравшихся, за исключением И., присягу на верность. Папа и Карл Толстый обсудили возможность проведения имп. коронации, к-рая могла не состояться из-за требования папы немедленно принять меры по защите Патримония св. Петра. Будучи не в состоянии предоставить реальную помощь, король медлил с подтверждением привилегий Римской Церкви. В нач. 880 г. папа отправил Карлу Толстому послание с призывом защитить Папский престол, однако король уже покинул Италию, намереваясь напасть на владения Бозона. Неожиданная помощь пришла от Византии. В 880 г. византийский флот одержал крупную победу над арабами в морской битве близ Неаполя. По приказу византийского имп. Василия I Македонянина корабли бросили якорь в гавани Порто, взяв под защиту Рим. В послании от 13 авг. 880 г. И. благодарил императора за помощь Папскому престолу.

Не оставляя надежд получить имп. титул, Карл Толстый был вынужден принять условия И. и прибыл в Рим. Его имп. коронация оказалась столь незаметным событием, что в источниках даже не сохранилось ее точной даты (вероятно, февр. 881). Однако, приняв имп. корону, Карл не оказал папе никакой помощи. В 879, 881 и 882 гг. И. совершил поездки в Капую, чтобы прекратить междоусобные распри. После кончины герц. Ламберта его преемником в Сполето стал брат Гвидон (Видон), также враждебно относившийся к папе. В послании имп. Карлу, написанному за месяц до смерти, И. выражал надежду, что он прибудет в Италию, дабы оказать давление на Гвидона. В апр. 881 г. папа потребовал от Афанасия Неаполитанского изгнать сарацин из своих владений и, не достигнув желаемого, объявил о его отлучении. Незадолго до смерти И. Афанасий все же расторг соглашения с арабами, перебил остававшихся в Неаполе сарацин, захватил и передал папе их предводителей, после чего достиг примирения с И. и снятия отлучения.

Хотя в условиях кризиса в Каролингской империи основное внимание И. уделял решению политических, а не церковных проблем, папа неоднократно подтверждал привилегии мон-рей в Италии и за ее пределами, защищал свободное избрание епископов и аббатов, боролся против вмешательства светских сеньоров в дела церковных учреждений и препятствовал присвоению имущества церквей и мон-рей под видом бенефициев. В 874 г. папа воспрепятствовал попыткам Равеннского архиеп. Иоанна VIII присвоить расположенные в диоцезе владения Римской Церкви. В апр. 877 г. за захват имущества аббатства Нонантола И. отлучил от Церкви Равеннского архиеп. Романа, поведение к-рого противоречило церковным канонам и вызывало жалобы жителей города. Вероятно, в 882 г. архиеп. Роман примирился с папой и добился снятия отлучения. В это же время равеннское духовенство жаловалось на злоупотребления клирика Маимберта из Болоньи, под влиянием к-рого якобы находился архиепископ. Когда для расследования дела в Равенну прибыл папский легат, городские клирики, вероятно из страха, отказались с ним сотрудничать. Тогда И. обратился за помощью к светским властям, потребовав арестовать Маимберта и прислать его в Рим. Исход дела неизвестен; вероятно, из-за скоропостижной смерти папы оно осталось нерешенным.

И. был вынужден вмешаться в дела Патриархата Градо. После смерти Сенатора, еп. Торчелло, при поддержке дукса (дожа) Венеции Урса в 875 г. на кафедру был избран Доминик, настоятель мон-ря св. Стефана в Альтино. Однако патриарх Градо Петр отказался рукополагать Доминика, т. к. тот оскопил себя и, т. о., не имел права быть клириком. Из-за давления со стороны дукса патриарх Петр бежал в Рим (876) и представил дело на рассмотрение И. Папа призвал в Рим аббата Доминика и его сторонников, Петра, еп. Эквилио, и Феликса, еп. Маламокко, а также представителей со стороны Урса. Доминик проигнорировал папское повеление, Феликс сообщил, что болен, Петр должен был с посольством отправиться в К-поль. В нояб. 876 г. И. продолжал настаивать на приезде в Рим Феликса и Петра. В последующих посланиях папа обвинил их в непослушании патриарху и под угрозой отлучения велел явиться в Рим или прислать своих представителей к 16 февр. следующего года (в их отсутствие исполнение обязанностей возлагалось на епископов Оливоло и Каорле). В Венеции эти указания не были выполнены. 22 мая 877 г. И. сообщил дуксу о готовящемся Соборе в Равенне, на к-ром планировалось решить дело Доминика, и просил направить туда епископов. К назначенному сроку в Равенну прибыл лишь патриарх Петр, сопровождавший папу, остальные участники дела приехали уже после окончания Собора. И., сочтя их опоздание умышленным, отлучил прелатов от Церкви, однако позднее по просьбе дукса снял отлучение. Вопрос оставался нерешенным. Из-за смерти имп. Карла Лысого папа был занят др. делами, и патриарх Петр пошел на компромисс с дуксом, разрешив аббату Доминику управлять еп-ством Торчелло без рукоположения во епископа.

В Риме для контроля за соблюдением церковной дисциплины папа повелел кардиналам-пресвитерам и кардиналам-диаконам собираться 2 раза в месяц для обсуждения вопросов, касающихся рим. духовенства. В ведение кардиналов входили также надзор за мон-рями, временно оставшимися без настоятеля, и находившиеся в церковной юрисдикции судебные разбирательства между клириками и мирянами. Кардиналов-пресвитеров папа обязал поочередно совершать богослужения в папских базиликах (in principalibus ecclesiis iuxta primatum vestrae consecrationis), кардиналы-диаконы принимали участие в стациональном богослужении.

Руководствуясь интересами Папского престола, И. назначил постоянным легатом в Галлии сначала Ансегиза, архиеп. Сансского (по настоянию Карла Лысого), затем Ростагна, архиеп. Арльского (по просьбе герц. Бозона). На Соборе в Труа (878) папа следовал предложениям франк. епископов: утвердил за архиепископом Турским права митрополита Бретани, отвергнув притязания кафедры Доль; даровал паллий Мецскому еп. Валону, несмотря на то, что Мец не имел статуса митрополии. Восточнофранк. прелаты саботировали многие начинания И., однако в 877 г. по просьбе Баварского кор. Карломана папа даровал паллий Теотмару, архиеп. Зальцбурга.

Известно послание И. епископам Готии (Испанской марки на территории юго-зап. Франции и Каталонии) после Собора в Труа. Папа требовал привести в соответствие с рим. и франк. законодательством нормы действовавшего там вестгот. права, не определявшего ответственность за святотатство. Также И. выступил в защиту притесняемого светскими властями архиепископа Нарбоны.

При И. кор. Мерсии Бургред, бежавший от норманнов, в 874/5 г. укрылся в Риме, где, согласно Англосаксонской хронике, скончался и был погребен в «школе англов». В 877 г. Кентерберийский архиеп. Этельред пожаловался папе на разбой норманнов и притеснения со стороны короля (вероятно, Альфреда Великого), а также на упадок нравов в стране. Из ответного послания И. следует, что папа фактически утратил возможность влиять на положение Церкви в Англии. Тем не менее он подтвердил привилегии архиепископства Кентербери и потребовал пресечь нарушения канонического права, в т. ч. связанные с браком, настаивая на недопустимости разводов.

Отношения с Константинопольским Патриархатом и Византией

При И. отношения Римского престола и Византии определяли события, связанные с восстановлением на К-польской кафедре свт. Фотия I (858-867, 877-886). Предшественники И., папы Николай I и Адриан II, резко выступали против Фотия, обвинив его в ереси и различных преступлениях, и поддержали свт. Игнатия (847-858, 867-877), оспаривавшего у Фотия кафедру. На К-польском Соборе 868 г. легаты папы Адриана II торжественно утвердили низложение Фотия и восстановление Игнатия. После кончины патриарха Игнатия (23 окт. 877) имп. Василий I Македонянин восстановил Фотия на К-польской кафедре. Главным препятствием оставались решения Собора 868 г., для кассации которых требовалось созвать новый Собор с участием папских легатов. Наряду с крайними сторонниками свт. Игнатия (напр., митр. Стилианом Неокесарийским) были и такие, кого смущало возвращение Фотия на кафедру по имп. распоряжению; они были готовы признать свт. Фотия патриархом К-польским лишь при согласии Рима на его восстановление.

В нач. 878 г. имп. Василий I отправил И. послание с просьбой прислать в К-поль легатов для уврачевания раскола, однако не упомянул о кончине свт. Игнатия, поэтому папские послания, переданные в апр. 878 г. в К-поль с легатами еп. Анконы Павлом и еп. Остии Евгением, были адресованы покойному Игнатию. По свидетельству митр. Стилиана, свт. Фотий потребовал от папских легатов немедленно признать его законным патриархом К-польским, однако легаты лишь пообещали известить об этом папу Римского. Фотий направил в Рим своего представителя Феодора Сантаварина (об этом посольстве известно преимущественно из сочинений противников Фотия - Никиты Пафлагонянина и Стилиана Неокесарийского). В послании папе свт. Фотий утверждал, что был возвращен на кафедру против своей воли по распоряжению императора. В переданном И. обращении визант. императора и митрополитов указывалось, что восстановление свт. Фотия является единственным средством для прекращения церковного раскола. Визант. послы прибыли в Рим в мае 879 г. Папа отложил окончательное решение по этому вопросу до Собора в Риме (авг. 879). На Соборе присутствовали 17 епископов и 7 кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов. Была составлена инструкция (commonitorium) для находившихся в К-поле легатов Петра Анконского и Евгения Остийского (греческий перевод послания сохр. в деяниях К-польского Собора (нояб. 879), однако при сравнении с фрагментами лат. текста в регестах из монтекассинской рукописи очевидно, что документ был существенно отредактирован сторонниками Фотия - Dvorník. 1948. P. 181-187). Легатам предписывалось явиться к императору и вручить ему послание, объяснив, что в нем содержатся все необходимые указания, как действовать дальше. После этого надлежало посетить Фотия, передать папское послание, обращаясь к нему как к законному патриарху и собрату папы Римского. Согласно инструкции, легаты должны были потребовать созвать Собор под председательством патриарха, легатов и представителей вост. патриарших кафедр, и лишь получив согласие участников Собора на восстановление Фотия, легаты могли публично объявить, что Папский престол также признает его законным патриархом. Заявив о признании Фотия, легаты должны были аннулировать решения Соборов, осудивших его, и представить подписи участников Собора в Риме (авг. 879), согласившихся на восстановление патриарха на кафедре. В инструкции подчеркивалось, что легатам следует вести себя твердо и уверенно, не дать византийцам обмануть себя. В док-те упоминалось и о предъявленном Фотию требовании не вмешиваться в дела Церкви в Болгарии, однако в подвергшейся цензуре греч. версии посланий об этом не сказано.

В папском послании имп. Василию I содержатся одобрительные отзывы о том, что император признал Римскую Церковь главой всех Церквей и выразил готовность подчиниться ее авторитету (в версии Фотия эта часть послания переработана в общие хвалебные слова в адрес императора). Папа отметил, что не возражает против возвращения Фотия на К-польскую кафедру, поскольку это послужит восстановлению мира в Церкви, тем более что кончина Игнатия сделала возможной отмену прежних соборных решений. Папа настаивал на том, что необходимо согласие вост. патриархов и всех епископов, в т. ч. рукоположенных Игнатием, на возвращение Фотия на кафедру неканоническим путем. И. потребовал от Фотия покаяния, т. к. его поставление в 858 г. противоречило церковным канонам. Подчеркивая, что отрицательное отношение Папского престола к возведению мирян на Патриаршую кафедру по указанию императора не изменилось, И. надеялся, что следующим патриархом станет клирик (пресвитер или диакон) К-польской Церкви (в версии Фотия эта часть послания отредактирована, в текст включены рассуждения о достоинствах Фотия и о том, что патриарх был вынужден занять кафедру против воли). Поскольку все совершенные Фотием рукоположения следовало считать законными, патриарху в свою очередь надлежало признать тех клириков, к-рые были рукоположены во время 2-го Патриаршества Игнатия (867-877). Папа настаивал на том, чтобы император с уважением относился к сторонникам Игнатия и к патриарху и не слушал наветов на него во избежание церковного раскола. Тем не менее И. отлучил от Церкви тех, кто упорно не желали вступить в общение с Фотием. Послание И. Фотию в основном повторяет послание императору, однако в нем подчеркивалось, что, соглашаясь на возвращение Фотия на К-польскую кафедру, Папский престол выдвигает патриарху ряд требований: публичное раскаяние в прежних грехах, отказ от притязаний на Болгарию и т. д. (в греч. версию текста были включены похвалы патриарху и прямое осуждение К-польского Собора 868).

В нояб. 879 г. Фотий созвал Собор (акты Собора сохранились только на греч. языке и, вероятно, были отредактированы). На Соборе присутствовало 383 епископа из К-польского Патриархата, неск. епископов из Антиохийского Патриархата (в т. ч. Василий, еп. Мартирополя), к-рые не являлись офиц. представителями патриарха Антиохии. Иерусалимский патриарх Феодосий, с которым папа заранее вступил в переписку, прислал офиц. представителя. Сохранилось послание И. патриарху Феодосию (от 2 мая 879) о помощи Папского престола Иерусалимской Церкви: папа сообщал о тяжелом материальном положении Римской кафедры и просил прощения, что не может послать более значительные пожертвования.

Собор, открывшийся в ц. Св. Софии под председательством Фотия, провел 7 сессий (2 последние были посвящены вопросу о Filioque). Фотий выразил почтение Папскому престолу и настоял на принятии постановления о первенстве чести Римской Церкви, однако признал папу лишь «патриархом Запада», не имеющим власти над Церквами Востока. Вопрос о восстановлении Фотия был решен уже на 1-й сессии Собора, после чего началось обсуждение проблем Болгарской Церкви. Выразив готовность пойти на уступки папе, участники Собора заявили, что решение зависит от императора. На 5-й сессии (26 янв. 880) были оглашены папские послания, адресованные приверженцам патриарха Игнатия - митрополитам Стилиану Неокесарийскому и Митрофану Смирнскому, к-рых И. призвал примириться с Фотием ради блага всей Церкви. Оба митрополита отказались явиться на Собор и были подвергнуты отлучению. 6-я сессия, проходившая во дворце императора, была посвящена вопросу о Filioque. Кроме императора, патриарха Фотия, папских легатов и представителей вост. Патриархатов присутствовали 18 митрополитов К-польской Патриархии. По настоянию Фотия была подписана формула Никео-Константинопольского Символа веры без Filioque и провозглашены анафемы тем, кто осмелится менять текст Символа веры. 13 марта 880 г. в ц. Св. Софии состоялась 7-я сессия, где были вновь рассмотрены и одобрены решения предыдущего совещания. К греч. актам приложено недатированное послание И. Фотию о Filioque (вероятно, подложное): папа анафематствовал тех, кто делали противоречащие Свящ. Писанию и христ. богословию добавления к Символу веры (Ep. 350).

В нач. авг. 880 г. легаты вернулись в Рим, чтобы передать папе акты К-польского Собора и послания патриарха Фотия и имп. Василия I, адресованные И. и др. епископам (Захарии, еп. Ананьи, Марину, еп. Цере (ныне Черветери), и Гаудериху, еп. Веллетри). Послания папе не сохранились, однако об их содержании можно судить по ответам И., датированным 13 авг. 880 г. Папа одобрил постановления К-польского Собора. В послании имп. Василию он благодарил за военную помощь, оказанную Риму, за восстановление лат. мон-ря св. Сергия в К-поле и за признание папской юрисдикции над Болгарией. Говоря о решениях Собора, И. заявил, что принял их в целом, но не мог поддержать те действия легатов, на к-рые они не имели права. В послании патриарху Фотию папа подчеркнул, что согласился на восстановление патриарха исключительно ради мира в Церкви, но это не означало признания его невиновности и тем более к.-л. заслуг, о которых было указано в деяниях Собора. Выразив удовлетворение тем, что в К-польской Церкви наступил мир, И. напоминал о необходимости выполнить те обещания, которые Фотий дал перед созывом Собора. В завершении папа отметил невозможность санкционировать действия легатов, совершенные без его ведома (Ep. 297).

Выдвинутое некоторыми исследователями предположение, что папа впосл. признал восстановление Фотия ошибочным (Lapôtre. 1895. P. 68, 152-153), основано на неверном истолковании послания папы Стефана V (VI) к имп. Василию I (888 - Stephanus V, Papa. Ep. 1 // PL. 129. Col. 785-789), а также греч. «Синодики Римских епископов Николая, Адриана, Иоанна, Мартина (т. е. Марина), Стефана и Формоза, направленной против преступника Фотия», включенной в сб. антифотианских памфлетов. В послании Василию I папа Стефан V (VI) объяснял действия своего предшественника Марина (882-884), медлившего с признанием Фотия, тем, что в бытность легатом в К-поле он провел неск. дней в заточении за отказ вступить с Фотием в общение (имелось в виду посольство Марина перед Собором 868, т. к. в связи с Собором 879-880 буд. папа, в то время епископ Цере, не посещал К-поль). Послание папы Стефана V (VI) написано после окончательного удаления Фотия с К-польской кафедры (886), поэтому понтифик считал поведение Марина оправданным. В антифотианской синодике утверждалось, что И. торжественно анафематствовал Фотия и его сторонников, стоя на амвоне с Евангелием в руках (Mansi. T. 16. Col. 446). Если это действительно имело место, то анафема была провозглашена в период 2-го Патриаршества Игнатия (867-877) до К-польского Собора 879-880 гг. В «Кратком изложении деяний VIII Вселенского Собора», направленном против Фотия, папа осуждается за то, что единолично восстановил Фотия на К-польской кафедре, не имея на то права, поскольку Фотий был низложен 4 патриархами (в их число включен папа Адриан II): не И. осуждал Фотия, след., он и не мог его оправдать (Mansi. T. 16. Col. 451).

Мн. католич. исследователи упрекали И. за уступки, сделанные ради преодоления схизмы на Востоке, видя в его действиях лишь стремление достичь конкретных политических целей. Кард. Цезарь Бароний (1538-1607) считал действия папы проявлением слабости его позиций. Однако в отношениях с Востоком И. никогда не отказывался от притязаний на церковное главенство, представляя уступки византийцам как «милостивый дар» Папского престола. Будучи заинтересован в поддержании связей с Византийской империей, усилившейся в правление имп. Василия I, тогда как империя Каролингов переживала кризис, папа тем не менее сумел добиться от Фотия значительных уступок, в т. ч. в вопросе о юрисдикции над Церковью в Болгарии.

Политика И. на Балканах и в Великой Моравии

Болг. князь св. Борис I (852-889), пытаясь использовать противоречия в отношениях К-польского Патриархата и Римского престола, Византийской империи и Восточнофранкского королевства, начал переговоры с Людовиком Немецким о необходимости прислать епископа для крещения болгар, в то время как в Вел. Моравии осуществлялась визант. миссия равноапостольных Кирилла и Мефодия. В ответ на это визант. имп. Михаил III выступил против кн. Бориса (864). Борис принял крещение от визант. духовенства и разрешил деятельность греч. миссионеров в Болгарии. Однако, не видя усилий по организации Церкви в Болгарии, он обратился к Римскому папе Николаю I с просьбой прислать лат. епископов. Вскоре к Борису прибыл папский легат Формоз, еп. Порто. Тем временем на К-польскую кафедру вернулся патриарх Игнатий, заинтересованный в продолжении болгарской миссии, и переговоры кн. Бориса с Папским престолом были прерваны. В начале понтификата И. попытался возобновить переписку с болг. князем и поставил перед имп. Василием I вопрос о возвращении Болгарии в юрисдикцию Папского престола. Самое раннее из сохранившихся посланий И. Борису датировано 16 апр. 878 г. Папа сообщал, что рад обращению болгар в христианство, однако предупреждал, что тесные отношения с византийцами могут стать причиной появления ересей и расколов. Только послушание Римскому престолу может, по мнению папы, гарантировать чистоту веры в Болгарии; Римские епископы всегда оставались православными и заботились об искоренении ереси на Востоке (Ep. 108). Похожие послания И. отправил различным влиятельным лицам в Болгарии. Особое послание было адресовано проповедовавшим там визант. клирикам. В этом послании, а также в посланиях, отправленных в нач. 879 г. патриарху Игнатию, папа в резких выражениях потребовал отозвать визант. клириков из Болгарии (Ep. 112-114). После возвращения К-польской кафедры Фотию И. добился согласия участников Собора 879-880 гг. на восстановление папской юрисдикции в Болгарии.

В мае 879 г. папа отправил в Болгарию 3 послания, требуя признать юрисдикцию Рима (Ep. 217-219). Перемены в Хорватии, где кн. Бранимир, сменивший визант. ставленника Здеслава, восстановил общение с Папским престолом, дали И. повод в июне 879 г. вновь написать Борису. Папа напомнил князю, что лат. миссионеры способствовали разрешению ряда церковных и гос. проблем в Болгарии. Переписка папы с кн. Борисом продолжалась до кончины И., однако переговоры не принесли результатов. Готовность патриарха Фотия пойти на уступки князю способствовала тому, что Борис выбрал провизант. ориентацию.

Д. В. Зайцев

И. стремился вернуть в папскую юрисдикцию территорию бывшего диоцеза Иллирик, где церковная организация была разрушена варварскими нашествиями в IV-VII вв. В 1-й пол. VIII в. большая часть Иллирика перешла в ведение К-польской кафедры. После этого Папский престол утратил и юрисдикцию над еп-ствами Далмации во главе со Сплитской кафедрой. При папе Николае I хорват. кн. Домагой обращался в Рим с просьбой повысить статус епископской кафедры Нин, подчинявшейся Сплиту. В 872/3 г. И. обратился к Домагою с известием о незаконном установлении юрисдикции К-польской кафедры над Болгарией (Epistolae // MGH. Ep. T. 7. P. 278). В мае 873 г. папа предложил кн. сербов Мутимиру перейти под юрисдикцию Паннонского архиеп. Мефодия (ad Pannoniensium reverti studeas diocesin) (Ibid. P. 282). Папские послания были доставлены в Хорватию пресв. Иоанном из Венеции, к-рый впосл. неоднократно исполнял поручения И. в слав. землях. В 878 г. князем хорватов стал Здеслав, к-рый придерживался провизант. ориентации и пригласил духовенство из К-поля. Сохранилось краткое папское послание Здеславу, в к-ром И. просил обеспечить проезд своих посланников в Болгарию (Ibid. P. 147). После прихода к власти кн. Бранимира (879-892), к-рый был готов вести переговоры с Римом, интерес И. к Хорватии возрос. В ответном послании (июнь 879) папа хвалил Бранимира за возвращение в юрисдикцию Рима. Доставивший послание пресв. Иоанн направился затем в Болгарию. Одновременно И. обратился к диак. Феодосию, избранному еп. Нинскому, убеждая его прибыть для рукоположения в Рим (Ibid. P. 152). Однако Феодосий, вероятно, предпочел получить рукоположение от Аквилейского патриарха, о чем папа не был осведомлен (Vlasto. 1970. P. 194). Через неск. дней И. написал хорват. духовенству и подданным Бранимира и поздравил их с возвращением в юрисдикцию Папского престола (Epistolae // MGH. Ep. T. 7. P. 165-166). Воодушевленный достигнутым успехом, папа решил обратиться к прелатам и знати далматинских городов с призывом последовать примеру хорватов. Очевидно, И. рассчитывал на поддержку епископов Задара и Осора, пользуясь тем, что Сплитская кафедра оставалась вакантной. Напомнив прелатам, что древние епископы Иллирика всегда подчинялись Римскому престолу, И. предложил направить избранного на Сплитскую кафедру кандидата для рукоположения в Рим. Епископы не ответили на послание (папская юрисдикция в Далмации была восстановлена только при папе Иоанне X). В 881 или 882 г. Нинский еп. Феодосий посетил Рим и сообщил папе, что хорват. князь готов принести ему клятву верности. В послании князю И. просил подтвердить это намерение через офиц. представителей и, получив его, планировал направить в Хорватию легатов (Ibid. P. 257-258).

Политика И. в Иллирике затрагивала интересы не только Византии, но и королевства вост. франков. В свое время папа Адриан II по просьбе Коцела, правителя Блатенского (Балатонского) княжества, рукоположил св. равноап. Мефодия на древнюю Сирмийскую кафедру. Большинство исследователей согласны с тем, что в действительности Мефодию было поручено не восстановление еп-ства Сирмий, а просветительская миссия и создание церковной организации в слав. землях, находившихся в сфере церковных и политических интересов герм. правителей и епископов (Вел. Моравия, Нитранское и Блатенское княжества). После возвращения Мефодия в Вел. Моравию его покровитель кн. Ростислав был свергнут племянником Святополком (870). Тогда же Мефодий был арестован и вывезен в королевство вост. франков для суда на Соборе епископов церковной пров. Зальцбург в присутствии кор. Людовика Немецкого (известно, что в суде участвовали Адальвин, архиеп. Зальцбурга, Аннон, еп. Фрайзинга, и Гермерих (Эрменрих), еп. Пассау). Против Мефодия выдвинули обвинение в незаконной деятельности на территории чужого диоцеза. Для доказательства обвинения был составлен трактат «Обращение баварцев и хорутан» (De conversione Bagoariorum et Carantanorum libellus // MGH. SS. T. 11. P. 1-15), адресованный Людовику Немецкому, в к-ром описывалась миссионерская деятельность представителей Зальцбургского архиеп-ства на слав. землях в VIII-IX вв. На суде Мефодий выразил т. зр. Папского престола: слав. земли издревле находились в юрисдикции Рима, поэтому деятельность франк. миссионеров является незаконной. По приговору епископов Мефодий был сослан в монастырь в Швабии, где провел два с половиной года. Эти события скрывались от папы. И. узнал о заточении архиепископа лишь весной 873 г. В мае он направил в королевство вост. франков легата, Анконского еп. Павла, с посланиями правителям и прелатам (послания и инструкция Павлу сохр. в виде регест - Epistolae // MGH. Ep. T. 7. P. 280-286). Легат должен был заявить кор. Людовику Немецкому о законных правах Папского престола на слав. земли, а также о неканоничности суда над св. Мефодием. От короля требовалось немедленно освободить архиепископа и отправить его в Вел. Моравию, невзирая на военные действия или др. препятствия. Аналогичное требование папа предъявил сыну Людовика Карломану. В особо резких выражениях были составлены послания архиеп. Адальвину (сохр. небольшой фрагмент) и епископам Гермериху и Аннону. Последним И. запретил служить до прибытия на суд в Рим. Чтобы пресечь попытки герм. епископата устранить архиеп. Мефодия, И. запретил жаловаться на его деятельность в течение 3 лет после его восстановления на кафедре. Решительное выступление папы привело к немедленному освобождению Мефодия. Возможно, инициаторами восстановления архиепископа на кафедре были слав. князья - Коцел или Святополк, успешно закончивший к этому времени войну с Людовиком Немецким. Одновременно И. отправил Коцелу ответы на вопросы о христ. браке, а серб. кн. Мутимиру рекомендовал обращаться по церковным делам к св. Мефодию. Согласно Житию, после освобождения св. Мефодия герм. епископы направили Коцелу письмо с угрозами, требуя не оставлять архиепископа в Блатенском княжестве. После изгнания из Вел. Моравии герм. духовенства кн. Святополк пригласил св. Мефодия возглавить Церковь в своих владениях.

Борьба герм. духовенства со св. Мефодием возобновилась в кон. 70-х гг. IX в. В папских посланиях сообщается о 2 выступлениях противников св. Мефодия в 879 и 881 гг. Летом 879 г. папа отправил послание кн. Святополку, из к-рого следует, что в Вел. Моравии происходили споры о церковных делах и князь послал в Рим пресв. Иоанна из Венеции для разрешения проблемы. И. убеждал Святополка держаться правосл. веры и требовал прислать в Рим св. Мефодия, учение к-рого, по дошедшим до него сведениям, с т. зр. Римской Церкви не могло считаться православным. В послании Мефодию уточняется, что речь шла о богослужении на слав. языке, к-рое архиепископ совершал, несмотря на запрет, переданный ему через Павла Анконского (Epistolae // MGH. Ep. T. 7. P. 160-161). В послании Адриана II слав. князьям (869), пересказ к-рого содержится в Житии св. Мефодия (Житие Мефодия. 1930. С. 73-74; Hadriani II, papae Ep. 43 // MGH. Ep. T. 6. P. 763-764), упоминается о разрешении совершать богослужение на слав. языке. Однако, по мнению исследователей, подобное утверждение отсутствовало в оригинальном тексте (Сказания. 1981. С. 149-155). Это дало возможность герм. духовенству обвинить св. Мефодия в игнорировании папских повелений.

Через год св. Мефодий вернулся в Вел. Моравию с посланием И. Святополку (июнь 880). В нем сообщается, что папа убедился в исповедании Мефодием правосл. веры и совершении им богослужений в соответствии с канонами: «...и совершенно не противно здравой вере и учению совершать мессу на этом славянском языке, читать верно и ясно переведенные Евангелие и богослужебные чтения из Ветхого и Нового Завета и воспевать все прочие службы суточного круга (alia horarum officia omnia psallere), потому что Тот, кто создал 3 главных языка - еврейский, греческий и латынь - создал и все остальные ко Своей славе и похвале» (Epistolae // MGH. Ep. T. 7. P. 224). Тем не менее вместе со слав. переводом Евангелия И. велел читать и лат. текст. Разрешив богослужение на слав. языке, папа по просьбе князя позволил использовать латынь на придворных службах. Еще одной уступкой Святополку стало рукоположение на епископскую кафедру Нитры пресв. Вихинга, к-рому И. повелел находиться в подчинении у архиеп. св. Мефодия. И. предложил князю прислать и др. ставленника, чтобы св. Мефодий с 2 суффраганами мог рукополагать епископов. Подтверждая полномочия св. Мефодия, папа велел пресечь деятельность раскольников, к-рые препятствовали становлению Церкви в Вел. Моравии, и послал князю сб. канонов для консультаций. Некоторые исследователи предполагают, что книгой, посланной И. в Моравию, была рукопись сб. канонов Дионисия Малого 2-й пол. IX в. со слав. глоссами (Monac. Clm 12008 - Сказания. 1981. С. 164-165). В послании упоминается о том, что Святополк дал клятву верности Папскому престолу.

Из послания И. св. Мефодию от 23 марта 881 г. следует, что из-за продолжавшихся интриг архиепископ обратился к папе за поддержкой. Папа подтвердил православие св. Мефодия и соответствие его учения традициям Римской Церкви. Он заверил архиепископа в том, что не отправлял втайне от него никаких посланий Святополку, не посылал паллий «тому епископу» (вероятно, Вихингу) и не давал ему никаких тайных поручений и особых полномочий. В заключение И. призвал св. Мефодия не сомневаться в его полной поддержке и не сдаваться перед тяжелыми испытаниями. Очевидно, папа утратил возможность влиять на Святополка и мог лишь ободрять архиепископа, не вмешиваясь в конфликт. После кончины И. св. Мефодий лишился поддержки Рима, т. к. преемники папы отказались от компромиссов в отношениях с Византией и слав. странами и были не согласны с одобрением И. слав. богослужения.

А. А. Королёв

Свидетельства источников о кончине И. противоречивы. Согласно Регенсбургским анналам (продолжению анналов аббатства Фульда), смерть папы была насильственной. Нек-рые его приближенные, желая завладеть папскими сокровищами и достичь высоких постов, сначала пытались отравить И., а после того как яд не подействовал, молотом размозжили папе голову. Однако в этом источнике кончина И. имеет неверную датировку - 883 г. Др. продолжатель Фульдских анналов, Мегинхард, не сообщает о насильственной смерти И. Сведения об этом отсутствуют и в др. источниках, в т. ч. в папской эпитафии, что вызывает сомнения в достоверности сведений, приведенных в Регенсбургских анналах. Погребен в атриуме базилики св. Петра перед боковым вост. входом (Судные врата).

Преемники И. отменили ряд его решений. Папа Марин I (882-884) вернул кафедру еп. Формозу и отказался признать свт. Фотия законным патриархом. Папа Стефан V (VI) (885-891) также отказался вступить в общение с Фотием. После смерти св. Мефодия (885) и изгнания его учеников из Вел. Моравии Стефан V (VI) осудил «Мефодиево суеверие» - совершение богослужения на слав. языке (Stephani V, papae Ep. 1 // MGH. Ep. T. 7. P. 354-358).

Соч.: Epistulae et Decreta // PL. 126. Col. 651-966; Epistolae // MGH. Ep. T. 7. P. 1-333.
Ист.: LP. Vol. 2. P. 221-223; Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum // MGH. Scr. Lang. T. 1. P. 231-264; Житие Мефодия // Лавров П. А. Мат-лы по истории возникновения древнейшей слав. письменности. Л., 1930. С. 67-78.
Лит.: Hergenröther J. Photius, Patriarch v. Constantinopel: Sein Leben, seine Schriften u. das griechische Schisma. Regensburg, 1867-1869. 3 Bde; Lapôtre A. L'Europe et le S. Siège à l'époque carolingienne. P., 1895. Pt. 1: Le pape Jean VIII; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1906. Vol. 3. P. 231-352; Duchesne L. Les premiers temps de l'État Pontifical. P., 19113. P. 130-143; Heigl P. Zum Register Johanns VIII // MIÖG. 1911. Bd. 32. S. 618-622; Seppelt. Geschichte. 1925. Bd. 2. S. 139-178, 532-543; Dvorník F. Les légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933. P. 267-283; idem. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948; Alexander P. J. The Papacy, the Bavarian Clergy, and the Slavonic Apostles // Slavonic Year-Book. American Ser. Menasha (Wis.), 1941. Vol. 1. P. 266-293; Engreen F. E. Pope John the Eighth and the Arabs // Speculum. Camb., 1945. Vol. 20. P. 318-330; Burg A. Paus Johannes VIII en Constantinopel // Het Christelijk Oosten en Hereniging. Nijmegen, 1952/1953. Bd. 5. S. 269-278; 1953/1954. Bd. 6. S. 24-32; Floriano A. C. En torno a las bulas del papa Juan VIII en la catedral de Oviedo // Archivium: Rev. de la Facultat de filología. Oviedo, 1962. Vol. 12. P. 117-136; Hrusovsky F. The Relations of the Rulers of Great Moravia with Rome // Slovak Studies. Cleveland, 1963. Vol. 3. P. 21-77; Lohrmann D. Das Register Papst Johannes' VIII.: Neue Stud. zur Abschrift Reg. Lat. 1, zum verlorenen Originalregister u. zum Diktat der Briefe. Tüb., 1968; Ostojić I. Papinski poslanici u staroj Hrvatskoj // Bogoslovska smotra. Zagreb, 1968. Sv. 37. Br. 3/4. S. 445-468; Mayer F. Causa Methodii // Die Welt der Slaven. Münch., 1970. Bd. 15. H. 4. S. 335-360; Vlasto A. P. The Entry of Slavs into Christendom: An Introd. to the Medieval History of the Slavs. Camb., 1970; Meijer J. A. A Successful Council of Union: A Theological Analysis of the Photian Synod of 879-880. Thessal., 1975; Haugh R. Photius and the Carolingians: The Trinitarian Controversy. Belmont (Mass.), 1975; Fried J. Boso vom Vienne oder Ludwig der Stammler?: Der Kaiserkandidat Johanns VIII. // DA. 1976. Bd. 32. S. 193-208; Mordek H., Schmitz G. Papst Johannes VIII. und das Konzil von Troyes (878) // Geschichtsschreibung und geistiges Leben im Mittelalter: FS. H. Löwe / Hrsg. K. Hauck, H. Mordek. Köln, 1978. S. 179-225; Сказания о начале слав. письменности / Вступ. ст., пер., коммент.: Б. Н. Флоря. М., 1981; Dujčev I. Croazia intermediario fra la Bulgaria e Roma alla fine del secolo nono ed all'inizio del secolo decimo // Slovo. 1987. Sv. 37. S. 27-34; Arnaldi G. Natale 875: Politica, ecclesiologia, cultura del papato altomedievale. R., 1990; Tarnanidis I. Latin Opposition to the Missionary Work of Cyril and Methodius // The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow / Ed. A.-E. N. Tachiaos. Thessal., 1992. P. 49-62; Флоря Б. Н. Римская курия и запрет слав. литургии в Великой Моравии в 885 г. // Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000. С. 293-310; Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Серг. П., 2005. С. 136-154; Dorothee A. Johannes VIII.: Päpstliche Herrschaft in den karolingischen Teilreichen am Ende des 9. Jh. Fr./M., 2005; Curta F. Southeastern Europe in the Middle Ages, 500-1250. Camb., 2006. P. 139-141.
Д. В. Зайцев, А. А. Королёв
Ключевые слова:
Папы Римские Иоанн VIII († 882), папа Римский (с 872)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)