Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
Т. 23, С. 443-446 опубликовано: 23 марта 2015г.


ИОАНН

Иоанн (Снычёв), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Фотография. 90-е гг. XX в.
Иоанн (Снычёв), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Фотография. 90-е гг. XX в.

Иоанн (Снычёв), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Фотография. 90-е гг. XX в.
(Снычёв Иван Матвеевич; 9.10.1927, с. Нов. Маячка, ныне поселок Херсонской обл., Украина - 2.11.1995, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель. Из крестьянской семьи. Вскоре после его рождения родители переехали в Оренбуржье, с нач. 30-х гг. проживали в Сорочинске. В 1942 г. Иван Снычёв окончил сорочинскую 7-летнюю школу и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение; вернулся в Сорочинск. В 1943 г. стал посещать богослужения, проводившиеся свящ. Леонидом Смирновым в домовой церкви. В кон. нояб. 1944 г. призван в армию, но в апр. 1945 г. демобилизован по состоянию здоровья. Служил пономарем Петропавловского храма в г. Бузулуке при настоятеле свящ. Леониде Смирнове. В июле того же года поступил келейником к Чкаловскому (Чкаловом в 1938-1957 назывался Оренбург) и Бузулукскому еп. Мануилу (Лемешевскому; с апр. 1946 архиепископ), к-рый на протяжении мн. последующих лет был его духовным наставником.

9 авг. 1945 г. посвящен во иподиакона. 7 июня 1946 г. пострижен в рясофор с сохранением имени Иоанн. 9 июня того же года рукоположен архиеп. Мануилом во диакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора г. Чкалова, а 14 янв. 1948 г.- во иерея. В том же году «за неустанное проповедование Слова Божьего» И. был награжден набедренником. Вместе с архиеп. Мануилом объезжал отдаленные приходы, позднее сам ездил для исполнения архиерейских поручений, записывал жизнеописания исповедников и подвижников благочестия епархии, составил акафист «Пресвятой Богородице ради чудотворнаго Ея образа Табынския» (впосл. написал много богослужебных песнопений). Служил с архиеп. Мануилом до его ареста в сент. 1948 г. В янв. 1949 г. зачислен на 2-й курс Саратовской ДС, к-рую окончил в июне 1951 г. по 1-му разряду. В окт. того же года поступил в Ленинградскую ДА. Во время учебы по поручению Ленинградского и Новгородского митр. Григория (Чукова) совершал богослужения и читал проповеди в храмах Ленинградской епархии, пользовался большим уважением у клира и верующих посещаемых им приходов. Вел переписку с отбывающим срок заключения архиеп. Мануилом (Лемешевским), ездил к нему в пос. Явас (Мордовская АССР).

В июне 1955 г. окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия за соч. «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI в., до патриаршества 1589 г.». Был оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. Подготовил доклад «Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода». В нач. 1956 г., во время рождественского отпуска, помогал освобожденному из заключения архиеп. Мануилу (Лемешевскому; с февр. 1956 правящий архиерей Чебоксарской и Чувашской епархии) с переездом из Чкалова в Чебоксары, а также в составлении «Чина архиерейского отпевания».

8 окт. 1956 г. пострижен в мантию с прежним именем и по истечении срока стипендиатства определен преподавателем гомилетики, практического руководства для пастырей и сравнительного богословия в Минскую ДС, размещавшуюся в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. С окт. 1957 г. по указу Патриарха Алексия I переведен в распоряжение архиеп. Мануила, стал его личным секретарем, был назначен на должность штатного священника Введенского кафедрального собора в Чебоксарах. Помогал архиеп. Мануилу в составлении «Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)», «Топографии архиерейских кафедр РПЦ периода 1897-1959 гг.» и «Фотоальбома православных архиереев от начала Крещения Руси до 1958 г.». За участие в научной работе в марте 1959 г. Патриарх Алексий I наградил И. крестом с украшениями. С 1 сент. 1959 г. помощник инспектора и преподаватель гомилетики, сравнительного богословия и ВЗ Саратовской ДС (до ее закрытия в мае 1960). 15 сент. 1960 г. Куйбышевский архиеп. Мануил (Лемешевский; с февр. 1962 митрополит) назначил И. ключарем Покровского кафедрального собора в Куйбышеве (ныне Самара), 2 апр. 1961 г. И. возведен в сан игумена, 25 апр. 1964 г.- в сан архимандрита.

И. продолжал обработку собранных митр. Мануилом документальных материалов по истории Русской Церкви ХХ в., систематизировал сведения по составу иерархии РПЦ и топографии архиерейских кафедр. Особое внимание уделял истории отделившихся от Церкви течений в период управления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В нач. 60-х гг. И. написал работу «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия - григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история». Он подробно разбирал обстоятельства возникновения и развития основных течений, оппозиционных митр. Сергию, дал каноническую оценку действиям их наиболее известных представителей. 4 февр. 1966 г. за эту работу И. был удостоен Советом МДА степени магистра богословия. И. подготовил для митр. Мануила доклады о порядке избрания епископов, о роли Поместного Собора в управлении автокефальной Церковью, об изыскании средств для возвращения к древнему благочестию и благолепию монашеской жизни. Он постоянно выступал с проповедями и духовными наставлениями. И. написал ряд работ, посвященных изучению наследия выдающихся духовных писателей: «Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста», «Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова», «Руководство к духовной жизни: по письмам епископа Феофана [Затворника]», «Жизнь и деятельность Филарета [Дроздова], митрополита Московского».

Еп. Иоанн (Снычёв) и митр. Мануил (Лемешевский). Фотография. 1968 г.
Еп. Иоанн (Снычёв) и митр. Мануил (Лемешевский). Фотография. 1968 г.

Еп. Иоанн (Снычёв) и митр. Мануил (Лемешевский). Фотография. 1968 г.

25 нояб. 1965 г., в день увольнения на покой митр. Мануила, И. был определен епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии и временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. 12 дек. хиротонию И., состоявшуюся в Сергиевом трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В хиротонии участвовали 8 архиереев, в т. ч. митр. Мануил. 20 марта 1969 г. И. был утвержден правящим епископом Куйбышевским и Сызранским, с сент. 1972 г. также временно управлял Чебоксарской епархией. После антицерковной кампании при Н. С. Хрущёве в Куйбышевской епархии оставалось 18 действующих приходов. Первоочередной задачей И. было предотвратить дальнейшее разорение и закрытие церквей. Храмы ремонтировались и благоустраивались, нек-рые после пожара были фактически отстроены заново. И. регулярно объезжал вверенные ему епархии, совершал богослужения, собиравшие многочисленных верующих. Активность архиерея вызывала беспокойство властей. Согласно отчету по составу епископата РПЦ за 1974 г. зам. председателя Совета по делам религий В. Фурова, И. относился к группе архиереев, наименее лояльных к советской власти. 9 сент. 1976 г. И. был возведен в сан архиепископа. 14 сент. 1980 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени, 19 нояб. 1985 г.- св. Владимира 2-й степени.

И. принимал участие в Поместном Соборе РПЦ 1988 г., посвятил свое выступление вопросам духовного образования. Предложил уделять больше внимания просвещению верующих в приходах, высказался за организацию в епархиях катехизаторских курсов. Выразил озабоченность в связи с распространением среди преподавателей духовных школ неправосл. воззрений, предложил «создать своего рода цензуру, которая бы проверяла преподавателей и профессоров с точки зрения их православного направления». 11 февр. 1988 г. по совокупности богословских и церковно-исторических трудов и прочитанных в Ленинградской ДА лекций по новейшей церковной истории И. была присуждена степень доктора церковной истории. В кон. 80-х гг. гос. политика по отношению к РПЦ смягчилась и в Куйбышевской епархии было основано ок. 20 новых приходов; появилась возможность добиваться возвращения православным еще 54 храмовых зданий, начать реставрацию церквей в 15 районах Куйбышевской обл. Было возобновлено издание газ. «Епархиальные ведомости», открывались богадельни, благотворительные столовые и воскресные школы. И. возглавил общественное движение за возвращение г. Куйбышеву исторического названия - Самара.

20 июля 1990 г., после избрания Ленинградского митр. Алексия (Ридигера; см. Алексий II) Патриархом Московским и всея Руси, И. был назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода РПЦ. 9 авг. в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда состоялись интронизация И. и его 1-я встреча с паствой. 7 сент. 1991 г., после возвращения городу исторического названия, И. стал титуловаться митрополитом С.-Петербургским и Ладожским. Возглавлял Богослужебную комиссию Свящ. Синода, участвовал в работе Комиссии по канонизации святых. За годы архиерейского служения И. в С.-Петербургской епархии общее число действующих храмов выросло почти в 3 раза, возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах, в церквах святых Симеона и Анны, св. Пантелеимона, Благовещения и др. И. много сделал для возрождения Валаамского мон-ря, были открыты Коневский Рождество-Богородицкий, Зеленецкий Свято-Троицкий, тихвинский Успенский, Введено-Оятский мон-ри и Свято-Троицкая Сергиева пуст. в пос. Стрельна. К кон. 1995 г. в С.-Петербургской епархии существовало 226 приходов и 7 мон-рей, служили 284 священника и 123 диакона. И. рукоположил в епархии более 200 иереев и диаконов (всего за 25 лет архиерейского служения - 445 священников и диаконов). Было воссоздано епархиальное ДУ, основаны епархиальные курсы катехизации для учителей и медицинских работников, возродилась традиция крестных ходов по Невскому проспекту. Началось издание «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей», газет «Православный Санкт-Петербург», «Соборная весть», «Горница», «Правило веры», «Чадушки», «Собеседник православных христиан», «Архангельский глас» и др. В 1994 г. И. благословил основание изд-ва «Православная Русь».

За каждым богослужением И. проповедовал, регулярно встречался с горожанами на вероучительных беседах, выступал в телепрограмме «Храм», радиопередаче «Колокола», на страницах многочисленных периодических изданий. С 1992 г. И. получил широкую общественную известность как автор многочисленных церковно-исторических и историософских работ, в к-рых писал о причинах и путях выхода из поразившего страну духовного кризиса. Наиважнейшими моментами в этом процессе И. считал восстановление духовной памяти, возрождение национально-религ. самосознания, обращение народа к правосл. Церкви как к «древнейшему хранилищу живой веры и нравственной чистоты». И. вел строгий аскетический образ жизни. Был прост, добросердечен и мягок в общении, всегда вникал в заботы обращавшихся к нему людей. Имел много духовных детей; духовные наставления И. верующие передавали друг другу, они публиковались в газетах и журналах, были изданы отдельными книгами.

Отпевание И. после кончины было совершено сонмом священнослужителей во главе с митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, священноархимандритом которой являлся И. Погребен в братской части Никольского кладбища лавры. В Самаре ежегодно 9 окт. в память об И. проводятся Иоанновские чтения с участием церковной и светской общественности (научной, педагогической, медицинской и т. д.), издаются сборники статей участников.

Соч.: Преосвященный Мануил, архиеп. Куйбышевский и Сызранский (к 50-летию служения в священном сане) // ЖМП. 1961. № 11. С. 45-47; Топография архиерейских кафедр РПЦ периода с 1893 по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963. Ркп.; Мат-лы по иосифлянскому расколу / МДА. Б. м., б. г. Ркп.; Митр. Мануил (Лемешевский), б. Куйбышевский: Некролог // ЖМП. 1968. № 10. С. 13-16; «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...» // Там же. 1971. № 2. С. 42-43; Архиеп. Чебоксарский и Чувашский Вениамин (Новицкий): Некролог // Там же. 1977. № 1. С. 18-21; Слово в Неделю о мытаре и фарисее // Там же. 1983. № 2. С. 54-55; Свет пришел в мир // Там же. 1983. № 7. С. 22-23; Жизнь и труды Высокопреосв. митр. Мануила // Там же. 1988. № 4. С. 20-25; История РПЦ периода 1917-1944 гг. // Вестн. ЛДА. Л., 1990. № 1. С. 5-17; Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии [при вступлении на Ленинградскую кафедру] // Там же. № 2. С. 3-8; Церковные деятели РПЦ 20-30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г. // Там же. С. 9-35; Оптинский иеромонах Никон (Беляев) // Там же. 1990. № 3. С. 3-30; Состояние РПЦ при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества // ХЧ. 1991. № 3. С. 4-29; Расколы // Там же. № 6. С. 8-49; Проповеди, 1962-1984: Сб. поучений о человеческом грехе и его сущности. СПб., 1992; Битва за Россию. Саратов, 1993; Будь верен до смерти: (Православие и современность). М., 1993; Митр. Мануил (Лемешевский): Биогр. очерк. СПб., 1993; Пути рус. возрождения: (Национально-православный взгляд). М., 1993; Творением добра и правды. М., 1993; Уберечь Россию! СПб., 1993; Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х гг. ХХ столетия - григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и др., их особенность и история. Сортавала, 1993. Самара, 1997; Голос вечности: Проповеди и поучения. СПб., 19943; Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. Самара, 1997; О спасении души // ЖМП. 1994. № 6. С. 2-3; Любящий добродетель: Духовно-нравственный облик свт. Филарета. СПб., 1995; Проповеди о гордости, смирении, терпении и послушании. СПб., 1995; Проповеди об очищении, врачевании и спасении души. СПб., 1995; О грехе пьянства и о традиции избавления от него в РПЦ. СПб., 1995; Русь соборная. Очерки христ. государственности. СПб., 1995; О врачевании души // ЖМП. 1995. № 12. С. 60-61; Против ересей и сект. О Церкви Христовой // Там же. 1996. № 3. С. 48-52; Акафист покаянный, составленный на основании Великого канона Андрея Критского. Благочестивые размышления кающегося грешника пред таинством св. исповеди. Чебоксары, [1996]. М., 2007; Одоление смуты: Слово к Русскому Народу. СПб., 1996; Путь к спасению: (Православие и современность). Самара, 1996; Духовные беседы. Самара, 1997; Духовные крупицы из творений свт. Иоанна Златоуста. Самара, 1997; Жизнь и служение митр. Мануила: Биогр. очерк. Самара, 1997; Ключи разумения еп. Феофана. Самара, 1997. 2 кн.; Стояние в вере: Очерки церк. смуты [20-30-е гг. ХХ в.]. СПб., 19972; Дай мне твое сердце: Письма духовным чадам. СПб., 1998; Наука смирения: Письма монашествующим. СПб., 1998; Пою Богу моему: Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи. СПб., 1998; Время приобретения: Письма духовной дочери. СПб., 1999; Быть русским. М., 2002; Сщмч. Иларион, архиеп. Верейский: Житие и свидетельство к церк. прославлению. М., 20023; Духовно-нравственный облик рус. архиерея. СПб., 2003; Ключ к отечнику свт. Игнатия Брянчанинова. СПб., 2003; Русский узел: Статьи, беседы, обращения. СПб., 20062; Самодержавие духа. Очерки рус. самосознания. СПб., 20074; Посох духовный: Выбранные места из трудов архипастыря. СПб., 20092; Русская симфония: Очерки рус. историософии. СПб., 20093.
Арх.: Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 4. П. 11.
Лит.: Наречение и хиротония архим. Иоанна (Снычева) во епископа Сызранского // ЖМП. 1966. № 2. С. 7-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 330-332; Из жизни епархий // ЖМП. 1968. № 1. С. 25; 1976. № 4. С. 23-24; 1977. № 6. С. 16-17; Поместный Собор РПЦ, 6-9 июня 1988 г.: Мат-лы. М., 1990. С. 416-417; Определения Свящ. Синода [о замещении Ленинградской кафедры] // ЖМП. 1990. № 10. С. 4; Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн // Там же. 1991. № 1. С. 22; Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: Некролог // С.-Петербургские ЕВ. 1995. Вып. 15. С. 3-6; Кончина митр. Иоанна Снычева // ХЧ. 1995. № 10. С. 81-82; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Соболезнование [в связи с кончиной митр. С.-Петербургского и Ладожского Иоанна] // ЖМП. 1995. № 11. С. 55; Ювеналий (Поярков), митр. Слово, произнесенное по окончании всенощного бдения в Троицком соборе Александро-Невской лавры, 4 нояб. 1995 г. Слово перед отпеванием Высокопреосв. Иоанна, митр. С.-Петербургского и Ладожского, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, 5 нояб. 1995 г. // Там же. С. 55-56; Тростников В. Памяти Владыки // Там же. С. 57-59; Печерский А. Наша печаль светла... // Там же. С. 60; Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1995. С. 282-283; Пастырь добрый: Венок на могилу митр. Иоанна / Сост.: К. Душенов. СПб., 1996; Поминайте наставников ваших: Воспоминания духовных чад: Памяти митр. Иоанна. СПб., 1997; История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней / Сост.: М. Б. Данилушкин и др. СПб., 1997. Т. 1. С. 299-300; Цыпин. История РЦ. С. 416, 442, 470, 492-493, 503, 533, 534, 660-662; Коняев Н. М. Обличенный в оружие света: Жизнеописание, подвиги и духовные наставления митр. Иоанна. М., 2002; он же. Митр. Иоанн: Докум. повествование о жизненном пути, деяниях и посмертных чудесах Высокопреосв. Иоанна, митр. С.-Петербургского и Ладожского. М., 2005; он же. Ангел Церкви: Докум. повествование о жизненном пути, деяниях и посмертных чудесах Высокопреосв. Иоанна, митр. С.-Петербургского и Ладожского. СПб., 2009; Был человек от Бога: Жизнеописание митр. С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), переданное очевидцами и им самим. СПб., 2005; Владыка / Сост.: А. Г. Раков. СПб., 2005; Куликовская-Романова О. Н. Живая душа: Встречи с приснопамятным митр. С.-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым). СПб., 2006; Русские святые и подвижники Православия: Ист. энциклопедия / Сост.: О. А. Платонов. М., 2010. С. 387-391.
М. В. Шкаровский
Ключевые слова:
Историки Церкви русские Митрополиты Русской Православной Церкви Духовные писатели русские Иоанн (Снычёв Иван Матвеевич; 1927-1995), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель
См.также:
ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк
ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф
ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель
ИЛАРИОН (Алфеев Григорий Валериевич; род. 1966), митр. Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель ОВЦС Московского Патриархата
ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог
ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог
ИОАНН (Маслов Иван Сергеевич; 1932-1991), схиархим., духовный писатель, церковный историк
ИОНА (Думин; † после 1607), бывш. митр. Ростовский и Ярославский, книжник