Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
Т. 23, С. 440-441 опубликовано: 20 марта 2015г.


ИОАНН

Иоанн (Раич), архим. Литография. Нач. XIX в. (ГИМ)
Иоанн (Раич), архим. Литография. Нач. XIX в. (ГИМ)

Иоанн (Раич), архим. Литография. Нач. XIX в. (ГИМ)
[серб. Jован] (Раич) (11.11.1726, Сремски-Карловци, Сербия - 11.12.1801, мон-рь Ковиль, там же), архим., богослов, историк и поэт. В 6 лет пошел в «славянскую школу» в г. Сремски-Карловци, в к-рой преподавал прибывший из России по приглашению Карловацкого митр. Викентия (Йовановича) Эммануил Козачинский. Затем обучался в гимназиях в Комароме и Шопроне (Венгрия). Летом 1753 г. из Шопрона направился пешком в Киев, где, согласно аттестату, с 26 сент. 1753 по 21 мая 1756 г. изучал богословие и был «меж первейшими учениками признан». После окончания учебы ок. полугода провел в Москве и затем вернулся на родину. В 1757 г. вновь приехал в Киев, откуда отправился в паломничество по св. местам: посетил К-поль и Св. Гору (путешествие описал в кн. «Мореплавание Ивана Раича»). По возвращении домой в 1759 г. получил место преподавателя сначала в богословско-учительской школе в Сремски-Карловци, затем в 1764 г. в богословском уч-ще в г. Нови-Сад. 12 мая 1772 г. принял монашество и с июня того же года до смерти оставался архимандритом мон-ря Ковиль.

По свидетельству современников, И. спал по 5-6 часов в день, 2-3 часа молился и ежедневно 15-16 часов читал и писал. Полученное в России образование позволило ему стать известным серб. богословом. Он писал полемические богословские трактаты, церковные поучения, составлял обрядовые книги, занимался историей христианства. Им были написаны «Малый катехизис» (Вена, 1776), «Великий синодальный катехизис» (Сремски-Карловци, 1904), «Камень веры», «Теологическое тело», «Слово о грешном человеке» (Венеция, 1764) и др. произведения. Его называли серб. Златоустом, а он видел свою задачу в том, чтобы прежде всего защищать сербов от унии, навязываемой Габсбургской монархией. Большинство его церковных сочинений основаны на трудах известных русских богословов или являлись их переводами: напр., он перевел «Священную историю» митр. Московского Платона (Левшина) (Свещенна исторije ради малолетне дечице краткима вопросама и oтветама сочинена у Москви 1782 лета. Будим, 1809). По свидетельству митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича), И. не прельщала церковная карьера и он 15 раз отказывался от поставления в сан епископа.

Главным трудом И. стала 1-я фундаментальная история сербов и «остальных храбрых славянских народов» (История разных славянских народов, наипаче Болгар, Хорватов и Сербов. Виена, 1794. Књ. 1-3; 1795. Књ. 4; Будим, 18232. Књ. 1-4; Краљево, 2002. Књ. 1-4), над которой он работал в течение 10 лет после возвращения из России. «История...» написана на основе трудов визант., лат. и др. иностранных историков, «Славяно-сербских хроник» Георгия Бранковича, соч. «Славянское царство» далматинского историка М. Орбини, с к-рым автор познакомился по рус. переводу 1722 г., и собственных архивных изысканий. Над законченной в 1768 г. рукописью И. продолжал работать до издания произведения в 1794-1795 гг. в Вене, в серб. типографии С. Новаковича. Первый том «Истории...» в 1795 г. был также напечатан в С.-Петербурге, однако издание не было продолжено по цензурным соображениям. В предисловии к сочинению И. с сожалением замечает, что все народы имеют славную историю и только сербы забыты и презираемы, и если в каких-то книгах и есть упоминания о сербах, то чаще всего неприязненные, сопровождаемые клеветой; их авторы выдают слав. храбрость за варварство, добродетели славян за пороки, а их славные дела замалчивают. В своей книге И. хотел показать соотечественникам величие серб. истории, пробудить у них патриотические чувства и «приумножить славу всех славян». Выход в свет «Истории...» стал возможен благодаря протекции митр. Стефана (Стратимировича) и содействию рус. послов при австр. дворе кн. Д. М. Голицына и гр. А. К. Разумовского. По просьбе писателя неск. экземпляров митр. Стефан отправил в Россию. За свой подвижнический труд И. был награжден имп. Екатериной II большой золотой медалью с образом царицы; через рус. посольство в Вене ему было передано 100 голл. червонцев от императрицы.

И.- автор лит. произведений, в т. ч. аллегорической поэмы «Бой змея с орлами» (1791) (Боj змаjа са орлови / Приред.: М. Д. Стефановић. Београд, 2008), воспевающей борьбу христиан с турками, он сделал авторский перевод драмы Э. Козачинского «Царь Урош» (Трагедиjа сиречь Печалная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V и о падении сербского царства. Будим, 1798) и др.

Соч.: Тумачење Откривења Jована Богослова. [Б. м.], 1752; Правила монашескаjа. [Б. м.], 1779; Прибавленiе содержащее важная письменная доказательства к изясненiю исторiи слав. народов. Виена, [1795]; Безпристрастнаjа историческаjа повест jако о раздељениjи восточниjа и западниjа церквеj. Сомбор, 1816; Мореплавание Ивана Раича // Сербский летопис. Будим, 1834. Год. 7. Књ. 24. С. 54-62; Историjа катихизма православних Србаља у цесарским државама. Панчево, 1884; Четири молитве / Приређ.: М. Лесковац // ГлИДНС. 1936. Год. 9. Књ. 24. С. 185-186; Проповеди Jована Раjића воjницима / Додат. текст: Д. Кириловић // ЗбМСКJ. 1955. Год. 3. Књ. 3. С. 164-167; Мали катихизис / Уред.: В. Вукашиновић. Краљево, 2009.
Лит.: Стратимировић С. Черте жизни Iоанна Раича архимандрита // Новый сербский летопис. Пешт, 1840. Год. 14. Књ. 50. С. 50-58; Старине из живота наше цркве, школе и народа: Живот Jована Раића // Беседа. 1868. Бр. 1. С. 7-8; Бр. 2. С. 15-16; Бр. 3. С. 23; Руварац Д. Архим. Jован Раjић: 1726-1801. Сремски Карловци, 1901; он же. Архим. Jована Раjића «Историjа катихизма» // Архив за историjу Српске правосл. карловачке митрополиjе. Сремски Карловци, 1912. Год. 2. Бр. 15/16. С. 225-240; Бр. 17/18. С. 257-272; Бр. 19/20. С. 289-310; Ивић А. Прилози за биографиjу Jована Раjића // ЛетМС. 1909. Год. 85. Књ. 256. Св. 4. С. 51-60; Костић М. О петроградском и будимском издању Раjићеве Историjе // ГлИДНС. 1933. Год. 6. Књ. 3(16). С. 374-378; Радонић J. Jован Раjић (1726-1801) // ЛетМС. 1935. Год. 109. Књ. 342. Св. 2. С. 137-148; Радоjчић Н. Српски историчар Jован Раjић. Београд, 1952; Кириловић Д. Нови прилози проучавању Jована Раjића // ПКJИФ. 1956. Књ. 22. Св. 3/4. С. 193-207; Веселиновић Р. Српска историографиjа у XVIII в. // ЗбМСД. 1964. Св. 38. С. 15, 17, 19-22; Самарџић Р. Писци српске историjе. Београд, 1976. Књ. 1. С. 29-76; Jован Раjић - живот и дело / Уред.: М. Фраjнд; библиогр.: С. Воjновић. Београд, 1997; Ћирковић С. Раjић Jован // Енциклопедиjа српске историографиjе. Београд, 1997. С. 612-614; Jован Раjић - историчар, песник и црквени великодостоjник: Зб. радова науч. скупа (Нови Сад, 4-5. октобар 2001). Нови Сад, 2002.
Ю. В. Костяшов
Ключевые слова:
Богословы сербские Историки сербские Архимандриты Сербской Православной Церкви Иоанн (Раич; 1726-1801), архимандрит, богослов, историк и поэт
См.также:
ИЛАРИОН (Руварац Йован; 1832 - 1905), архим., ректор Карловацкой ДА, сербский историк, акад.
АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель
АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; род. в 1938), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик
БОГДАНОВИЧ Димитрий (1930–1986), серб. археограф, историк, литературовед-медиевист
ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов
ГРУИЧ Радослав (1878 - 1955), прот., серб. историк
ДАНИИЛ (Крстич; 1927 - 2002), еп. Будимский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов
ЕРОТИЧ Владета (1924-2018), психолог, правосл. богослов