Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
Т. 23, С. 417-418 опубликовано: 17 марта 2015г.


ИОАНН

Иоанн (Левицкий), еп. Ейский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)
Иоанн (Левицкий), еп. Ейский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)

Иоанн (Левицкий), еп. Ейский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)
(Левицкий Иоанникий; 7.01.1857, Киевская губ.- после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества. Из семьи псаломщика. В 1880 г. окончил Киевскую ДС, 21 мая 1881 г. рукоположен во иерея. В 1889 г. поступил в КДА. 18 июня 1892 г. во время учебы принял монашеский постриг с именем Иоанн. В 1893 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В том же году был назначен смотрителем ДУ в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре. С 1895 г. инспектор Олонецкой ДС, в 1896 г. перемещен на ту же должность в Саратовскую ДС. 29 нояб. 1900 г. назначен ректором Астраханской ДС, был возведен в сан архимандрита. Публиковался в «Астраханских ЕВ». С 1907 г. состоял членом распорядительного комитета Астраханского Русского Патриотического об-ва, занимавшегося культурно-благотворительной деятельностью.

25 дек. 1907 г. Святейший Синод принял решение об учреждении в Ставропольской епархии Ейского викариатства с пребыванием епископа в Екатеринодаре и определил И. викарным архиереем. 3 февр. 1908 г. хиротонисан во епископа Ейского. На И. также было возложено управление Екатерино-Лебяжской Николаевской муж. пуст. При И. было закончено строительство в Екатеринодаре кафедрального Свято-Екатерининского собора. В окт. 1916 г. вик-ство было переименовано в Кубанское и Екатеринодарское. И., как Кубанский викарный епископ, получил особые полномочия, при нем была организована канцелярия.

Поддержал Февральскую революцию 1917 г., 12 марта обратился с телеграммами к Временному правительству, в к-рых сообщал, что «молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины» и «выражает свою радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной Церкви и духовенства». При открытии 13 апр. Чрезвычайного съезда делегатов духовенства Кубанской епископии И. сказал: «Теперь народ-богатырь сбросил с себя оковы рабства, и Церковь вздохнула свободнее. Как узник, освобожденный из темницы, чувствует себя на верху счастья, так и Церковь в лице верных чад своих не может не радоваться своему освобождению от тех стеснений, которые давили самоопределяющуюся ее жизнедеятельность. Только свободная Церковь в свободном государстве может свободно служить народному благу» (Рос. духовенство. 2006. С. 69).

26 апр. 1919 г. в архиерейских покоях И. в Екатеринодаре состоялось архиерейское совещание, принявшее решение о созыве обл. церковного Собора и организации органа временной высшей церковной власти. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном Русском Церковном Соборе в Ставрополе, на к-ром было признано необходимым выделение Кубанского вик-ства из состава Ставропольской епархии. 18 июня 1919 г. решением Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) была образована самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия. И. стал ее правящим архиереем.

Осенью 1919 г. по решению ВВЦУ ЮВР архиеп. Евлогий (Георгиевский; впосл. митрополит) провел в Кубанской епархии ревизию. По словам архиеп. Евлогия, «Преосвященный Иоанн, слабый и беспомощный человек, в столь трудное и бурное революционное время наладить управление своей епархии не сумел. В епархиальных делах был хаос, в консистории с ним мало считались... Развал в управлении епархией дошел до крайнего предела». По воспоминаниям протопресв. Г. И. Шавельского, И. был добрый и благочестивый, но неспособный к активной деятельности человек, целиком полагавшийся на своего секретаря: «При таком управлении жизнь в епархии шла сама собой, двигаясь по инерции, как попало». По словам Шавельского, первоначально И. предлагали перевод на одно из вик-ств Киевской епархии, но он отказался и согласился уйти на покой, став настоятелем Кавказского Воскресенского муж. мон-ря близ г. Святой Крест (ныне Будённовск). В дек. 1919 г. решением ВВЦУ ЮВР И. был отстранен от должности правящего архиерея и отправлен на покой. Увольнение И. с екатеринодарской кафедры, возможно, имело причинами не только его личные недостатки как правящего архиерея, но и конфликт между поддерживаемым ВВЦУ ЮВР ген. А. И. Деникиным и краевыми кубанскими властями, к-рым покровительствовал смещенный епископ. Шавельский упоминает, что после решения об увольнении И. его продолжали поминать в храмах Кубани как правящего архиерея.

К сент. 1921 г. после неск. обращений приходов о возвращении И. к управлению епархией Патриарх св. Тихон утвердил его епископом Кубанским и Краснодарским. В кон. того же года И. был возведен в сан архиепископа. В епархии были образованы Ейское и Армавирское вик-ства. В 1922 г. И. поддержал и благословил декрет об изъятии церковных ценностей. В мае того же года присоединился к обновленчеству, признав Высшее церковное управление (ВЦУ), после чего его викарий Ейский еп. Евсевий (Рождественский) объявил, что И. впал в раскол и отстраняется от управления епархией. 29 окт. 1922 г. И. вошел в состав обновленческого ВЦУ. В апр. 1923 г. участвовал в качестве свидетеля обвинения в судебном процессе над еп. Евсевием в Краснодаре. По замечанию протопр. М. Польского, «к чести покойного архиепископа он ничего не показал против епископа Евсевия, и в устроенном им поединке он чувствовал себя видимо смущенно и не находил, что отвечать епископу на его спокойные вопросы, касавшиеся причин их разделения» (Польский. Ч. 2. С. 110, 111). В мае того же года И. принял участие в обновленческом «поместном соборе», поставил подпись под постановлением о лишении свт. Тихона Патриаршества и духовного сана. В июле того же года отправлен обновленческим синодом на покой. Упомянут как пребывающий на покое в 1926 г. Сведений о дальнейшей жизни и времени смерти не имеется.

Соч.: Слово в день Св. Духа. Астрахань, [1902]; Слово в Великий пяток: Произнесено в Астраханском кафедр. соборе. Астрахань, [1902]; Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благочестивейшего государя имп. Николая Александровича: Произнесено в Астраханском Троицком соборе 6 дек. 1903 г. Астрахань, [1903]; Речь при наречении во епископа // ПрибЦвед. 1908. № 6. С. 289.
Арх.: Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 35.
Лит.: Польский. Ч. 2. С. 110-111; Шавельский Г. И., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. Н.-Й., 1954. Т. 2. С. 340, 342; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 308; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. / Излож.: Т. И. Манухина. М., 1994. С. 321; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 127, 154, 180, 280; Цыпин. История РЦ. С. 62, 74; «Обновленческий» раскол. С. 772, 773; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. / Сост., автор предисл., коммент.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 69, 151; Крячко Н., свящ. Учреждение Временного Высшего церк. управления на Юго-Востоке России в 1919 г. // ВЦИ. 2008. № 1(9). С. 5-55.
Д. Н. Никитин
Ключевые слова:
Обновленцы Иоанн (Левицкий Иоанникий; 1857 - после 1926), архиепископ бывший Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества
См.также:
АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе
АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий "митр. Костромской"
АНТОНИН (Грановский; 1865-1927), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола
БЕЛКОВ Евгений Христофорович (1882-1930), свящ., деятель обновленчества