Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
Т. 23, С. 315-316 опубликовано: 26 февраля 2015г.


ИОАНН

мч. (пам. 9 июля), «персидский царь», упомянут в Житии свт. Феодора Эдесского (IX в.). Согласно греч. версии Жития (BHG, N 1744), свт. Феодор Эдесский покинул из-за притеснения со стороны еретиков (манихеев, несториан, монофизитов) свою кафедру и отправился для разрешения конфликта в Багдад («Вавилон»). Там он был представлен царю Мавии (Μαυΐας), который был тогда серьезно болен, и исцелил его. В благодарность царь распорядился о возвращении церковного имущества православным Эдессы и об изгнании из города еретиков, если те не примут Православие. Во время личных встреч свт. Феодор убедил правителя в истинности христианства и после катехизации крестил его с именем Иоанн в р. Тигр вместе с 3 слугами-аланами. Восприемником был племянник и спутник Феодора Василий, впосл. еп. Эмесский и автор Жития. И. пожелал иметь у себя частицу Животворящего Креста и отправил через свт. Феодора письмо с просьбой об этом в К-поль. Имп. Михаил III (842-867) и имп. св. Феодора (842-856) передали И. ковчежец с частицей мощей и ответное письмо. Исполнив поручение, свт. Феодор в присутствии И. провел в Багдаде с иудеями офиц. диспут о вере, завершившийся победой христиан. После отъезда свт. Феодора И. получил откровение о своей скорой смерти. Он попросил священников отслужить во дворце литургию, затем собрал народ и объявил себя христианином, за что был растерзан толпой (30, по др. версии, 13 мая). Останки И. были погребены в храме, от них совершалось множество чудес. И. дважды являлся свт. Феодору: сразу после смерти и 3 года спустя - и во 2-й раз предсказал святителю кончину.

Наиболее близким к греч. форме имени Мавия является араб. имя Муавия, однако халифы с таким именем правили лишь в VII в. Возможно, по этой причине в арабской версии Жития вместо Мавии фигурирует халиф аль-Мамун (813-833), популярный в арабо-христ. лит-ре (см.: Swanson M. N. The Christian al-Ma'mu n Tradition // Christians at the Heart of Islamic Rule / Ed. D. Thomas. Leiden; Boston, 2003. P. 63-92). А. А. Васильев первоначально (ЖМНП. 1893. Ч. 286. Март. С. 209-210) предположил, что историческим прототипом И. мог быть Аббас, сын халифа аль-Мамуна, казненный своим дядей халифом аль-Мутасимом (833-842) за попытку захватить власть и за связи с Византией (согласно арм. версии «Хроники» Михаила Сирийца, Аббас принял христианство). Впосл. Васильев отказался от этой гипотезы и поддержал мнение большинства ученых (Х. М. Лопарёв, Н. Бонвеч), видевших возможный прототип И. в аль-Мувайяде, сыне халифа аль-Мутаваккиля и современнике свт. Феодора (тайно убит своим братом аль-Мутаззом 8 авг. 866). С др. стороны, ряд исследователей (М. Свансон, С. Гриффит) считают Житие свт. Феодора Эдесского «агиографическим романом», а историю обращения И.- повествованием исключительно назидательного характера, лишенным исторической основы.

Почитание И., не зафиксированное в греч. и вост. источниках, нашло, однако, отражение в рус. минологических памятниках, вероятно благодаря широкому распространению на Руси Жития свт. Феодора Эдесского. В рус. святцах XVI-XVII вв. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207) и в совр. русской Минее под 9 июля указана память не только свт. Феодора, как в ВМЧ и в совр. календаре РПЦ, но и святых, упоминаемых в его Житии, в т. ч. И.; отдельно И. упоминается в рус. списке Иерусалимского Типикона (ГИМ. Син. № 336, 1548 г.) и в нек-рых святцах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130, 132) под 3 и 4 мая. Обращение И. в христианство отмечено в Воскресенской летописи (нач. 40-х гг. XVI в.; ПСРЛ. Т. 7. С. 250), Хронографе западнорус. редакции (нач. 2-й пол. XVI в.; ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 152), в качестве приписки в Житии кн. равноап. Ольги (РНБ. Погод. № 744; кон. XVI - нач. XVII в.).

В совр. рус. Минее содержится тропарь И. 6-го гласа «Иже ко Христу верою...» и кондак 6-го гласа «Звезда светлая явился еси...» (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 506-507). И. также упоминается в тексте тропарей и кондаков свт. Феодору Эдесскому (Там же. С. 502-503).

Ист.: Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского / Изд.: И. С. Помяловский. СПб., 1892. С. 72-116.
Лит.: Лопарев Х. М. Византийские жития святых VIII-IX веков // ВВ. 1912. Т. 19. С. 52-60, 62-64; Bonwetsch N. Die Vita des Theodor, Erzbischofs von Edessa // BNJ. 1921. Bd. 2. S. 285-290; Vasiliev A. A. The Life of St. Theodore of Edessa // Byz. 1942/1943. Vol. 16. P. 165-225; Abel A. La portée apologétique de la «Vie» de st. Théodore d'Edesse // Bsl. 1949. Vol. 10. P. 229-240; Малахов С. Н. Малоизвестное свидетельство об аланах в житии Феодора Эдесского // Аланы: Западная Европа и Византия / Отв. ред.: В. Х. Тменов. Владикавказ, 1992. С. 135-148; Griffith S. H. The Life of Theodore of Edessa: History, Hagiography, and Religious Apologetics in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present / Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 147-169.
С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иоанн, мч. (пам. 9 июля)
См.также:
АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)